• Преподавателю
  • Школьному психологу
  • Программа коррекционно-развивающих занятий по развитию эмоционально-волевой сферы учащихся младшего школьного возраста с ОВЗ в интеллектуальном развитии

Программа коррекционно-развивающих занятий по развитию эмоционально-волевой сферы учащихся младшего школьного возраста с ОВЗ в интеллектуальном развитии

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




















Программа

Коррекционно-развивающих занятий

по развитию эмоционально-волевой сферы учащихся младшего школьного возраста с ОВЗ в интеллектуальном развитии.











Педагог-психолог

Калачева Вероника Владимировна












Материалами для разработки программы послужили работы Л. В. Занкова, Г. М. Дульнева, В. И. Лубовского, В. Г. Петровой, Л. А. Букаевой, И. П. Карпенко, И. Чистяковой.

Цель программы: развитие эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Задачи программы:

  1. Развивать у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью средства невербального выражения эмоций: мимики и пантомимики;

  2. Развивать у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью способность к пониманию эмоциональных состояний других людей;

  3. Развивать у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью социальные эмоции как составляющие высших чувств.

При составлении программы использовались следующие принципы:

  1. Принцип единства коррекции и диагностики. Этот принцип отражает целостность процесса оказания психологической помощи.

  2. Деятельностный принцип организации развивающих занятий. Теоретической основой для формулирования указанного принципа является теория психическою развития ребенка, разработанная в трудах А.Н. Леонтьева, Д Б. Эльконина, центральным моментом которой является положение о роли деятельности в психическом развитии ребенка. Деятельностный принцип определяет тактику проведения развивающей работы, пути и способы реализации поставленной цели.

  3. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей детей. Этот принцип согласует требования соответствия хода психического и личностного развития ребенка нормативному развитию, с одной стороны, и признание бесспорного факта уникальности и неповторимости конкретного пути развития личности - с другой. Нормативность развития следует понимать как последовательность сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития.

  4. Принцип комплексности методов психологического воздействия, который утверждает необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала практической психологии.

  5. Принцип усложнения. Каждое задание должно проходить ряд этапов: от минимально простого - к максимально сложному.

  6. Учет объема и степени разнообразия материала. Во время реализации развивающей программы необходимо переходить к новому объему материала только после относительной сформированности того или иного умения. Увеличивать объем материала и его разнообразие необходимо постепенно.

  7. Учет эмоциональной сложности материала. Проводимые игры, занятия, упражнения, предъявляемый материал должны создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции. Развивающее занятие обязательно должно завершаться на позитивном эмоциональном фоне.

Данная программа содержит десять занятий продолжительностью 40 минут. Занятия проводятся в течение двух с половиной месяцев один раз в неделю.

Каждое занятие включает в себя три части: вводную, основную и завершающую.

Целью вводной части занятия является - настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. В этой части в основном используются приветствия, игры, обеспечивающие единый эмоциональный настрой группы.

Вторая, основная часть, включает в себя основную смысловую нагрузку всего занятия. В нее вошли упражнения с использованием сказкотерапии, арттерапии и игротерапии, направленные на развитие эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Основной целью завершающей части занятия является создание у каждого участника положительных эмоций от работы на занятии, снятие напряжения. Здесь проводятся какие-либо упражнения на мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику.

В каждом занятии, помимо новой информации, предусмотрены повторы, что объясняется особенностями структуры дефекта умственно отсталых детей. Полученная таким образом информация лучше запоминается и воспроизводится младшими школьниками с интеллектуальной недостаточностью.

Сама программа представлена в приложении, остановимся лишь на некоторых ключевых моментах каждого занятия.

Целью первого занятия является знакомство детей друг с другом; формирование позитивного настроя на занятия.

В ходе упражнения «Знакомство с воздушными шарами» дети знакомятся друг с другом и с ведущим-психологом. Проведение упражнений «Молекула» и «Поменяйтесь местами те, кто…» будет способствовать сплочению детей, развитию умения у них взаимодействовать в группе. В конце занятия упражнение на релаксацию «Вверх по радуге» поможет снять напряжение детей, подготовить их к смене деятельности.

Цель второго занятия - обучение элементам техники выражения мимики и пантомимики.

Упражнение «Карлики и великаны» направлено на создание положительного эмоционального настроя в группе.

Следующее упражнение усложняется пантомимикой. Здесь детям может понадобиться пример, после которого они смогут самостоятельно использовать не только элементы мимики, но и пантомимики. В заключение занятия проводится упражнение «Какая рука у соседа», которое способствует снижению напряжения детей и повышению сплоченности группы.

Два последующих занятия (3 и 4) также направлены на обучение элементам техники выражения мимики и пантомимики.

Как и предыдущее, занятия начинаются с приветствия и проведения упражнений на создание положительного эмоционального настроя группы. В качестве таких упражнений используются игра «Ассоциации» и упражнение «Вагончик».

В ходе выполнения упражнений основной части занятий, детям также нужно при помощи средств мимики и пантомимики выразить какое-либо эмоциональное состояние. При этом показать эмоцию нужно уже согласно определенной ситуации, предлагаемой ведущим.

При проведении упражнения «Разговариваем без слов» ребятам надо предложить свой вариант или даже несколько вариантов обращения к другому человеку (например, поздороваться без слов следующими способами: помахать рукой, обняться, пожать руку, кивнуть головой и т.п.).

Наибольшие затруднения может вызвать упражнение «Зеркальная комната», так как младшим школьникам с интеллектуальной недостаточностью обычно достаточно сложно показывать эмоциональное состояние противоположное тому, которое показывает ведущий.

Целью пятого занятия стало развитие у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью способности понимать эмоциональное состояние других людей.

После приветствия и игры на создание положительного настроя группы «Запретное движение», следует приступить к основной части занятия, которая состоит из упражнений «Добрый-злой, веселый-грустный» и «Ожившие картинки».

Упражнение «Добрый-злой, веселый-грустный» проводятся с использованием сказкотерапии и арттерапии. Дети вместе с психологом вспоминают добрых, злых, грустных и других героев разных сказок, а затем их рисуют. Нужно учитывать, что дети не всегда могут правильно соотнести демонстрируемое эмоциональное состояние с соответствующим рисунком. В ходе упражнения «Ожившие картинки» младшие школьники с интеллектуальной недостаточностью показывают по очереди заданную эмоцию, а остальные ребята отгадывают ее.

Заканчивая занятие, следует похвалить всех ребят, отметить их успехи и провести упражнение на снятие напряжения.

Целью шестого и седьмого занятий также является развитие у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью способности понимать эмоциональное состояние других людей.

Занятия начинаются с приветствия и игр-разминок, которые помогают создать в группе единый эмоциональный настрой.

Основная часть занятий проводится в игровой форме. В качестве упражнений, направленных на развитие способности понимать эмоциональное состояние других людей, были взяты «Тише, мыши - кот на крыше», «Пираты, акулы и золото», «Обезьянка» и «Новая кукла».

Целью восьмого занятия стало развитие высших чувств младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Упражнение «Зайчата и волк» включено на создание благоприятной атмосферы в группе. Основная часть занятия проводится в виде сказкотерапии, с анализом поступков героев, их чувств по отношению друг к другу, настроений, эмоций, возникавших в различных ситуациях.

Послушав сказку «Морозко», детям нужно ответить на ряд вопросов: «Кто из героев им больше всего понравился и почему?», «Как вы думаете, почему Морозко одарил девочку?», «Какое чувство испытала «дочка - ленивица», когда ее сестра вернулась домой?» и т.д.

Следующим упражнением в основной части занятия является придумывание сказки по кругу. Ее начало задается ведущим, а дети должны продолжить дальше. После завершения задания проводится обсуждение придуманной сказки: понравилась ли им она, что они чувствовали, хотели бы они поправить другого в момент придумывания сказки; легко ли было составлять сказку?

В заключительной части занятия проведится упражнение «Волшебный лес», направленное на снятие напряжения у детей.

Цель девятого занятия - развитие высших чувств младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Как и прежде занятие начинается с приветствия и игры-разминки, которая настраивает детей на дальнейшую работу.

Основная часть состоит из упражнений «Картина» и «Голосование», в процессе проведения которых детям нужно определить наиболее важные социальные качества и эмоции.

Особые затруднения у ребят могут вызвать описания чувств человека, находящегося в определенной ситуации. Поэтому ответы детей надо уточнять дополнительными вопросами: «Как ты думаешь, чем не доволен мальчик, почему он так себя ведет?», «Как ты догадался, что ему плохо? В чем это, по-твоему, выражается?».

Заканчивается занятие проведением упражнения на релаксацию, выражением благодарности всем детям за участие.

Цель последнего, десятого занятия - создание условий для адекватного восприятия ситуации расставания. В начале занятия, как обычно, следует приветствие и упражнение на создание положительного настроя группы. В основной части занятия используются упражнения «Пожелания», «Мои любимые воспоминания», «Хвасталки».

Занятие 1

Цель: знакомство детей друг с другом; формирование позитивного настроя на занятия.

Приветствие.

Упражнение 1. «Знакомство с воздушными шарами»

Дети располагаются в круге и поочередно бросают надувной шар друг другу, при этом называя свое имя. Через некоторое время предлагается кинуть шар тому, кто с кем хочешь поиграть, поговорить.

Упражнение 2. «Поменяйтесь местами те, кто…»

Дети становятся в круг и по заданию ведущего меняются друг с другом местами по какому-либо признаку, например, те, у кого голубые глаза, русые волосы и т.п..

Упражнение 3. «Молекула»

Представьте себе, что вы маленькие атомы. Атомы постоянно движутся и объединяются в молекулы. Количество атомов в молекуле постоянно меняется. Сейчас мы все будем двигаться, а ведущий будет говорить, сколько будет атомов в молекуле. Объединяться нужно быстро.

Упражнение 4 «Вверх по радуге»

Психолог просит детей закрыть глаза, сделать глубокий вдох и представить, что вместе с этим вдохом они взбираются вверх по радуге, а выдыхая - съезжают с неё, как с горки. Упражнение повторяется три раза.

Занятие 2

Цель: обучение элементам техники выражения мимики и пантомимики.

Приветствие.

Упражнение 1. «Карлики и великаны»

Играющие становятся в круг. Ведущий объясняет, что они должны слушать, и, если он скажет слово «карлики» - надо сесть на корточки, а если это будет слово «великаны», следует встать на цыпочки и поднять вверх руки. Ведущий говорит разные слова, при этом он может намеренно подавать ложные команды, например: кар-тинка, кар-навал, вели-чина, ве-ление и др.

Упражнение 2. «Самое веселое лицо»

Играющие располагаются по кругу и по команде ведущего с помощью мимики изображают то или иное эмоциональное состояние (грустное, злое и т.п.). Затем ведущий выбирает лучшего игрока и меняется с ним ролями.

Упражнение 3. «На месте фигура замри»

Играющие располагаются по кругу и по команде ведущего с помощью мимики изображают то или иное эмоциональное состояние (грустное, злое и т.п.), усложняя его пантомимикой. Затем ведущий выбирает лучшего игрока и меняется с ним ролями.

Упражнение 4. «Какая рука у соседа?»

Дети садятся в круг, держась за руки. Участник, поворачиваясь к соседу справа, говорит тому, какая у него рука (мягкая, тёплая, добрая, нежная и т. д.). Психолог начинает выполнять это задание первым.

Занятие 3

Цель: обучение элементам техники выражения мимики и пантомимики.

Приветствие.

Упражнение 1. «Ассоциации»

Каждый ребёнок поочередно становится центром внимания группы, все из участников которой сообщают ему, кого он напоминает из животных, птиц, растений. Направление для развития ассоциативной цепочки учащиеся могут выбирать сами, либо оно задается ведущим.

Упражнение 2. «Разговариваем без слов»

Психолог: «Знаете, ребята, что разговаривать друг с другом можно не только при помощи слов. Можно общаться с помощью жестов (движений головы, рук, тела), мимики (выражений лица)». Психолог показывает несколько жестов, например: остановить машину, попросить о чём-то, поздороваться, попрощаться. И предлагает детям придумать и продемонстрировать свои жесты.

Упражнение 3. «Звери в лесу»

Психолог: «Сейчас мы с вами немного поиграем. Представьте себя теми животными, о которых я сейчас буду говорить и повторяйте все движения, которое выполняет это животное. Начнем. Охотничья собака, увидев дичь, моментально застывает в напряженной позе. Морда у нее вытягивается вперед, уши навостряются, глаза неподвижно глядят на добычу, а нос бесшумно втягивает приятный дразнящий запах.

А теперь представьте, что вы - лисичка.

Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят. Голова у нее наклонена в сторону (слушает, подставляя ухо), взгляд направлен в другую сторону, рот полуоткрыт, нога выставлена вперед, корпус слегка наклонен вперед.

Теперь представьте, что вы (выбираются участники) два мышонка, которые должны перейти дорогу, где спит котенок. Они то идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише!» Выразительные движения. Шею вытянуть вперед, указательный палец приставить к сжатым губам, брови поднять вверх».

Упражнение 4. «Игра с муравьем»

Представьте, что вы в лесу. Сидите на пенечке. Под ногами мягкая трава. На пальцы ног залез муравей и бегает по ним. С силой натянуть носки на себя, ноги напряженные, прямые (вдох). Прислушаться, на каком пальце сидит муравей (задержать дыхание), движением ноги вперед сбросить муравья с пальцев ног (выдох). Носки вниз, в стороны, расслабьте ноги. Ноги отдыхают.

Занятие 4.

Цель: обучение элементам техники выражения мимики и пантомимики.

Приветствие.

Упражнение 1. «Вагончик»

Дети становятся в шеренгу. Ведущий (выбирается по очереди) показывает произвольные движения без слов. Дети-«вагончики» повторяют их за ними.

Упражнение 2. «Мир эмоций»

Ведущий просит детей:

Нахмуриться, как осенняя туча;

как злая волшебница.

Улыбнуться, как солнце;

как будто он увидел чудо.

Разозлиться, как разъяренный зверь;

как человек, которого ударили.

Испугаться, как заяц, увидевший волка;

как котенок, на которого лает собака.

Устать, как человек, идущий в гору;

как муравей, притащивший большую муху.

Отдохнуть, как турист, снявший тяжелый рюкзак;

как ребенок, который много потрудился, но помог маме;

Упражнение 3. «Зеркальная комната»

Выбирается ведущий, остальные игроки - «зеркала». Ведущий поочередно подходит к участникам и говорит им «Ты - обычное зеркало», или «Ты - кривое зеркало». Затем с помощью выразительных движений лица и тела изображает определенное эмоциональное состояние. «Отражение в обычном» зеркале должно его воспроизвести, а кривое зеркало, соответственно, показывает состояние прямо противоположное заданному. Пройдя по кругу, ведущий меняется местами с тем игроком, чье «отражение» в зеркале ему понравилось больше других.

Упражнение 4. «Небо»

Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Закройте глаза. Представьте прекрасное голубое небо. По нему двигаются облака. Вы наблюдаете за ними. Пусть ваши мысли улетают вместе с облаками. Вы сосредоточены на небе. Вы спокойны и ощущаете покой, тишину и радость. Откройте глаза. Глубоко вдохните и выдохните.

Занятие 5

Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние других людей

Приветствие.

Упражнение № 1. «Запретное движение»

Психолог предлагает детям встать в полукруг и дает инструкцию: «Я буду вам показывать несколько движений, одно из которых (например: приседание) - запретное. Вы должны повторять все мои движения, кроме запретного».

Упражнение № 2. «Добрый - злой, веселый - грустный»

Психолог предлагает детям вспомнить различных героев любимых сказок. Затем просит их ответить на следующие вопросы: «Кто из этих героев самый добрый? А кто самый злой? Кто самый веселый? А кто самый грустный? А каких еще вы знаете героев (удивленных, испуганных и т. д.)?» Затем всех названных персонажей дети рисуют на листе бумаги. Затем психолог говорит: «Я сейчас попробую загадать кого-либо из этих героев и показать, как он выглядит. А вы отгадайте, кто это». Психолог делает веселое выражение лица. Дети отгадывают, какой из нарисованных персонажей бывает таким. Затем дети, по очереди, изображают выражение лица любого героя, а психолог отгадывает, кто это.

Упражнение № 3. «Ожившие картинки»

Каждый участник получает картинку с изображением одного персонажа, переживающего какое-либо эмоциональное состояние. Затем учащиеся поочередно выполняют серию движений (пройти, присесть, оглядеться по сторонам и т.п.), в которых должна проявиться заданная эмоция. Другие участники игры должны узнать и назвать это состояние.

Упражнение 4. «Пузырь»

Психолог: «Представьте, что вы находитесь в мыльном пузыре. Встаньте прямо. Ноги чуть расставлены в стороны. Мыльный пузырь раскачивается. Покачайтесь и вы. Поверните голову вправо, посмотрите, что там внизу. Поверните голову влево, посмотрите вниз. Снова пораскачивайте мыльный пузырь. Мы так раскачивали пузырь, что он лопнул. Присядьте на корточки. На нас набросились комары.

- Вот мы вам! Вот мы вам! - грозили они.

- Не бойтесь, ничего они нам не сделают, комарам не по вкусу мыльная вода, - шепнул мыльный человечек.

Встаньте. Встряхните с себя «мыльную воду».

Занятие 6

Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние других людей

Приветствие.

Упражнение № 1. «Голова, пол, потолок».

Психолог предлагает детям поиграть в игру и дает инструкцию: «Сейчас мы поиграем в игру. Если я говорю «голова», то смотрим перед собой, если «пол» - смотрим вниз, голова опущена, если «потолок» - Смотрим вверх, голова поднята. Будьте внимательны».

Упражнение № 2. «Тише, мыши - кот на крыше»

Участникам выдаются карточки, на которых названия или изображения различных животных, в том числе кошка и одна или несколько мышей. По сигналу ведущего кошка должна обойти всех участников и «поймать» мышей, т.е. догадаться, у кого из них соответствующая карточка. Мыши, в свою очередь, «маскируются», стараются не проявлять эмоций.

Упражнение 3. «Пираты, акулы и золото»

Игроки получают карточки. Двум из них достается роль пиратов, другие - либо акула, либо золото. Задача «пиратов», - набрать побольше золота и не попасть в пасть к акуле. Они по сигналу ведущего поочередно начинают выбирать себе «добычу». Тот, кто вместо золота берет акулу, выбывает из игры Оставшийся - победитель.

Занятие 7

Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние других людей.

Приветствие.

Упражнение 1. «Лягушка»

Психолог читает небольшое стихотворение, под которое школьники выполняют определенные действия:

«Скачут по дорожке,

Вытянувши ножки:

«Ква-ква-ква, ква-ква-ква»,

Вытянувши ножки».

Упражнение 2. «Обезьянка»

Обезьянкой по желанию может стать каждый из участников. «Обезьянка» изображает эмоциональный портрет кого-либо из присутствующих: наиболее характерное для него настроение, реакцию на окружающих, особенности проявления позитивных и негативных эмоций. Выступление «обезьянки» продолжается до тех пор, пока группа не догадается, кто из них стал объектом особого внимания.

Упражнение 3. «Новая кукла»

Психолог: Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, играет с куклой. Содержание не читается детям, а эмоционально пересказывается. Психолог обращается к детям с вопросом «Какое чувство испытывает девочка?». Предложенная в этюде ситуация - это лишь основа для создания множества вариантов на заданную тему, с учетом эмоциональных особенностей и проблем каждого конкретного ребенка или группы.

Упражнение 4. «Апельсиновый сад»

Цель: обучение саморасслаблению.

Сядьте или лягте удобнее и расслабьтесь. Представьте себя идущим по узкой тропинке. Вы медленно подходите к белой калитке и распахиваете ее. Перед вами открывается апельсиновый сад. Высокая изумрудная трава, по которой вы идете, щекочет вам ноги. Вокруг возвышаются апельсиновые деревья. На ветвях вы видите множество самых разнообразных птиц. Прислушайтесь к голосам.

В густой, темно-зеленой листве апельсиновых деревьев видны спелые оранжевые плоды. Протяните ваши ладони, сорвите апельсин, поднесите его к лицу и вдохните аромат свежего спелого плода. Разломите апельсин, съешьте его спелую мякоть, ощутите вкус спелого, терпкого сока.

Вслушайтесь в звуки окружающие вас. У самых корней деревьев течет ручей. Наклонитесь к нему, опустите свои ладони в прохладную воду и смойте с них апельсиновый сок.

Вам хорошо, вам приятно и спокойно.

Но нам пора возвращаться. Вы отдохнули, расслабились. Вы полны сил. Вы готовы к новой работе. Запомните это состояние, возьмите его с собой.

На счет раз вы глубоко вздохнете, и медленно выдохните воздух. На счет два вы откроете глаза. На счет три, вы потянитесь и вернетесь из своего путешествия ко мне.

Занятие 8

Цель: развитие высших чувств младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Приветствие.

Упражнение 1. «Зайчата и волк»

Психолог дает инструкцию: «Вы зайчата, бегаете, прыгаете. Как услышите вой волка «Ууу» прячьтесь, приседайте, тихо станет убегайте».

Упражнение 2. «Сказка по кругу»

Дети совещаются и выбирают основную тему своей сказки. Затем по очереди, держа в руках «волшебную» палочку, сочиняют сказку. Психолог начинает её, говоря первое предложение, дети поочерёдно продолжают её. В конце проводится обсуждение, понравилась ли им придуманная сказка, что они чувствовали, говоря по кругу, хотели бы они поправить другого в момент придумывания сказки; легко ли было составлять сказку?

Упражнение 3. «Сказка Морозко»

Психолог кратко пересказывает детям сказку «Морозко»:

«Жили-были дед да баба. И у каждого из них была своя дочка. Когда уехал дед в город, баба послала падчерицу в лес за хворостом. Там она повстречала Морозко. После того, как она выполнила все его поручения, Морозко одарил её нарядами и сундуком с золотом. Завидно стало бабе и послала она в лес свою дочь - ленивицу. А её дочь нагрубила Морозко, и тот поднял такую вьюгу, что снег навсегда накрыл ленивицу. То же самое произошло с бабой. И стали вместе жить дед и его дочь. А когда к дочери посватался добрый молодец, справили свадьбу и зажили все счастливо».

Психолог задаёт детям вопрос: «Вроде бы всё по справедливости, но почему зло на зло? И не жалко ли бабу с её дочкой - ленивицей?»

Психолог раздаёт детям кружки - символы и объясняет, что они означают:

• красный кружок - радуюсь;

• синий - мне жалко;

• жёлтый - хочу помочь;

Затем психолог спрашивает у детей, есть ли у них желание изменить конец сказки?

Упражнение 4. «Волшебный лес».

Сядьте или лягте удобнее. Закройте глаза. Представьте, что вы оказались в волшебном лесу. Вы видите необыкновенный лес, деревья, кустарники. В самой чаще леса стоит белая, мраморная скамейка. Присядьте на нее. Прислушайтесь к звукам и насладитесь запахами вокруг тебя. Пахнет влажная земля. Ветер доносит запах сосен. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Представьте, что сказочные персонажи пришли к вам на помощь. Они рассказывают свои секреты, помогают разгадать загадки. Подружитесь с ними. Как вы себя чувствуете?

Теперь вас ждет долгая дорога домой из сказочного леса. Вы идете, смотрите вокруг и разговариваете со своими новыми друзьями. Теперь, когда вам захочется, вы в любой момент сможете туда возвратиться.

Занятие 9

Цель: развитие высших чувств младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Приветствие.

Упражнение 1. «Горячий картофель»

Игроки встают в круг, лицом к ведущему, который стоит в центре с небольшим мячом. Начиная игру, ведущий бросает мяч кому-нибудь из участников, затем школьники с максимальной скоростью перебрасывают друг другу мяч, словно это горячая картошка. Кто не успевает поймать мяч, выходит из игры.

Упражнение 2. «Ожившая картина»

Упражнение направлено на развитие способности к эмпатии и «вхождению» в ситуацию. Сначала всем членам группы предлагаются фотографии с изображением группы людей, и предлагается коллективно определит характер взаимоотношений людей и их общения, попробовать вжиться в ситуацию и описать эмоциональное состояние, в котором они находятся.

Упражнение 3. «Межличностные отношения»

Тренер просит всех занять свои места и сесть в круг. Раздаёт участникам листочки со списком качеств важных для межличностных отношений (эмпатия, доброжелательность, аутичностъ, конкретность, инициативность, непосредственность, открытость, принятие чувств, конфронтация, самопознание и т.д.). каждый пробует определить в какой мере ему присущи отдельные качества. Рядом с описанием каждого качества отведено специальное место, куда надо писать цифры от 0 до 6. если человеку кажется, что ему вообще не присуще данное качество, он ставит 0 , если он без сомнений обладает этим качеством -то ставит 6. Т.о., каждый оценивает по очереди все качества, затем группа ранжирует эти качества в зависимости от их значимости. Группа должна совместно решить, какое из качеств является самым важным в межличностных отношениях, затем, что можно поставить на второе, третье и т.д. места. Решаются вопросы путём компромисса или голосования.

Упражнение 4. «Радуга».

Сядьте или лягте удобнее, закройте глаза и представьте, что у вас в голове находится экран. На экране вы видите радугу, представьте себе те цвета, который нравится. Для каждого цвета есть свой настрой и чувство. Вы видите то, что я описываю, или вы видите то, что хотите.

На экране появляется первый цвет - голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой ласкает глаз в жару. Он освежает тебя, как купание в озере. Что вы видите, когда думаете о голубом цвете?...

Следующий цвет - красный. Красный цвет дает нам энергию и тепло. На него хорошо смотреть, когда тебе холодно. Иногда он напоминает нам о любви. Что вы думаете, когда смотрите на красный?...

Следующий цвет - желтый. Желтый цвет приносит радость. Он согревает нас как солнце, и мы улыбаемся, когда видим его. Если нам одиноко и грустно, он поднимает нам настроение. Что вы думаете, когда смотрите на желтый цвет?...

Следующий цвет - зеленый. Зеленый цвет, цвет природы. Если мы больны или нам не по себе, зеленый цвет помогает нам чувствовать себя лучше. Что вы думаете, когда смотрите на зеленый цвет?...

Сейчас я начну считать. На счет раз - вы пошевелите пальчиками ног. На счет два - вы пошевелите пальчиками рук. На счет три - вы откроете свои глаза и полежите еще некоторое время, вспоминая свою радугу. Раз, два, три. А сейчас мы возвращаемся к работе.

Занятие 10

Цель: проигрывание ситуации последнего занятия. Создание условия для адекватного восприятия ситуации расставания.

Приветствие.

Упражнение 1. «Пожелания»

Ведущий: «Встаньте в круг. Начнём работу с высказывания пожеланий друг другу. Пожелание должно быть коротким, желательно в одно слово. Вы бросаете мяч кому-то и одновременно говорите своё пожелание. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь, бросает его следующему, высказывая ему пожелания на сегодняшний день. Будем внимательны, чтобы мяч побывал у всех, и постараемся никого не пропустить».

Упражнение 2. «Мои любимые воспоминания»

Ведущий предлагает рассказать детям о двух самых ярких воспоминаниях из жизни. Начинает ведущий.

Упражнение 3. «Хвасталки»

Ведущий дает ребенку бумагу и фломастеры и просит вспомнить три своих поступка или подумать о трех своих качествах, которыми он гордится. Например, кто-то научился хорошо плавать, а кто-то великолепно ныряет, кто-то хорошо поет или танцует, кто-то замечательно ответил урок у доски, а кто-то заступился за младшего и т.п. Затем ведущий просит ребенка поделить лист на три части и представить эти качества (поступки) в виде небольших рисунков, а затем рассказывает о них ведущему.

Упражнение 4. «Водопад».
Сядь поудобнее и закрой глаза. Два-три раза глубоко вдохни и выдохни...
Представь себе, что ты стоишь возле водопада. Но это не обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представь себя под этим водопадом и почувствуй, как этот прекрасный белый свет струится по твоей голове... Ты чувствуешь, как расслабляется твой лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи.
Белый свет течет по твоим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными.
Белый свет стекает с твоей спины, и ты замечаешь, как и в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной.
А свет течет по твоей груди, по животу. Ты чувствуешь, как они расслабляются и ты сам собой, без всякого усилия, можешь глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет тебе ощущать себя очень расслабленно и приятно.
Пусть свет течет также по твоим рукам, по ладоням, по пальцам. Ты замечаешь, как руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам, спускается к твоим ступням. Ты чувствуешь, что и они расслабляются и становятся мягкими.
Этот удивительный водопад из белого света обтекает все твое тело. Ты чувствуешь себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом ты все глубже расслабляешься и наполняешься свежими силами... (30 секунд.)
Теперь поблагодари этот водопад света за то, что он тебя так чудесно расслабил... Немного потянись, выпрямись и открой глаза.











Литература

  1. Анохин П.К. Эмоции // Психология эмоций: Тексты - М., 2004 - 328 с.

  2. Белопольская Н.Л. Некоторые вопросы психолого-педагогического консультирования семей, имеющих детей с отклонениями в интеллектуальном развитии // Дефектология. - 1984. - № 5.

  3. Боулби, Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей / Джон Боулби. - М.: Академический Проект, 2006. - 232 с.

  4. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. - М.Прогресс - 1990.

  5. Волковская Т.Н. Возможные способы организации и содержание работы с родителями в условиях коррекционного дошкольного учреждения // Дефектология.- 1999. - № 4.

  6. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В.В. Воронковой. - М.: Школа-Пресс, 1994.

  7. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. - М.: Просвещение, 1995.

  8. Грегг М. Ферс. Тайный мир рисунка. Исцеление через искусство. - СПБ.: Европейский дом, 2000.

  9. Додонов Е. А. Эмоции как ценность. - М.: Прогресс, 1987.

  10. Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе: Книга для родителей. - М.: Педагогика, 1990.

  11. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребёнка. - СПб.: Союз, 1997.

  12. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии. - СПБ.: Речь, ТЦ Сфера, 2001.

  13. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерапии / Т.Д. Евстигнеева. - СПб.: Речь, 2000.

  14. Изард К. Эмоции человека. - М.: Просвещение, 1980.

  15. Изотова, Е.И. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. - М.: Изд. Центр «Академия», 2004. - 288 с.

  16. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2001, - 784 с.

  17. Искра, Н.Н. Особенности распознавания эмоций детей сотрудниками дома ребенка / Н.Н. Искра // Дефектология. - 2006. - №1. - 84-87.

  18. Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребёнка. - М., 1997.

  19. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста - М.: ВЛАДОС, 2006 - 429 с.

  20. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей.- Ярославль: Академия развития, 1996.- 207с.

  21. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. - М.: Академия, 2003.

  22. Левченко, И.Ю. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / И.Ю. Левченко, Л.Н. Комисарова, Е.А. Медведева, Т.Д. Добровольская - М.: Академия, 2001. -248 с.

  23. Леонтьев А.Н, Потребности, мотивы, эмоции // Психология эмоций: Тексты -М.: Просвещение, 2004 - 328 с.

  24. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2003.

  25. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение, 1992.

  26. Минаева В. Знакомим детей с эмоциональным миром человека // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 2. - С. 13-16.

  27. Мудрик, А.В. Общение как фактор воспитания школьников / А.В. Мудрик. - М.: Педагогика, 2005. - 80 с.

14


© 2010-2022