Внеурочное занятие Я и мой темперамент

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеурочное занятие Я и мой темпераментВнеурочное занятие Я и мой темпераментВнеурочное занятие Я и мой темперамент

Я и мой темперамент

Цель занятия: определение преобладающего типа темперамента

Для решения поставленной цели в процессе занятия планируется решение следующих задач:

  1. формирование потребности к самопознанию и самосовершенствованию

  2. осознание наличия индивидуальных различий между людьми

  3. знакомство с содержанием понятия «темперамент»

  4. выяснение поведенческих характеристик различных типов темперамента

  5. выработка позиции позитивного отношения к другому, отличному от себя

  6. выяснение взаимосвязи способа реагирования и темперамента.

План занятия:

  1. Вступительное слово ведущего.

  2. Проведение тестирования по методики Айзенка

  3. Обработка и анализ результатов тестирования

  4. Типы темперамента и их психологическая характеристика

  5. «Сказка о типах темперамента»

Основные вопросы:

  1. Что же такое темперамент

  2. Зачем это нужно

  3. Что с этим делать


Ход занятия

Вступительное слово

Людей не интересных в мире нет.

Их судьбы как истории планет.

У каждой все особое, свое,

И нет планет, похожих на нее.

Е. Евтушенко

Известно, что личностью не рождаются, а становятся. Психика каждого человека уникальна. Ее неповторимость обусловлена как биологическим и физическим строением каждого из нас (это внутренние условия), так и единственной в своем роде композицией социальных связей и контактов (это внешние условия). Таким образом, личность каждого из нас - это совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия.

Х=Т + С, где

Х - характер,

Т - темперамент,

С - социум.

Т! - это биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо.

В (вопрос) А для чего нужно знать что такое темперамент? Что это знание нам дает?

О (ответ) Можно предсказать поведение людей с определенным темпераментом в конкретной ситуации. Очевидно, у каждого вида темперамента есть особые свойства, привычки, которые наиболее ярко проявляются в экстремальных ситуациях. Австралийский писатель Цвейг говорил: «Характер человека лучше всего познается в решительные минуты».

Сразу оговоримся, что нет плохих или хороших темпераментов - каждый из них имеет свои положительные стороны. Поэтому главные усилия должны быть направлены не на его исправление (что невозможно вследствие его врожденности, а на разумное использование в конкретной деятельности его достоинств и нивелирование отрицательных граней.

Как известно все имеет свое начало.

Наиболее ранняя из известных типологий была предложена еще во II веке до н.э. врачом Клавдием Галеном. 4 из 9 выделенных им типов и в наше время рассматривают как основные: холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик. Выделил он их из наблюдений по склонностям к различным эмоциональным состояниям.

  • Холерик - гнев

  • Сангвиник - радость и веселье

  • Флегматик - спокойствие

  • Меланхолик - печаль

Клавдий Гален также предположил, что тип темперамента зависит от соотношения трех жизненных «соков»:

  • «кровь» - с лат. Сангвиник

  • «флегма» - флегматик

  • «желчь» - холерик

  • «черная желчь» - меланхолик

Современная наука подвела под них научное основание. И.П. Павлов обратил внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы. Выделив и описав данные типы, Павлов сопоставил их с классическими типами темперамента, показав высокую корреляцию между ними. На этом основании он утверждал, что именно свойства нервной системы и определяют давно описанные темпераменты.

Итак, сангвиник - сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы. Человек с таким темпераментом быстро приспосабливается к изменчивым условиям жизни. Его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. Он в высокой степени подвижный, общительный, легко сходится с новыми людьми, именно поэтому у сангвиника широкий круг знакомств, хотя он не отличается постоянством в общении и довольно часто меняет свои привязанности. Он может продуктивно работать, но лишь тогда, когда много интересных дел. В противном случае он становится вялым и скучным.

Эти люди не любят монотонности. Они хорошие актеры. Обладают подвижной мимикой. Например, герой Шубин из романа Тургенева «Накануне».

Холерик - это сильный, неуравновешенный тип с преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения. Люди данного типа пылкие, себялюбивые крикуны и драчуны. По малейшему поводу они выдают эмоциональную вспышку. Активность идет импульсами. Работоспособные и честолюбивые. Стремятся достичь больших результатов. Если ему хорошо - всем хорошо, если ему плохо - плохо всем. Есть «воспитанные» и «невоспитанные» холерики. Например, великий полководец А. Суворов имел холерический темперамент. Он отличался необыкновенной живостью эмоций, быстротой движений, жаждой деятельности.

Флегматики - сильный, уравновешенный, медленный тип с преобладанием процессов торможения в коре головного мозга. Это спокойные настойчивые, трудолюбивые, ровные, медлительные люди. Очень работоспособные. Флегматики медленно привыкают к новым людям. Тихие, спокойные, их трудно вывести из равновесия, но не следует думать, что терпение его безгранично. Подобно конденсатору, он долго впитывает в себя, накапливает энергию неудовольствия - в итоге сильный разряд (нередко неожиданный для его собеседника). Например, М. Кутузов.

Меланхолик - пассивный, заторможенный. Это нерешительные люди, вечно сомневающиеся, тревожные и боязливые. У них низкая работоспособность, быстрая утомляемость. Их пугает новая обстановка, новые люди. Такие люди тонко организованные, очень чувствительные.

Конечно, описанные типы - это не портреты, поскольку ни один человек не обладает в чистом виде всеми приведенными выше. В каждом из нас присутствуют все 4 типа (но какие-то выражены сильнее).

Есть так называемые амбоверты - синтонный темперамент - человек средний во всех отношениях. В зависимости от ситуации может быть замкнутым и общительным.

С возрастом люди все более социализируются и также научаются быть разными в зависимости от ситуаций.

Взаимосвязь способа реагирования и темперамента

  1. Карикатура (Р.М.Грановская «Элементы практической психогимнастики».

  2. Непонимание определяющего влияния темперамента на стиль взаимодействия часто служит источником раздражения и конфликтов в семье. Например, темперамент ребенка отличен от темперамента матери.

Допустим мать сангвинического темперамента, быстрая, подвижная, гибкая, а ребенок - флегматик. Вполне возможно, что мать будет непрерывно огорчаться и возмущаться по поводу медлительности своего ребенка, бесконечно нервируя его и не отдавая себе отчет, что ребенок унаследовал темперамент своего отца, у которого те же качества она воспринимает вполне спокойно и адекватно. Она воспринимает их не как медлительность, а как спокойствие, уравновешенность.

3. Пример из книги круга «Торопись не спеша».

Четыре уставших путника добрались к полуночи до городских ворот. Ворота заперты и стража спит. Первый сел на землю со словами: «Вот не везет, стоило в кой-то веке раз выбраться из дому, и такое невезение. Что же делать - до утра далеко, помяните мои слова еще и дождь пойдет».

«Чего же тут ворчать, вышибем ворота, и все дела!», - горячился второй, дубася кулаком в ворота.

«Друзья, сохраняйте спокойствие, чего же вы мечетесь, сядем и подождем, летняя ночь коротка», - успокаивал путников третий.

«Зачем сидеть и смотреть? Рассмотрим -ка ворота поближе - под ними большая щель. Давайте попробуем, вдруг пролезим», - взял в свои руки инициативу четвертый.

В: К какому типу темперамента можно отнести каждого из путников.

4. Задание с карточками.

Класс делится на 4 группы. Предлагаются ситуации. Дети определяют, какой тип темперамента луче подходит под нее.

5. Анализ результатов собственного тестирования детей по Айзенку. Свои результаты дети заносят в график и определяют собственный тип темперамента.

Обработка и анализ результатов тестирования.

Ключ к опроснику Айзенка.

I. Шкала интроверсия - экстраверсия (24 вопроса)

1+,3+,5-,8+,10+,13+,15-,17+,20-,22+,25+,27+,29-,32-,34-,37-,41+,44+,46+,49+,5-,53+,56+.

II. Шкала эмоциональная стабильность-нестабильность (24 вопроса)

2+,4+,7+,9+,11+,14+,16+,19+,21+,23+,26+,28+,31+,33+,35+,38+,40+,43+,45+,47+,52+,55+,57+.

III.Шкала скрытность - откровенность (9 вопросов)

6+,12-,18-,24+,30-,36+,42-,48-,54-.

За каждый ответ, совпадающий с ключом, поставьте себе 1 балл. Баллы по каждой из шкал складываются (см. приложение).


Заключительная часть урока

Стоит ли говорить о преимуществах или недостатках какого-либо типа темперамента? Идеальных не бывает. При любых типах темперамента и характера можно добиться очень многого или не достичь ничего.

Конечно, лучше знать свой темперамент и, ориентируясь на него, решать свои повседневные дела. А еще следует следовать советам психолога 19 века Вильгельма Вундта, который рекомендовал:

«В обыкновенных будничных радостях и горестях жизни нужно быть сангвиником, в важных событиях - меланхоликом, относительно впечатлений - холериком и, наконец, в исполнениях принятых решений - флегматиком.

И я со своей стороны желаю Вам того же. Однако нужно не забывать, что социальная значимость человека определяется не его темпераментом, не строением его тела, не характером, не интровертированность или экстравертированностью, а его моральными и деловыми качествами, его личностью.




Приложение

Нейротизм

Эмоциональная нестабильность

24

МЕЛАНХОЛИК ХОЛЕРИК



12

Интроверсия Экстраверсия

0 24



ФЛЕГМАТИК САНГВИНИК

0


Эмоциональная стабильность

7


© 2010-2022