Технологическая карта работы с учащимися

Выбор профессии – это один из важнейших выборов человека, определяющий его жизненный путь. Профессия должна отвечать интересам человека, но выбор профессии должен быть обоснован и тем, насколько человек по своим индивидуально-психологическим качествам отвечает требованиям профессии и на соотнесении возможностей, способностей и интересов учащихся с оценкой состояния общественных потребностей в работниках тех или иных специальностей. Трудовая деятельность представляет собой важнейшую сферу самореа...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабенок

Мария Александровна

ГОУ НПО СО ПУ «Юность»

заместитель директора по УВР

г. Верхняя Пышма.

Технологическая карта работы с учащимися

по профессиональному самоопределению.

Выбор профессии - это один из важнейших выборов человека, определяющий его жизненный путь. Профессия должна отвечать интересам человека, но выбор профессии должен быть обоснован и тем, насколько человек по своим индивидуально-психологическим качествам отвечает требованиям профессии и на соотнесении возможностей, способностей и интересов учащихся с оценкой состояния общественных потребностей в работниках тех или иных специальностей.

Трудовая деятельность представляет собой важнейшую сферу самореализации и самовыражения личности, обеспечивает раскрытие потенциальных возможностей и способностей индивида. Неудачный, необоснованный выбор профессии имеет неблагоприятные последствия и для человека, и для общества.

В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям. Поэтому при проведении профориентационной работы важно не только выявить индивидуальные психологические качества личности, но и определить уровень сформированности социальных притязаний, ценностно-нравственной ориентации.

В ценностной структуре молодежи, в ее сознании и поведении появляется все больше асоциальных личностных элементов (криминализация, агрессивность, социальная апатия). Традиционные нравственные нормы отходят на второй план, уступая место идеологии прагматизма: ценно лишь то, что в дальнейшем может обеспечить жизненный успех. В молодежной среде происходит «массовизация» сознания: «то, что хорошо для всех, хорошо и для меня». Все это ведет к столкновению представлений молодежи о жизненных стандартах с реальной жизненной ситуацией, увеличивает противоречие между молодежью и общественными ценностями. Во многих случаях на сегодняшнем рынке труда дилетантский подход в профессиональной деятельности оказывается более успешным. Отсутствие четких социальных ориентиров в сфере труда приводит к уходу части молодежи в сферу, не требующую профессиональной подготовки.

Положение усугубляется тем, что, во-первых, имеется серьезный дефицит

позитивного воздействия на подрастающее поколение всех институтов

социализации - семьи, учреждений культуры, средств массовой информации,

образовательно-воспитательных учреждений и др. Во-вторых, в социуме

отсутствует эффективно действующая система нравственных норм, устанавливаемая взрослым сообществом по отношению к подрастающему поколению. Большинство учащихся при выборе профессии руководствуются советами и рекомендациями своих родителей и родственников, а нужно уделить большое внимание повышению самостоятельности учащихся при принятии решений о выборе профессии.

Переход к рыночной экономике обострил проблемы самореализации школьников в профессиональной деятельности. Конкуренция на рынке труда, его многоукладность и нестабильность, возможная безработица предъявляют к выпускнику школы повышенные требования к его личностным и деловым качествам, проявлению самостоятельности и предприимчивости в профессиональном самоопределении и реализации своих потенциальных возможностей в избираемой профессиональной деятельности. Школа обязана учитывать эти перемены и всемерно направлять все усилия на развитие личностно-делового потенциала учащихся, являющегося интегративной характеристикой подготовленности выпускника к выбору профессии. Речь идет о развитии комплекса качеств у личности, позволяющих ей оценить собственные ресурсы, выбрать сферу применения своих способностей, повысить готовность к самостоятельному трудоустройству в условиях конкуренции и возможной безработицы. В этой связи актуальность приобретает профориентационная работа, помогающая учащимся согласовать свои потенциальные возможности с той профессиональной ролью, которую они себе избирают.

Профориентация должна начинаться на ранних этапах школьного обучения и продолжатся в течение всего периода пребывания ребенка в школе, а также в "переходный" период (от окончания школы до поступления в НПО, СПО, ВУЗ или на работу).

Активизация позиции личности в выборе профессионального пути предполагает практическую деятельность по развитию профессионально важных качеств. Это требует серьезного методического обеспечения в виде различных программ, позволяющих удовлетворить разнообразные запросы личности по данному вопросу. С этой целью в каждом городе функционируют УПК или ресурсные центры, которые проводят профориентационную работу «сопровождая» учащихся на всех этапах обучения, учитывая возрастные особенности. Чаще всего функции данных учреждений сводятся к следующим:

- организация занятий по профессиональному просвещению учащихся;

- выявление преобладающих интересов и склонностей учащихся;

- проведение ознакомительных экскурсий;

- выявление позиции родителей относительно дальнейшего профессиональ- ного пути их ребенка;

- профильное обучение.

Прогнозируемая степень удовлетворенности учащимся своей будущей деятельностью во многом зависит от того, насколько его ожидания соответствуют реальным особенностям профессии. Обмануться в своих ожиданиях легче всего. Для того чтобы понять мотивацию и помочь осознать, что движет его выбором, необходимо выявить мотивационные факторы, преобладающие интересы и склонности учащихся.

Особо следует отметить экскурсии на производство: во время которых ребята наблюдают за производством, знакомятся со спецификой и условиями труда, возможностями профессионального роста, обучения без отрыва от производства с целью повышения квалификации.

Такие встречи всегда вызывают повышенный интерес со стороны учащихся: они узнают, что качественные изменения многих рабочих профессий требуют серьезной и глубокой подготовки молодых специалистов, что современное производство оснащено высокоэффективными технологиями, и для работы на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях требуются высококвалифицированные специалисты. В результате этих встреч у них формируется положительное отношение к рабочим профессиям и специальностям.

Также следует отметить профильное обучение, где очень важным для самоопределения учащегося является его собственный опыт в трудовой деятельности, его самооценка и направленность интересов.

Все указанные выше направления активно используются в современной профориентационной работе с учащимися.

Но нужно искать и новые подходы в проведении профориентационной работы конечной целью, которой должно стать создание широкой вариативной среды, позволяющей ученику самостоятельно сделать наилучший для него выбор профессии.

Я хочу предложить для профконсультанта: технологическую карту работы с учащимся по профессиональному самоопределению, где указанна структура взаимодействия и деятельность всех значимых субъектов профориентационной работы.

Цель: на основе совместной деятельности всех участников социально-педагогического процесса содействовать актуализации процессов и механизмов профессионального самоопределения учащихся и обогащению их знаний, умений и навыков в выборе жизненного и профессионального пути.

*Технологическая карта представлена в сокращённом - тезисном варианте.

Технологическая карта работы с учащимися

по профессиональному самоопределению.


Структура взаимодействия

профконсультанта

Деятельность

субъектов

по профессиональному информированию

Профессиональная и социальная адаптация, консультирование, подбор

Технологическая карта работы с учащимися

Профконсультант:

1) просвещение

(о мире профессий), информирование;

2) анкетирование

(о потребностях профессии),

выявление уровня потребности в профессии;

3) консультирует (через специалистов);

4) диагностика (о себе, о

своих возможностях);

5) рекомендации

(подбор по его возможнос-

тям),

выявить уровень

информированности.

Мониторинг:

1) диагностирование

(адекватность его возможностей сделанному выбору профессии)

2) диагностирование о его способностях

3) диагностирование

интересов и намерений.

Коррекция:

Индивидуальные и групповые методы и формы работы:

1) тренинги коммуникатив., на самопознание и самораскрытие;

2) совершенствование

организаторских и лидерских качеств;

3) игры: ролевые, имитационные и профор.;

4) работа психолога направленная на устранение в психическом и личностном развитии;

5) работа с семьёй

(родительские собрания).

Социолог - информирует о престижных профессиях, даёт прогноз на блажащие пять лет.

Представитель предприятия города - информирует о специальностях в данном учреждении, о социальном пакете, об условиях работы.

Преподаватели ОУ - информирует о своём образовательном учреждении, о профессиях, которые можно получить в данном образовательном учреждении.

Психолог - индивидуальная работа, коррекция, диагностика.

Медик - информирует о физиологических требованиях к профессии.

Учитель - предметник - в рамках предмета информирует о профессиях.

Юрист - консультирует по трудовому законодательству, о приёме на работу.

Задача сегодняшнего дня - помочь учащимся не только выбрать профессию, но и научить их оценивать себя в контексте требований рынка труда. Подготовить учащихся к осознанному выбору профессии в соответствии с их способностями, психофизиологическими данными и потребностями общества.

1. Беседина И.И., Рудольф С.Е. Комплект методик для профориентационной

работы со школьниками. Саратов: Изд-во Поволж. межрегион. учеб. центра, 1996.

2. Кухарчук, А. М. Человек и его профессия: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / А. М. Кухарчук, В. В. Лях, А. Б. Широкова. - Минск: Соврем. слово, 2006.

3. Руководство практического психолога (психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте) / Под ред. И.В.Дубровиной. М., 1997.



© 2010-2022