Секреты методики групповых и индивидуальных коррекционных занятий

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Секреты методики групповых и индивидуальных коррекционных занятийСекреты методики групповых и индивидуальных коррекционных занятийСекреты методики групповых и индивидуальных коррекционных занятий

Секреты методики

групповых и индивидуальных коррекционных занятий


  1. Роль игры в психологической реабилитации учащихся

и рекомендации

Игра в развитии и воспитании детей играет важную роль, и поэтому, творческий подход в игровой деятельности следует поощрять, так как он имеет позитивное значение для развития личности ребенка. Осуждение игры порождает внутриличностный конфликт: возникает чувство вины, которое внешне может проявиться в реакциях страха, низком уровне притязаний, пассивности.

Отсюда недалеко до возникновения чувства неполноценности.

Пришлось, однажды, понаблюдать за такой ситуацией: учитель отругал мальчика за то, что он затеял игру. Игра в действительности была слишком подвижна для помещения. Но то, в какой форме сделали замечание ребенку, стало причиной его отказа играть вообще. Когда все дети весело играли с учителем на улице, этот мальчик одиноко сидел на скамейке.

Игра так же, как и учебная деятельность, формирует в детях чувство ответственности.

Однажды, я попросил знакомую девочку Диану помочь мне организовать игру с ребятами. Она не просто активно включилась в работу, но и придумала, как интереснее провести одно из заданий. После этого Диана стала моей помощницей, и сама изменилась в лучшую сторону: стала самостоятельнее и общительнее.

Конечно же, у ребенка можно спросить, кто ему нравится из класса, а кто нет. Но нет гарантии, что он ответит честно из-за страха перед тем, кого он не любит, или по другим причинам. Поэтому лучше предложить ему «поселить» своих знакомых в два домика. В первом живет он сам и тот, кого он возьмет к себе, а во втором домике - все остальные. Ясно, что его друзья и те дети, которые ему нравятся, окажутся в первом домике, а те которых он недолюбливает или к кому относится безразлично - во втором.

Вот уже третий год у меня в группе занимается девочка Рая. Поначалу она была очень агрессивная. С первых занятий она активно участвует в играх. Так постепенно, создавая атмосферу доверительности, легкости, общения, свободы действий, культуры, удалось добиться, что эта девочка стала уравновешенной. Ей можно доверить самые ответственные поручения.

Некоторые игры требуют наличие разных атрибутов и очень важно следить за их наличием. Предметы, используемые в игре, должны быть удобны для детей.

В игре легко выверить симпатии и антипатии детей.

Во многом краски и звуки мира, его формы и ароматы познаются ими через игру, которая понятна и близка каждому ребенку. Игры раскрывают организаторские, творческие, интеллектуальные и физические способности. Они делают любое детское мероприятие более интересным, придают ему эмоциональную окраску. Методически правильно организованная игра может стать средством профилактики бездуховности, эмоциональной бедности, интеллектуальной узости, школой поддержки, одобрения и одобрения любого ребенка.


  1. Актуальность и цели

Известно, что современный школьник, страдая различного рода заболеваниями, не может быть не подвергнут нервно-психическим расстройствам. Уже в первом классе при увеличении учебной нагрузки, наблюдается отчетливый рост нервно-психических отклонений учащихся.

Все большее значение приобретают социально-психологические и поведенческие факторы. Особенно высок уровень опасных для здоровья поведенческих рисков у подростков,так как выходя из под опеки взрослых, они оказываются неподготовленными к ситуациям психологического риска. Подобная неподготовленность может проявиться и в неумении избежать вредных привычек, вовремя сказать «нет»

Основными целями проводимых тренингов можно считать:

  • осуществление психологического сопровождения подростков в самопознании личности;

  • формирование навыков общения;

  • выявление и оказание помощи детям, испытывающим трудности психической и социально-психической природы;

  • формирование психического здоровья, закономерным следствием чего становится избегание вредных привычек ;

  • формирование важнейших психологических навыков, способствующих успешной адаптации в обществе.

При этом необходимо условие соблюдения определенной последовательности: сначала у учащихся формируется представление о явлении, затем вырабатывается соответствующее отношение к нему и далее осваиваются адекватные способы поведения в данной ситуации.

При передаче информации важно старание использовать методические средства, позволяющие наиболее эффективно воздействовать на эмоциональную сферу учащихся: психологические упражнения и игры, творческие этюды, самотестирование, а также различный иллюстрированный материал.

Как показывает практика, у детей и подростков выявляются некоторые особенности и проблемы эмоционально-волевой сферы. Так, например, повышенная ситуативная и межличностная тревожность, а также повышенная конфликтность отношений между мальчиками и девочками, что характерно в основном для 5 - 6-х классов. Возникновение тенденции к экстремальному поведению у ряда учащихся проявляется в основном в 7-х классах. В 8-х - склонность к демонстративным проявлениям взрослости у девочек. В старших классах- неприятие «родительских ценностей», острое «проживание» семейных конфликтов, нарастание ситуативной тревожности; относительные переживания в учебном мотиве.

А как раз таки деловые игры и тренинги имеют большой мотивационный потенциал, они позволяют вовлечь всех учащихся в учебный процесс, формируют коммуникативные навыки, социальные ориентации и нормы поведения, межличностные отношения.

«Игра человека - порождение действительности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир.- утверждает С.Л. Рубенштейн в учебнике «Основы общей психологии».- Суть человеческой игры в способности, отображая, преобразовать действительность. В действительности, проявляясь в игре, это самая всеобщая человеческая способность в игре впервые и формируется, где и проявляется потребность ученика воздействовать на мир - в этом, пожалуй, основное и самое общее значение игры.»

В игровых тренинговых занятиях формируются навыки психологической устойчивости противостояния групповому давлению, а также пропаганда профилактики возникновения вредных привычек.

Необходимо знать, что для каждого нормального ребенка, начиная примерно с двух лет, игра становится главным, ведущим видом деятельности. Дети с азартом, неутомимо могут играть почти весь день.

Опираясь на педагогический опыт, можно сказать, что, во-первых, это непродуктивный вид деятельности, ига не имеет какой-то внешней цели или практического результата и важна для ребенка сама по себе, как процесс, то есть главное, что интересует ребенка - это сам процесс игры.Во-вторых, в игре воображаемый план деятельности преобладает над реальным. Поэтому предметы и дети, вовлеченные в нее, имеют не реальные, им присуще свойства, а какие-то воображаемые, принятые участниками. Так, играя в «магазин», девочка Света - уже не девочка, а внимательная продавщица.

Различные виды игр, применяемые в ходе тренинговых занятий, связаны с активностью ребенка. Наблюдая за деятельности взрослого ,ученик по-своему воспроизводит в игре неигровую деятельность взрослых.

Следует отметить, что занятия с детьми должны воспроизводиться не в силу формального подчинения требованиям взрослых, а в силу глубоких внутренних мотивов.

В старших классах, использование дидактических игр представляется в форме различного рода соревнований, КВН, и конечно же в виде моделирования каких-то реальных ситуаций.

Продуктивное распространение деловой игры воспринимается в процессе обучения в форме имитации различных ситуаций, фрагментов уроков, когда участники наделяются определенными ролями и разыгрывают заранее обусловленные ситуации.

Следует отметить, что осмысление полученного опыта в заключительной части и возможность вернуться к этому при выполнении домашнего задания представляется чрезвычайно важным, так как человек не может научиться чему-либо, если он не осмыслит свой ученический опыт, без этого ему не избежать повторения ошибок.

Стимулом представляется и вовлечение значимых взрослых в процесс освоения ребенком новых способов поведения,так как именно ближайшее окружение во многом определяет привычные жизненные алгоритмы. Следует учесть, что у некоторых учащихся может не быть родителей. В этом случае лучше говорить о близких, родственниках, друзьях.

В качестве критерия эффективности проведенной с учащимися работы, целесообразно, учащимся отвечать на вопросы не о пользе или вреде, а о своем отношении к людям.

Тем не менее, только жизненный путь каждого учащегося в дальнейшем покажет в полной мере, насколько полезными были занятия. Это в равной мере относится и к большинству других изучаемых в школе дисциплин. Поэтому, в условиях школы более объективным критерием степени сформированностижизненных навыков представляются модельные условия игры, а также направленное наблюдение за поведением учащегося ( как в игре, так и вне ее).

3. Секреты методики разработки и проведения

групповых и индивидуальных коррекционных занятий

С самого начала групповых занятий нужно стремиться к тому, чтобы в группецарила атмосфера искреннего, доверительного и доброжелательного общения.Темы групповых психокоррекционных занятий должны быть продуманы заранее. Основной вид работы группы - дискуссия, в ходе которой учащиесясамостоятельно, а также с помощью психолога находят ответы на обсуждаемые вопросы.

В процессе групповых коррекционных занятий целесообразно затронуть следующиетемы: «Как понимаете, что такое недисциплинированность?», «Мои взаимоотношения сдрузьями, товарищами», и др.,

Первые несколько занятий посвящают знакомству ребят друг с другом. Им предлагаетсярассказать о себе. В тех случаях, когда ученик смущается, неохотно рассказывает о себе, директивно настаивать на этом не следует. Тут же целесообразно сразу оговориться, чтосведения, сообщаемые здесь, не должны выноситься за пределы группы. Однако на рядус этим важно добиться достаточной искренности членов группы при обсуждении затрагиваемых вопросов.

Желательно, чтобы активность ребят в процессе знакомства друг с другом была спонтанной,когда подросток мог бы рассказать о себе столько, сколько сам того желает. Если рассказслишком затянут, нужно помочь ребенку завершить его, сделав какие-то общие выводыили переключив внимание на другого ребенка, желающего также рассказать о себев случаях затруднения процесса общения психолог должен подвести ребят к необходимостипоиска общих для них проблем. У него должны быть заготовлены случаи других историй из жизни.

Нужно отметить, что психолог, должен располагать определенными сведениями о своих учащихся.Это позволяет сравнивать их с особенностями проявления личности в реальной ситуации межличностного взаимодействия.

На первых занятиях следует приучать ребят к самостоятельной коррекции своей речи, мимики ижестов . Приобретенные за время общения в компаниях с асоциальными нравами и поведениемспособы выражения( жаргон речи), жестикуляции продолжают быть плохими привычками подросткаи требуют того, чтобы они вовремя пресекались на последующих занятиях. Нивелирование отрицательных стереотипов друг у друга способствует формированию нового стиля отношений, поведения, позволяют судить о поведенческом самоконтроле учащихся.

Для актуализации вопросов об особенностях понимания отклоняющегося поведения членами группы можно предложить рисунок на тему «Я и мои друзья», «Я и моя привычка»,и пр.,Каждому участнику занятия предлагается на чистом листе бумаги карандашом выразить в любых символах, любым способом взаимосвязь между представлением так,как он это понимает. Учащимся сообщается,что качество рисунка во внимание брать не следует. Некоторые ребята приступают к выполнению задания сразу же, другие - после незначительного сопротивления. При анализе рисунков в них часто проявляется то,что ребята нередко не в состоянии выразить словами.

Рисунки комментируют сообща все члены группы. В тех случаях, когда кто-то из ребят не желает коллективного обсуждения, это делают наедине с ними. Варианты интерпретации рисунка могут быть самыми разными, но они должны способствовать достижению основной цели - актуализировать обсуждаемые проблемы и стимулировать дискуссию.

Важны для обсуждения темы «Психологический анализ поведения»,»Конфликты и пути их преодоления», «Нравственные опросы межличностных отношений» и др.

Психологу лучше свои усилия концентрировать на том, чтобы у подростков и юношей формировались правильные представления о пагубности влияния на личность фрустрирующих ситуаций.

Ученики, используя собственные примеры нарушения поведения, обусловленные уходами из школы,конфликтами со сверстниками и старшими, убеждаются в том, что личностные изменения у них формируются по-разному,что конфликтные ситуации в школе и семье являются следствием их школьной дезадаптации, низкой успеваемости.

Для стимулирования дискуссии можно предложить учащимся обсудить некоторые рисунки из детского варианта теста реакции на фрустацию Розенцвейга или рисунки из методики Жиля, ТАТ.

Подростки,оценивая сюжетную ситуацию, по-разному ее интерпритируют, тем самым вскрывают не только причины конфликта, но и ищут возможности более благоприятного выхода из него, определяют способы адекватного регулирования поведения.

Далее можно предложить членам группы вспомнить аналогичные случаи из их жизни, прокомментировать,как они вели себя.Можно также обратиться к членам группы с вопросом о том, как изменилось их поведение за период обучения в школе.

Разыгрывание жизненных ситуаций - один из интересных примеров, когда ребята актуализируют для себя известные сцены « учитель - ученик», «отец-сын»,» учащиеся класса - отстающий ученик» и т.д.

При этом не только обсуждаются вопросы возможных взаимоотношений,но и способы адекватного взаимодействия.Ребята обучаются правильным формам реагирования с учетом здорового образа жизни.

Чрезвычайно эмоциональное воздействие на членов группы оказывают встречи со сверстниками,ранее отличавшимися склонностью к девиантному поведению и в настоящее время после учебной или профессиональной деятельности, ведущими здоровый образ жизни.

Присутствие старших товарищей на групповых занятиях позволяет младшим и старшим подросткам проследить динамику его социально-личностного восстановления.

В процессе проведения индивидуальных,групповых и коррекционных мероприятий психолог должен стремиться к тому, чтобы у учащихся нивелировались отрицательные свойства личности,обусловленные девиациямиповедения,за счет формирования у них адекватного представления о себе,ближайшем окружении,своей

аномальной привычке и способах реагирования.Эти вопросы обсуждаются на заключительных занятиях.Заключительные занятия

групповой психокоррекции закрепляют способы преодоления трудностей, вопросы общения и учебной деятельности.


  1. Методикаиндивидуальной психологической коррекции

В процессе выполнения данной задачи педагог-психолог может

использовать примерный перечень вопросов, которые ставятся перед испытуемыми в ходе реализации экспериментальных заданий.

Примерные вопросы при исследовании сенсомоторной деятельности и внимания:

Как ты оцениваешь свою работоспособность в настоящее время?

Изменилась ли она с возрастом?

Как ты относишься к своим ошибкам в ходе выполнения задания?

Являются ли они следствием твоей невнимательности?

При исследовании памяти:

Отмечал ли ты ухудшение памяти в последнее время?

Как ты оцениваешь состояние своей зрительной памяти?

Можешь ли ты сразу усвоить прочитанное?

На что ты в первую очередь обращаешь внимание при чтении?

При выполнении заданий, направленных на исследование мыслительной(познавательной) сферы:

Испытываешь ли ты трудности при освоении нового материала?

Когда ты лучше справлялся с мыслительными задачами в начальной школе или сейчас?

Как ты думаешь, о чем свидетельствуют твои ошибки в работе, при выполнении заданий?

Как ты в целом оцениваешь свои интеллектуальные возможности в настоящее время?

При исследовании аффективно-волевой, личностной сферы:

Как ты оцениваешь себя по характеру?

Относишь ли ты себя к людям с положительным характером или отрицательным?

Легко ли ты впадаешь в гнев?

Как ты реагируешь на свои плохие оценки, даже если они поставлены тебе не совсем справедливо?

Можешь ли ты что-то сделать ,чтобы предотвратить неприятность?

Волевой ли ты человек?

Что мешает тебе достичь хороших успехов?

Что ты в последнее время читал?

При изучении социально - психологических отношений и установок:

Каков круг товарищей, друзей, с которыми ты общаешься в последнее время? Что тебя объединяет с ними?

Как относятся к тебе окружающие(родственники, друзья, товарищи по учебе)?

Испытываешь ли ты затруднения в общении с ними?

Что ты предпринимаешь для урегулирования конфликта?

Таким образом, в процессе экспериментально-психологического исследования психолог устанавливает степень снижения продуктивности психической деятельности, особенности изменения личности, характер проявления тенденций в связи с наличием аномалий личности, социальные установки.

Индивидуальная психокоррекционная работа,осуществляемая психологом в процессе эксперимента, является непременным звеном в общем комплексе мероприятий.

  1. Памятка

При подготовке к игре и во время ее проведения нужно помнить:

  • прежде чем провести игру, необходимо выработать ее правила и критерии;

  • надо заранее позаботиться о месте, где будет проходить игра. Оно должно быть обустроено так, чтобы каждому было комфортно;

  • иногда следует привлекать к подготовке игры детей;

  • добровольность - основа игры;

  • нельзя ни торопить, ни замедлять игровой процесс;

  • в любой игре детям должна предоставляться возможность для импровизации;

  • конец игры должен быть результативным - победа, порожение, ничья, а также ярким, эмоциональным и содержать анализ.

Организатор игры должен помнить о том, что состязательность в игре - это не самоцель,а лишь средство индивидуального самовыражения каждого ребенка.


© 2010-2022