Рабочая программа по Игротерапии

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Рабочая программа

по игротерапии

(разновозрастная группа)



Составитель

Султанова Наталья Ивановна-

психолог-педагог


2015-2016 год




Пояснительная записка

Игра - один из основных видов деятельности младшего школьного возраста, школьного подросткового возраста. В процессе игры создаются благоприятные условия для формирования норм человеческих взаимоотношений, развитие морали ребенка и совершенствование психических процессов. В ходе игры учащиеся приобретают навыки взаимодействия в коллективной деятельности: умение действовать сообща (навык сотрудничества), считаться с интересами других (само и взаимоконтроль), подчинять свои интересы общим (соподчинение), уступать, принимать правильное решение. Игра помогает развивать любознательность.

Термин «игротерапия» предполагает наличие игровой деятельности. Игротерапия является одним из эффективных методов лечебно- педагогического воздействия на детей, проводимый с определенной целью и выполняющий следующие функции:

- коммуникативную - установление эмоционального контакта;

- релаксационную - снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему;

- воспитательную - психотренинг и психокоррекция отклоняющегося поведения;

- развивающую - развитие психических процессов, двигательной сферы;

- дидактическую (обучающую) - обогащение информацией об окружающем мире.

В ходе игротерапии решаются следующие задачи: развитие мелкой и общей моторик, всех видов памяти, внимания, мышления; развитие таких важных процессов как анализ, синтез, обобщение и сравнение, развитие самоконтроля и саморегуляции; повышение самооценки; развитие коммуникативных способностей и уверенности в себе. В игре ребенок развивает речь. Особое внимание уделяется коррекции детской агрессивности, тревожности и гиперактивности.

Актуальность

Актуальность использования игры как средства коррекции обусловлена тем, что игра является не только основным и любимым занятием детей, но и становится универсальным психолого-педагогическим средством, которое позволяет всесторонне влиять на их развитие. Игра улучшает процесс передачи социально ценных отношений, делая его эмоциональным, позволяет включиться в общение.

Таким образом, актуальность изучения процессов игры для использования ее как психокоррекционного средства, неоспорима. Только хорошо зная механизм воздействия игры на глубинные психофизиологические структуры человеческого мозга, можно эффективно оказать психокоррекционную поддержку. Во многих случаях игра выступает в качестве ведущего метода реконструктивного лечебно-коррекционного воздействия (как, например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера); в других случаях - в качестве вспомогательного (симптоматического) средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и степень социальной депривации (в случае умственной отсталости, аутизма, психических заболеваний и т.д.).

Основные методы работы

Основным методом и средством работы с детьми была выбрана игра -«сказкотерапия», «легоконструирование», «ручное творчество», «арт-терапия», «компьютерная грамотность». В ходе решения поставленных задач также можно использовать психогимнастику, продуктивные виды деятельности (лепка, квиллинг, оригами, бисероплетение, коллаж, папье-маше, аппликации и т.д. ). Содержание игр предусматривает формирование у детей знаний и умений, необходимых для доброжелательного общения, воспитания хороших манер, снятие эмоционального напряжения. В них включены этюды и упражнения, короткие и доступные по содержанию, подобранные на основе принципа от простого к сложному. Психогимнастика помогает снятию негативных эмоциональных состояний, повышенной возбудимости и агрессии, способствует двигательному раскрепощению и стимуляции воображения.

Организация занятий

Учитывая разные возраста детей, возрастные особенности детей, занятия составлены так, чтобы в них происходила постоянная смена разных видов деятельности: игра, беседа, физминутка, релаксация глаз. При проведении занятий важно опираться на индивидуальные особенности детей и поддерживать желание детей принимать участие в обсуждении игр, упражнений, прислушиваться к точке зрения каждого ребенка.

Дети делятся на 3 возрастные группы на основе физиологической периодизации с учетом биологического развития школьников и дошкольников:

- дошкольники (1-5 лет), период первого детства;

- школьники (6-11 лет), период второго детства;

- старшие школьники - подростки (12-18 лет), юношеский возраст.

В данной программе примерное планирование воспитательной работы ведется с учетом деления детей на возрастные группы. (табл. 1).

Таблица 1.

Примерное планирование воспитательной работы

Дни недели/ возрастная группа

1-5 лет

6-11 лет

12-18 лет

Понедельник

Сказкотерапия

Лего-конструирование

Компьютерная грамотность

Вторник

Лего-конструирование

Арт-терапия

Компьютерная грамотность

Среда

Арт-терапия

Ручное творчество

Компьютерная грамотность

Четверг

Ручное творчество

Ручное творчество

Ручное творчество

Пятница

Ручное творчество

Арт-терапия

Ручное творчество

Использование ЛЕГО-конструкторов в воспитательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности и критерием психофизического развития детей дошкольного возраста и младшего школьного, в том числе становления таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для её достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом.

На занятиях используются три основных вида конструирования: по образцу, по условиям и по замыслу.

Конструирование по образцу - когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема дома).

При конструировании по условиям - образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки - большим).

Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности малыша.

Цикл арт-терапевтических занятий способствует устранению неэффективного психологического напряжения; снятию эмоционального напряжения; коррекция тревожности, негативных установок, социальных барьеров. В процессе арт-терапии удовлетворяется актуальная потребность в признании, позитивном внимании, ощущении собственной успешности и значимости. Высвобождается психологическая энергия, которая тратится ребенком на неэффективное напряжение. Ребенок начинает чувствовать себя спокойно, расслабляется. Психологическая защита в виде демонстративности, негативизма, агрессии уступает место инициативности, творчеству.

Через творчество ребята получают новую информацию о себе: «я успешен», «у меня есть способности», «я признан другими», «мое мнение учитывается», «я могу справляться с трудностями».

Через взаимодействие с детьми ребенок меняет свои ожидания от социальных отношений: «я вижу успехи других детей», «мне легко общаться со взрослым», «меня понимают», «мне помогают, меня поддерживают».

Психогимнастика - комплекс упражнений для психики, снижение напряжения участников тренинга; снятие запретов и страхов; развитие внимания; сокращение эмоциональной дистанции между участниками занятия; развитие чувствительности к собственным движениям и активности других людей; формирование способностей к выражению собственных чувств и эмоций и пониманию чувств других людей без словесного выражения.

Сказкотерапия как средство профилактики и коррекции состояния психоэмоционального напряжения у дошкольников. С помощью использования сказки развивается восприятие, мышление, речь, творческие способности ребенка. Максимальная реализация возможностей ребенка достигается в форме игр, чтения сказок, их сочинения, разыгрывания сказочных сюжетов и т. д.

Варианты работы со сказкой

• нарисовать, слепить или выразить сказку в виде аппликации;

• изготовить своими руками куклу по мотивам сказки;

• сделать постановку сказки в виде настольного театра.

Занятия по сказкотерапии помогают детям незаметно преодолеть различные кризисные моменты дошкольного детства и школьного возраста, не вынося в душе негативные качества.

Ручное творчество способствуют сплочению коллектива, получению эмоционального и физического удовольствия от результатов. Формирование позитивного психологического климата в коллективе, снятие напряжения у детей, создание позитивного отношения друг к другу и эффективных эмоциональных взаимосвязей - все это результат детского рукоделия. К детскому творчеству можно отнести: лепка, оригами, квиллинг, вышивка, бисероплетение, батик, бумагопластика и мн.др.


© 2010-2022