- Преподавателю
- Школьному психологу
- Тренинг для выпускников К экзаменам готовы!
Тренинг для выпускников К экзаменам готовы!
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Патик Е.С. |
Дата | 15.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Кабинет практической психологии МБОУ СОШ №8
Тренинг для старшеклассников по психологической подготовке к сдаче ГИА и ЕГЭ « К экзаменам готовы!»
Цель: психологическая подготовка старшеклассников к сдаче государственной итоговой аттестации ( ГИА) и единого государственного экзамена (ЕГЭ).
Задачи:
- создание положительного настроя и снятие негативных симптомов; формирование единого рабочего пространства;
- обучение методам нервно-мышечной релаксации; овладение умением управлять своим психофизическим состоянием;
- повышение сопротивляемости стрессу: отработка навыков поведения на экзамене, развитие навыков самоконтроля, обучение приемам самообладания.
Целевая аудитория: обучающиеся 9-х, 11-х классов.
Длительность: 45 мин.
Материально-техническое оснащение: компьютер, диагностические бланки, кластеры, газеты
Ожидаемые результаты
- благоприятная атмосфера для доверительного общения, повышение жизненного тонуса и эмоционального состояния выпускников;
- установка на позитивные результаты итоговой аттестации, успешное профессиональное самоопределение;
- овладение доступными психологическими приёмами саморегуляции в стрессовых ситуациях;
- рефлексия о школьном обучении, пожелания
этапы
педагог-психолог
выпускники
примечания
1.Приветствие
Активизация познавательной деятельности
Стимулирование к дивергентному мышлению
Правила
2. Разминка
Упражнение «От всей души…»
3. Основной блок
Упражнение «Ассоциации»
Диагностика
Опросник «Насколько я предрасположен к стрессу»
Приёмы саморегуляции
Упражнение-энерджайзер
Итог
Упражнение
«Я хвалю себя
за …»
Рефлексия
Ребята! Очень рада вас видеть. Сегодня мы встретились, чтобы поговорить о предстоящих экзаменах, которые сдаются в новой форме. Это государственная итоговая аттестация (ГИА), которая проводится по окончании 9-го класса, единый государственный экзамен (ЕГЭ), который сдают после 11-го класса, являющийся одновременно и вступительным экзаменом в вуз.
Тема нашего занятия "К экзаменам ГОТОВЫ!".
Как вы думаете, какой будет его основная цель?.. Верно, мы узнаем, как эффективно подготовиться к экзамену с точки зрения психологического настроя.
Какой результат работы мы ожидаем?..
Верно, мы научимся сопротивляться стрессу, снимать тревожность, т. е. продолжим формировать такие качества, как самоконтроль и самообладание.
Напоминаю о правилах, необходимых для проведения тренинга:
- активность - каждый из вас постарается быть активным участником происходящего и будет стремиться участвовать во всех событиях и процедурах;
- нет оценочным суждениям. Выражайте свои мысли и чувства открыто.
- один говорит - все слушают;
- обращение по имени - в группе необходимо называть участников по имени и не говорить о присутствующих в третьем лице - Я-сообщения.
Если вы готовы следовать этим правилам, прошу подняться и стать в круг.
Посмотрите друг на друга. Сомкните руки, приподнимите их к груди. Выберите среди участников тренинга того, кому вы хотели бы сказать что-то хорошее. Оторвите руки от своих грудей и протяните к тому, кому адресуете слова-обращения.
Изменилось ли ваше настроение? Почему?
Устойчивое эмоциональное состояние - основа жизненного успеха.
Срывы на экзаменах являются распространенным проявлением волнения, тревоги и даже страха. И зависят они в большинстве случаев не от теоретической, а от психологической подготовки.
Психологи утверждают, что в любой ситуации есть две стороны: позитивная и негативная.
Придумайте слова, ассоциирующие негатив к слову ГИА/ЕГЭ
Какие выводы напрашиваются?
Придумайте слова, ассоциирующие позитив к слову ГИА/ЕГЭ
Обобщите итог проведённого упражнения.
Я предлагаю проверить, насколько каждый из вас предрасположен к экзаменационному стрессу.
Опросник «Насколько я предрасположен к стрессу»
Инструкция. Необходимо честно и не раздумывая дать ответ на предложенные вопросы - да или нет.
1.Я стараюсь как можно больше заниматься дополнительно, чтобы иметь хорошие знания и высокие оценки.
2.Меня больше беспокоит мысль, как бы не получить двойку.
3.Меня всегда беспокоит мысль, как бы получить пятёрку.
4.Бывает, я отказываюсь отвечать, хотя и подготовил задание.
5.Я иногда чувствую, что всё забыл.
6.Бывает, что «легкие» предметы я не могу ответить на 5, хотя считаюсь хорошим учеником.
7.Когда я настраиваюсь отвечать, меня злит смех за спиной.
8.Мне трудно выступать перед классом или большой аудиторией.
9.Объявление оценок я всегда ожидаю с волнением.
10.Я предпочел бы отвечать знакомому преподавателю.
11.Меня тревожит уже мысль об экзамене, контрольной или необходимости отвечать у доски.
12.Перед занятиями или экзаменом у меня, непонятно почему, иногда возникает внутренняя дрожь.
Интерпретация результатов
Необходимо подсчитать количество ответов да:
•от 0 до 3 - низкий уровень тревожности, необходимо более серьезно подойти к вопросу сдачи экзамена, усилить подготовку;
от 4 до 6 - подверженность экзаменационному стрессу средняя;
•от 7 до 12 - подверженность экзаменационному стрессу высокая, было бы полезным пройти курс психологической подготовки к экзаменам.
Со способами эффективного снятия стресса как во время экзамена, так и в период подготовки к нему, мы познакомимся сейчас.
1.Упражнение «Противострессовое дыхание».
Инструкция. Медленно выполнить глубокий вдох через нос (на счет 1-2-3);на пике вдоха на мгновение задержать дыхание (4-5), после чего сделать через рот выдох как можно медленнее (6-7-8-9-10-11).Повторять данное упражнение следует не более 3-х раз, т.к. в противном случае есть вероятность возникновения головокружения.
2.Упражнение «Комок».
Свое напряжение можно вложить в комканье газетного листа, который затем выбросить в ведро.
3.Упражнение «Сколько зубов?..».
Посчитать зубы кончиком языка.
4.Контакт с водой.
Считается, что вода имеет мощную силу снимать негатив и активизировать потенциал организма.
В период возникновения стрессовой ситуации с целью снятия напряжения полезно мыть руки прохладной водой, умыть лицо, захватить область лица за ушами.
Упражнение «Колпак»
«Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак, а если он не треугольный - это не мой колпак»
« О положительных мыслях»
В окружающем мире ничего не происходит случайно, ничто не существует отдельно, само по себе. Все взаимосвязано и материально. Научные и социально-психологические исследования подтверждают, что окружающий мир материален. Человеческая психика имеет сугубо материальную основу, и человеческая мысль тоже материальна. Наши мысли влияют на окружающую действительность.
Любая мысль материализуется. "Мне ничего не хочется...", "мне ничего не надо», "у меня ничего не получится..." - все эти мысли, как правило, проносятся в голове вместе с чувством отчаяния, обиды, т. е. эмоционально. Они подкреплены, как правило, сильной эмоцией, а это именно то, что надо для материализации мысли. Мысль должна обладать определенной силой или энергией.
Резервы человеческой психики безграничны. Но как мы можем раскрыть в себе доступ к ним ? На помощь приходит самопрограммирование.
Каждый должен похвалить себя за что-то хорошее.
Заполнить кластер пожеланиями.
Предлагаю вам памятки, в которых вы найдёте некоторые секреты эффективной подготовки к экзаменам. Уверенна, ознакомившись с ними, вы с легкостью сможете преодолеть экзаменационную тревожность и справиться с этим испытанием. Ведь мы к экзаменам готовы!
Удачи!
Сидят полукругом в удобных креслах
Вовлечение каждого в диалог
Проговаривание каждым участником того, что хотел бы получить
Дать возможность определиться и выполнить просьбу
Выполняют предлагаемое упражнение
Выборочные ответы по желанию
По кругу каждый высказывает свою ассоциацию
Побуждение к рассуждениям
Предполагается, что итогом станут высказывания о позитивной роли экзамена
Отвечают на вопросы
Обсчитывают свои результаты, знакомятся с интерпретацией.
Приветствуется повторение приёмов участниками
Разминка-юморинка
Встают в круг
Каждый выходит в центр и «Я хвалю себя за…»
Звучит песня видеоролика «Лучшая из школ»
Фото на память
Звучит тихая тематическая музыка
2 мин.
3 мин.
Можно зафиксировать
5 мин.
Фиксация позитивного момента
5 мин.
метод проекции
УУД
до 10 мин.
3 мин.
2 мин.
мусорный
пакет
2 мин.
3 мин.
можно предложить попить воды
5 мин.
9