- Преподавателю
- Школьному психологу
- Саморегуляция в процессе обучения
Саморегуляция в процессе обучения
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Толстова Т.В. |
Дата | 11.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МБУДО «Центр дополнительного образования»
ПАМЯТКА
для школьников
«Саморегуляция в процессе обучения»
п. Тюльган
-
Цель: овладение приёмами саморегуляции.
-
Задачи: снятие умственного и физического напряжения, профилактика стресса, знакомство с элементами саморегуляции.
-
Предполагаемый результат: Эта памятка поможет освоить приёмы саморегуляции для достижения состояния максимального физического и эмоционального расслабления. В состоянии спокойствия происходит мобилизация сил организма, создание внутренней концентрации и саморегуляции для дальнейшей ликвидации напряжения. Появляется ощущение внутреннего комфорта и уверенности в себе.
Эмоциональный стресс и психическая саморегуляция.
Стресс - это состояние психофизиологического напряжения, возникающее под влиянием любых сильных воздействий и сопровождающееся мобилизацией защитных систем организма и психики.
Различается эустресс - нормальный стресс, служащий целям сохранения и поддержания жизни, и дистресс - патологический стресс, проявляющийся в болезненных симптомах. В обыденном сознании закрепилось в основном второе представление о стрессе.
Признаки стрессового напряжения
-
Невозможность сосредоточиться;
-
Частые ошибки из-за появившейся невнимательности;
-
Ухудшение памяти;
-
Частое возникновение чувства усталости;
-
Мысли часто улетучиваются;
-
Повышенная возбудимость;
-
Довольно часто появляются боли(голова, спина, область желудка);
-
Потеря чувства юмора;
-
Постоянное ощущение недоедания или пропадание аппетита;
-
Невозможность вовремя закончить работу.
УЧЕБНЫЙ СТРЕСС - это состояние, характеризующееся избыточным напряжением тела, снижением эмоционального и интеллектуального потенциала, ведущее в перспективе к психосоматическим заболеваниям и остановке личностного роста учащегося.
Как преодолеть чувство неуверенности в себе?
Чувство уверенности в себе приходит постепенно после овладения рядом техник, помогающих: развитию умения анализировать свое состояние, находить приоритеты в стоящих проблемах, анализировать конфликтные ситуации, высказывать свое мнение, нейтрализовывать страхи, снимать стрессы и так далее.
Методы снятия напряжения:
-
Релаксация - последовательное мышечное расслабление.
-
Аутотренинг - самовнушение на фоне максимального мышечного расслабления.
-
Визуализация - воссоздание зрительных образов.
-
Самоисследование и самогипноз.
-
Психоанализ.
-
Медитация.
Первая помощь в острой стрессовой ситуации.
Первое и главное правило гласит, что в острой стрессовой ситуации не следует принимать никаких решений (исключения составляют стихийные бедствия, когда речь идет о спасении самой жизни).
Сосчитайте до 10. Займитесь своим дыханием. Медленно вдохните воздух носом и на некоторое время задержите дыхание. Выдох делайте постепенно, также через нос, сосредоточившись на ощущениях, связанных с вашим дыханием. Если стрессовая ситуация застигнет вас в помещении: встаньте, если это нужно и, извинившись, выйдите из помещения. Например, у вас всегда есть возможность пойти в туалет или какое-нибудь другое место, где вы сможете побыть один.
Воспользуйтесь любым шансом, чтобы смочить лоб, виски и артерии на руках холодной водой. Медленно осмотритесь по сторонам даже в том случае, если помещение, в котором вы находитесь, хорошо вам знакомо или выглядит вполне заурядно. Переводя взгляд с одного предмета на другой, мысленно описывайте их внешний вид.
Затем посмотрите в окно на небо. Сосредоточьтесь на том, что видите. Разве мир не прекрасен?! Набрав воды в стакан (или ладони), медленно, как бы сосредоточенно выпейте её. Сконцентрируйте свое внимание на ощущениях, когда вода будет течь по горлу. Выпрямитесь, поставьте ноги на ширину плеч и на выдохе наклонитесь, расслабив шею и плечи, так чтобы голова и руки свободно свисали к полу.
Дышите глубже, следите за своим дыханием. Продолжайте делать это в течении одной - двух минут. Затем медленно выпрямитесь (действуйте осторожно, чтобы не закружилась голова).
Релаксация. Значение расслабления.
Расслабление уменьшает внутреннее беспокойство- одну из главных причин дискомфорта. Расслабление улучшает внимание. Оно дает возможность оценить ситуацию и сосредоточиться.
Последовательное мышечное расслабление совместно с визуализацией успокаивает тело и душу, позволяет подавить беспокойство и чувство неуверенности в себе.
Упражнение для снятия общего напряжения:
Упражнение выполняется сидя. Глаза закрыты. Спину держите прямо, но не напрягая ее. Голову не наклоняйте вперед. Сделайте несколько глубоких и медленных вдохов и выдохов. Во время выполнения дыхательных упражнений постарайтесь максимально расслабиться. Думайте о приятном, забудьте о неприятностях, дайте отдохнуть своей нервной системе. Делайте дыхательные упражнения, пока не почувствуете расслабленность (хотя бы небольшую). Длительность упражнения - 1-2 минуты.
Использование психотехник для повышения самооценки и
уверенности в себе.
Овладев психотехниками и регулярно их выполняя, можно повысить уровень самооценки, стать более уверенным. Обретая внутреннюю целостность и раскрывая свои потенциалы, изменится качество жизни в лучшую сторону.
Давайте сначала узнаем свой уровень самоценности? Для этого применим технику - упражнение «Сосуд самоценности».
«КУВШИН САМОЦЕННОСТИ»
-
Подышите так, чтобы голова слегка закружилась. На экране внутреннего мира представьте сосуд вашей любви к себе. Задайте себе следующие вопросы:
-
Вы хорошо видите уровень жидкости в кувшине?
-
Каков цвет налитой жидкости?
-
Есть ли цвет у самого кувшина?
-
Какая форма у вашего кувшина самоценности?
-
Как звучит ваш образ (можно отдельно жидкость и отдельно кувшин)?
-
Какие ещё есть звуки в вашей картине?
-
Есть ли звук у фона?
-
Можете ли вы говорить с вашим образом?
-
Как вам нравится то, что вы видите и слышите?
-
Что вы чувствуете после определения уровня?
-
Каково ваше отношение к образу прямо сейчас?
-
Как называется эмоция, которую вы проживаете прямо сейчас?
Если вам не удалось увидеть образ кувшина самоценности с первой попытки, не огорчайтесь, это означает только то, что вам нужно чуть больше расслабиться. Если уровень начал «скакать», и вам не удаётся определить его, то поступите так же, как с обычным тестом: над вопросами теста не рекомендуется думать больше трёх секунд, ведь размышления уводят от истинного ответа, нужна ваша первая реакция. Так же и в упражнении «Кувшин самоценности» можно вопрос задать жёстко: «А какой у меня уровень прямо сейчас?»- и фиксируете первый образ уровня, он и будет самым верным.
Энтузиазм
Радость
Удовольствие
Интерес
_____________________
Скука
Антагонизм (враждебность)
Гнев
Ненависть
_____________________
Тревога
Страх
Горе Печаль
Вина
Униженность
Безнадежность
Апатия
Если вы увидели на экране мысленного взора высокий уровень - от 70% до 100%, то это состояние говорит о том, что любая неприятность не сможет вас огорчить надолго. Это значит, что вам нравятся окружающие вас люди, вы готовы делиться с ними знаниями и любовью, это означает так же, что вы понимаете свои актуальные роли, готовы к восприятию окружающего мира, полны внутренних ресурсов и адекватны в поведении. Вы можете получать информацию и самостоятельно анализировать её.
Если вы столкнулись с тем, что ваша самоценность воспринимается на 50 %, то это серьёзно. Самым неприятным является в этом то, что нам не будет нравиться все, чтобы мы не делали. Весь мир становится «никаким». В такое время мы неадекватны. Мы можем обидеться по пустякам, накричать на кого-то, уйти от решения насущных проблем. Знания в нас «не держаться», мы не готовы себя мотивировать на их получение. Фактически не будет ощущения, что мы живём. Уровень этот критический.
Ну и о самом грустном. Если наполняемость вашего кувшина не превышает 20 - 30 %, то можно говорить о том, что вам скоро понадобится помощь. Если такое состояние держится много дней подряд, то вы, возможно, попали на время в зону тоски (депрессия). Может быть, стоит попросить помощи у родных и друзей.
УПРАЖНЕНИЕ. Подумайте прямо сейчас о том, какие события, люди, ситуации могут понизить ваш уровень самоценности, перечислите их.
Подумайте о противоположной ситуации. Что или кто поможет вам поднять уровень самоценности?
Что вы вообще думаете о своем уровне самоценности?
Техники мозга
Программа «Гимнастика Мозга» позволяет решать следующие цели и задачи:
-
развить навыки учения, интеллектуальные и творческие способности
-
улучшить работу долговременной и кратковременной памяти, концентрации внимания, сформировать абстрактное мышление
-
повышать точность выполняемых действий при работе со сложными устройствами
-
улучшить почерк
-
снять стресс, нервное напряжение, гармонизировать связь между телом и мозгом
-
проработать внутренние трудности и препятствия
-
оптимизировать собственные резервы человека и повысить энергию тела
Методы проведения:
Тренинг представляет собой систему быстрых, простых и занимательных физических движений, упражнений и приемов, которые направлены на развитие и восстановление природных, уникальных возможностей человека. Строится по принципу интерактивного общения, выполнения ряда упражнений, которых поддерживают и развивают нейрофизиологические связи между телом и мозгом.
Техника «Ленивая восьмерка».
Нужно вытянуть правую руку перед собой и поднять вверх большой палец. Взгляд фиксируем на ногте большого пальца. Рисуем в воздухе лежачую восьмерку (как знак бесконечности). Начинаем рисунок всегда налево и вверх. Середина восьмерки - на уровне переносицы. Приблизительно минуту делаем манипуляции правой рукой.
Затем меняем руку на левую. Так же смотрим на ноготь. Восьмерка идет налево и вверх. Выполняем примерно минуту. Соединяем руки в замок. Смотрим на ноготь (один большой палец кладем на другой). Выполняем «Ленивую восьмерку» двумя руками. Делаем упражнение приблизительно минуту. В целом упражнение можно повторять сколько угодно раз в течение дня. За один сеанс примерно от одной до пяти минут, но лучше столько, сколько хочется.
Упражнение помогает активизировать работу двух полушарий головного мозга одновременно. Желательно выполнять упражнение в ситуациях, когда нужно сосредоточиться (например, перед чтением). Если работают два полушария мозга - усталость наступает не так быстро.
Упражнение можно выполнять и в тех случаях, если усталость уже наступила.
Техника «Думательный колпак».
Большим и указательным пальцами мягко оттягивают назад и прижимают (массируют) раковины ушей.
Указательный палец - на внешней части ушной раковины. Большой палец - на внутренней части ушной раковины. Выполняется 1 - 2 минуты. Массаж начинают сверху и идут вниз.
Когда вы дойдете вниз по «вывернутым» частям вплоть до мочек ушей, начните все сначала: и идите опять сверху вниз.
Упражнение помогает сосредоточиться на собственном слухе и процессе слушания, расслабляет напряжение в мышцах головы.
Техника «Перекрестный шаг».
Упражнение похоже на шаг на месте. Делаем движения одной рукой и противоположной ногой навстречу друг другу. Выполняем упражнение 2 - 5 минут.
Данное упражнение помогает включить оба полушария мозга. Оно уместно до начала, в процессе и после окончания интеллектуального труда.
Психолого-педагогическая техника «Невесомость».
«Сначала нужно мысленно представить, что вы подняли свои руки над головой. Затем отпустить свои руки, и они медленно начнут соединяться с мысленно поднятыми руками. В момент подъема и на пике, когда руки будут наверху - вы будете ощущать сильное расслабление. Попробуйте поднимать руки через стороны или перед собой, остановитесь на том варианте, который вам покажется более легким. Побудьте некоторое время побыть с поднятыми руками. Насладитесь ощущениями».
Техника помогает быстрой нейтрализации учебного стресса, способствует изменению системы мышления, снятию негатива, помогает быстро переключить внимание с одного объекта на другой, не создавая информационной перегрузки и т.п.
ИТОГ: Теперь, освоив данные техники и упражнения, вы можете дальше продолжить работу по осознанию своей индивидуальности и уникальности, то есть по глубинному познанию самого себя через методы и методики самореализации и самоактуализации личности.
Использованная литература:
1. «Самоактуализация личности в процессе учебной деятельности». В.В. Онишина.
2. «Формирование внутренних механизмов саморегуляции и самореализации личности» Умеркулова Е.Ж.
3. «Способы саморегуляции поведения и психического состояния» Мустафина Л.Н.