- Преподавателю
- Школьному психологу
- Методические рекомендации по работе с неблагополучными семьями
Методические рекомендации по работе с неблагополучными семьями
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Асанова Г.А. |
Дата | 29.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ
Неблагополучная семья - это семья с низким социальным статусом, не справляющаяся с возложенными на нее функциями в какой-либо из сфер жизнедеятвльности или нескольких одновременно. Адаптивные способности неблагополучной семьи существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно и малорезультативно.
Так, функционирование проблемных семей нарушено из-за педагогической несостоятельности родителей, это конфликтные семьи с дисгармоничным стилем воспитания (авторитарные, гипо- или гиперопекающие). Кризисные семьи переживают внешний или внутренний кризис (изменение состава семьи, взросление детей, развод, болезнь, смерть кого-либо из членов семьи, утрата работы, жилья, документов, средств к существованию и т.д.). Асоциальную семью отличают алкоголизм родителей, пренебрежение нуждами детей. При этом, однако, детско-родительские отношения полностью не разорваны (например, дети пытаются скрывать пьянство родителей, берут на себя ответственность за обеспечение семьи, уход за младшими братьями и сестрами, продолжают учиться в школе). Аморальная семья - это семья, полностью утратившая семейные ценности, гибнущая от алкоголизма, наркомании, жестокого обращения с детьми, не занимающаяся воспитанием и обучением детей, не обеспечивающая необходимых безопасных условий жизни. Дети в такой семье, как правило, не учатся, становятся жертвами насилия, уходят из дома. Крайняя степень семейной дисфункции наблюдается в антисоциальных семьях: противоправное, антиобщественное поведение, несоблюдение моральных, нравственных норм в отношении наименее защищенных членов нарушение экономических прав ближних.
Показатели неблагополучия семьи
1. Социально-экономические:
-
Длительная безработица одного (обоих родителей), нежелание работать, а также частая смена мест трудоустройства;
-
длительный статус «малообеспеченной» семьи и низкий материальный достаток расходование имущества, принадлежащего ребенку, и денежных средств (пособий на ребенка, пенсий по потери кормильца и т.д.) не по целевому назначению;
-
отсутствие элементарных продуктов питания, мебели, постельных принадлежностей и т.д.;
-
необеспеченность ребенка сезонной одеждой и обувью, школьными принадлежностями;
-
задолженность (более 6 месяцев) перед жилищно-коммунальными службами по квартирной плате и коммунальным платежам;
-
частое обращение в социальные службы и благотворительные организации об оказании материальной помощи и поддержки.
2. Медико-санитарные:
-
антисанитария жилища, пренебрежение минимальными санитарно-гигиеническими нормами;
-
отсутствие в квартире (доме) электричества, отопления;
-
алкогольная или наркотическая зависимость родителей, постановка их на учет в наркологический или психоневрологический диспансер;
-
неухоженность и неопрятность детей, наличие у них частых заболеваний и травм;
-
несоблюдение родителями медицинских предписаний врачей относительно лечения ребенка, отсутствие активности родителей, когда речь идет о здоровье детей (игнорирование прививочных мероприятий, медомотров и пр.), бездействие родителей при необходимости оказания детям медицинской помощи;
-
противоречивые, путаные объяснения родителей относительно причин возникновения травм и синяков у ребенка, обвинение в произошедшем только несовершеннолетнего.
3. Социально-демографические:
-
родители имеют статус лиц без определенного места жительства;
-
выраженная конфликтная ситуация в семье при разводе родителей;
-
родители или один из них посещает деструктивную секту;
-
родители или одни из них ранее лишался родительских прав по отношению к старшим детям.
4. Психолого-педагогические:
-
полное равнодушие родителей и отсутствие заботы и внимания к ребенку;
-
непосещение родителями учреждения образования, в котором воспитывается (обучается) ребенок, несмотря на неоднократные приглашения со стороны администрации;
-
систематическое применение к ребенку антипедагогических мер воздействия;
-
насилие и жестокое отношение к ребенку, пренебрежение его основными интересами и нуждами;
-
устойчивое уклонение родителей от контактов со специалистами, игнорирование их рекомендаций;
-
повторяющиеся или затяжные конфликты в семье, нарушения взаимоотношений между членами семьи.
5. Криминально-аморальные:
-
постановка родителей на учет в органах внутренних дел;
-
нарушение родителями общественного порядка по месту жительства, организация сборищ и притонов;
-
аморальный образ жизни родителей (употребление спиртного, наркотиков, токсических веществ, бродяжничество, попрошайничество и т.д.) вовлечение ребенка в преступную деятельность и антиобщественное поведение (приобщение к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждение к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми);
-
проявления жестокости в семье (к жене (мужу), детям, престарелым родителям) и вне семьи;
-
наличие судимых членов семьи, приверженных к субкультуре преступного мира;
-
попытки покончить жизнь самоубийством одним из членов семьи;
-
оставление ребенка без пищи, тепла, присмотра, изгнание несовершеннолетнего из дома;
-
вследствие безнадзорности или беспризорности систематические пропуски занятий в учреждении образовании ребенком без уважительных причин, посещение деструктивной секты, криминальной группировки, наличие у ребенка алкогольной или наркотической зависимости, постановка его на учет в наркологическом диспансере, уходы ребенка из семьи, попрошайничество, бродяжничество, совершение правонарушений и преступлений, совершение ребенком суицидальных попыток.
Как строить работу с неблагополучной семьей?
Принцип индивидуального подхода к проблеме неблагополучной семьи предполагает следующий примерный алгоритм действий:
-
подготовка - предварительное знакомство со всеми имеющимися сведениями о семье;
-
установление контакта специалистов с членами семьи, выявление сущности семейных проблем, причин их возникновения и внутренних ресурсов неблагополучной семьи;
-
определение плана выхода семьи из тяжелой ситуации, содержания необходимой помощи и поддержки со стороны специальных служб, стимулирование родителей к самопомощи;
-
реализация намеченного плана, привлечение специалистов, способных помочь в разрешении проблем, которые семья не может решить самостоятельно;
Для работы с категорией неблагополучных семей может быть рекомендована следующая схема действий:
-
Посещение семьи на дому с целью изучения условий жизни и воспитания несовершеннолетнего (составление акта обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего).
-
Проведение индивидуальных бесед с каждым членом семьи, определение их оценки создавшейся ситуации и потребности в оказании помощи.
-
Осуществление психолого-педагогического сопровождения ребенка и семьи (в том числе посещение семьи один раз в месяц).
-
Промежуточная и итоговая оценка ситуации в семье, оценка эффективности проделанной работы
Снятие семьи с учета как неблагополучной или признание семьёй, оказавшейся в социально опасном положении.