Методические рекомендации по работе с неблагополучными семьями

Неблагополучная семья - это семья с низким социальным статусом, не справляющаяся с возложенными на нее функциями в какой-либо из сфер жизнедеятвльности или нескольких одновременно. Адаптивные способности неблагополучной семьи существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно и малорезультативно. Так, функционирование проблемных семей нарушено из-за педагогической несостоятельности родителей, это конфликтные семьи с дисгармоничным стилем воспитан...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ

Неблагополучная семья - это семья с низким социальным статусом, не справляющаяся с возложенными на нее функциями в какой-либо из сфер жизнедеятвльности или нескольких одновременно. Адаптивные способности неблагополучной семьи существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно и малорезультативно.

Так, функционирование проблемных семей нарушено из-за педагогической несостоятельности родителей, это конфликтные семьи с дисгармоничным стилем воспитания (авторитарные, гипо- или гиперопекающие). Кризисные семьи переживают внешний или внутренний кризис (изменение состава семьи, взросление детей, развод, болезнь, смерть кого-либо из членов семьи, утрата работы, жилья, документов, средств к существованию и т.д.). Асоциальную семью отличают алкоголизм родителей, пренебрежение нуждами детей. При этом, однако, детско-родительские отношения полностью не разорваны (например, дети пытаются скрывать пьянство родителей, берут на себя ответственность за обеспечение семьи, уход за младшими братьями и сестрами, продолжают учиться в школе). Аморальная семья - это семья, полностью утратившая семейные ценности, гибнущая от алкоголизма, наркомании, жестокого обращения с детьми, не занимающаяся воспитанием и обучением детей, не обеспечивающая необходимых безопасных условий жизни. Дети в такой семье, как правило, не учатся, становятся жертвами насилия, уходят из дома. Крайняя степень семейной дисфункции наблюдается в антисоциальных семьях: противоправное, антиобщественное поведение, несоблюдение моральных, нравственных норм в отношении наименее защищенных членов нарушение экономических прав ближних.

Показатели неблагополучия семьи

1. Социально-экономические:

  • Длительная безработица одного (обоих родителей), нежелание работать, а также частая смена мест трудоустройства;

  • длительный статус «малообеспеченной» семьи и низкий материальный достаток расходование имущества, принадлежащего ребенку, и денежных средств (пособий на ребенка, пенсий по потери кормильца и т.д.) не по целевому назначению;

  • отсутствие элементарных продуктов питания, мебели, постельных принадлежностей и т.д.;

  • необеспеченность ребенка сезонной одеждой и обувью, школьными принадлежностями;

  • задолженность (более 6 месяцев) перед жилищно-коммунальными службами по квартирной плате и коммунальным платежам;

  • частое обращение в социальные службы и благотворительные организации об оказании материальной помощи и поддержки.

2. Медико-санитарные:

  • антисанитария жилища, пренебрежение минимальными санитарно-гигиеническими нормами;

  • отсутствие в квартире (доме) электричества, отопления;

  • алкогольная или наркотическая зависимость родителей, постановка их на учет в наркологический или психоневрологический диспансер;

  • неухоженность и неопрятность детей, наличие у них частых заболеваний и травм;

  • несоблюдение родителями медицинских предписаний врачей относительно лечения ребенка, отсутствие активности родителей, когда речь идет о здоровье детей (игнорирование прививочных мероприятий, медомотров и пр.), бездействие родителей при необходимости оказания детям медицинской помощи;

  • противоречивые, путаные объяснения родителей относительно причин возникновения травм и синяков у ребенка, обвинение в произошедшем только несовершеннолетнего.

3. Социально-демографические:

  • родители имеют статус лиц без определенного места жительства;

  • выраженная конфликтная ситуация в семье при разводе родителей;

  • родители или один из них посещает деструктивную секту;

  • родители или одни из них ранее лишался родительских прав по отношению к старшим детям.

4. Психолого-педагогические:

  • полное равнодушие родителей и отсутствие заботы и внимания к ребенку;

  • непосещение родителями учреждения образования, в котором воспитывается (обучается) ребенок, несмотря на неоднократные приглашения со стороны администрации;

  • систематическое применение к ребенку антипедагогических мер воздействия;

  • насилие и жестокое отношение к ребенку, пренебрежение его основными интересами и нуждами;

  • устойчивое уклонение родителей от контактов со специалистами, игнорирование их рекомендаций;

  • повторяющиеся или затяжные конфликты в семье, нарушения взаимоотношений между членами семьи.

5. Криминально-аморальные:

  • постановка родителей на учет в органах внутренних дел;

  • нарушение родителями общественного порядка по месту жительства, организация сборищ и притонов;

  • аморальный образ жизни родителей (употребление спиртного, наркотиков, токсических веществ, бродяжничество, попрошайничество и т.д.) вовлечение ребенка в преступную деятельность и антиобщественное поведение (приобщение к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждение к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми);

  • проявления жестокости в семье (к жене (мужу), детям, престарелым родителям) и вне семьи;

  • наличие судимых членов семьи, приверженных к субкультуре преступного мира;

  • попытки покончить жизнь самоубийством одним из членов семьи;

  • оставление ребенка без пищи, тепла, присмотра, изгнание несовершеннолетнего из дома;

  • вследствие безнадзорности или беспризорности систематические пропуски занятий в учреждении образовании ребенком без уважительных причин, посещение деструктивной секты, криминальной группировки, наличие у ребенка алкогольной или наркотической зависимости, постановка его на учет в наркологическом диспансере, уходы ребенка из семьи, попрошайничество, бродяжничество, совершение правонарушений и преступлений, совершение ребенком суицидальных попыток.

Как строить работу с неблагополучной семьей?

Принцип индивидуального подхода к проблеме неблагополучной семьи предполагает следующий примерный алгоритм действий:

  • подготовка - предварительное знакомство со всеми имеющимися сведениями о семье;

  • установление контакта специалистов с членами семьи, выявление сущности семейных проблем, причин их возникновения и внутренних ресурсов неблагополучной семьи;

  • определение плана выхода семьи из тяжелой ситуации, содержания необходимой помощи и поддержки со стороны специальных служб, стимулирование родителей к самопомощи;

  • реализация намеченного плана, привлечение специалистов, способных помочь в разрешении проблем, которые семья не может решить самостоятельно;

Для работы с категорией неблагополучных семей может быть рекомендована следующая схема действий:

  • Посещение семьи на дому с целью изучения условий жизни и воспитания несовершеннолетнего (составление акта обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего).

  • Проведение индивидуальных бесед с каждым членом семьи, определение их оценки создавшейся ситуации и потребности в оказании помощи.

  • Осуществление психолого-педагогического сопровождения ребенка и семьи (в том числе посещение семьи один раз в месяц).

  • Промежуточная и итоговая оценка ситуации в семье, оценка эффективности проделанной работы

Снятие семьи с учета как неблагополучной или признание семьёй, оказавшейся в социально опасном положении.


© 2010-2022