Рефлексия деятельности как условие профессионального роста педагога

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Емченова М.Н.

Рефлексия деятельности как условие профессионального роста педагога

ГБПОУ ПК №33 (г. Москва)

На современном этапе в Российской Федерации более 3 млн. педагогов. Профессия педагога, наряду с профессиями авиадиспетчера и спасателя, входит в группу риска по эмоциональной напряженности. Это связано с тем, что особенность психики обучаемых требует от педагога постоянной экспрессии на высоком физическом и психическом уровне. Педагог одновременно и режиссер, и актер, он должен управлять классом, он должен быть ориентирован на личностно профессиональное развитие, на высокие профессиональные достижения и постоянный научный поиск, быть профессионально компетентным, новатором в конкретной предметной области.

Кардинальные преобразования культурной и социально-экономической жизни страны обусловили появление новых ценностей в образовании. Вместо когнитивно ориентированной образовательной парадигмы утверждается и распространяется личностно ориентированная. Она изменяет отношение педагога к осуществляемой им профессиональной деятельности, ставит перед ним новые цели и задачи. Все это сформировало в обществе устойчивые запросы на педагога нового типа, не только профессионально компетентного, но обладающего определенным набором личных свойств и качеств.

В настоящее время рассмотрение проблемы рефлексии в ряде научных работ связано с изучение профессиональных способностей педагога, с его самоорганизацией в педагогической деятельности. С этой целью исследуются в области философии, социологии образования проблемы профессионализма педагога (В.И.Загвязинский, В.Д.Семенов, Я.С.Турбовской и др.), разрабатываются теории профессиональной компетентности (О.С.Анисимов, А.А.Воротникова, Н.В.Кузьмина и др.), ведется изучение психологических аспектов деятельности педагога, его личностных качеств, определяющих развитие профессиональных способностей (А.А.Бодалев, Я.А.Пономарев и др.).

Однако при многообразии остается недостаточно изученным один из ключевых элементов, являющийся необходимым условием саморазвития профессионала - рефлексия педагога собственной профессиональной деятельности и себя в ней как субъекта.

В психологическом плане рефлексивное отношение человека к собственной деятельности является одним из важнейших психологических условий все более глубокого ее сознания, критического анализа и конструктивного совершенствования.

Рефлексивные процессы в профессиональной деятельности педагога проявляет в следующем:

- во-первых, в процессе практического взаимодействия, когда он стремится адекватно понимать и целенаправленно регулировать мысли, чувства и поступки учащихся;

- во-вторых, в процессе проектирования деятельности учащихся, когда он разрабатывает цели обучения и конструктивные схемы их достижения, причем делает это с учетом особенностей учащихся и возможностей их продвижения и развития;

- в-третьих, в процессе самоанализа самооценки собственной деятельности и самого себя как субъекта.

Этот последний аспект педагогической рефлексии проявляется как в общем осмыслении своей профессии и своего места в ней, так и конкретном личностном отношении к тому, или иному педагогическому решению. Каков я учитель? Каковы мои личностные качества, помогающие мне эффективно работать? Как я выгляжу? Подобного рода вопросы как раз и характеризует рефлексивное отношение учителя к самому к себе как субъекту профессионально-педагогической деятельности.

Педагогическую рефлексию можно представить в виде следующей формулы: опыт + рефлексия этого опыта = развитие. Такую сжатую формулу предлагает Д.Познер. Следовательно, накопление учителем практического опыта является необходимым, но и недостаточным условием профессионального роста; лишь постоянное осмысление, анализ и перестройка собственного опыта позволяет раскрыть педагогическое мастерство. Изучение практического опыта происходит через соотнесение его с опытом других учителей, так и собственным опытом.

Особая задача перед учителем возникает и в том случае, когда он передает свой индивидуальный опыт другим. Даже описание собственной деятельности нередко представляет немалые трудности. Одна из причин этого - индивидуализация того языка, которым оперирует учитель - практик. Поскольку он действует в условиях конкретной ситуации, то не только ставит своей задачей абстрагировать от нее, но и наоборот, делает ее предметом своего анализ.

Под педагогической рефлексией понимается специфическая человеческая способность, которая позволяет педагогу сделать свои мысли, свои эмоциональные состояния, свои отношения и действия, свои манеры, т.е. свое поведение, предметом специального собственного рассмотрения и практического преобразования. Благодаря данному качеству, педагог получает возможность осознать то, как он воспринимается окружающими; происходит переосмысление механизмов дифференциации у каждого человека и интеграции человеческого «Я» в неповторимую целостность. Таким образом, можно предположить, что структурными компонентами педагогической рефлексии являются:

- способность к познанию себя в профессиональной деятельности;

- самооценка успешности профессиональной деятельности;

- отношение к себе как к субъекту профессиональной деятельности;

- самоактуализация как проектирование дельнейшей профессиональной деятельности.

Для исследования своей педагогической деятельности можно использовать следующие методики: тест В.А.Сонина «Кто я есть в этом мире?», в котором он предлагает использовать для получения самооценки 10 горизонтальных линий со словесными индексами в начале и в конце каждой линии. Представленные линии в тесте условно изображают важные черты личности: ум, доброту, здоровье, честность, общительность, принципиальность, искренность, смелость, привлекательность и насколько человек счастлив. Опросник «Оценка профессиональной направленности личности педагога», в данном опроснике заложена идея оценки и сравнения между собой типов педагогов: «организатор», «предметник», «коммуникатор», «интеллигент». Вопросник «Анализ педагогом особенностей индивидуального стиля своей педагогической деятельности», с помощью которого можно выявить ряд индивидуальных стилей: эмоционально-импровизационный, эмоционально-методичный, рассуждающе-импровизационный стиль, рассуждающее-методичный стиль.

В заключении хочется отметить, что развитие педагогической рефлексии дает возможность для профессионального роста педагога, данное качество позволяет педагогу взглянуть на себя со стороны, осознать ранее не осознаваемые привычки, жесты, поведение, также более интенсивно осуществлять процесс самопознания.

Литература:

  1. Борисова Л.Н. Роль и механизм рефлексии в психолого-педагогической деятельности. Журнал «Психолог» №2, М., 2015.

  2. Бизяева А.А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия. Сборник материалов ПГПИ им. С.М.Кирова, 2004.

  3. Пискунова Е.В. Исследование социокультурных факторов изменений профессионально-педагогической деятельности учителя. Вестник ТГУ №4, 2009.



© 2010-2022