Психологическое сопровождение десятиклассников в период адаптации

Многочисленные исследования не оставляют сомнений относительно неблагоприятного влияния высоких учебных нагрузок на организм школьника. Но функциональное напряжение основных физиологических систем непосредственно связано с индивидуальной реакцией каждого на однотипную ситуацию, возникающую в процессе учебной деятельности. В связи с этим представляет интерес выявление роли индивидуальных  особенностей   учащихся  в адаптационном процессе. В связи с тем, что  учащиеся   10-х  классов  находятся в ...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Психологическое сопровождение десятиклассников в период адаптации.

Педагог-психолог МКОУ «Поныровская СОШ»

Радзевич И.В.

Цель: определить уровень успешности социально-психологической адаптации десятиклассников.

В юности особенно возрастает необходимость в признании и защищенности, становятся как никогда актуальными потребности в общении и одновременно в обособлении. Общаясь с другими, юноши и девушки ощущают необходимость найти свое «Я», понять свои жизненные перспективы. Поэтому через все содержание адаптационного периода проходит идея самопознания и самоопределения в жизненных ценностях и смыслах, в представлении образа «Я» как собственными глазами, так и глазами других.

При изучении адаптации школьников к условиям обучения принят комплексный подход, основанный на представлениях о многоуровневой организации адаптационного процесса, поэтому используются разнообразные социометрические, психологические, физиологические, биохимические и клинические методы.

Многочисленные исследования не оставляют сомнений относительно неблагоприятного влияния высоких учебных нагрузок на организм школьника. Но функциональное напряжение основных физиологических систем непосредственно связано с индивидуальной реакцией каждого на однотипную ситуацию, возникающую в процессе учебной деятельности. В связи с этим представляет интерес выявление роли индивидуальных особенностей учащихся в адаптационном процессе. В связи с тем, что учащиеся 10-х классов находятся в новых условиях (новая система занятий, новые формы работы, изменившиеся объемы работы и характер мыслительных действий и др.) необходимо исследование их адаптации.

Переход из среднего в старшее звено является ответственным этапом в жизни старшеклассников. Наблюдая за десятиклассниками, педагоги и психологи отмечают следующие моменты:

  1. Возрастает возможность снижения успеваемости, так как существенно усложняется содержание учебных предметов (особенно профильных). Учителя-предметники практикуют новые, не знакомые детям, методы обучения (лекции, семинары и т.д.), одновременно повышая планку требований к качеству знаний учащихся. Следовательно, учебная нагрузка десятиклассников резко возрастает.

  2. При создании нового коллектива возможны трудности адаптации, где заново нужно строить отношения со сверстниками.

Чтобы избежать этих трудностей при переходе в старшее звено, необходимо психолого-педагогическое сопровождение кризисного периода начинать в 9 классе.

В начале 10 класса необходимо оказание методической и организационной помощи классному руководителю в организации родительского собрания и классного часа на осознание и принятие учащимися новой учебной и социальной позиции в школе - позиции старшеклассника.

В особой поддержке нуждаются ученики, которые пришли в 10 класс из других школ (также вынужденные переселенцы и беженцы). С ними были проведены индивидуальные консультации, психодиагностика на выявление уровня тревожности и социальной адаптированности.

Условно адаптационный период в 10 классе можно разбить на три этапа.

Первый этап адаптационного периода старшеклассников (он проходит примерно четыре дня) так же, как и в других классах, знакомства ребят друг с другом. Процесс знакомства друг с другом углублялся и в ходе специально организованного взаимодействия всего класса (например, диалога с помощью мяча, «живой анкеты»). Причем важным условием принятия школьниками друг друга оказывается непосредственное участие во всех процедурах классного руководителя.

Второй этап адаптационного периода связан с актуализацией мотивации обучения в старшем звене школы и выявлением ожиданий ребят на предстоящий период учебы. Определяющей в данной ситуации является способность старшеклассника взять ответственность за успешность своего обучения на самого себя. И даже если ребята окажутся пока не готовыми к подобной постановке вопроса, стоит пробудить у них желание поразмышлять по этому поводу. Эта часть работы проводится преимущественно в форме самоисследования (Что я могу сделать для того, чтобы...? Что я больше всего ценю в себе, других людях? Что значит занять определенную позицию в жизни? От чего прежде всего зависит мой собственный успех в...?). Важно, чтобы у ребят была возможность поразмышлять самостоятельно над значимыми вопросами, а также соотнести полученные результаты с представлениями сверстников. Учитель обобщает анонимные ответы ребят, дифференцирует их по значимым основаниям и предлагает результаты своего исследования.

Вторая часть этого этапа связана с полоролевым взаимодействием. Для старшего подросткового и юношеского возраста характерен рост интереса к противоположному полу и более персонифицированное усвоение половой роли юноши и девушки. Поэтому можно предложить ребятам задания, в ходе которых они приобретают опыт такого взаимодействия. Например, придумать эпитет к своему имени, соответствующий собственному состоянию, сделать рисунок «Как я чувствую себя в классе», обменяться впечатлениями, настроениями после определенного этапа работы.

Третий этап адаптационного периода старшеклассников посвящен решению задач на групповое взаимодействие, на поиск вариантов сотрудничества класса с целью достижения определенного результата. Ребятам могут быть предложены или остроумные математические задачи, или проблемные ситуации типа «Кораблекрушение», «Необитаемый остров», которые затем они анализируют (что помогло продуктивному взаимодействию, что помешало, как целесообразно действовать в подобных ситуациях). Затем можно предложить нарисовать коллективный автопортрет класса, где старшеклассники используют уже приобретенный опыт взаимодействия.

Затем проводится диагностика тревожности.

Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени.

Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающий, отвечая на каждую из них определенной реакцией.

По итогам диагностики можно говорить об успешности периода адаптации. Рекомендации классному руководителю - обратить внимание на учеников с повышенным уровнем тревожности.

Рекомендации педагогам и родителям: «Принципы общения со старшим подростком»

  1. Безусловно принимать его.

  2. Не оскорблять достоинства.

  3. Активно слушать его переживания и потребности.

  4. Помогать, когда просит.

  5. Поддерживать успехи.

  6. Делиться своими чувствами, значит - доверять.

  7. Конструктивно разрешать конфликты.

  8. Использовать в повседневном общении приветливые фразы.

  9. Разговаривать «о жизни».

  10. Давать советы, если он их просит.




Приложение

1. Диагностический мониторинг процесса адаптации учащихся 10-х классов

Сроки проведения

Название методик, автор, форма проведения

Форма отчётности

Как использованы результаты диагностики

Октябрь

Методика "Шкала тревожности", разработанная по принципу "Шкалы социально-ситуационной тревоги" Кондаша,1973г.

Цель: Выявление уровня тревожности у подростков.

Заключение, сводная таблица

Индивидуальные консультации с классными руководителями.

Индивидуальные консультации с учащимися.

Семинар-практикум "Адаптационный период в школе"

Октябрь

Опросник Казанцевой Г.Н. "Изучение самооценки"

Цель: Изучение общей самооценки учащихся

Заключение, сводная таблица

Индивидуальные консультации с классными руководителями.

Индивид. консультации с уч-ся.

Семинар-практикум "Адаптационный период в школе"

Октябрь

"Методика экспресс-диагностики характерологических особенностей личности" Айзенка

Цель: выявить индивидуальные особенности характера ученика и стратегию воспитательной работы с ним.

Заключение, инд. характерологическое поле ученика и возможныепути коррекции с ним.

Индивидуальные консультации с классными руководителями.

Индивидуальные консультации с учащимися.

Октябрь

"Учебная мотивация" Г.А.Карповой

Цель: выявление ведущих тенденций в сфере учебной мотивации учащихся, имеющихся на момент среза проблем и отслеживания динамики изменений в данной сфере учебно - воспитательной работы.

Заключение, сводная таблица

Семинар-практикум "Адаптационный период в школе"

Консультация с администрацией школы.

Индивидуальные консультации с классными руководителями.

Ноябрь

"Социометрия" Дж. Морено

(социологический опрос).

Цель: изучение межличностных отношений в классных коллективах.

Заключение,

социоматрицы

Индивидуальные консультации с классными руководителями по результатам социометрического исследования.

2. Профилактические занятия по адаптации

Цель: способствовать адаптации учащихся в социуме.

Задачи: создание доброжелательной атмосферы, снижение уровня тревожности, организация взаимодействия в группе, предоставление возможности участникам узнать каждого в глазах других.

Тематическое планирование

Тема

Задачи

Кол-во часов

1

«Времена года»

Создание благоприятных условий для работы группы, принятие правил работы в группе.

1

2

«Час доверия»

Создание доброжелательной атмосферы, организация взаимодействия в группе, предоставление возможности участникам узнать каждого в глазах других.

2

3

«Автопортрет нашего класса»

Развитие умений, необходимых для

продуктивного решения групповых задач; определение своей позиции в среде одноклассников; осознание своеобразия своего «Я», своего потенциала.

1,5

Использованные источники: festival.1september.ru/articles/501895/

Программа психологического сопровождения учащихся 10-х классов в адаптационный период, Ермолаева Оксана Юрьевна, педагог-психолог



© 2010-2022