Методические рекомендации. Гиперактивный ребенок

Основные принципы взаимодействия педагогов  с гиперактивными детьми   1. Педагогу необходимо как можно чаше показывать, рассказывать, совместно обыгрывать ту информацию, которая должна быть усвоена ребенком.  Учебные демонстрации и рассказы должны быть короткими (2-3 мин).   2. Гиперактивный ребенок работать самостоятельно не| может, поэтому педагогу приходится сидеть вместе с ним во время выполнения домашних заданий, что­бы возвращать его к заданиям, осуществляя общение на уровне глаз. В. Оклен...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организация учебного процесса

Основной дефект гиперактивных детей - это рассогласованность в деятельности мозга и повышенная умственная истощаемость. В процессе урока эти дети периодически «отключаются», не замечая этого. Они быстро утомляются и не могут сохранять восприимчи­вость и умственную работоспособность до конца учебного дня, хотя остаются двигательно-активными до позднего вечера. Из-за этого у них могут быть пробелы в знаниях учебного материала. Конечно же, необходимо помнить, что гиперактивному ребенку легче работать в начале дня, чем вечером, а также в начале урока, а не в конце. Интересно, что ребенок, работая один на один со взрос­лым, не проявляет признаков гиперактивности и гораздо успешнее справляется с работой.

Нагрузка ребенка должна соответствовать его возможностям. Школьный урок продолжается 40- 45 минут, и любой ребенок должен подчиняться режиму. К сожалению, гиперактивный ребенок не в состоянии поддерживать активное внимание в течение такого длительного отрезка времени. Ему будет легче, если урок разделить на короткие периоды. Например, после выполнения 2-3 заданий, можно поиграть с детьми в ка­кую-либо игру, провести физкультминутку или сделать гимнастику для пальцев.

При построении урока желательно учитывать цик­личность интеллектуальной активности гиперактивных детей.

Для закрепления материала урок должен быть пос­троен так, чтобы на его протяжении варьировался один и гот же алгоритм или тип задания.

Дети работают в разном ритме: кто-то еще активен, а кто-то уже устал или, наоборот, отдохнул и готов подключиться к уроку. Если в течение урока варьиру­ется одна и та же тема, то в каком бы ритме ребенок ни работал, он все время будет «встречаться» только с ней. Тем самым повышается вероятность того, что основное: держание урока будет усвоено.

Общие принципы работы с гиперактивными, детьми, предложенные Гленом Доманом, строятся на четком структурировании информации, которую ребенку пред­стоит усвоить, разбиении ее на конкретные образные единицы с последующей организацией их в целостные системы по законам, которые действуют в соответствую­щей области знаний. Единицей информации обязательно должен быть целостный самостоятельный «образ-факт», который понятен ребенку, может быть им осмыслен и лег­ко включен в систему его личного опыта. При обучении чтению это целое слово, далее словосочетание, простое предложение и т.д., вернее, его графическое изображе­ние, обозначающее известный ребенку предмет (далее свойство, действие и т.д.). После того как сформируется устойчивый графический образ слова, ребенок становит­ся способным быстро схватывать смысл написанного, т.е. читать. Далее он легко обучается разложению целого на части: различным методам анализа слова, т.е. готов изучать грамматику и правописание.

Гораздо сложнее, если изначально единицей выступа­ет слог, фонема, звук или буква, так как это абстракции, не имеющие никакого образного представительства в сис­теме внутреннего опыта ребенка. Осмысление абстракций у таких детей затруднено.

Математика как более четкая и алгоритмичная наука усваивается детьми гораздо легче и нравится им гораздо больше, чем письмо и чтение. При объяснении любого урока надо стараться давать детям точный алгоритм действий, уметь выделять сущность. Желательно разра­батывать графическое изображение алгоритма для каж­дой темы и давать его детям на карточках. Желательно «проиграть» этот алгоритм с детьми. Например, постро­ить из ребят «змейку» или «паровозик» в соответствии с последовательностью событий или действий, которые надо запомнить.

Обстановка на уроках должна быть свободной и не­принужденной. Нельзя требовать от детей невозможного: самоконтроль и соблюдение дисциплины исключительно сложны для гиперактивного ребенка. Искренние попытки ребенка соблюдать дисциплину (правильно сидеть, не вер­теться, не разговаривать и т.д.) и переживания по поводу того, что это никак не получается, еще быстрее приводят к переутомлению и потере работоспособности. Когда на дисциплине не заостряется внимание, а уроки проводятся в игровой форме, дети ведут себя спокойнее и более про­дуктивно работают. Когда нет запретов, не происходит и накапливания неотреагированной энергии с последую­щими взрывами. «Рядовая» несдерживаемая недисципли­нированность (когда дети могут сидеть, как им хочется: поджав ноги или на коленях; вертеться, иногда вставать, обращаться к учителю и проч.) создает только фоновый шум и меньше мешает проведению урока, чем эмоцио­нальные срывы детей и попытки учителя их приструнить. Допуская мелкие дисциплинарные нарушения, можно поддерживать общую хорошую работоспособность. Реко­мендуется использовать на уроках физминутки.

Проблема дисциплины частично решается и в том слу­чае, если есть возможность оборудовать класс партами, рассчитанными на одного человека, или оборудовать их специальными «конторками» для того, чтобы ребенок мог выполнять задания, не сидя за партой, а стоя. Когда дети сидят по одному, они меньше обращаются друг к другу, больше сосредоточиваясь на объяснении учителя. Чаще вступают в диалог с учителем, а не с детьми. Такими диалогами учитель может управлять, приближая их к теме урока.

Если учитель видит, что ребенок «выключился», сидит с отсутствующим взглядом, то в этот момент его не надо трогать: ребенок все равно будет не в состоянии разумно отреагировать.

Необходимо также избегать переутомления детей в течение учебного дня. Лучше, когда предусмотрен после второго (или третьего) урока большой перерыв с прогулкой. Хорошо, если выделено и оборудовано специ­альное помещение для отдыха во время переменок, где дети могут и посидеть, и полежать, и поиграть (отдельная рекреация с низкими табуретками, скамейками-диван­чиками, игрушками). При сильных функциональных нарушениях деятельности мозга можно переводить детей па неполную учебную неделю с добавочным скользящим выходным днем.

Педагог - психолог: Набойщикова О.П.

апрель 2011г.

Основные принципы взаимодействия педагогов

с гиперактивными детьми

1. Педагогу необходимо как можно чаше показывать, рассказывать, совместно обыгрывать ту информацию, которая должна быть усвоена ребенком. Учебные демонстрации и рассказы должны быть короткими (2-3 мин).

2. Гиперактивный ребенок работать самостоятельно не| может, поэтому педагогу приходится сидеть вместе с ним во время выполнения домашних заданий, что­бы возвращать его к заданиям, осуществляя общение на уровне глаз. В. Оклендер рекомендует в это время взрослому легонько проводить ладонью по спине ре­бенка, сидящего рядом.

3. Педагогу очень важно сохранять во время занятий с гиперактивным ребенком спокойствие, не раздра­жаться и не нервировать его. Если чувствуете себя на грани эмоционального срыва, постарайтесь отойти и оставить ребенка наедине с самим собой. При этом не будьте демонстративны: ваш уход не должен быть протестом против поведения ребенка.

4. Стоит последить за своей речью, когда мы разговари­ваем с детьми. Берем ли мы ответственность на себя, пытаясь манипулировать ребенком: «Прекрати... не смей... замолчи...», вместо того чтобы сказать все это себе. Внешнеобвинительные формулировки приучают ребенка к тому, чтобы искать виноватого, защищаясь от неприятных ощущений, связанных с чувством вины.

5. Режим важен для всех детей, но для гиперактив­ных - особенно. Выработка правильных привычек, облегчается, если необходимые дела делаются в одно и то же время изо дня в день.

6. Лучше, если ребенок будет работать с черновиком, но прежде, чем переписывать задание в тетрадь, дайте ему отдохнуть. Само переписывание тоже надо осуществлять с перерывами.

7. Стихотворение лучше заучивать небольшими частями, не все сразу. После повторения стихотворения (или правила) наизусть ребенку необходим перерыв перед продолжением занятий.

8. Позволяйте гиперактивному ребенку каждые 20 минут вставать и ходить по классу, не мешая окру­жающим.

9. После занятий надо обязательно хвалить ребенка независимо от того, демонстрировал он свои знания или только смотрел, слушал и повторял.

10. Педагогу желательно организовать место, где гиперак­тивный ребенок мог бы поиграть с глиной, водой, пес­ком, которые обеспечивают разнообразие тактильных ощущений и снижают психическое напряжение. При этом организация психолого-педагогического процесса должна соответствовать двум обязательным условиям:

  • развитие и тренировка недостаточно развитых функ­ций проводятся только в эмоционально привлекатель­ной форме, что существенно повышает переносимость предъявляемой нагрузки и мотивирует усилия по са­моконтролю (игровая форма проведения занятий);

  • игры должны быть подобраны таким образом, что­бы, обеспечивая тренировку одной функциональной способности, не возлагали бы одновременно нагрузки
    на другую дефицитарную способность (например, предлагая ребенку игру, требующую напряжения, сосредоточения, удержания или произвольного рас­
    пределения внимания, следует до минимума снизить требования к самоконтролю, импульсивности и не ограничивать двигательную активность).

11. Введите знаковую систему оценивания. Хорошее по­ведение и успехи в учебе вознаграждайте. Старайтесь похвалить ребенка, если он успешно справился даже
с небольшим заданием.

12. Изменяйте режим урока - устраивайте минутки активного отдыха с легкими физическими упражне­ниями и релаксацией.

13. В классе желательно иметь минимальное количество отвлекающих предметов (картин, стендов). Расписание занятий должно быть постоянным, так как дети| с СДВГ часто забывают его.

14. Работа с гиперактивными детьми должна строиться; индивидуально. Оптимальное место для гиперактив­ного ребенка - в центре класса, напротив доски. Он всегда должен находиться перед глазами учителя. Ему должна быть предоставлена возможность быстро об­ращаться к учителю за помощью в случаях затруднений.

  1. Направляйте лишнюю энергию гиперактивных детей в полезное русло - во время урока попросите его вымыть доску, собрать тетради и т.д.

  2. Вводите проблемное обучение, повышайте мотивацию учеников, используйте в процессе обучения элементы игры. Больше давайте творческих, развивающих заданий и, наоборот, избегайте монотонной деятельности. Рекомендуется частая смена заданий с небольшим числом вопросов.

  3. На определенный отрезок времени давайте лишь одно задание. Если ученику предстоит выполнить большое задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, и учитель периодически контролирует ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.

  4. Давайте задания в соответствии с рабочим темпом и способностями ученика. Избегайте предъявление завышенных или заниженных требований к ученику
    с СДВГ.

  5. Создавайте ситуации успеха, в которых ребенок имел бы возможность проявить свои сильные стороны. Научите его "лучше их использовать, чтобы компен­сировать нарушенные функции за счет здоровых. Пусть он станет классным экспертом по некоторым областям знаний.



Педагог - психолог: Набойщикова О.П.

апрель 2011г.


Методические рекомендации. Гиперактивный ребенок.

МС(К)ОУ БОЛЬШЕКРУТОВСКАЯ ШКОЛА - ИНТЕРНАТ VIII ВИДА

Методические рекомендации. Гиперактивный ребенок.






Составила

педагог - психолог

Набойщикова О. П.














Методические рекомендации. Гиперактивный ребенок.

© 2010-2022