- Преподавателю
- Школьному психологу
- Диагностика семейных отношений Домашняя картина
Диагностика семейных отношений Домашняя картина
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Негрова А.Н. |
Дата | 21.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Цикл коррекционно-развивающих занятий с родителями
«Планета солнечного детства»
Участниками данного коррекционно - развивающего занятия являются семьи, которые по результатам диагностики показали неблагоприятный морально - психологический климат
Цель Повышение психологической компетентности родителей в вопросах развития эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
-
развитие способности родителей к пониманию эмоционального мира своего ребенка через совместную деятельность
-
осознание родителей своей роли влияния на эмоциональную сферу ребенка
-
изменение неадекватных родительских позиций
Диагностическое занятие
«Домашняя картина»
1. Приветствие. Упражнение "Сердце животного". Цель: развитие групповой сплоченности, умения действовать слаженно и точно. Инструкция: "Сейчас мы с вами встанем в круг и возьмемся за руки. Мы сейчас - сердце красивого, доброго животного. Давайте придумаем, какому животному принадлежит это сердце. (Участники предлагают варианты). Сердце животного будет биться - сжиматься и разжиматься. На счет "один" мы все вместе будем делать шаг вперед, на счет "два" - назад". Далее ритм "биения сердца" ускоряется. Через несколько "ударов" животное "устает", "засыпает", темп выполнения упражнения замедляется, становится спокойным. Продолжительность - 2,5-3 минуты.
2. Диагностика «Лики родительской любви»
Инструкция: Данный опросник поможет и отцу и матери оценить, на каких основаниях строится ваше отношение к ребенку. Если вы согласны с приведенным утверждением, поставьте себе один балл. Если не согласны - баллов не ставьте. Ответив на все опросы, подсчитайте общую сумму баллов.
-
Повзрослев, ребенок столкнется в жизни с трудностями, поэтому долг родителей - до поры его от них ограждать.
-
Иногда немного жаль, что ребенок вырастет и станет взрослым: ведь он так мил в свои детские годы.
-
Если малыш говорит неправду, то он не лжет, а просто фантазирует вслух.
-
Современные школьные программы чересчур сложны.
-
Мать должна служить своего рода эмоциональным буфером между ребенком и отцом, потому что отцам вообще свойственна излишняя строгость.
-
Если ребенок занялся чем-то полезным, но никакого успеха не достиг, его все равно надо похвалить за усилия.
-
Наивная непосредственность - это скорее достоинство детского возраста, чем недостаток.
-
Ваш ребенок мог бы добиться большего успеха в учебе, если бы учителя относились к нему более благожелательно.
-
У каждого ребенка есть свои достоинства, которые намного важнее недостатков.
-
Когда отец и мать расходятся в оценке поведения ребенка, правильнее прислушиваться к мнению матери, поскольку женщины - прирожденные воспитатели.
-
В детстве занятия спортом нужны не столько ради высоких достижений, сколько ради общего физического развития.
-
За семейным столом лучшие куски должны доставаться детям.
-
Детское непослушание часто возникает от того, что родители требуют от ребенка слишком многого.
-
Если ребенок не любит засыпать в темноте, надо поставить у его кровати лампу-ночник.
-
Многие детские шалости объяснимы дурным влиянием сверстников.
Обработка результатов
12-15 баллов. Если эту сумму набрал отец: в своем отношении к ребенку вы в значительной мере разделяете материнскую позицию. Это, с одной стороны, неплохо, так как способствует единству вашей родительской стратегии. Однако вы недооцениваете традиционную мужскую роль в воспитании. Ваша требовательность к ребенку чаще бывает продиктована вашим настроением, чем его поведением. Задумайтесь: в полной ли мере вы стимулируете умственное, эмоциональное и физическое развитие ребенка. Вероятно, чуть больше доброжелательной требовательности с вашей стороны пойдет ему только на пользу. Если эту сумму набрала мать: вы исповедуете типично женский подход к воспитанию, исполненный любви и заботы. Не забывайте только, что заострение такого подхода впоследствии чревато недостаточной самостоятельностью ребенка. А ведь ему предстоит в своей жизни не только радовать вас, но и многие проблемы решать самому.
Менее 8 баллов. Отец: вы придерживаетесь традиционно мужских ценностей в воспитании, хотите видеть своего ребенка состоявшейся и преуспевшей личностью. Ваши требования и оценки служат мощным стимулом его достижений. Постарайтесь только не завышать этих требований, не будьте слишком строгим судьей. Мать: вы предпочитаете скорее мужской стиль воспитания, ваша любовь к ребенку сочетается с довольно высокими требованиями к нему. Ваши цели вполне оправданны, но достичь их мы могли бы более успешно за счет мягкости и поощрения.
Если отец и мать набрали 9-12 баллов, то такую позицию можно назвать промежуточной, лишенной крайностей. Этот подход хорош тем, что страхует от всяких излишеств. Однако задумайтесь: не имеет ли тут место эмоциональная отстраненность? Внимательнее присмотритесь к своему ребенку, к его проблемам, не ждет ли он от вас большего участия?
3. Упражнение «Принятие чувств».
Задание: переформулировать неэффективные родительские ответы так, чтобы были приняты чувства ребенка.( приведены возможные варианты ответы):
• «Не смей его бить! Это же твой брат!» ( «Ты можешь злиться на брата, но бить его нельзя».)
• «Не бойся. Собака тебя не тронет». («Симпатичный пес... Но если боишься - давай перейдем на другую сторону».)
• «Улыбнись. Все не так плохо, как тебе кажется» («Я бы тоже расстроился. Но, может, мы вместе найдем выход?»)
• «Подумаешь - укол! Даже малыш не боится, а ты...» («Да, укол - это больно. Если ты боишься, можешь взять меня за руку».)
4. Упражнение «Смайлик»
Цель: научится различать эмоции и говорить о них. Инструкция: сейчас я раздам вам бланки, на которых изображены лица. Дорисуйте картинки так, чтобы на них отражались ниже подписанные эмоции. А теперь ответим на вопросы: Когда у вас бывают такие лица? Предпочитаете ли вы выражать свои чувства, или держать их вы себе?
5. Диагностика по рисуночной методике «Домашняя картина»
Цель: определить уровень взаимодействия и взаимопонимания между родителями и детьми.
Инструкция: ваша задача выбрать себе роль либо родителя, либо ребенка, но не обсуждать это друг с другом. Перед вами листы бумаги и карандаши. Не обговаривая друг с другом вы рисуете какую-либо картину.
Далее учитывается целостность картины: есть ли конфликты в семье, насколько они серьезные и т д. И по итогам диагностики индивидуальная беседа с семьями