Психологическая азбука 2 класс

Раздел Школьному психологу
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ Володарская СОШ

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ Володарской СОШ

__________О.А.Янковская

«___» __________ 2015 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образовательного курса

во внеурочной деятельности

«Психологическая азбука»

для обучающихся 8-9 лет

(2а,2б,2в класс)

Срок реализации дополнительного

образовательного курса - 1 год








Составитель: Малахова Кристина Михайловна

педагог-психолог







пос. Володарского, 2015 г.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основании авторской программы Т.А.Аржакаевой, И.В.Вачкова, А.Х.Поповой «Психологическая азбука» (Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука (Второй год обучения)/ под ред.И.В.Вачкова.- М.: Издательство «Ось», 2003г.-168с.)

Направленнность: курс реализует программы дополнительного образования социально-педагогической направленности.

Новизна: курс направлен на создание в рамках системы начального обучения условий, максимально способствующих личностному развитию учащихся.

Актуальность: курс актуален для личностного развития учащихся, перехода на более высокий уровень самосознания, реализуемый на основе развертывания рефлексивных способностей учащихся.

Целесообразность: курс целесообразен для развития воображения, интуиция, мышления, приобретения представления о нормах поведения и нравственных ценностях.

Цель дополнительного образовательного курса: развитие личности ребенка, в частности его самосознания и рефлексивных способностей, познавательных возможностей в тех пределах, которые определяются возрастными требованиями «психологической безопасности», предохраняющими ребенка от излишней «боли самопознания».

Задачи дополнительного образовательного курса:

  • помочь детям быстрее и безболезненней адаптироваться к школьным условиям;

  • познакомить детей с базовым понятийным аппаратом психологии и её предметом;

  • учить методам и приемам познания себя;

  • ориентировать детей на развитие творческих способностей и воображения.

  • способствовать гармоничному становлению психических функций;

  • ориентировать детей на стремление к творчеству в учебной деятельности

Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы является опора на принцип метафоризации психологических представлений. Через понимание метафоры, через расшифровку и построение метафорических образов дети развивают воображение, интуицию, мышление, учатся получать эстетическое наслаждение от литературных текстов, косвенным путем приобретают представление о нормах поведения и нравственных ценностях. «Ключевая» метафора - Королевство Внутреннего Мира, реализуется в контексте развертывания цепочки особых сказок, объединенных общим сюжетом. Заложенные в сказках метафоры оказываются волшебным инструментом, помогающим ребенку лучше и глубже понимать себя, свой внутренний мир.

Важнейшими функциями сказочной метафоры являются:

осознание системы отношений между субъектами и снижения воздействия негативных эмоций в случае получения болезненной информации;

обеспечение раскрытия творческих потенциалов субъектов в процессе совместной активности;

раскрытие содержания научных психологических представлений.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы - 8-9 лет

Срок реализации дополнительной образовательной программы - 1 год (1 час в неделю,34 часа за 1 год).

Формы и режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу; формы проведения занятий разнообразны. Часть занятий, имеющих теоретический характер проводится в виде поисковых бесед. Практические занятия проводятся в виде игр, инсценировок.

Ожидаемые результаты:

  • обучение навыкам эффективного общения;

  • выработка адекватной самооценки;

  • овладение приемами эмоциональной саморегуляции;

  • овладение навыками разрешения конфликтов.

  • развитие познавательных способностей;

  • осознание себя в системе учебной деятельности;

  • обучение навыкам эффективного общения;

Способы их проверки: методы наблюдения за учащимися, беседы с учащимися, учителями и родителями.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: беседа с учащимися.





Тематическое планирование

№ урока

Тема

Вид занятия

Кол-во часов

По

плану

По

факту

Введение в мир психологии

1

Мои летние впечатления

Упражнения, задания,

игра, беседа

1



2

Какой я

Упражнения, задания,

игра, беседа

1



3

Психология-знакомая незнакомка

Упражнения, задания,

игра, беседа

1



Я и мои желания

4

Мои желания

Упражнения, задания,

игра, беседа

1



5

Сказка о борьбе мотивов

Упражнения, задания,

игра, беседа

1



6

Мои мотивы

Упражнения, задания,

игра, беседа

1



7

Какие мотивы у других

Упражнения, задания,

игра, беседа

1



Кладовая памяти

8

Загадка Психоочистителя-1

Упражнения, задания,

игра, беседа

1



9

Загадка Психоочистителя-2

Упражнения, задания,

игра, беседа

1



10

Что такое память?

Упражнения, задания,

игра, беседа

1



11

Виды памяти

Упражнения, задания,

игра, беседа

1



12

Какая у меня память?

Упражнения, задания,

игра, беседа

1



13

Эмоциональная память

Упражнения, задания,

игра, беседа

1



14

Как лучше запоминать?

Упражнения, задания,

игра, беседа

1



15

Я умею запоминать!

Упражнения, задания,

игра, беседа

1



16

Что я знаю о памяти

Упражнения, задания,

игра, беседа

1



Лабиринты мышления

17

Сказка о профессоре мышлении

Упражнения, задания,

игра, беседа

1



18

Как развивать свой ум: конкурс знающих и находчивых

Упражнения, задания,

игра, беседа

1



19

Учимся думать вместе

Упражнения, задания,

игра, беседа

1



20

Учимся обобщать и находить закономерности

Упражнения, задания,

игра, беседа

1



21

Учимся находить противоположности

Упражнения, задания,

игра, беседа

1



22

Учимся думать логично -1

Упражнения, задания,

игра, беседа

1



23

Учимся думать логично -2

Упражнения, задания,

игра, беседа

1



24

Учимся думать творчески

Упражнения, задания,

игра, беседа

1



25

Что я знаю о мышлении

Упражнения, задания,

игра, беседа




Как стать талантливым

26

Фантазируем с Фантазией

Упражнения, задания,

игра, беседа

1



27

Что такое способности

Упражнения, задания,

игра, беседа

1



28

Я знаю, что я

Упражнения, задания,

игра, беседа

1



29-34

Королевство Внутреннего Мира (поиск сокровищ)

Упражнения, задания,

игра, беседа

5




Содержание программы 34 часа

Тема: «Введение в мир психологии»

Основной задачей этого раздела является «погружение » детей в атмосферу занятий по «Психологической азбуке» через повторение пройденного в прошлом учебном году материала. Первое занятие целиком посвящено работе с летними впечатлениями. На втором и третьем занятии этого раздела повторяется пройденный ранее материал. Дети развивают навыки коллективного творчества ,сотрудничества и взаимопомощи. Завершение работы по первому разделу является прологом к переходу на более высокий уровень изучения психологического материала.

Тема : «Я и мои желания»

Изучение мотивации детей и развитие мотивационной сферы личности, обучение умениям понимать и анализировать мотивы собственной деятельности- вот основные задачи второго раздела программы. Происходит знакомство с понятиями «потребности» и «мотивы», дети учатся понимать не только собственные побудительные мотивы и желания, но и мотивы других людей. Это помогает преодолеть детский эгоцентризм и подняться на новую ступень в развитие самосознания.

Тема : «Кладовая памяти»

Система занятий этого раздела и их наполнение развивающими упражнениями подчинены определенной логике: от первичной диагностики свойств памяти и тренировке узнавания- к осознанию многообразия видов и свойств памяти и развитию осмысленной произвольной памяти.

Кроме того в этом разделе дети знакомятся с некоторыми правилами развития и тренировки памяти основанными на знании ее важнейших закономерностей.

Тема: «Лабиринты мышления»

Занятия этого раздела содержат большое количество разнообразных упражнений ,развивающих те или иные стороны детского мышления.Эти задания сильно отличаются друг от друга , и почти каждое из них может служить представителем целого класса заданий. В рассматриваемом разделе много заданий , направленных на развитие способностей к нахождению закономерностей, умений строить логические связи и обнаруживать неочевидные отношения межу предметами. Так же как и впредыдущем разделе, детям предлагается несколько советов по развитию психических процессов (здесь,естественно,речь идет о мышлении)


Перечень учебно-методического обеспечения, словарей и справочной литературы, мультимедийных пособий, дидактического материала

  1. Психологическая азбука. Начальная школа (Второй год обучения). / Под ред. И.В.Вачкова - М.: Издательство «Ось-89», 2004г.

2.И.В. Вачков Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. - М.: Ось-89,2001г.

3Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4). 2-е изд. - М.: Генезис, 2009. - 344с.

Источники информации для дополнительного изучения предмета учащимися

  1. Вачков И.В. Психология для малышей. М.:Издательство «Педагогика-Пресс», 1996 часть 2

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания ШМО учителей

начальных классов от №___

Председатель ШМО

______________________ Артамонова Л.В.

«___» _________________2015г.


СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

______________________ Артамонова Л.В.

«____» ________________2015г.



© 2010-2022