Мой педагогический опыт работы

Обобщение педагогического опытапедагога-психологаМОУ «Средняя общеобразовательная школас углубленным изучением отдельных предметов №30»Зазулиной Юлии АлександровныРазвитие одаренных учащихся 3-4-х классов по авторской программе «Юный гений»Актуальность и перспективность опытаСегодня проблема обучения и развития одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные спосо...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Обобщение педагогического опыта

педагога-психолога

МОУ «Средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов №30»

Зазулиной Юлии Александровны



Развитие одаренных учащихся 3-4-х классов по авторской программе «Юный гений»


Мой педагогический опыт работы
















Саранск 2015

Актуальность и перспективность опыта

Сегодня проблема обучения и развития одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний. Среди целей и задач образовательной политики общества наиболее важной является использование интеллектуального потенциала личности, разработка стратегии интенсивного приобретения знаний. В этих условиях наблюдается возрастающий интерес отечественной науки и практики к различным видам работы с одаренными детьми.

Тема данного педагогического опыта является актуальной, поскольку существенная роль в выявлении и развитии одаренности учащихся отводится специалистам психологической службы образовательного учреждения. Взаимодействуя со всем педагогическим коллективом, они призваны обеспечить необходимые условия для умственного и личностного развития, укрепления и охраны психического здоровья детей, оказания психологической помощи одаренным детям в профессиональном и личностном самоопределении, адаптации к жизни в обществе.

Значимость нашей работы с детьми, имеющими признаки одаренности, заключается в создании благоприятных условий для развития интеллектуальных и личностных способностей учащихся, а также в оказании помощи учителям во взаимодействии с данной категорией детей.

В рамках проведения развивающей работы с детьми нами разработана программа для учащихся 3-4-х классов «Юный гений».

Целью нашей работы является выявление и разностороннее развитие учащихся 3-4-х классов, имеющих признаки одаренности.

Достижение данной цели реализуется посредством решения следующих задач:

  1. изучение индивидуальных особенностей развития одарённых и высоко мотивированных учащихся;

  2. развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  3. помощь в решении личностных проблем и проблем социализации;

  4. предупреждение изоляции одаренных детей в классном коллективе; обучение конструктивным формам общения со сверстниками и взрослыми;

  5. развитие эмоциональной устойчивости, формирование навыков саморегуляции, преодоления стресса, поведения в экстремальных ситуациях (конкурсах, олимпиадах, экзаменах);

  6. охрана и укрепление физического и психологического здоровья, профилактика возникновения неврозов и дезадаптационных форм поведения.

Теоретическая база опыта.

При разработке теоретических основ программы в качестве исходных были использованы следующие концептуальные положения:

  1. Концепция «возрастной одаренности» (Н.С.Лейтес), согласно которой необычные возможности ребенка на том или ином возрастном этапе еще не означают сохранение этого уровня и своеобразие его возможностей в последующие и более зрелые годы. Наиболее продуктивен педагогический путь, согласно которому одаренность в младшем школьном возрасте рассматривается и развивается как некая общая, универсальная способность.

  2. Подход к одаренности как проявлению творческого потенциала человека (А.М.Матюшкин), согласно которому одаренность понимается как высокий уровень творческого потенциала, выражающийся прежде всего в высокой познавательной и исследовательской активности.

  3. Динамическая теория одаренности (Ю.Д.Бабаева), в которой акцентируется внимание на понимании одаренности как развивающегося свойства целостной личности.

Технология опыта.

Развивающие занятия ведутся с учетом возрастных особенностей детей. Программа «Юный гений» состоит из двух частей: для учащихся 3-х классов (34 часа) и 4-х классов (34 часа), реализуется в рамках внеурочной деятельности учащихся. Работа проводится в группах по 10-12 человек

На установочном этапе программы проводится выявление учащихся с признаками одаренности, формируются учебные группы. При этом учитываются сведения о высоких успехах в какой-либо деятельности ребенка от родителей и педагогов. Используются также результаты групповых тестирований, анализ школьной успеваемости и мониторинг развития универсальных учебных действий. Это позволяет очертить круг детей, с которыми будут вестись развивающие занятия по программе.

Далее организуется изучение интересов и склонностей этих учащихся, а также особенностей их интеллектуального и личностного развития. Полученные данные предоставляют возможность строить занятия в соответствии с интересами и уровнем развития детей.

Главными направлениями по работе с одаренными детьми является индивидуальный подход и работа в группах, созданных на основе отбора по уровню знаний и способностей.

В основе нашей работы лежит компетентностный и личностный подход. На занятиях широко применяются игровые технологии, технология проблемного обучения, здоровьесберегающие технологии, эвристические технологии, арт-технологии.

Содержание программы формировалось в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей. Таким образом, каждому ребенку предоставляется возможность в соответствии со своими интересами и возможностями выбрать свой образовательный маршрут.

Параллельно с развивающей деятельностью проходит воспитательный процесс, задачами которого являются:

- создание дружного коллектива;

- взаимодействие между детьми, педагогом и родителями.


Содержание развивающей программы для 3-х классов «Юный гений»


№ п/п

Тематические разделы

Содержание

1

Диагностические занятия

Изучение основных интересов и склонностей одаренных детей. Диагностика уровня их умственного и коммуникативного развития. Изучение уровня воспитанности и самостоятельности учащихся. Итоговая диагностика уровня развития познавательных процессов и личностных качеств по результатам проведенного курса.

2

Самопознание и общение

Развитие навыков самоанализа и самоконтроля, формирование адекватной самооценки. Развитие эмоциональной сферы учащихся и способностей свободного выступления на публике.

Формирование сплоченной рабочей группы, развитие у детей навыков бесконфликтного общения, а также обучение способам конструктивного взаимодействия с людьми.

3

Здоровье

Расширение знаний и представлений учащихся об устройстве человеческого организма, о здоровом образе жизни. Воспитание бережного отношения к своему и чужому здоровью. Подготовка и защита проектов о здоровом образе жизни.

4

Интеллект

Развитие наглядно-образного, вербально-логического, творческого мышления. Овладение способами решения разных видов задач. Решение ребусов, головоломок, друдлов, загадок. Обучение процессу самостоятельного составления загадок.

Актуализация знаний по русскому языку в процессе решения речевых задач. Поиск речевых ошибок, групповое составление текстов, игры со словами, словотворчество, шарады, анаграммы. Развитие артикуляционного аппарата.

Расширение кругозора и представлений учащихся об окружающем мире.

5

Увлекательные эксперименты и творчество

Демонстрация интересных научных экспериментов и опытов, формирование представлений о понятиях «физический» и «химический» опыт/эксперимент. Участие детей в проведении опытов и экспериментов.

Овладение различными нестандартными способами рисования: кляксы, брызги, ватными палочками, рисование свечой, бумагой по бумаге, групповые рисунки. Развитие творческих способностей с помощью моделирования из пластилина и соленого теста. Знакомство с техниками «квиллинг», «скрапбукинг», расширение представлений о работе в технике «оригами».


Содержание развивающей программы для 4-х классов «Юный гений»


№ п/п

Тематические разделы

Содержание

1

Диагностические занятия

Стартовая и итоговая диагностика уровня умственного развития учащихся. Изучение особенностей темперамента и характера детей. Диагностика их эмоциональных состояний.

2

Человек и мир

Развитие кругозора учащихся. Расширение их представлений об окружающем мире: об особенностях жителей других стран, о поведении, о правилах этикета. Знакомство учащихся с внутренним миром человека. Развитие представлений о человеческом характере и типах темперамента. Исследование детьми собственного темперамента.

3

Здоровье

Расширение знаний и представлений учащихся о здоровом сне, о потребности человеческого организма в правильном распределении отдыха и нагрузки Воспитание бережного отношения к здоровью. Подготовка и защита проектов о здоровом образе жизни. Изучение особенностей памяти и внимания человека. Овладения способами управления своим организмом в стрессовых ситуациях с помощью техник релаксации и самомассажа.

4

Интеллект

Развитие наглядно-образного, вербально-логического, творческого мышления. Овладение способами решения разных видов задач. Решение ребусов, головоломок, друдлов, загадок. Обучение процессу самостоятельного составления загадок.

Актуализация знаний по русскому языку в процессе решения речевых задач. Поиск речевых ошибок, групповое составление текстов, игры со словами, словотворчество, шарады, анаграммы. Развитие артикуляционного аппарата.

Расширение кругозора и представлений учащихся об окружающем мире.

5

Творчество

Развитие творческих способностей с помощью овладения новыми приемами рисования: выдувание краски, рисование на стекле. Моделирование из холодного фарфора, приготовленного самостоятельно в классе; изготовление поделок в технике скрап-букинг и поделок из природного материала. Развитие речи и актерского мастерства при коллективном составлении и постановке сказочных историй, рисовании комиксов.

Психолого-педагогическая работа с одаренными детьми в рамках данной программы обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников развиваются интеллектуальные и творческие способности, стрессоустойчивость, навыки саморегуляции и конструктивного общения в коллективе.

В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и психоэмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается любознательность и интерес к познавательной деятельности.

Предметными результатами занятий по программе курса являются:

- овладение практическими умениями и навыками применения получаемых в школе знаний по предметам;

- расширение кругозора, углубление знаний по интересующим учеников направлениям.

Метапредметными результатами являются:

- овладение способами решения задач поискового и творческого характера, приобретение учебно-познавательной компетентности;

- приобретение опыта решения нестандартных задач, требующих разносторонних знаний;

- приобретение опыта конструктивного общения в группе сверстников, развитие коммуникативной и социально-этической компетентностей.

Личностными результатами занятий являются:

- формирование познавательных потребностей, ценностей;

- развитие артистизма и художественного вкуса;

- развитие потребностей в самостоятельной деятельности по поиску и практическому применению знаний;

- формирование у учащихся адекватного отношения к себе, своим сверстникам и окружающему обществу в целом;

- развитие компетентного отношения к собственному здоровью (в том числе и к психологическому).

Работа по развивающей программе «Юный гений» ведется нами с 2013 года. В процессе реализации работы, мы столкнулись с проблемой, связанной в первую очередь с отбором учащихся при формировании групп. Возникшая трудность объясняется тем, что у учащихся имеет место большой разброс интересов и способностей. Одни дети, являясь интеллектуально одаренными, одновременно с этим испытывают сильную эмоциональную скованность и низкий уровень развития креативного мышления. При этом другие, одаренные художественным вкусом, фантазией, поэтически даром, имеют средние показатели умственного развития. В этом заключается сложность и интересность нашей работы: найти подход к каждому, помочь раскрыть свои таланты не только отличнику, но и среднему ученику, обладающему скрытым потенциалом. Философия нашей работы заключается в том, что каждого человека следует воспринимать как учителя, у которого можно чему-то поучиться. И что каждый человек может не только научиться чему-то сам, но и научить других. А также важным в работе является формирование у детей безоценочного отношения к людям, к принятию окружающих такими, как есть.

Оценка результативности работы по данной программе в прошлом 2013-2014 учебном году была положительной и осуществлялась по нескольким критериям: итоговая диагностика познавательной и личностной сферы учащихся, отзывы учителей и самих учеников, участие детей в школьных и муниципальных конкурсах, творческие работы детей.

В дальнейшем планируется расширение и углубление работы по данной программе, поскольку развитие одаренных детей является актуальной задачей современности.

Список использованных источников

  1. Лейтес, Н. С. Возрастная одаренность школьников / Н.С. Лейтес. - М. : Мысль, 2000. - 154 с.

  2. Матюшкин, А. М. Загадки одаренности. Проблемы практической диагностики / А. М. Матюшкин. - М. : Школа-Пресс, 1993. - 128 с.

  3. Одаренные дети / под ред. Бурменской Г. В., Слуцкого В.М. - М. : Прогресс, 1991. - 221 с.

  4. Психология одаренности детей и подростков: учеб. пособие для студ. высших и средних пед. учеб. заведений / под ред. Лейтеса Н. С. - Изд. 2-е, перераб. и доп. М. : ACADEMA, 2000. - 332 с.

  5. Ридецкая, О. Г. Психология одаренности: учебно-практическое пособие / О. Г. Ридецкая. - М. : Изд. центр ЕАОИ, 2010. - 374 с.

  6. Хуторской, А. В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения: пособие для учителя / А. В. Хуторской. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 320 с.

  7. Штерн, В. Умственная одаренность: психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста / под ред. В. А. Лукова : пер. с нем. А. П. Болтунова. - СПб : Союз, 1997. - 128 с.

  8. Щербо, Н. П. Исследование творческой одарённости с помощью тестов П. Торренса у младших школьников / Н. П. Щербо // Вопросы психологии. - 1991. - № 1. - С. 34.


© 2010-2022