- Преподавателю
- Школьному психологу
- Программа формирования положительного образа «Я» для учащихся 1-4-х классов
Программа формирования положительного образа «Я» для учащихся 1-4-х классов
Раздел | Школьному психологу |
Класс | 4 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Капов Д.М. |
Дата | 29.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
© «DIN» , 2014 г.
Авторские права защищены!
Программа формирования положительного образа «Я» для учащихся 1-4-х классов
«Путешествие в лес»
Разработал: педагог-психолог ЗЦ ДЮТ «Зеркальный»
Д. М. Капов.
Программа разработана специально для групп, учащихся начальной школы.
Основная цель Программы: Формирование положительного образа «Я», через активное творческое и социальное взаимодействие.
В основу программы входят 6 упражнений:
-
1-е Упражнение - разминка, с целью раскрепощений ребят и объединения их в рабочие группы;
-
2,4,5,6 упражнения направлены на процесс активного взаимодействия и позиционирования;
-
3- е Упражнение - разминка, с целью переключения видов деятельности.
Продолжительность занятия составляет 1 час.
Упражнения программы необходимо проводить в игровой комнате с ковровым напольным покрытием. Обязательно наличие мягких игрушек.
Вспомогательные материалы:
-
Фломастеры, по количеству участников;
-
Ватман, заранее поделенный на две фигурные части;
-
Листы бумаги А4;
-
Желательно фоновое музыкальное сопровождение из серии «Звуки леса».
-
Упражнение «Цветы и пчелы».
Цель: Снятие эмоциональных зажимов, включение в игровую деятельность.
Упражнение можно использовать в качестве стартового, для объединения детей в рабочие группы.
Ведущий дает ребятам задание:
«Представьте себе, что вы сейчас маленькие яркие бабочки, и порхаете в чистом небе».
Ребята начинают перемещаться по комнате, изображая из себя бабочек.
Далее ведущий просит бабочек объединиться в пары. Ребята находят себе пару, и перемещаются парами. Затем ведущий просит объединиться по 4 бабочки.
Дети перемещаются четверками.
После этого ведущий останавливает игру, и сообщает о том, что одна часть бабочек (2 группы по 4 человека) становятся цветочками, и теперь они растут на ковровой поляне.
Вторая группа (2 группы по 4 человека) становятся пчелами, и живут они в тенистом лесу.
теперь по команде ведущего, каждая пчела должна найти себе свой цветочек, после чего каждые 4 пчелки создают свой сад.
По итогам этой игры получится 2 команды, в которых будут 4 пчелки и 4 цветочка.
Таким образом, произошло объединение одной группы в две рабочие команды.
-
Упражнение «Букашки-червячки».
Цель: Выявление лидеров, просмотр формирования социально-сюжетных связей.
По итогам первого упражнения уже сформировались две рабочие группы.
В процессе выполнения задания, ребята, размышляя над заданием, определяют свое место в природе, таким образом, формируется более четкое представление себя, формируется понимание связи себя с природой.
Присматриваясь к тому, как ребята выполняют задание, можно выделить того, кто берет на себя лидерские позиции, а кто исполнительские.
По итогам прошлого упражнения сформировались две рабочие группы.
Ведущий предлагает одной команде стать «Букашечами», а второй «Червячками», и дает им задание:
«Мы сейчас переместились в волшебный лес. В этом лесу живут разные звери и птицы, но еще в лесу живете вы - букашечки и червячки. Перед вами лежат листочки и фломастеры. Давайте вместе мы нарисуем лес, в котором живем! Червячки свою часть леса, а букашечки свою. А потом, вы покажете нам ваш лес и расскажете, чем же хороша ваша часть леса, и что в ней делаете вы ».
-
Упражнение - разминка «Хлопочки».
Небольшое упражнение разминка для легкой эмоциональной разгрузки. Также по средствам упражнения можно проследить степень внимательности каждого ребенка на занятии.
Ведущий предлагает всем ребятам сесть в круг и дает задание.
«Сейчас я начну хлопать, а каждый из вас, присоединяется ко мне через два хлопка. Сначала я хлопа, через два хлопочка ко мне присоединяется сидящий справа от меня, через два хлопочка следующий и так до конца».
Пройдя по кругу, ведущий предлагает повторить:
«А теперь представьте, что мы идя по лесу, вышли к небольшой горке. Сейчас мы пойдем по ней вверх, и каждый будет присоединяться к нам хлопочками, а когда мы начнем спускаться, то наоборот, мы через два хлопока будем останавливаться».
-
Упражнение «Переезд в новый дом».
Цель: формирование умения отделять важные элементы от второстепенных, формирование навыков убеждения.
После разминки ребятам снова предлагается переместиться в свои части леса, они снова «Букашечки» и «Червячки».
Ведущим дается следующее задание:
«Друзья, мы растем и становимся большими, и лес для нас становится мал. Нам предстоит с вами перебраться в другой, более крупный лес. Но, что бы поселиться в том лесу, мы должны забрать с собой часть наших вещей из этого леса. Что мы возьмем с собой? Давайте мы подумаем, и выберем самые важные вещи, а потом расскажем всем, почему мы взяли именно их ».
Ведущий дает ребятам на размышление время, по истечении которого, ребята делятся списком вещей, которые они решили забрать с собой, и почему. После того, как каждая группа расскажет, предлагается обсудить значимость вещей оной группы другой группой, и наоборот.
-
Упражнение «Мой новый друг».
Цель: развитие воображения, формирование позитивного восприятия себя и других, развитие эмпатии.
В ходе выполнения упражнения, анализируя рассказы ребят, можно будет проследить глубину и гибкость воображения, сформировавшиеся социальные связи (кто для кого больший пример), а также силу привязанности к семье.
Ведущий сообщает ребятам о случившемся переезде в новый лес, и дает новое задание:
«Вот мы с вами и переехали в новый лес, взяв с собой все самое необходимое. Теперь нам предстоит изучить его, познакомиться с его жителями. Сейчас вы отправитесь на прогулку по лесу, и встретите того, кто станет вашим другом. А когда мы соберемся все вместе, вы нас с ним познакомите и расскажете, как он оказался в этом лесу».
Ребята выбирают себе любую приглянувшуюся игрушку, придумывают ему имя, и его историю. По команде ведущего, все собираются в круг, присаживаются и знакомят всех со своим новым другом.
-
Упражнение «Наш новый лес».
Цель: эмоциональная разгрузка, обратная связь, выход из занятия.
В разные углы комнаты кладутся за ранее подготовленные две части одного ватмана.
Ведущий предлагает ребятам выполнить последнее задание:
«Наш новый лес такой большой, мы успели в нем поселиться, найти новых друзей, а теперь нам осталось рассказать о нем другим ребятам. Сейчас и «Букашки» и «Червячки» возьмут по чистой карте и нарисуют нам часть своего нового леса, а в потом, мы сложим вместе две части, и посмотрим, как выглядит наш лес, но есть одно условие: рисовать часть леса на карте вы будите все вместе одновременно. Каждый может взять любой фломастер и рисовать то, что он хочет».
После выполнения задания части ватмана складываются в центре комнаты, ребята становятся вокруг, что бы каждый увидел картину общего леса.
Ведущий простит ребят поблагодарить друг друга за это увлекательное занятие.