Занятие с элементами тренинга на тему: Ценностные ориентации личности

Раздел Школьному психологу
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Департамент образования, молодежи и спорта Горловского городского совета

Горловский городской учебно-методический центр психологической службы

Занятие с элементами тренинга на тему: Ценностные ориентации личности



«Ценностные ориентации личности»

Занятие с элементами тренинга


Материалы подготовила:

практический психолог

УВК №12

Россовская Е.А.



Горловка

2013


Тема. Ценностные ориентации личности

Цель:

  • Научиться определять собственные ценности и их влияние на построение жизненных планов и перспектив.

  • Способствовать повышению мотивации к саморазвитию и самореализации.

  • Формирование навыков группового сотрудничества.

Ход занятия

Вступительное слово

Сегодня на нашем занятии мы с вами попробуем познать себя как личность; узнать о своих ценностях, осознать свою индивидуальность или сходство с ровесниками.

Познание человеком самого себя, тайн жизни - один из аспектов его духовного поиска, который уходит вглубь веков. По легенде, много тысяч лет назад семь мудрецов Древней Греции встретились в храме Аполлона в Дельфах и написали на стене храма:

«Познай самого себя». Что означали эти слова?

Каждое новое поколение людей стремится постичь смысл существования человека, ответить на этот вопрос в соответствии с духом своего времени.

Вы сейчас находитесь в возрасте, когда человек делает одно из важнейших открытий - открывает себя. В этих поисках заложен большой потенциал. Чтобы выявить и использовать его, надо найти себя. Но сразу замечу, что никому не дано познать свои возможности до конца и определить свое будущее. Но все же каждому под силу начертить свой собственный путь сотворения себя. Желаю нам успеха и плодотворной работы.

1.Правила

Для того чтобы наша встреча была интересной и продуктивной необходимы правила.

В каждой группе могут быть свои правила, но те, которые я назову, можно считать основными, наиболее типичными.

Правила работы в группе

  1. Активное участие в происходящем.

  2. Общение по принципу «здесь и теперь».

  3. Уважение говорящего.

  4. Персонификация высказываний.

  5. Искренность в общении.

  6. Недопустимость насмешек.

  7. Конфиденциальность происходящего в группе.

  8. Доверительный стиль общения.

2.Упражнение «Знакомство»

Продолжите фразу по очереди «Меня зовут… В детстве я мечтал(а)

стать …».

3.Ожидания

Напишите на стикерах свои ожидания от занятия и поочередно озвучьте их, а мы наклеим их на плакат с корзиной.

4.Разминка

Упражнение «самая-самая»

Назовите те, профессии, которые в наибольшей степени соответствуют данной характеристике:

• самая зеленая,

• самая сладкая,

• самая денежная,

• самая общительная.

Основная часть

5.Упражнение «Ассоциации»

Назовите слова, которые ассоциируются у вас со словом «ценность».

1. Це́нность - важность, значимость, польза, полезность чего-либо.

2. Психологическое понятие «система ценностей» подразумевает под ценностями то, что человек ценит в окружающем его мире.

3.К ценностям могут относиться:

  1. Здоровье

  2. Любовь, семья, дети, дом

  3. Близкие, друзья, общение

  4. Самореализация в работе. Получение удовольствия от работы

  5. Материальное благополучие

  6. Духовные ценности, духовный рост, религия

  7. Досуг - удовольствия, хобби, развлечения

  8. Творческая самореализация

  9. Самообразование

  10. Социальный статус и положение в обществе

  11. Свобода (свобода выбора, свобода слова и т. д.)

  12. Стабильность

6.Упражнение «Мир моих ценностей» (5 мин)


Цель: осознать ценности - свои и других участников.

Запишите на листочках пять самых важных вещей в вашей жизни, после чего проранжируйте их по степени важности. Зачитывание происходит поочередно.

Вопросы для обсуждения:
- Какие ценности были общими?
- Почему именно они были определены?

- С какой целью мы выполняли это упражнение?

- Почему важно иметь в жизни собственные ценности?

7.Упражнение «Ценностные ориентации»

Готовясь к сегодняшнему занятию, мы провели опрос учащихся 9-10 классов с целью изучения их жизненных ценностей. Приоритеты учащихся распределились следующим образом.

Ценностные ориентации учащихся 9-10 классов

1.Счастливая семья

2.Дружба

3.Хорошее образование

4.Счастье близких людей

5.Хорошая работа и карьера

6.Хорошее здоровье

7.Уверенность в себе и самоуважение

8.Хороший дом, квартира

9.Достижения в искусстве, музыке, спорте

10.Деньги, богатство

11.Уважение и восхищение окружающих

12.Слава

13.Хорошая пища

14.Красивая одежда, ювелирные украшения

15.Сохранение жизни и природы на Земле

16.Наука как познание нового

17.Власть или положение

18.Благополучие государства

8.Упражнение-аукцион «Как поступать со своей жизнью?"

Психолог. А сейчас сыграем в игру. Она поможет нам ответить на этот основной вопрос. (Каждому раздают по 10 карточек.) Напишите на каждой карточке свое имя. На следующие несколько минут эти 10 карточек будут олицетворять вас и играть роль символических денег, за которые можно купить определенный товар. Сейчас перед каждым встанет выбор: потратить или сэкономить свои карточки, то есть себя самого, часть себя. На продажу будут выставлены разнообразные «товары» по паре. Правила игры не позволяют купить оба товара одновременно, только что-то одно или ничего. Понятно, что когда ваши карточки закончатся, уже ничего нельзя будет купить. Все покупки можно делать только тогда, когда «товары» предлагают на продажу. Нельзя вернуться к предыдущей паре, если на продажу уже выставлена следующая. (Психолог предлагает «товары», написанные на отдельных листах. Цена каждого товара указана в «карточках».)

• превосходная квартира (1 карточка), новый автомобиль на выбор (1 карточка );

• полностью оплаченная поездка на каникулы (один месяц) в любую страну мира вместе с другом (2 карточки) , полная гарантия того, что человек, с которым тебе хотелось бы пожениться прямо сейчас, обязательно женится на тебе (выйдет замуж за тебя) скоро (2 карточки);

• на два года стать самым популярным человеком среди своих товарищей (1 карточка ), иметь одного настоящего друга (2 карточки);

• закончить престижный университет (2 карточки), учредить прибыльную компанию (2 карточки);

• иметь здоровую семью (3 карточки), получить всемирную славу (3 карточки );

(После завершения выбора из этой пары объявить: тем, кто выбрал семью, возвращаются 2 карточки обратно как вознаграждение);
• возможность изменить какую-то одну черту внешности (1 карточка ), удовольствие на протяжении всей жизни (2 карточки);
• пять лет безграничного физического наслаждения (2 карточки ), любовь и уважение самых дорогих для вас людей (2 карточки);
(Те, кто выбрал пять лет наслаждения, дополнительно отдают одну карточку (за определенные вещи мы должны платить больше, чем кажется сначала);

• чистая совесть (2 карточки ), способность достичь успеха в той сфере, где больше всего этого хочешь (2 карточки);
• создать чудо для того, кого любишь (2 карточки), возможность прожить заново (или повторять) одно действие из собственной жизни (2 карточки);

• семь дополнительных лет жизни (3 карточки), безболезненная смерть, когда придет время (3 карточки).
Наши торги завершены, рассмотрите еще раз свои покупки и скажите:

- Какая покупка вам нравится вам больше всего?
- Или жалеете ли вы, что не купили что-то еще?
- Хотелось бы вам поменять некоторые правила игры?

После обсуждения психолог делает вывод: правила игры можно изменить, но жизнь - это не игра. Нельзя повторить уже сделанного выбора или отменить принятое когда-то решение. Нельзя охватить абсолютно все или воспользоваться любой возможностью. Нельзя предсказать, какие шансы откроются для вас через неделю или через год.

Психолог. Вам всегда не будет хватать времени, вариантов выбора, денег и т.п. Вы будете платить за каждый свой выбор в жизни - и часто эта плата будет превышать ваши ожидания. Но никогда не надо отчаиваться, закрываться от всего мира. Необходимо всегда идти до конца.

А теперь мы поговорим о том, что необходимо, чтобы достичь своей цели и стать успешным.

9.Упражнение «Ассоциации»

Назовите слова, которые ассоциируются у вас со словом «успех».

Успех (словарь Ожегова):
1.Удача в достижении чего-нибудь.
2.Общественное признание.
3.Хорошие результаты в работе, учебе.

10.Упражнение «Качества успешного человека»

Что, с вашей точки зрения, значит "успешный человек"?

Чтобы разобраться, что значит успешный человек, надо сначала обсудить и выбрать пять наиболее важных качеств, характеризующих успешного ученика. Вам предложены качества; если, по вашему мнению, какого-то качества не хватает, добавьте его. Сначала каждый определяет для себя, затем обсуждаете в группе и приходите к общему решению. Затем представитель группы выписывает качества на доску и объясняет, почему группа выбрала именно эти качества (каждому выдана карточка с перечнем качеств).

Список качеств:

• дух соперничества,

• чувство товарищества,

• способность к творчеству,

• любознательность,

• озабоченность материальным успехом,

• порядочность,

• честность,

• доброта,

• независимость,

• интеллектуальная развитость,

• послушание,

• предприимчивость,

• открытость,

• наличие собственных убеждений,

• уравновешенность,

• организованность,

• чувство юмора,

• эмоциональность,

• искренность,

• способность адаптироваться,

• воспитанность,

• настойчивость.

2. Подумайте, а затем обсудите в группе и выделите пять наиболее значимых качеств, характеризующих успешного в жизни человека. Представьте успешного человека в современном мире, подумайте, какие качества помогли ему этого достичь.

Обсуждение.

Мнение психологов

11.Пять качеств успешных людей с точки зрения психологов:

1. Такие люди честолюбивы.

Они видят себя способными стать лучше. Они развивают в себе способности, ни минуты не сомневаясь в правильности своих решений.

2. Они храбры.

Они работают, чтобы преодолевать опасения, которые сдерживают большинство людей. Два самых больших врага успеха - опасения и сомнение. Устранение опасений и сомнения - ключ к успеху.

3. Они верят в себя и свое дело.

Успешные люди в каждой области, в которой они работают, полностью преданы своему делу. Они верят в себя; они верят в свою компанию; они верят в свои изделия и услуги; они верят в своих клиентов; они имеют огромную веру.

4. Они профессиональны.

Они профессиональны в любом деле, которым занимаются, так как постоянно учатся и совершенствуются. Они вечные ученики. Профессионал никогда не прекращает узнавать новое. Они готовятся к любой ситуации, обдумывают вопросы перед каждой деловой встречей.


5. Они ответственны.

Они видят себя президентом своей собственной персональной корпорации услуг. Самая большая ошибка, которую мы можем когда-либо сделать, состоит в том, чтобы думать, что мы работаем для кого-то еще, кроме себя.

Психологи утверждают, что успешный человек успешен в любом деле. Что жеобъединяет успешных людей? Как правило, дело не только в таланте и врожденных способностях.

Их отличают:

• активность: они ценят активный образ жизни, с удовольствием проявляют инициативу;

• креативность: они рассматривают проблемные ситуации как интересные задачи для решения и не боятся их;

• ответственность: готовы брать ответственность за свои поступки и решения на себя;

• уверенность: верят в свои силы и стремятся проявить свои возможности в полной мере;

• коммуникабельность: умеют грамотно дать обратную связь, поддержать, попросить о помощи.

Закончить нашувстречу мне бы хотелось легендой о жизни.

12.Упражнение «Легенда о жизни»

Задумались люди: «Что есть жизнь?». Одни говорят: «Это ожидание: родители ожидают детей, дети ждут каникул, праздников ...».Другие говорят: «Это путешествие. Ежедневно мы осуществляем много путешествий: в школу, на работу, к друзьям, на отдых в лес ... ».Пришли к мудрецу, чтобы их рассудил. А он говорит: «Жизнь - это путешествие в ожидании цели».

Так пусть у каждого из вас будет цель! Прикладывайте как можно больше усилий, чтобы ее осуществить!

Заключительная часть

13.Рефлексия занятия

Продолжите следующие фразы:

Мне понравилось…

Мне было полезно…

Ваши пожелания

А теперь давайте снова обратимся к нашей корзине с шарами. Скажите, оправдались ли ваши ожидания и сможет ли она взлететь!?

Ответы детей.

Спасибо за работу!


Литература

1.Йовайши Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. - М.: Педагогика, 1983.

2. Климов Е.А. Как выбирать профессию. - М.: Просвещение, 1985.

3. Попова Л.М. Соколов И.В. Стресс жизни: понять, противостоять и управлять им. - СПб.: Лейла, 1994.

4. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М; 1996.

5. Резапкина Г.В. Я и моя профессия. - М.: Владос, 2000.

6. Римская Р. Римский С. Практическая психология в тестах или Как научиться понимать себя и других. - М.: Аст-пресс, 1997.

7. Савченко М. Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам. - М.: Вако, 2006.

8. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. - М.: Новая школа, 1995.

9. Солдатова Г. У., Шайгерова Л.А., Шарова О. Д. Жить в мире с собой и другими Тренинг толерантности для подростков, М.: Генезис, 2000.

10.Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профориентации. М.: Владос, 2004.









© 2010-2022