Выступление на тему «Современные технологии в работе по социализации детей с ОВЗ»

Современные технологии в работе по социализациидетей с ОВЗ Цель социализации, т. е. личностные качества, которые должен приобрести ребенок, и социальное поведение, которое он должен усвоить, варьируют от одной культуры к другой, точно так же как и методы, используемые для социализации ребенка. Исходя из концепции модернизации Российского образования в нашей культуре сейчас ценятся: современные, образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, прогн...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОУ ТО «Заокская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья».













IV Малые педагогические чтения на базе ГОУ ТО «Новогуровская специальная (коррекционная) школа-интернат» по проблемам «Современные педагогические технологии, обеспечивающие социализацию ребенка с ОВЗ в учебной и внеурочной деятельности».
















Тема выступления:

«Современные технологии в работе по социализации детей с ОВЗ»







Выступление подготовила

педагог-психолог Щукина А.А.





















п. Новогурово


26.03.2013

Современные технологии в работе по социализации

детей с ОВЗ

Педагог-психолог Щукина А.А.

Одним из способов улучшения качества жизни ребенка с нарушениями развития
является повышение уровня его социальной адаптации в обществе, что возможно только при
определенном объеме знаний об обществе и умении достойно жить в нем. Усвоение ребенком
принятых в обществе социальных норм и правил происходит через социализацию.

Социализация - это процесс, посредством которого ребенок усваивает поведение,
навыки, мотивы, ценности, убеждения и нормы, свойственные его культуре, считающиеся в ней
необходимыми и желательными. /20,c.S6/. При этом человек сам активно участвует в освоении
норм социального поведения и межличностных отношений, в приобретении умений и навыков,
необходимых для успешной реализации соответствующих социальных ролей и функций.

Цель социализации, Т.е. личностные качества, которые должен приобрести ребенок, и
социальное поведение, которое он должен усвоить, - варьируют от одной культуры к другой,
точно так же как и методы, используемые для социализации ребенка.

Исходя из концепции модернизации Российского образования в нашей культуре сейчас
ценятся: современные, образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут
самостоятельно принимать решения, прогнозируя их последствия, отличаются
мобильностью, способностью к сотрудничеству, обладают чувством ответственности за
судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

Какими личностями вырастут наши воспитанники, во многом зависит от нас.
В нашем учебном заведении обучаются воспитанники с различными особенностями
здоровья: слепые и слабовидящие дети, слабослышащие, умственно отсталые и дети с
задержкой развития.

Дети, обучающиеся и растущие в специальных учебных учреждениях, часто начинают
отставать от своих сверстников. В силу тяжести своего нарушения, они забывают правила
поведения в разных жизненных ситуациях, у них затруднено формирование умений и навыков,
необходимых в обычной жизни, они часто приступают к выполнению поставленной задачи без
должной ориентировки в ней, без анализа ее условий, без активной мыслительной работы над
планом и выбором средств достижения цели.

Создание оптимальных условий для социализации детей с ограниченными
возможностями в специальном учреждении является первоочередной задачей всего
коррекционно-воспитательного процесса, позволяющего ребенку включиться в социальную
среду, активно действовать в различных ситуациях.

Необходимо, используя все возможности воспитанников, развивать у них жизненно
необходимые навыки, чтобы став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать,
выполнять в быту и в специальных производственных условиях несложные трудовые операции
и ориентироваться в окружающем мире.

Известно, что дети с ограниченными возможностями с большим трудом обучаются
умению ориентироваться в окружающей действительности, усваивают общепринятые нормы
поведения, овладевают навыками общения.

Работа в этом направлении ведется:

- на занятиях по социально-бытовой ориентировке,

- на специально организованных экскурсиях, в процессе которых воспитанники

получают знания о разнообразных сферах жизни и деятельности человека, при обретают
практические умения.

Данный процесс осуществляется на протяжении длительного времени, требует особых
усилий, терпения и настойчивости со стороны, как самих детей, так и людей, оказывающих им
помощь и поддержку.

Программа работы (СБО) с детьми составлена с учетом возрастных и психофизических
особенностей развития воспитанников.

В этом учебном году преподаватель СБО, совместно с психологом и социальным
педагогом использовали метод проектов применительно к программе предмета. В процессе освоения учебного материала ученики пытались самостоятельно решать многие учебные
задачи и делали самостоятельные выводы.

Пример: Дети составляли бюджета семьи и осуществляли поиск магазинов с более
низкими ценами для экономии с семейном бюджете; составляли список необходимых
предметов для новорожденного и мест где их возможно приобрести, исследовали
эффективность тех или иных моющих средств (в разделе уход за домом), а также соотнесение
понятий «цена-качество» и многое др.

Наиболее интересным и полюбившимся проектом стал проект «Семейная книга», в
которой дети сами писали о себе и своих родственниках, своих интересах, планах на будущее,
будущей профессии, отношениях в семье и многом другом.

Отработка навыков и умений успешно осуществляется через моделирование реальных
ситуаций, которые направлены на формирование навыка общественного поведения детей в
реальной жизни.

Большую роль в выработке у детей умений ориентироваться и лучше приспособиться к
окружающей жизни играют экскурсии. Они организовываются таким образом, чтобы
воспитанники не только наблюдали те или иные объекты, но и обязательно могли там, где
позволяют условия, совершать определенные действия, подражая деятельности взрослых.

Формирование трудовых умений и навыков также способствуют расширению
социального опыта воспитанников и облегчению процесса интеграции их в общество. Дети
учатся приемам работы с инвентарем при уборке помещения и территории учреждения: (уборка
сухих листьев, подметание дорожек, чистка снега). Работая на огороде, дети полют и поливают
грядки, ухаживают за цветами, высаживать рассаду, собирают урожай.

Формируя навыки самообслуживания, дети - инвалиды учатся правильно одеваться и
раздеваться, самостоятельно расстегивать и застегивать пуговицы, молнию, выполнять
утренний и вечерний туалет, ухаживать за своей одеждой (пришивать пуговицы, стирать и
гладить мелкие вещи), убирать свои вещи на место.

Для детей сирот социальным педагогом школы организованы занятия по повышению их
социальной компетентности. На этих занятиях, в частности девочки, знакомятся с
необходимыми и полезными навыками и знаниями, такими как уход за кожей лица и тела, уход
за волосами, Make Up, стили одежды, отношения с противоположным полом и многое другое.

Большая роль в подростковый период отводиться допрофессиональной подготовке
(работа в мастерских).

На занятиях по профориентации, которые проводят воспитатели совместно с
психологом, наши ученики изучают основные принципы выбора профессии, изучают свои
способности, склонности и интересы, проходить различные тесты, участвуют в тренингах и
проф. играх. А также с использованием современных технологий изучают рынок труда,
осваивают поиск учебных учреждений, вакансий, требования к специалистам, уровень оплаты
труда и многое другое.

В этом году 14 наших учащихся устраиваются на работу, через биржу труда. Они будут
работать, получать заработную плату, учиться пользоваться банковскими картами и/или
сберегательными книжками, планировать свои расходы и бюджет. Особое значение это имеет
для детей сирот и оставшихся без попечения родителей, обучающихся и про живающих в нашей
школе.

Большое внимание уделяется и физическому состоянию учащихся школы.

Здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения - это система мероприятий,
направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся, включая:

- организация физкультурно-оздоровителыюй работы;

- nросветитеЛЬС7<о-восnитатеЛЫ-laЯ работа с учащимися, , сотрудничество со

специалистами с целью профилактики вредных привычек;

- медицинская профилактика и наблюдение за состоянием здоровья учащихся.

В школе регулярно проводится диспансеризация, профилактические прививки и
витаминизация.

Также для отдельных категорий детей организованы занятия ЛФК, главной задачей
которых является сохранение и укрепление здоровья учащихся. Важнейшими условиями сбережения здоровья учащихся, является
предупреждения алкоголизма, наркомании, сексуальной распущенности и т.п.

е этой целью была разработана программа «Детям о здоровье», в которой детям, в
игровой форме рассказывается об основных принципах ЗОЖ, представляются различные фото
и видео материалы, про водятся активные игры и многое другое.

Значительной внимание уделяется развитию индивидуальных творческих
способностей детей и организации досуговой деятельности (календарные и спортивные
праздники, выступление на фестивалях, участие в конкурсах, выставках, а также занятия в
различных кружках и секциях.

В процессе работы осуществляются тесные взаимодействия со специалистами
учреждения:

-на занятиях дефектологов: - развитие мимики и пантомимимики, ориентировка в
пространстве (для слепых детей), развитие психоматорики и сенсорных процессов,

- на занятиях сурдопедагогов - развитие остаточного слуха и постановка речи (для
слабослышащих детей),

- на занятиях социального педагога (консультации, практические занятия и мн.др.)

- на музыкальных занятиях - навыки владения музыкальными инструментами, пения и

слушания музыки (музыкальные гостиные, кружок «Веселые нотки», занятия ритмикой).

- на занятиях логопеда - коррекция недостатков в развитии устной И письменной речи
учащихся, расширение кругозора и общей осведомленности, (использование современных
аудио, видео материалов, компьютерные тренажеры и логопедические игры),

- учитель информатики (помимо уроков информатики, индивидуальные и групповые
занятия повышающие компьютерную грамотность учащихся, навыки владения современными
технологиями (работа в интернете, поиск информации, создание мультимедийных презентаций,
знакомство с видео и фото аппаратурой и многое другое). Так например в нашей школе
имеются электронные дневники и электронные журналы, в которых дети, родители и педагоги
осваивают электронный документооборот, учатся общаться, проверять свои оценки и домашние
задания и многое другое.

- и на занятиях педагога-психолога осуществляется индивидуальный подход к каждому
ребенку в зависимости от его особенностей развития и способностей.

Так в последнее время себя успешно зарекомендовала работа в сенсорной комнате. В

условиях полисенсорной среды дети получают различную помощь и развитие:

-развитие обоняния и осязания,

-развитие зрительных и тактильных навыков,

-расслабление и релаксация,

-групповое взаимодействие и командные игры.

В кабинете психолога созданы и представлены различные условия для развития и
коррекции особых потребностей наших воспитанников (сенсорные панели, рамки и вкладыши,
шнуровки, различные развивающие игры).

Большой положительный эффект имеет методика «Sandplay» (песочная терапия или
игры с песком), которая имеет огромное диагностическое, коррекционное и профилактическое
значение. Данная методика используется с различными целями:

- как метод диагностики: «тест картина мира» ( ребенок может рассказать о своих

проблемах и трудностях во взаимоотношениях как в семье, так и в школе),

- как метод коррекции (Автор метода песочной терапии, Дора Кальфф, считает
что «Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-
либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в
песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во
внешний и делается зримым».

- расширение кругозора (дети изучают различные муляжи животных, растений, камни
ракушки; физические явления, связанные с песком),-

- для развитие воображения и творчество (построение узоров, рисунки на песке,
картины и др), а для слабовидящих и слепых детей как метод ориентировки в пространстве,
развития моторики, пальчиковая гимнастика.

Одним из последних методов в работе со слепыми и слабовидящими детьми стал
проект создания тактильной книги для слепых и слабовидящих детей.

Данный проект был разработан на основе изучения особенностей восприятия
слепых и слабовидящих учащихся, с целью разработать пособие по развитию мелкой
моторики и осязательного восприятия, обучения навыкам чтения по методу Брайля.
Задачами этого проекта стали:

1. Формирование познавательного интереса, повышение интеллектуального уровня учащихся;

2. Формирование у детей общих трудовых умений, активного творческого отношения к труду;
способствование нравственному и интеллектуальному развитию личности.

3. Воспитание трудолюбия, аккуратности, самостоятельности; умения планировать и
организовывать свою работу и работу товарищей, осуществлять самооценку.

Подводя итог своего выступления, мне хочется отметить, что формирование у детей с
ограниченными возможностями здоровья социально-бытовых и трудовых знаний, умений и
навыков это сложный и кропотливый процесс над которым работает весь коллектив нашей
школы. И только тесное сотрудничество, и взаимопомощь всех специалистов нашего
учреждения способствует успешной работе по формированию у детей умений и навыков для
социализации их в общество.

Литература

Немов Р. С. т-2 « Психология»

Кэрол Флейк-Хобсон, Брайн Е., Робинсон, Петси Спин « Развитие ребенка и его отношения с окружающими»
3имска М. « Семья и личность» . М., 1986

Лисина М. И. « Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни» Хрестоматия по возрастной и педагогической
психологии М., 1981. С.l 09

Нора Ньюкомб « Развитие личности ребенка» - П., 2002

«Особенности социализации детей с ОВ3» Кушнарева Татьяна Сергеевна социальный педагог ГБУ РХ "Республиканский
дом" (Республика Хакасия)

Андреенкова Н. В. Проблемы социализации личности // Социальные исследования. Вып. 3. М., 1970;

Берне Э. Я. Концепция и воспитание. Пер. с англ. М., 1976.

Бронфенбреннер У. Два мира детства. Дети США и СССР. Пер. с англ. М., 1976.

Гилинский Я. И. Стадии социализации индивида // Человек и общество. Выл. 9. Л., 1971. Коломенский я.л. Психология межличностных отношений в коллективе школьников. Минск, 1972.
Кон И. С. Социология личности. М., 1967.

Кон И. С. Открытие Я. М., 1978.

Кон И. С. Психология юношеского возраста. М., 1979.
Кон И. С. Ребенок и общество. М., 1988.

Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989.

Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1981.
Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. Пенза, 1994.
Столин В. В. Самосознание личности. М., 1984.

© 2010-2022