Программа формирования положительного образа «Я» для учащихся 1-4-х классов

Раздел Школьному психологу
Класс 4 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

© «DIN» , 2014 г.Программа формирования положительного образа «Я» для учащихся 1-4-х классов

Авторские права защищены!

Программа формирования положительного образа «Я» для учащихся 1-4-х классов

«Путешествие в лес»

Разработал: педагог-психолог ЗЦ ДЮТ «Зеркальный»

Д. М. Капов.


Программа разработана специально для групп, учащихся начальной школы.

Основная цель Программы: Формирование положительного образа «Я», через активное творческое и социальное взаимодействие.

В основу программы входят 6 упражнений:

  • 1-е Упражнение - разминка, с целью раскрепощений ребят и объединения их в рабочие группы;

  • 2,4,5,6 упражнения направлены на процесс активного взаимодействия и позиционирования;

  • 3- е Упражнение - разминка, с целью переключения видов деятельности.

Продолжительность занятия составляет 1 час.

Упражнения программы необходимо проводить в игровой комнате с ковровым напольным покрытием. Обязательно наличие мягких игрушек.

Вспомогательные материалы:

  • Фломастеры, по количеству участников;

  • Ватман, заранее поделенный на две фигурные части;

  • Листы бумаги А4;

  • Желательно фоновое музыкальное сопровождение из серии «Звуки леса».


  1. Упражнение «Цветы и пчелы».

Цель: Снятие эмоциональных зажимов, включение в игровую деятельность.

Упражнение можно использовать в качестве стартового, для объединения детей в рабочие группы.

Ведущий дает ребятам задание:

«Представьте себе, что вы сейчас маленькие яркие бабочки, и порхаете в чистом небе».

Ребята начинают перемещаться по комнате, изображая из себя бабочек.

Далее ведущий просит бабочек объединиться в пары. Ребята находят себе пару, и перемещаются парами. Затем ведущий просит объединиться по 4 бабочки.

Дети перемещаются четверками.

После этого ведущий останавливает игру, и сообщает о том, что одна часть бабочек (2 группы по 4 человека) становятся цветочками, и теперь они растут на ковровой поляне.

Вторая группа (2 группы по 4 человека) становятся пчелами, и живут они в тенистом лесу.

теперь по команде ведущего, каждая пчела должна найти себе свой цветочек, после чего каждые 4 пчелки создают свой сад.

По итогам этой игры получится 2 команды, в которых будут 4 пчелки и 4 цветочка.

Таким образом, произошло объединение одной группы в две рабочие команды.

  1. Упражнение «Букашки-червячки».

Цель: Выявление лидеров, просмотр формирования социально-сюжетных связей.

По итогам первого упражнения уже сформировались две рабочие группы.

В процессе выполнения задания, ребята, размышляя над заданием, определяют свое место в природе, таким образом, формируется более четкое представление себя, формируется понимание связи себя с природой.

Присматриваясь к тому, как ребята выполняют задание, можно выделить того, кто берет на себя лидерские позиции, а кто исполнительские.

По итогам прошлого упражнения сформировались две рабочие группы.

Ведущий предлагает одной команде стать «Букашечами», а второй «Червячками», и дает им задание:

«Мы сейчас переместились в волшебный лес. В этом лесу живут разные звери и птицы, но еще в лесу живете вы - букашечки и червячки. Перед вами лежат листочки и фломастеры. Давайте вместе мы нарисуем лес, в котором живем! Червячки свою часть леса, а букашечки свою. А потом, вы покажете нам ваш лес и расскажете, чем же хороша ваша часть леса, и что в ней делаете вы ».



  1. Упражнение - разминка «Хлопочки».

Небольшое упражнение разминка для легкой эмоциональной разгрузки. Также по средствам упражнения можно проследить степень внимательности каждого ребенка на занятии.

Ведущий предлагает всем ребятам сесть в круг и дает задание.

«Сейчас я начну хлопать, а каждый из вас, присоединяется ко мне через два хлопка. Сначала я хлопа, через два хлопочка ко мне присоединяется сидящий справа от меня, через два хлопочка следующий и так до конца».

Пройдя по кругу, ведущий предлагает повторить:

«А теперь представьте, что мы идя по лесу, вышли к небольшой горке. Сейчас мы пойдем по ней вверх, и каждый будет присоединяться к нам хлопочками, а когда мы начнем спускаться, то наоборот, мы через два хлопока будем останавливаться».



  1. Упражнение «Переезд в новый дом».

Цель: формирование умения отделять важные элементы от второстепенных, формирование навыков убеждения.

После разминки ребятам снова предлагается переместиться в свои части леса, они снова «Букашечки» и «Червячки».

Ведущим дается следующее задание:

«Друзья, мы растем и становимся большими, и лес для нас становится мал. Нам предстоит с вами перебраться в другой, более крупный лес. Но, что бы поселиться в том лесу, мы должны забрать с собой часть наших вещей из этого леса. Что мы возьмем с собой? Давайте мы подумаем, и выберем самые важные вещи, а потом расскажем всем, почему мы взяли именно их ».

Ведущий дает ребятам на размышление время, по истечении которого, ребята делятся списком вещей, которые они решили забрать с собой, и почему. После того, как каждая группа расскажет, предлагается обсудить значимость вещей оной группы другой группой, и наоборот.



  1. Упражнение «Мой новый друг».

Цель: развитие воображения, формирование позитивного восприятия себя и других, развитие эмпатии.

В ходе выполнения упражнения, анализируя рассказы ребят, можно будет проследить глубину и гибкость воображения, сформировавшиеся социальные связи (кто для кого больший пример), а также силу привязанности к семье.

Ведущий сообщает ребятам о случившемся переезде в новый лес, и дает новое задание:

«Вот мы с вами и переехали в новый лес, взяв с собой все самое необходимое. Теперь нам предстоит изучить его, познакомиться с его жителями. Сейчас вы отправитесь на прогулку по лесу, и встретите того, кто станет вашим другом. А когда мы соберемся все вместе, вы нас с ним познакомите и расскажете, как он оказался в этом лесу».

Ребята выбирают себе любую приглянувшуюся игрушку, придумывают ему имя, и его историю. По команде ведущего, все собираются в круг, присаживаются и знакомят всех со своим новым другом.



  1. Упражнение «Наш новый лес».

Цель: эмоциональная разгрузка, обратная связь, выход из занятия.

В разные углы комнаты кладутся за ранее подготовленные две части одного ватмана.

Ведущий предлагает ребятам выполнить последнее задание:

«Наш новый лес такой большой, мы успели в нем поселиться, найти новых друзей, а теперь нам осталось рассказать о нем другим ребятам. Сейчас и «Букашки» и «Червячки» возьмут по чистой карте и нарисуют нам часть своего нового леса, а в потом, мы сложим вместе две части, и посмотрим, как выглядит наш лес, но есть одно условие: рисовать часть леса на карте вы будите все вместе одновременно. Каждый может взять любой фломастер и рисовать то, что он хочет».

После выполнения задания части ватмана складываются в центре комнаты, ребята становятся вокруг, что бы каждый увидел картину общего леса.

Ведущий простит ребят поблагодарить друг друга за это увлекательное занятие.



© 2010-2022