- Преподавателю
- Школьному психологу
- Мастер-класс на тему «Особенности взаимоотношений учителя с учащимися»
Мастер-класс на тему «Особенности взаимоотношений учителя с учащимися»
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Леготин А.С. |
Дата | 08.11.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Тема нашей встречи «Особенности взаимоотношений учителя с учащимися».
Цель: «Привлечь внимание педагогов на проблемы взаимоотношений учителя с учащимися».
Для достижения данной цели приглашаю всех вас посетить вместе со мной сказочную страну «Детство», где дети будут цветами.
Звучит музыка «Светлячок», опускается занавес, перед зрителями на сцене расставлены цветы на подставках. На сцену выходит психолог в костюме светлячка с фонариком.
Говорят дети - это цветы жизни! Взгляните на наших детей! На их солнечные яркие лица, веселые озорные глаза, улыбки, звонкий раскатистый смех. Это все наши дети. Но среди них есть и грустные. Давайте с ними познакомимся!
Психолог подходит отдельно к стоящим на первой линии цветам.
Это Танечка, ей 10 лет. На уроке математике она так активно подсказывала своей соседке по парнте,что учительница поставила ей двойку. А это - Гриша, ему 11 лет. В школе он подрался с мальчиком из своего же класса. Теперь вызовут родителей в школу. Маша тоже взволнована, учительница по физкуоьтуре так на нее накричала, что Маша боится идти на урок физкультуры. Вот уже который раз говорит, что забыла спортивную форму.
А как вы думаете, дети нуждаются в помощи, поддержке?
И я приглашаю на сцену Вас, уважаемые педагоги - взрослых и мудрых - принять участие в общении с детьми и продемонстрировать с помощью предложенных средств общения (мимика, жесты, пантомима) умения найти контакт с маленькими жителями этой сказочной страны Детство.
К общению с детьми приглашаются педагоги:
Диана Валерьевна, учитель математики, участница под номером 40.; Лидия Петровна, классный руководитель 5 класса, участница под номером 32; Галина Ивановна, учитель физкультуры, участница под номером 26.
Педагоги выходят на сцену. Ведущий (психолог) знакомит коллег с детьми (Это наша Таня…). Ну а что бы наше общение проходило в творческой направленности вы можете использовать некоторые музыкальные инструменты: волшебная дудочка, волшебная палочка, звонкий бубен. Приступим к общению.
Звучит музыка «Песенка-чудесенка». Педагоги в течение 1-2 минут общаются с детьми. Далее психолог задает вопросы: Трудным ли было общение? Что, по-вашему, является главным в установлении контакта? А как вы думаете, почему учитель не нашел контакт с Машей? С каким настроем Гриша прибывает в школе? Вы помогли детям? Получилось ли у вас зажечь искорку в грустных детских глазах?
Что? Что я слышу… Вы очень понравились детям, и они хотят пойти вместе с вами. Примите же их такими какие они есть… Ведь дети - это дар! Крутецкий Вадим Андреевич сказал: Хорошего учителя не любящих детей представить не возможно! Перед вами педагоги, любящие детей. Аплодисменты педагогам!
Анализ мероприятия:
При изучении психологических особенностей учащихся Л.С. Славиной было введено понятие «смысловой барьер». Определение таково: «Смысловым барьером мы называем такое явление, когда ребёнок, хорошо понимая и умея выполнить то, что требует от него учитель, как бы не «принимает» это требование и упорно его не выполняет. В этих случаях те или иные педагогические меры не оказывают на него воздействия, хотя он хорошо понимает, на что именно они направлены и как ему следует на них реагировать».
Смысловой барьер в данной ситуации проявился в следующем:
Первый вид. Ребёнок и взрослый по-разному понимают смысл требований, которые один предъявляет другому. Взрослый (учитель) запрещает ученику подсказывать товарищу, а ученик не понимает, почему этого делать нельзя, ведь он должен помогать товарищу. Вот и образуется смысловой барьер. Или учитель запрещает ученику драться, объясняет, что этого делать нельзя. Ученик не возражает, но продолжает драться, ибо в его понимании драка есть проявление мужества, храбрости.
Второй вид. Неприятие учеником формы предъявления требований учителя. Если учитель хотя бы однажды предъявил ученику вполне разумные требования, но в грубой или унизительной форме, то, хотя ученик хорошо понимает разумность и правильность этих требований, у него может возникнуть психологический барьер по отношению к любым требованиям учителя. При этом в дальнейшем, даже когда требование будет предъявлено в нормальной форме, ученик может его не принять и не выполнить в силу уже возникшего барьера, рассматривая это требование учителя лишь как придирку, насмешку.
В любом случае учитель должен быть достаточно самокритичен, ясно понимать, что в конечном счете в образовании смыслового барьера виновен он сам, а не ученик. Основным методом должно быть изменение применяемых учителем приемов воспитательной и учебной работы, своего поведения, другие косвенные методы воспитания.