Консультация для педагогов Тренинг социальных навыков

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тренинг социальных навыков как средство

социализации детей и родителей

из неблагополучных семей

В современной психолого-педагогической литературе приводятся различные определения и типологии неблагополучной семьи.

Неблагополучные семья - это семья с низким социальным статусом, не справляющаяся с возложенными на нее функциями в какой-либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно. Адаптивные способности неблагополучной семьи существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно и малорезультативно. (Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М., 2000).

Неблагополучная семья - это семья, в которой ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению. Главной характеристикой такой семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов. (Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей).

В нашей работе мы опираемся на рекомендации психолога, кандидата психологических наук Корчагиной Юлии Владимировны, автора книг:

1. Неблагополучные семьи: факторы риска и методы работы. Методическое пособие по профилактике и преодолению жестокого обращения, девиантного поведения и алкогольной зависимости в семье. Москва, МГПИ . Учебно-методическое издание

2. Модель службы социально-психологического сопровождения семей, в которых родители несовершеннолетних детей страдают алкоголизмом. Москва, МГПИ. Учебно-методическое издание

3. Семьи группы риска социального сиротства: характеристика, диагностические критерии, методы профилактики. Москва, МГПИ. Учебно-методическое издание.

Несколько типов неблагополучных семей, в основу классификации положена степень нарушения взаимоотношений и поведения членов семьи:

1. Проблемные семьи - это семьи, функционирование которых нарушено из-за педагогической несостоятельности родителей. Как правило, это конфликтные семьи с дисгармоничным стилем семейного воспитания (авторитарные, гипо- или гиперопекающие).

2. Кризисные семьи - это семьи, переживающие внешний или внутренний кризис (изменение состава семьи, взросление детей, развод, болезнь, смерть кого-либо из членов семьи, утрата работы, жилья, документов, средств к существованию и т. д.).

3. Асоциальные семьи - признаком этих семей является наличие таких проблем как алкоголизм, пренебрежение нуждами детей. При этом, однако, детско-родительские отношения полностью не разорваны (например, дети пытаются скрывать пьянство родителей, берут на себя ответственность за обеспечение семьи, уход за младшими детьми, продолжают учиться в школе).

4. Аморальные семьи - это семьи, полностью утратившая семейные ценности, характеризующиеся алкоголизмом, наркоманией, жестоким обращением с детьми, не занимающиеся воспитанием и обучением детей, не обеспечивающие необходимых безопасных условий жизни. Дети в такой семье, как правило, не учатся, являются жертвами насилия, уходят из дома.

5. Антисоциальные семьи - в этих семьях наблюдается крайняя степень семейной дисфункции. Они характеризуются противоправным, антиобщественным поведением, несоблюдением моральных, нравственных норм в отношении наименее защищенных членов семьи, нарушением экономических прав ближних. Это семьи, ведущие паразитический образ жизни, зачастую за счет принуждения детей к воровству, попрошайничеству и проституции.

Отчего так трудно работать с неблагополучными семьями?

1. Закрытость неблагополучной семьи - чем глубже степень семейного неблагополучия, тем более закрытой для внешнего мира она становится, тем сильнее нарушено поведение детей, тем труднее оказывать помощь такой семье, особенно в условиях образовательного учреждения.

Задача осложняется еще и тем, что родители из семей с тяжелой степенью неблагополучия неохотно вступают в контакт со школой (или вообще не вступают), могут игнорировать или демонстрировать открытую враждебность в ответ на призывы педагогов.

Непросто установить отношения сотрудничества с неблагополучной семьей.

Враждебное отношение неблагополучных родителей к школьным педагогам понятно и объяснимо: это обычный внешнеобвиняющий способ реагирования людей, которые чувствуют себя отверженными, отчужденными от «социально позитивного большинства». Демонстрируемые ими враждебность и агрессивность - это постоянные спутники семьи (нередко на протяжении многих поколений), это привычные защитные реакции, помогающие выживать в осуждающем, «враждебном» для них мире.

В то же время педагоги нередко принимают враждебность неблагополучной семьи за показатель «испорченности», за полный отказ от изменений в лучшую сторону. Пороки родителей могут объявляться непреодолимыми, а девиантность детей - закономерным итогом неправильного родительского поведения.

2. Отсутствие команды - через какое-то время количество специалистов, пытающихся работать с такой семьей, становится очень большим: это могут быть специалисты школьной социально-психологической службы, Комиссии по делам несовершеннолетних, милиции, органов опеки и попечительства, психологи (а порой и психиатры) окружных медицинских, психологических и социальных центров. Но, к сожалению, чаще всего большое количество специалистов из разных учреждений так и не становится рабочей группой, КОМАНДОЙ, работающей под руководством куратора («менеджера случая»), который помогает провести анализ, правильно поставить цели, определить ресурсы, привлечь необходимых специалистов, скоординировать усилия, четко поставить задачи, проконтролировать выполнение, провести супервизию, оценить результаты, скорректировать программу… В таких случаях школа остается «один на один» с трудным ребенком (подростком) и его трудными родителями.

3. Отсутствие узких специалистов в школе, прежде всего психологов, что не позволяет в полной мере использовать современные социальные технологии и психологические знания в работе с семьями.

Как строить работу с неблагополучной семьей?

Принцип индивидуального подхода к проблеме неблагополучной семьи предполагает следующий примерный алгоритм действий:

• Подготовка - предварительное знакомство со всеми имеющимися сведениями о семье, составление плана беседы;

• Установление контакта специалистов с членами семьи;

• Выявление сущности семейных проблем, причин их возникновения и внутренних ресурсов неблагополучной семьи;

• Определение плана выхода семьи из тяжёлой ситуации, содержания необходимой помощи и поддержки со стороны специальных служб, стимулирование родителей к самопомощи;

• Реализация намеченного плана, привлечение специалистов, способных помочь в разрешении проблем, которые семья не может решить самостоятельно.

• Патронаж семьи (в случаях тяжелого неблагополучия может продолжаться до нескольких лет).

Одной из эффективных форм работы с неблагополучными семьями мы видим проведение тренинговых занятий, направленных на развитие социальных навыков у детей и родителей. Ниже мы размещаем психолого-педагогические материалы, которые можно использовать на тренинговых занятиях:

Тренинг социальных навыков и поведения,

направленного на сохранение здоровья подростков

(авторы Родионов ВЛ., Ступницкая МЛ., Кардашина Э.В.)

В последние годы в структуре заболеваемости детей и подростков школьного возраста все большее значение приобретают социальные и поведенческие факторы. Особенно высок уровень опасных для здоровья поведенческих рисков у подростков, так как, выходя из-под опеки взрослых, они оказываются неподготовленными к ситуациям социального риска. Подобная неподготовленность может проявиться в неумении избежать вредных привычек, вовремя сказать «нет», даже просто последить за своим здоровьем.

Приобретение навыков, направленных на сбережение собственного здоровья - задача, решение которой ставят перед собой многие профилактические программы. Среди наиболее удачных следует отметить «Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте» под редакцией И.В. Дубровиной, программа копинг-профилактики употребления наркотиков и других психоактивных веществ для школьников подросткового возраста НА. Сироти и В.М. Ялтонского, профилактические программы АХ. Макеевой и И.В.Лысенко; А.А. Усачева и А.И. Березина.

Описание упражнений, игр, анкет, фрагменты из литературных произведений, отмеченные знаком «*» («звездочкой»), приводятся в перечне материалов для занятий.

Занятие 1. Я расту, я меняюсь

Цель. Формирование представлений о вариантах физиологической нормы; причинах изменений в физическом и эмоциональном состоянии человека в период взросления.

Задачи. Формировать позитивный образ собственного будущего; выработать спокойное отношение к изменениям, Я происходящим во внешним облике и эмоциональной сфере.

Методическое оснащение. Изображения людей в разном возрасте (младенец, ребенок, подросток, юноша, взрослый человек); упражнение «Кто растет быстрее».

Вводная часть. Актуализация представлений учащихся об особенностях физических изменений, происходящих в период взросления. Выполняется упражнение «Кто растет быстрее»*. Избранный «экспертный совет» оценивает полноту ответов.

Основная часть. Формирование позитивного отношения к психофизиологическим изменениям в подростковом возрасте. Показывается несколько изображений подростков и задаются вопросы «Мне нравится (не нравится) лицо, фигура, одежда, потому что...». Затем, смотрясь в зеркало, учащиеся формулируют три положительных высказывания о своей внешности, одно из которых называется.

Исследование взаимосвязи эмоционального и физического. Продолжить высказывания «Когда мне было 5(10) лет, легче (труднее всего мне было...» и «Когда мне будет 15 лет, легче (труднее) будет...».

Предлагаются вопросы «Когда я опаздываю, я испытываю...», «Когда я злюсь (радуюсь), мое тело ощущает...» и т.д. Ответы, обсуждаются, обращается внимание на «взросление» эмоций, разницу в проявлениях эмоций у мальчиков и девочек.

Заключительная часть. Расширение культурного кругозора учащихся, преодоление подросткового эгоцентризма. Демонстрация изображений, подчеркивающих изменение взглядов на эталон красоты.

Инициация активности в формировании позитивного образа собственного тела: аукцион идей «Что помогает телу быть красивым?»

Домашнее задание. Вместе с родителями просмотреть семейный фотоальбом, обращая внимание на возрастные изменения и отношение к моде в разные времена.

Занятие 2. Мир кожи

Цель. Уточнение представлений о функциях кожи и формирование навыков ухода за кожей.

Задачи. Формировать стремление избегать повреждения и загрязнения кожи; привычку соблюдать правила личной гигиены.

Методическое оснащение. Вопросник «Как ты заботишься о своей коже?»*.

Вводная часть. Актуализация имеющихся знаний о назначении кожи; Несколько учеников выходят к доске и закрывают глаза. Учитель прикасается к тыльным сторонам их ладоней поочередно различными предметами (острым, холодным, теплым). Учащимся предлагается сказать, что они почувствовали. «Аукцион идей»: зачем человеку кожа? Обобщая ответы, учитель подчеркивает, что кожа дает человеку определенную информацию об окружающей среде.

Основная часть. Формирование и уточнение представлений о различных функциях кожи. Внимание обращается на то, что при помощи кожи (в отличие от зрения, слуха, обоняния) можно почувствовать холод, тепло, боль (на 1 кв. см кожи имеются: 2 точки, чувствительные к теплу, 12--к холоду, 25--осязательные и 150--болевые). Беседа: «Почему на коже много болевых точек? Точек, чувствительных к холоду и теплу?» (кожа защищает организм, предупреждая о возможной травме; регулирует температурный режим); «Как выглядит человек, которому жарко (холодно)? Почему?» (покраснение свидетельствует о расширении пор, способствующем отдаче лишнего тепла, побледнение-о сужении, способствующем его уменьшению); подчеркнуть, что кожа, «сообщая» мозгу об изменениях внешней среды, помогает организму лучше приспособиться к температуре. «Может ли кожа «сообщить» о неполадках внутри организма?» (подчеркнуть, что при различных заболеваниях на коже может появиться сыпь, язвы и т.п., поэтому по состоянию кожи и ее придатков-волосам, ногтям-можно судить о здоровье).

Заключительная часть. Отработка стратегии ухода за кожей. Беседа: «Что и почему угрожает коже» (грязь, повреждения, кожные заболевания «как защищать кожу?» (гигиена, закаливание, здоровое питание, лечебная косметика, недопустимость использования чужих туалетных принадлежностей).

В процессе обобщения полуденных знаний учащиеся знакомятся с вопросником «Как ты заботишься о своей коже?» и самостоятельно делают вывод о своих гигиенических навыках.

Домашнее задание.Обсудить с членами семьи значение кожи для организма человека.

Занятие 3. «Совы» и «жаворонки»

Цель. Обучение планированию своей деятельности с учетом индивидуальных колебаний работоспособности.

Задачи. Сформировать убеждение, что учёт индивидуальных особенностей способствует рациональному распределению усилий; представления об индивидуальных особенностях колебания работоспособности; способствовать возникновению привычки планировать свою деятельность с учетом колебаний работоспособности.

Методическое оснащение. Иллюстративный материал с изображением ситуаций, требующих различных форм работоспособности (штангист и боксер, прыгун и марафонец); фрагмент из песни В.Высоцкого о спринтере; бланки, протоколы для проведения исследования по методике «Теппинг-тест», секундомер, карандаши.

Вводная часть. Актуализировать знания учащихся о зависимости успешности выполняемой работы и колебаний работоспособности. Учитель демонстрирует иллюстративный материал и обсуждает с учащимися различные типы работоспособности и их необходимость для различных видов деятельности

Основная часть. Предоставить учащимся возможность самостоятельно изучить особенности колебания собственной работоспособности и сформировать представления о факторах, влияющих на нее. Учащиеся выполняют «теппинг-тест» и подсчитывают результаты. Учитель обращает внимание на различия в периодах наибольшей работоспособности, подчеркивая, что индивидуальные особенности не являются «хорошими» или «плохими», они «разные». Знание и умение учитывать их помогают рационально распределять свои силы, что касается не только физических, но и интеллектуальных усилий. Предлагается закончить фразу «Если мне будет нужно сделать два дела, из которых одно трудное, а другое легкое, я начну с.." потому что...». Учитель напоминает о том, что на работоспособность влияет множество факторов и предлагает их назвать (время года, день недели, время суток и т.п.). Обсуждается, кто такие «совы» и «жаворонки».

Заключительная часть. Отработка личной стратегии планирования собственной деятельности с учетом индивидуальных колебаний работоспособности. Предлагается составить и аргументировать «идеальный» план на неделю, включающий подготовку и участие в соревнованиях, концерте самодеятельности, выступление с докладом, визит к зубному врачу и т.п. Учитель обращает внимание учащихся на преимущества предварительного планирования своей деятельности.

Домашнее задание. Составить и обсудить с членами семьи индивидуальный режим дня с учетом колебаний работоспособности.

Занятие 4. Как справиться с плохим настроением

Цель. Создание убеждения о важности умения произвольно контролировать и регулировать свое настроение.

Задачи. Пробудить стремление контролировать и произвольно регулировать свое настроение; сформировать представление о том, что настроение человека-не только результат внешних обстоятельств, но и его собственных усилий; обучить навыкам использования простых способов регуляции настроения, сформировать привычку справляться с раздражением и плохим настроением.

Методическое оснащение. Рисунки с изображением «раздражения» и «плохого настроения»; упражнения «Вверх по радуге», «Якорь»; бумага, краски или цветные карандаши.

Вводная часть. Актуализация ощущений, связанных с раздражением и плохим настроением, а также необходимостью преодолевать эти состояния. Предлагается несколько рисунков, изображающих грустного, расстроенного человека. Учащиеся вспоминают типичные ситуации, которые вызывают у них раздражение и портят настроение и изображают свое настроение с помощью краски. Анализируя несколько рисунков, учитель обращает внимание на неприятные последствия плохого настроения, если оно не преодолено.

Основная часть. Формирование представления о том, что можно произвольно влиять на собственное настроение. Упражнения «Вверх по радуге», «Якорь». Подчеркнуть, что у каждого человека в течение жизни формируются собственные способы контроля своего настроения.

Заключительная часть. Обсуждение личных стратегий преодоления плохого, настроения. Аукцион идей: «Как я справляюсь со своим плохим настроением?»

Подведение к пониманию того, что самоконтроль и саморегуляция являются важным свойством зрелой личности. Продолжить фразу «Мне необходимо держать себя в руках для того, чтобы...»

Домашнее задание. В течение недели наблюдать, какие обстоятельства улучшают твое настроение и настроение членов твоей семьи. Научить их упражнению «Якорь».

Занятие 5. Способы решения конфликтов с родителями

Цель. Формирование представлений о причинах возникновения конфликтов между близкими людьми- детьми и родителями; умения устанавливать причинно-следственные связи, характеризующие Конфликтную ситуацию с родителями; навыков конструктивного разрешения ситуации.

Задачи. Показать возможность преодоления большинства повседневных конфликтов с родителями, сформировать навыки конструктивного поведения в конфликте.

Методическое оснащение: Бланки с высказываниями «Я хочу...»*, шаблоны силуэтов взрослого и ребенка, плакат «Беспроигрышный метод решения споров», определение понятия «конфликт»*.

Вводная часть. Актуализация знаний учащихся о конфликтных ситуациях между детьми и родителями, их причинах и следствиях. Учащимся предлагается упражнение в парах - первый продолжает фразу: «Однажды я был свидетелем того, как бабушка ссорилась с внучкой в магазине...», «Однажды я видел, как девочка с мамой спорили по поводу ...» (необходимо описать внешние признаки конфликта); второй- фразу: «Думаю, это произошло, потому что...». По итогам упражнения делается вывод о том, что у детей и взрослых часто взгляды на одно и то же событие очень отличаются, и из-за этого могут возникать конфликты.

Основная часть. Формирование представлений о возможности договариваться в ситуации конфликта. В бланках отметить три наиболее желательных высказывания, начинающихся со слов «Я очень хочу...».

На доске вывешиваются два шаблона-силуэт взрослого и силуэт ребенка. По итогам на доску рядом с силуэтом ребенка выносятся частотные выборы учащихся. Желающие могут продолжить фразу: «Для исполнения своего желания, я мог бы...» Сделать вывод, что многое для осуществления наших желаний зависит от нас самих, но кое-что от обстоятельств и других людей, чаще всего от родителей. Далее учащимся предлагается от имени своих родителей обратиться к своему ребенку с фразой, начинающейся со слов «Я очень хочу...». Частотные выборы выносятся на доску рядом с силуэтом взрослого. Обобщая, сделать вывод о возможности договориться по основным вопросам (вариант: вывод, о совпадении желаний детей и взрослых).

Далее учитель предлагает возможный алгоритм разрешения спорных ситуаций (записать на доске иди вывесить на листе ватмана).

Беспроигрышный метод решения споров:

1. Выясни, чья это проблема и в чем конкретно дело.

2. Ищи как можно больше решений. .

3. Оцени различные решения.

4. Вместе с родителям подумай, какое решение самое удачное

5. Обязательно следуй достигнутым договоренностям.

6. Договорись с родителями, что вы будете искать другое решение, если дела пойдут не так, как вы хотели.

Учитель предлагает при помощи предложенного алгоритма решить конфликт между мамой и дочерью: девочка собирается пойти гулять с подружками, мама просит ее надеть теплую шапку, девочка не хочет этого делать.

Заключительная часть. Отработка личной стратегии поведения в ситуации конфликт» с родителями. Учитель предлагает попробовать решить типичную конфликтную ситуацию, возникающую у детей с родителями, при помощи предложенного алгоритма (примеры конфликта приводят учащиеся).

Для осмысления полученного опыта предлагается продолжить фразу «Самым трудным для меня в конфликте с родителями является...», «Самым трудным для родителей в конфликте со мной является..,».

Домашнее задание. Обсудить с родителями алгоритм решения спорных ситуаций, предложенный на уроке.

Занятие 6. Мои одноклассники и одноклассницы

Цель. Оптимизация внутригруппового сотрудничества. Обучение навыкам считаться с различиями между людьми, в т.ч. обусловленными полом.

Задачи. Сформировать стремление оказывать помощь внутри группы и быть готовым ее принимать, терпимо относиться к различиям в поведении людей; представления об одинаковых и различных возможностях мальчиков и девочек и об особенностях в их поведении; привить стремление оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, и открыто обращаться за ней; руководствоваться в своем поведении общепринятыми человеческими ценностями.

Методическое оснащение. Упражнение «Аплодисменты»*, игра «Узнай даму»*; магнитофон с записями средневековой музыки, ватман, фломастеры, разноцветные шарфы.;

Вводная часть.Формирование интереса к предстоящей игре. Представление (выборы) Совета Справедливых и критериев оценки выполнения командами упражнений (бережное отношение к партнерам по команде и соперникам; компетентность; творческий подход; артистизм). «Разогревающее» упражнение «Аплодисменты»* (ведущим сначала является учитель, затем - учащиеся). «Рыцарские» вопросы (Кого называли рыцарями? Есть ли рыцари сейчас? Назвать 5 качеств благородных дам и рыцарей)*.

Основная часть. Формирование доброжелательного отношения друг к другу умения найти положительные качества в окружающих и высказать их.

Развитие групповой сплоченности, общей эрудиции, внимания и наблюдательности. «Аукцион комплиментов», в ходе которого мальчики говорят девочкам комплименты; девочки, высказывая благодарность, повязывают мальчикам шарфы. После этого дети делятся на пары или Малые группы (в зависимости от состава класса) по своим цветам. ситуациях, связанных с риском. Тестирование по опроснику «Тенденция к риску»*.

Отработка личной стратегии в типичной ситуации, связанной с риском. Осмысление понятия, что избегание неоправданного риска и минимизация неизбежного риска являются проявлением не слабости, а силы и' зрелости. Составление рейтинга различных способов выхода из заданной рискованной ситуации

Домашнее задание. Вместе с родителями обсудить реальные жизненные ситуации, связанные с риском, а также способы избегания неоправданного и минимизации неизбежного риска.

Занятие 8. Что такое ответственность?

Цель. Формирование представления об ответственности

Задачи. Сформировать представление об ответственности за свои поступки; убеждение, что умеющий нести ответственность за свои поступки достоин уважения; умение прогнозировать последствия своих поступков и навык их анализа.

Вводная часть. Актуализация знаний учащихся о том, что такое ответственность. Предлагается рассмотреть разницу между понятиями «ответить на вопрос» и «Ответить за проступок» («базар»). Почему бывает трудно отвечать за свои поступки. В высказываниях подчеркнуть, что нести ответственность часто мешают страх наказания, унижения, опасение, что тебя не поймут и не простят.

Основная часть.Формирование и уточнение представлений о том, что близкие люди, могут простить Друг другу большую часть житейских проступков; что умение прогнозировать последствия своего поведения и анализировать свои поступки помогает избегать ошибок в дальнейшем.

Учащимся предлагается привести примеры непоправимых ошибок и обычных, житейских ошибок. Подчеркнуть в высказываниях учащихся, что большинство проступков подростков не являются непоправимыми ошибками.

Учащимся предлагается придумать пример типичного житейского проступка (в группах или индивидуально). Затем желающий или представитель одной из групп рассказывает об этом проступке, а остальные (им предлагается занять позицию близких людей, друзей или родителей) анализируют его причины, пытаются найти оправдание ему. В высказываниях учащихся еще раз подчеркнуть, что большинство рядовых проступков подростков не являются непоправимыми ошибками, которые близкие люди ему не смогут простить:

Учащимся предлагается вспомнить испытанные ими чувства, когда происшествие, связанное с их проступком, закончилось: чувство вины, облегчение, желание, чтобы это больше не повторилось. Предлагается, вспомнив какой-либо свой проступок, подумать как можно было бы поступить, чтобы не случилось неприятностей, При этом на раздумья дается не болееодной-двух минут (не предлагать- высказываться, если дети не проявят такого желания; как вариант этого задания, можно привести пример из кинофильма или литературного Я произведения). Обратить внимание участников на то, что стремление предвидеть последствия своих поступков, а также Я умение анализировать то, что уже случилось, может помочь в дальнейшем в похожих обстоятельствах не совершать ошибок.

Заключительная часть. Отработка личной стратегии. Обсудить смысл житейской мудрости «Не ошибается тот, кто - ничего не делает». Подвести учащихся к выводу о том, что доблесть не в том, чтобы никогда не совершать ошибки, а в умении признавать их;

Обобщение полученных знаний. Обсудить, какие черты характера людей чаще всего приводят к неправильным поступкам, какие помогают их избежать (ответы можно записать на доске или бумаге в два столбика). I

Учащимся предлагается закончить фразы: «Я чаще всего поступаю неправильно, потому что... (привести в качестве примера особенности своего характера)» и «Чтобы не совершать ошибок в поведении, мне следует опираться на такую черту своего характера, как...»

Домашнее задание. Обсудить с родителями ситуацию, когда человек, признавая совершенную им ошибку, вызывал симпатию окружающих; попробовать следовать этому примеру.

Итоговое занятие. Психологическая игра «Репортер»

Цель. Формирование навыков группового сплочения.

Задачи. Отработать умение принимать коллективное решение, навык отстаивать свою точку зрения, не прибегая к грубости и угрозам.

Методическое оснащение. Памятка участникам первой конференции «Я-репортер»; примерные вопросы интервью, бланки очерков; магнитофон, мяч, клей (2-3 шт.), ножницы, пазлы (в количестве 0,5 от численности класса), нагрудные значки («бэйджики»), фломастеры, покрывало, ватман, оформленный под газетную страницу; упражнения «Те, кто», «Передай мяч, не используя руки», «Деление на пары в соответствии с пазлами».

Вводная часть. Разогревающие упражнения «Те, кто», «Передай мяч, не используя руки». Затем учащиеся знакомятся со следующей инструкцией.

На исходе уходящего тысячелетия «Всемирный Союз Журналистов» решил провести международную конференцию, на которую были приглашены самые популярные журналисты планеты. Труд журналиста приобрел огромное значение в жизни современного общества. Миллионы людей начинают и заканчивают свой рабочий день с просмотра телевизионных новостных передач и чтения газет. Судьба Политических режимов, карьера политиков и даже биржевые курсы зачастую зависят от мастерства и профессионализма журналистов. Тысячи газет и журналов по всему миру сочли за честь послать своих представителей на этот всемирный форум, который проходит (далее называется дата и место проведения игры). Вместе собрались самые популярные и талантливые мастера, люди, чьи имена стоят в первых строках рейтингов наиболее читаемых изданий. Посмотрите друг на друга-это вы.

Уважаемые коллеги! (от имени оргкомитета «Всемирного Союза Журналистов» рады приветствовать вас в нашей шкоде. Задача нашей сегодняшней работы выпуск первого номера всемирной газеты «Репортер», которая будет выходить раз в столетие и будет посвящена самым популярным и талантливым журналистам планеты.

Каждый из вас сегодня станет автором статьи о своем коллеге, которого вы выбрали по жребию, и в то же время героем статьи, который напишет о вас ваш коллега. Вы увидите друг друга в различной работе - ваша задача показать самые сильные и привлекательные стороны характера своего героя. Разъяснения о том, что предстоит сделать: взять интервью (по 5 минут на каждого участника); представить своего героя, который выпал по жребию (по 2-3 минуты), По ходу представления на доску записываются черты характера, которые помогают в работе журналиста. Из перечисленных на доске качеств каждый выбирает три, которые ему присущи, и еще два, которые он хотел бы иметь, и записывает их в планшет.

Ведущий разъясняет назначение бэйджиков, анкет, бланков.

Основная часть. В соответствии с разъяснениями учащиеся придумывают свой творческий псевдоним, свою творческую биографию, берут интервью у своего героя, дают свое интервью, выбирают и записывают в свои планшеты-«журналистские блокноты» - присущие и желаемые качества.

Учитель сообщает о том, что мастера своего дела всегда стараются усовершенствовать свои профессиональные качества, поэтому сейчас им предстоит участие в нескольких «мастер-классах» (в случае необходимости разъяснить значение этого термина).

Мастер-класс «Я начинаю разговор». Учитель напоминает, что одним из профессиональных качеств журналиста является умение общаться и заводить знакомства, Умение начать разговор.

Учащимся предлагается разделиться на пары и встать в два круга лицом друг к другу. Затем им сообщается следующее: «Вы будете знакомиться друг с другом, получая задание, затем по сигналу ведущего внутренний круг делает один шаг вправо. Обращайте внимание, как действует в этой ситуации ваш герой:

• здороваемся как старые друзья, которые давно не виделись;

• как люди, которые находятся в ссоре;

• как начальник и подчиненный (внешний круг - внутренний круг);

• как дипломаты;

• как будто вам вдвоем предстоит большое путешествие;

• как ребенок с отцом, приехавшим из длительной командировки (внешний круг-внутренний круг);

• как ученик с учителем (внешний круг - внутренний круг)». По итогам «мастер-класса» проводится блиц-опрос: с кем приятно было здороваться, какие профессиональные качества журналиста помогают jb общении. Учащиеся должны сделать запись в журналистский блокнот о том, как проявил себя в этом мастер-классе их герой.

Мастер-класс «Нестандартная ситуация». Учитель обращает внимание учащихся, что профессия интересна, но временами и опасна. Судьба забрасывает людей этой профессии и на дипломатические приемы, и в горячие точки. Часто от взаимопомощи журналистов зависит не только профессиональный успех, но даже жизнь. Умение доверять своим коллегам и оказывать им поддержку является одним из важных профессиональных свойств людей этой профессии.

Инструкция: «На этом покрывале мы все вместе будем поднимать по очереди любого из участников нашего мастер-класса. Это опасное задание, поэтому важно действовать сообща и внимательно слушать указания. Обращайте внимание, как действует в этой ситуации ваш герой». По итогам «мастер-класса» проводится блиц-опрос: рассказать о своих переживаниях, когда лежал-когда держал. Делается запись в журналистский блокнот о том, как проявил себя при выполнении упражнения объект наблюдения.

Мастер-класс «Журналистский форт Байяр». Учитель сообщает учащимся, что часто информацию, которая представляет интерес для читателей, журналистам приходится добывать, преодолевая непреодолимые на первый взгляд препятствия.

Умение совладать со своими эмоциями, найти самый эффективный путь решения проблемы, умение воспользоваться помощью людей и оказать помощь другим, способность работать одной командой - без этого невозможно преуспеть в журналистском деле.

Инструкция: «Вы-одна команда, перед вами стена (веревка обозначает ее верхний край, до него нельзя дотрагиваться, по нему проходит ток). Необходимо всем перебраться на другую сторону. Первый и последний участники могут перепрыгнуть, все остальные перебираются любым другим способом. Если кто-либо дотронется до стены, все, кто уже перебрался, возвращаются назад. Обращайте внимание, как действует в этой ситуации ваш герой».

По ходу задания, если это потребуется, один-два участника получают право льготного перехода на другую сторону (не прыгая и не перелезая). Если оставшийся последним участник решает перепрыгнуть, в последний момент веревка опускается.

По завершении упражнения обязательно обсудить с учащимися, что они чувствовали, что было легко, а что трудно, напомнить о необходимости сделать запись в журналистский блокнот.

Мастер-класс «Спасибо за ...». Сидя в кругу, участники заканчивают предложение «Спасибо за...».

Заключительная часть. Возвращение за «Круглый стол». Учитель, подводит итог, говоря о том, что участники все вместе прошли серьезные испытания, увидели своего героя в различных ситуациях («вам есть, что рассказать о нем вашим читателям. Мы подошли к самой главной части нашей конференции-созданию первого выпуска всемирной газеты «Репортер». С помощью памятки «Я-репортер» написать очерк, придумать для него название и оформить его. У вас 10 минут». По мере выполнения работы наклеиваются на ватман.

Рефлексия. Участники по кругу говорят о прошедшей игре: что показалось трудным, легким; что запомнилось больше всего и почему.

Примечание. Автором игры «Репортер» («Журналистский форт Байяр») является канд. психол. наук М.Р.Битянова, которая проводила ее в ходе семинара, организованного еженедельником «Школьный психолог» и Экономической школой-лицеем (Москва).

Материалы к занятиям: игры, упражнения, этюды

«Аплодисменты». Ведущий поднимает и опускает руки. Чем выше (ниже) руки, тем громче (тише) учащиеся хлопают в ладони.

«Вверх по радуге» (Самоукина Н,В. 2000). Учащихся просят встать, закрыть глаза, сделать глубокий вдох и представить, что вместе с этим вдохом они взбираются вверх по радуге, а выдыхая, съезжают с нее как с горки. Повторяется 3 раза. После этого желающие делятся впечатлениями, затем упражнение повторяется еще раз с открытыми глазами причем количество v» повторений увеличивается до семи раз. Учащимся указывается назначение этого упражнения для регуляции собственного ' эмоционального состояния.

«Кто растет быстрее» (Кардашина О.В.). Демонстрируются изображения младенца, ребенка, подростка, юноши, взрослого человека. Учащиеся, разбившись на 5 групп, описывают физические и психические изменения, происходящие в человеке. В ходе обсуждения обращается внимание детей на то, что изменения в физическом облике человека наступают постепенно, и только в подростковом возрасте резко ускоряется процесс физического роста человека.

«Те, кто».Учащимся предлагается поднять руки (встать, выйти в центр круга) «...те, кто сегодня с утра не успел позавтракать, ...у кого дома есть кошка, и т.д.». Применительно к игре «Вокзал мечты» вопросы желательно ориентировать на ее дальнейший ход, например, «...те, кто после школы планирует поступать в институт, ...для которых в будущей профессии самое важное - деньги, ...кто хотел бы выбрать такую же профессию, как и у родителей и т.д.».

«Узнай даму».Водящий (мальчик) с завязанными глазами должен угадать по пожатию руки (сказанному одному слову) «свою» даму (девочку).

«Якорь»(Самоукина Н.В., 2000).

Учащимся предлагается, приняв удобную позу и расслабившись, вспомнить реальную ситуацию, вызвавшую ощущение радости. Затем воспроизвести ее в своем воображении очень подробно, запомнить чувства, которые при этом возникли. Соединить крепко большой и указательный палец. Повторить несколько раз. Учитель объясняет, что в дальнейшем, сжимая пальцы в кольцо, учащиеся смогут произвольно вызвать у себя ощущение радости и подъема.

Анкеты, тесты, содержание плакатов и карточек

«Как ты заботишься о своей коже» (взято из: Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье. Укрепление организма. - Санкт-Петербург, 2000).

Учащимся предлагается подсчитать количество отрицательных ответов. Чем их больше, тем хуже забота о собственной коже.

Утверждение Да Нет

1. Минимум раз в неделю я мою тело горячей водой с мылом

I. Я всегда мою руки, придя с улицы, после туалета и перед едой

3. Перед сном я мою ноги. Каждый день я меняю носки и нижнее белье.

5. Регулярно я закаляюсь (обливаюсь холодной водой или

обтираюсь мокрым полотенцем)

5. Раз в неделю я парюсь в бане.

7. Я пользуюсь только собственными туалетными принадлежностями

8. Я не имею привычки надевать чужую одежду и обувь

9. Я редко травмирую кожу

10 Я не трогаю неизвестных кошек и собак.

Теппинг-тест (взято из: Психологические исследования. Практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов /Составители Т.И. Пашукова? А.Й. Допира, Г.В. Дьяконов. - Москва - Воронеж, 1996).

Для проведения исследования необходимы бланки,

карандаши, секундомер, протокол исследования.

В качестве бланка используется лист бумаги формата А-4, на котором изображены 6 квадратов, пронумерованных по часовой стрелке:

№1-№2-№3

№6-№5-№4

Квадрат №1 является тренировочным. Исследование состоит из двух этапов. На первом этапе испытуемому предлагают проставлять карандашом точки (как можно больше) в бланке правой рукой. По сигналу экспериментатора он должен переходить к расстановке точек из одного квадрата в другой по часовой стрелке. Экспериментатор подает команду «Новый квадрат» через каждые 5 секунд. Второй этап проводится на новом бланке аналогично первому, но испытуемый ставит точки левой рукой.

Тенденция к риску. (Практическая психология для учителей и родителей// Сост. Глазунов М.В. -М.,1998.)

1.Превысили бы вы установленную скорость, чтобы быстрее оказать необходимую медицинскую помощь тяжелобольному человеку?

2.Согласились бы вы ради хорошего заработка участвовать в опасной и длительной экспедиции?

3.Встали бы Вы на пути опасного взломщика?

4.Могли бы Вы ехать на подножке товарного вагона при скорости более 100 км/час?

5. Можете ли Вы на другой день после бессонной ночи нормально работать?

6. Стали бы Вы первьм переходить очень холодную бурную реку?

7. Одолжили бы Вы другу большую сумму денег, будучи не совсем уверены, что он сможет эти деньги вернуть?

8. Вошли бы Вы вместе с укротителем в клетку со львами при его заверении, что это безопасно?

9. Могли бы Вы под чужим руководством залезть на высокую фабричную трубу?

10. Могли бы Вы без тренировки управлять парусной лодкой?

11. Рискнули бы Вы схватить за уздечку бегущую лошадь?

12. Могли бы Вы пройти по бревну над бурной рекой?

13. Могли бы Вы совершить прыжок с парашютом?

14. Могли бы Вы при необходимости проехать без билета от Петербурга до Москвы?

15. Могли бы Вы совершить автотурне, если бы за рулем сидел Ваш знакомый, который совсем недавно был виновником тяжелого дорожного происшествия?

16. Могли бы Вы с 10-метровой высоты прыгнуть на тент пожарной команды?

17. Могли бы Вы, чтобы избавиться от длительной тяжелой болезни с постельным режимом, пойти на опасную для жизни операцию?

18.Могли бы Вы спрыгнуть с подножки товарного вагона, движущегося со скоростью 50 км/час?

19. Могли бы Вы в виде исключения вместе с семью другими людьми подняться в лифте, рассчитанном только на шесть человек?

20. Могли бы Вы за большое денежное вознаграждение перейти с завязанными глазами оживленный уличный перекресток?

21 Взялись бы Вы за опасную для жизни работу, если бы за нее хорошо платили?

22. Могли бы Вы на спор нырнуть в ледяную воду?

23. Могли бы Вы по указанию старшего взяться за высоковольтный провод, если бы он заверил Вас, что провод обесточен?

24. Могли бы Вы по прочитанной инструкции управлять вертолетом?

Могли бы Вы, имея билет, но без Денег и продуктов, предпринять поездку из Москвы во Владивосток?

общая оценка подсчитывается как сумма баллов по всем пунктам опросника. Чем она выше, тем сильнее склонность испытуемого к риску, связанному с физической пасностью.

«Я-Peпортер» (памятка участникам).

Каждый участник игры является репортером, должен предоставить творческий отчет в виде очерка наблюдения за одним из присутствующих (героем). Цель наблюдения за героем: выявить личностные качества человека, помогающего ему быть хорошим репортером. Понаблюдать за тем, как человек ведет себя в тех или иных ситуациях. Для того чтобы лучше узнать своего героя, необходимо взять у него интервью. Примерные вопросы интервью:

Почему герои выбрал профессию журналиста? Почему герой работает именно в этом жанре? Самая интересная командировка, в которой побывал герой? Почему запомнилась именно она?

Самые интересные люди, с которыми посчастливилось встретиться Вашему герою? Почему они были интересны для героя?

Какая профессиональная мечта? О ком или о чем хотелось бы написать?

Примерная форма очерка

моего героя зовут ...

Он выбрал эту работу, потому что...

В людях он больше всего ценит...

Сам он обладает такими профессионально важными качествами, как..,

Я мог наблюдать это сегодня в ситуациях, когда...

На этой конференции моему герою не всегда давалось...

Больше всего мне понравилось, что он ...

Мой герой мечтает о ...

Литература:

1. Александровская Э.М. Программа сопровождения подростков в школе. - М., 2000.

2. Баева И.А. Психология в понятиях, образах, переживаниях (возможности психологического словаря). t Учебное пособие для учителя-психолога и ученика. - М, 1996.

3. Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни. - М, 1997.

4. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье. Укрепление организма. - Санкт-Петербург, 2000.

5. Макеева А.Г., Лысенко И.В. Организация педагогической профилактики нарко-тизма среди младших школьников. Пособие для учителей начальной школы. Сто., 1999.

6. Педагогика здоровья / Под ред. В.Н.Касаткина). - М., 1999.

7. Практическая психология для учителей и родителей / Составитель Глазунов М.В.-М,, 1998.

8. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И.В.Дубровиной. - Екатеринбург, 2000.

9. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Программа копинг-профилактики употребления наркотиков и других психоактивных веществ для школьников подросткового возраста (программа подготовки лидеров-сверстников). - М., 2000.

10. Собкин B.C. Российский подросток 90-х: движение в зону риска. - М, 1998.

11. Усачев А. А., Березин А.И. Школа безопасности. - М., 1996.





© 2010-2022