Рабочая программа Предпрофильная подготовка Твой выбор

Программа предпрофильной подготовки позволяет учащимся изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор профиля в старшей школе, подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда. Программа разработана на основе авторской программы курса «Человек и профессия» Резапкиной Г....
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

города Калининграда

средняя общеобразовательная школа № 7


«УТВЕРЖДАЮ»

Л. Н. Вольвач

______________

«____» ______20__г.


Рабочая программа по

ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ

9-ые классы


Разработчики: Шарапова Е.И.

педагог-психолог

ПРОГРАММА

ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Пояснительная записка

Переход на массовое профильное обучение в настоящее время обусловлен рядом причин, одной из которых является необходимость формирования у старшеклассников готовности к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности.

Программа предпрофильной подготовки позволяет учащимся изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор профиля в старшей школе, подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда.

Программа разработана на основе авторской программы курса «Человек и профессия» Резапкиной Г.В.

Основной целью данной программы является формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.

Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:

  • помочь учащимся раскрыть психологические особенности своей личности;

  • подготовить школьников к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и в перспективе - будущей профессии;

  • расширить знания учащихся о мире профессий, познакомив их с классификацией, типами и подтипами профессий, возможностями подготовки к ним, дать представление о профпригодности и компенсации способностей;

  • обучить учащихся выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям;

  • сформировать у школьников качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности, способной реализовать себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях;

  • обучить планированию профессиональной карьеры.

Программа предпрофильной подготовки общим объемом 34 часа изучается в течение 1 учебного года в 9 классе.

В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать сущность и содержание следующих понятий:

  • психологические особенности личности;

  • самоопределение;

  • профессиональные интересы и склонности, способности;

  • классификация, типы и подтипы профессий;

  • профессиограмма;

  • профессиональная пригодность;

  • проектирование профессионального жизненного пути;

  • карьера, виды карьеры;

  • личный профессиональный план;

  • общение;

  • самооценка;

  • профпригодность;

  • компенсация способностей;

  • рынок труда.

На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:

  • раскрывать психологические особенности своей личности;

  • выявлять свои способности и профессиональные интересы;

  • определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда;

  • работать с профессиограммами;

  • ориентироваться в типах и подтипах профессий;

  • составлять личный профессиональный план;

  • проектировать свою профессиональную карьеру.

Проведение занятий по программе предполагает использование широкого спектра методических средств, таких, как:

  • междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения;

  • интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, тренинг);

  • обучение через опыт и сотрудничество.

Данные методы и приёмы позволяют наиболее эффективно решать поставленные задачи. Для реализации содержания обучения по данной программе основные теоретические положения сопровождаются выполнением практических работ, которые помогают учащимся применять изученные понятия на практике, в конкретных жизненных ситуациях. На каждом занятии предусматривается практическая деятельность, включающая в себя работу с диагностическими методиками, участие в профориентационных и ролевых играх, выполнение упражнений. Предполагается также использование таких активных методов обучения, как эвристическая беседа, эвристический семинар, проблемное изложение учебного материала.

В процессе обучения используется различный дидактический материал: презентации по темам, плакаты, схемы, бланки диагностических методик, анкет, тестов и т.д.

Отношение личности к образованию зависит от характера самого процесса, от стиля общения между педагогами и учениками, от способов организации, преподнесения учебного материала, форм и методов учебно-познавательной деятельности, от системы оценивания результатов учения, от создания ситуации успеха у детей и подростков. Все это помогает формированию у обучающихся мотивов учебной деятельности, познавательной активности, самостоятельности, т.е. превращению ученика из объекта в субъект учения. В целом, соблюдение этих принципов служит развитию свободной и психически здоровой личности обучающегося и служит формированию сознательного и позитивного отношения человека к ведению здорового и безопасного образа жизни.

Здоровьесберегающая организация учебного процесса в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями предусматривает:

  • использование методик обучения, адекватных возрастным и индивидуальным возможностям учащихся (индивидуальный и дифференцированный подход к обучению; применение технологий адаптивного, развивающего обучения; индивидуальное дозирование объема, сложности, темпа, распределения учебной нагрузки; введение гибких форм режимов и учебных планов; разработка индивидуальных траекторий обучения; применение личного выбора учащимися факультативных занятий с ориентацией на перспективу развития, зону ближайшего развития, а не только на актуальные, уже сформировавшиеся умения и способности обучающихся;

  • использование в педагогической практике имитационно-моделирующих обучающих игр, способствующих снятию утомительных компонентов урока;

  • применение инновационных педагогических технологий сотрудничества и взаимодействия всех участников образовательного процесса, использование учителями индирективных способов педагогического взаимодействия с целью нивелирования дидактогенных влияний на психосоциальную сферу личности обучающихся;

  • активное применение в учебном процессе различных видов оздоровительных техник, способствующих повышению работоспособности, снижению утомляемости, улучшению самочувствия, укреплению здоровья, помогающих наиболее эффективно осуществлять образовательную деятельность каждому ее участнику совместно;

  • устранение в учебном процессе внешней регламентации и приближение обучения к естественной жизнедеятельности человека;

  • создание условий для положительной учебной мотивации обучающихся и сохранения их психического здоровья;

  • соблюдение гигиенических требований к составлению расписания уроков, объему общей учебной нагрузки, объему домашних заданий (чередование учебных занятий с различной степенью физиологических и интеллектуальных нагрузок в дневном и недельном расписании обязательного и дополнительного компонентов учебного плана, рациональное чередование учебной и внеучебной деятельности школьников);

  • соответствие учебной и физической нагрузки индивидуально-возрастным возможностям обучающихся;

  • обеспечение необходимого по возрасту, достаточного по физиологическим потребностям и рационально организованного двигательного режима;

  • применение разных форм режима повышенной двигательной активности обучающихся в соответствии с возрастными особенностями и физиологическими потребностями за счет включения в режим учебного процесса блоков и комплексов динамических нагрузок (динамические паузы и физкультминутки в структуре урока; «динамические позы» на уроке за счет деловых игровых ситуаций; свободные позы и перемещения в пространстве классной комнаты при работе в малой группе обучающихся; занятия в спортивных секциях школы, спортивные соревнования; занятия в хореографических кружках и т.п.).

Создание программы связано с идеей психологической поддержки подростков при решении ими одной из возрастных задач - профессионального самоопределения. Курс построен с учетом возрастных особенностей и потребностей личности в период взросления.

Центральным психическим процессом переходного возраста является развитие самосознания. Именно в это время у подростков возникает настоятельная потребность в изучении своих особенностей, в получении достоверной информации о своей личности, обладающей качествами, присущими только ей. Эту потребность вряд ли возможно удовлетворить в рамках преподавания школьных дисциплин, ориентированных, прежде всего, на изучение внешнего, а не внутреннего мира. Поэтому психологические занятия, дающие пищу для размышлений и переживаний, позволяющие узнать о себе что-то новое, иначе увидеть себя в контексте выбора профессии, воспринимаются учащимися с большой заинтересованностью.

Материал программы распределен во времени с учетом его достаточности для качественного изучения основных положений и получения запланированных результатов.

Содержание программы.

I. Введение

Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана.

Учащиеся должны знать:

  • определение понятия «личный профессиональный план»;

  • роль профессионального самоопределения в жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

  • обосновывать важность выбора профессии в жизни человека;

  • называть основные элементы структуры личного профессионального плана;

  • называть основные проблемы, возникающие при выборе профессии;

  • перечислять основные разделы программы курса;

  • составлять личный профессиональный план.

Учащиеся должны иметь представление:

  • о смысле и значении труда в жизни человека и общества.

II. Познавательные процессы и способности личности

Память. Внимание. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта. Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей.

Учащиеся должны знать:

  • определения понятий «память», «внимание»;

  • виды памяти и внимания;

  • качества внимания;

  • определения понятий «ощущение», «восприятие», «представление», «воображение»;

  • определения понятий «мышление», «интеллектуальная сфера», «интеллект»;

  • виды мышления;

  • формы логического мышления: понятие, суждение, умозаключение;

  • основные операции мышления;

  • основные качества мышления;

  • определение понятия «способности»;

  • основные виды способностей;

  • особенности интеллектуальной сферы;

  • типы интеллекта.

Учащиеся должны уметь:

  • называть основные процессы памяти;

  • перечислять основные виды памяти;

  • указывать отличительные особенности различных видов памяти;

  • определять особенности своей памяти;

  • перечислять основные приемы и методы запоминания;

  • перечислять основные качества и виды внимания;

  • объяснять, чем различные виды внимания отличаются друг от друга;

  • определять особенности своего внимания;

  • объяснять, как происходит познание окружающего мира;

  • перечислять формы чувственного познания;

  • перечислять типы мышления;

  • определять свой преобладающий тип мышления;

  • называть формы логического мышления и определять их сущность;

  • перечислять основные мыслительные операции и качества мышления;

  • определять тип своего интеллекта;

  • объяснять необходимость наличия определенных условий для развития способностей.

III. Психология личности

Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка. Самоопределение. Профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды. Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.

Учащиеся должны знать:

  • определения понятий «тип нервной системы», «темперамент», «характер», «самооценка»;

  • типы нервной системы;

  • типы темперамента;

  • определение понятия «потребности»;

  • виды потребностей;

  • особенности делового общения;

  • определение понятия «конфликт»;

  • пути предотвращения и разрешения конфликтов;

  • особенности своей личности;

  • определения понятий «самоопределение», «профессиональное самоопределение», «мотив», «мотивация», «потребность».

Учащиеся должны уметь:

  • называть типы нервной системы и их различия;

  • определять свой тип нервной системы;

  • выявлять свой ведущий тип темперамента;

  • определять наиболее типичные черты своего характера;

  • исследовать формы проявления характера;

  • выявлять уровень самооценки;

  • называть отличительные признаки видов мотивации;

  • использовать приёмы делового общения, способы решения конфликтов;

  • проектировать индивидуальные модели поведения в конфликтных ситуациях;

  • называть различные виды потребностей;

  • указывать основные признаки делового общения;

  • перечислять способы разрешения конфликтов;

  • определять свой уровень конфликтности;

  • объяснять особенности различных способов разрешения конфликтов.

IV. Мир профессий

Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда.

Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы. Типы профессий. Матрица выбора профессии.

Характеристика профессий типа «человек - человек», «человек - техника», «человек - знаковая система», «человек - природа», «человек - художественный образ». Профессионально важные качества (ПВК).

Учащиеся должны знать:

  • определения понятий «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация», «характеристика труда», «классификация профессий», «цели труда», «орудия труда», «формула профессии», «профессиограмма», «тип профессии», «тип личности», «подтипы профессий», «профессионально важные качества»;

  • подтипы профессий в сфере «человек - человек», «человек - техника», «человек - знаковая система», «человек - природа», «человек - художественный образ»; основные характеристики содержания деятельности данных подтипов; требования, предъявляемые к работающему в данной сфере.

Учащиеся должны уметь:

  • называть этапы профессионального самоопределения и соотносить их со своим уровнем готовности к выбору профессии;

  • приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда различных типов профессий («человек - человек», «человек - техника», «человек - знаковая система», «человек - природа», «человек - художественный образ»);

  • выявлять тип своей будущей профессии;

  • определять свои профессиональные предпочтения;

  • выделять подтипы профессий рассматриваемого типа («человек - человек», «человек - техника», «человек - знаковая система», «человек - природа», «человек - художественный образ»);

  • называть ПВК профессий рассматриваемого типа («человек - человек», «человек - техника», «человек - знаковая система», «человек - природа», «человек - художественный образ»);

  • формулировать наиболее привлекательные характеристики своей будущей профессии.

V. Профессиональное самоопределение

Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»). Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей. Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»). «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» - «могу» - «надо». Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии.

Учащиеся должны знать:

  • определения понятий «интересы», «склонности», «способности», «специальные способности», «профпригодность», «компенсация способностей», «рынок труда», «работодатель», «работник», «социальный заказ», «мотив», «мотивация»;

  • виды профпригодности;

  • компоненты и субъекты рынка труда.

Учащиеся должны уметь:

  • выявлять собственные интересы и склонности в профессиональной сфере деятельности;

  • делать вывод о необходимости соотносить свои желания («хочу») со своими способностями и возможностями («могу») и требованиями рынка труда («надо»);

  • называть мотивационные факторы выбора профессии;

  • называть ошибки, которые могут быть допущены при выборе профессии;

  • перечислять основания, по которым предпочтительнее осуществлять выбор профессии.

Учащиеся должны иметь представление:

  • о важности решения проблемы выбора профессии.

VI. Подготовка к будущей карьере

Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Построение личного профессионального плана.

Учащиеся должны знать:

  • определения понятий «карьера», «вертикальная карьера», «горизонтальная карьера», «должность», «внутренняя оценка карьеры», «внешняя оценка карьеры».

Учащиеся должны уметь:

  • указывать отличительные признаки различных видов карьеры;

  • высказывать свое мнение по поводу влияния внутренней и внешней оценки карьеры на самооценку человека;

  • определять цели собственной будущей карьеры.

Учащиеся должны иметь представление:

  • о необходимости постоянного самообразования и профессионального совершенствования.

VII. Обобщение

Построение личного профессионального плана. Зачет.

Учащиеся должны знать:

  • определение понятия «личный профессиональный план».


Поурочное планирование

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Обору-

дование

Тип/форма

урока

по плану

факт

по плану

факт

по плану

факт

9 «А»

9 «Б»

9 «В»

1

Введение в курс. Тренинг «Будем знакомы».

1

08.09.12

08.09.12

08.09.12

Интерактивное оборудование

Тренинг

2

Типологии личности. Человек и профессия.

1

15. 09.12

15. 09.12

15. 09.12

Интерактивное оборудование

Лекция с элементами беседы.

3

Способ­ности, возмо­жности и профпригодность.

1

22.09.12

22.09.12

22.09.12

Интерактивное оборудование

Урок беседа

4

Знаю ли я себя? Хочу и могу.

1

29.09.12

29.09.12

29.09.12

Интерактивное оборудование

Урок беседа

5

Художник или мыслитель?

1

06.10.12

06.10.12

06.10.12

Интерактивное оборудование

Урок практикум

6

Формула типа тем­перамента.

1

13.10.12

13.10.12

13.10.12

Интерактивное оборудование

Урок практикум

7

Темпера­мент и характер.

1

20.10.12

20.10.12

20.10.12

Интерактивное оборудование

Урок практикум

8

«Формула судьбы». «Помоги себе сам».

1

27.10.12

27.10.12

27.10.12

Интерактивное оборудование

Урок практикум

9

Требования профессии к человеку.

1

17.11.12

17.11.12

17.11.12

Интерактивное оборудование

Лекция с элементами беседы.

10

Психологическая ориентация.

1

24.11.12

24.11.12

24.11.12

Интерактивное оборудование

Лекция с элементами беседы.

11

Интернальность. Экстернальность.

1

01.12.12

01.12.12

01.12.12

Интерактивное оборудование

Урок практикум

12

Интроверт. Амбаверт. Экстраверт.

1

08.12.12

08.12.12

08.12.12

Интерактивное оборудование

Урок практикум

13

Классифи­кация профессий.

1

15.12.12

15.12.12

15.12.12

Интерактивное оборудование

Лекция с элементами беседы.

14

Предмет труда.

1

22.12.12

22.12.12

22.12.12

Интерактивное оборудование

Лекция с элементами беседы.

15

Тест: тип профессии по предмету труда.

1

29.12

27.12

22.12

Интерактивное оборудование

Урок практикум

16

Профессиональные интересы и склонности.

1

12.01.2013

17.01.2013

12.01.2013

Интерактивное оборудование

Урок практикум

17

Тесты: карта интересов; карта самооценки склонностей.

1

19.01.

24.01

19.01.

Интерактивное оборудование

Урок практикум

18

Управление интересами и склонностями.

1

26.01

31.01

31.01

Интерактивное оборудование

Урок практикум

19

Психичес­кие процес­сы.

1

02.02

07.02

07.02

Интерактивное оборудование

Лекция с элементами беседы.

20

Роль психичес­ких процес­сов в профессиональной деятель­ности.

1

09.02

14.02

14.02

Интерактивное оборудование

Тренинг

21

Внимание. Память.

1

16.02

21.02

21.02

Интерактивное оборудование

Тренинг

22

Мышление. Восприятие. Воображение.

1

02.03

28.02

28.02

Интерактивное оборудование

Тренинг

23

Батарея тестов на исследование особен­ностей познавательной сферы.

1

15.03

07.03

07.03

Интерактивное оборудование

Урок практикум

24

Профессиональные и жизненные планы.

1

16.03

13.03

13.03

Интерактивное оборудование

Урок практикум

25

Профессиональное самоопределение.

1

22.03

14.03

14.03

Интерактивное оборудование

Урок практикум

26

Формула выбора профессии.

1

23.03

20.03

20.03

Интерактивное оборудование

Лекция с элементами беседы.

27

Хочу. Могу. Надо.

1

05.04

21.03

21.03

Интерактивное оборудование

Урок практикум

28

Выбор профессии и здоровье.

1

06.04

03.04

03.04

Интерактивное оборудование

Тренинг

29

Сферы профессиональной деятельности, где я могу быть максимально успешным.

1

12.04

04.04

04.04

Интерактивное оборудование

Лекция с элементами беседы.

30

Что делать, если придет­ся заниматься «не своим делом»?

1

13.04

11.04

11.04

Интерактивное оборудование

Тренинг

31

Тренинг уверен­ности. Стресс.

1

20.04

18.04

18.04

Интерактивное оборудование

Тренинг

32

Тренинг уверен­ности. Релаксация.

1

27.04

25.04

25.04

Интерактивное оборудование

Тренинг

33

Тренинг уверен­ности. Концентрация.

1

11.05

16.05

16.05

Интерактивное оборудование

Тренинг

34

Анализ. Самоанализ. Оценка. Самооценка. Итоги и перспек­тивы.

1

18.05

23.05

23.05

Интерактивное оборудование

Урок дискуссия

Рабочая программа Предпрофильная подготовка Твой выбор


© 2010-2022