Игровые технологии в работе учителя

Актуальность исследования игровой терапии личностногоразвития обусловлена тем, что на современном этапе в связи с изменениями в системе среднего образования, введением единого национального тестирования,  при сдаче выпускных экзаменов в профессиональных лицеях и школах увеличился контингент учащихся, средний возраст которых 15-17 лет, а это тот возраст, когда происходит спонтанное и неравномерное развитие, как некоторых определенных психических процессов,так и  формирование личности подростка в ...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Игровые технологии в работе учителя.

Актуальность исследования игровой терапии личностного развития обусловлена тем, что на современном этапе в связи с изменениями в системе среднего образования, введением единого национального тестирования, при сдаче выпускных экзаменов в профессиональных лицеях и школах увеличился контингент учащихся, средний возраст которых 15-17 лет, а это тот возраст, когда происходит спонтанное и неравномерное развитие, как некоторых определенных психических процессов,так и формирование личности подростка в целом, и именно в этот период подросток из средней школы, где проучился многие годы, попадает в совершенную иную среду, где может продолжить среднее образование, освоить профессию и совершенствоваться в личностном развитии.

Целью данного исследования является исследование теоретических и практических основ применения игровой терапии личностного развития подростков в условиях профессионально-технического образования.

Гипотеза исследования - позитивная динамика личностного развития подростков, может определяться применением игровой терапии, основной составляющей которой являются развивающие игры.

Психологические особенности подростков уже на протяжении многих лет интересуют психологов. В психологической науке накоплено большое количество материала о развитии мотивационной и познавательной сферы, о становлении самосознания, о специфике общения подростков со взрослыми и сверстниками. Психологическим аспектам становления личности подростка посвящено множество работ. Так, например, биогенетические теории обращали главное внимание на биологические детерминанты развития, из которых вытекают или с которыми соотносятся социально-психологические свойства.

Родоначальник этого направления - американский психолог Стенли Холл - главным законом психологии развития считал биогенетический «закон рекапитуляции», согласно которому индивидуальное развитие -онтогенез - повторяет главные стадии филогенеза.

Другой вариант биогенетических концепции представлен немецкой «конституциональной психологией». Например, Эрнст Кречмер, разрабатывая главным образом проблемы типологии личности на основе некоторых биологических факторов, предположил, что между физическим типом человека и особенностями его развития должна существовать какая-то связь.

Американский психолог А. Гезелл, как и С.Холл, ориентируется на биологическую модель развития, в которой чередуются циклы обновления, интеграции и равновесия. «Рост»и «развитие» для А. Гезелла синонимы, обозначающие процесс прогрессивной дифференциации и интеграции способов поведения. Признавая факт культурных влияний, А. Гезелл подчеркивает, что «культура моделирует и канализирует, но не порождает этапов и тенденции развития». Как ни важно обучение и приобщение индивида к культуре, оно никогда не может пересилить влияние созревания.

Сильное влияние на теорию юности и вообще переходного возраста оказал психоанализ. Его родоначальник австрийский психиатр Зигмунд Фрейд - не создал систематической теории юношеского возраста, но выдвинул целый ряд важных положений о природе подростковой и юношеской сексуальности эмоциональных процессов и особенностях развития юношеской личности. Эти идеи были в дальнейшем развиты его дочерью Анной Фрейд и многочисленными последователями.

Самым влиятельным представителем неофрейдизма в психологии развития вообще и юношеского возраста был известный американский психолог Эрик Эриксон. Развитие человека, по Эриксону, складывается из трех взаимосвязанных, хотя и автономных процессов: соматического развития, изучаемого биологией, развития сознательного «Я», изучаемого психологией, и социального развития, изучаемого психологией, и социального развития, изучаемого общественными науками.

Главное новообразование переходного возраста, поЛ. С. Выготскому, - то, что теперь «в драму развития вступает новое действующее лицо, новый качественно своеобразный фактор - личность самого подростка... В связи с возникновением самосознания для подростка становится возможным и неизмеримо более глубокое и широкое понимание других людей. Социальное развитие , которое приводит к образованию личности, приобретает в самосознании опору для своего дальнейшего развития». Идеи Л. С. Выготского оказали сильное влияние как на общую, так и на возрастную психологию.

Игровая терапия - это «лечение игрой», способ оказания помощи. В игротерапии возможна личностная реализация и долг, это встреча горячих сердец и открытых душ, направленная на поиск себя и самореализацию - путь к созданию условий для реализации потенциала других.

Успешное целенаправленное обучение и развитие возможно в подростковом возрасте, главным образом, благодаря правильно организованной игровой деятельности, которая по праву является эффективным средством всестороннего развития подростков.

Развивающая игра - это пропедевтика учения, поэтому, выделяя понятие «развивающая игра», мы вносим в ее содержательный смысл, прежде всего принцип развития психических функции подростка.

В структуру развивающей игры входят следующие компоненты:

  • игровой замысел - игровая ситуация, в которую вводится подросток. Ситуация по возможности должна отвечать интересам, потребностям подростков, отражать уровень из развития;

  • игровые действия (найти, догнать, подержать, обменяться предметами);

  • игровой замысел, реализуемый в игровых действиях;

  • игровая обучающая задача решается через игровые действия и требует интеллектуального, эмоционального и физического напряжения сил;

  • игровые правила - то, чему подростки должны подчиняться, в них реализуются все компоненты развивающих игр - это замысел, и обучающая задача, и игровые действия.

В игровых правилах различают правила общения и правила действия.

Развивающая игра достигает должного эффекта, если взрослые не будут руководить, а будут участвовать в игре и выполнять определенную роль в соответствии с игровым замыслом. Необходимо отметить и такой факт, что в развивающей игре подросток приобретает опыт активного, инициативного поведения, что помогает переносить этот опыт в другую игровую ситуацию, развивает воображение, творческие возможности каждого подростка. Развивающие игры являются эффективным средством формирования таких качеств волевого поведения личности, как организованность, самоконтроль, выдержка, упорство, настойчивость. Умение психологов своевременно отреагировать на изменения психики подростка позволяет гибко использовать игровые ситуации различных методов игротерапии, что превышает эффективность психотерапевтического процесса и значительно упрощает его использование.

Список использованной литературы:

  1. История зарубежной психологии 30-е - 60-е годы ХХ века. Под ред. Гальперина П. Я., Ждан А. Н., - М.: 1986. - с. 232-293.

  2. Анцыферова Л. И. Эпигенетическая концепция развития личности Г. Эриксона // Принцип развития в психологии. - М.: 1978. С. 212-242.

  3. Выготский Л. С. Педология подростка // Собрание сочинений. Т6. - М.: 1960. - с. 238

  4. Эльконин Д. Б. Психология игры. - М.: 1999. С.360.

© 2010-2022