Тренинг для педагогов Искусство взаимопонимания

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тренинг с педагогами

«Искусство взаимопонимания»


Цель: способствовать развитию у педагогов коммуникативных способностей.

Задачи:

- развить групповую сплоченность и эмпатию;

- отработать навыки взаимодействия в группе;

- создать доброжелательную атмосферу и сплочение в группе;

- развить взаимопонимания и заботливое отношение к близким людям.

Умение общаться с окружающими - это жизненно важное и необходимое умение для каждого человека, это ключ к созданию семейного счастья и успешной карьеры. Но, к сожалению, приметой нашего времени становится то, что многим нашим современникам виртуальная жизнь заменяет жизнь реальную, а компьютер становится лучшим другом и советчиком. Что в свою очередь мешает полноценному самовыражению человека, ограничивает его, создает барьеры в общении, искажает и обедняет жизнь.

Категория участников: педагоги

Место проведения: кабинет, зал для проведения тренингов, аудитория.

Форма проведения: групповые занятия.

Время: 30 - 50 минут.

Структура занятия:

  1. Ритуал приветствия.

  2. Разминка.

  3. Основное содержание занятия.

  4. Рефлексия прошедшего занятия.

  5. Ритуал прощания.

Ход тренинга


  1. Ритуал приветствия.

Здравствуйте уважаемые коллеги, я рада вас приветствовать на нашем тренинге под названием «Искусство взаимопонимания».

Умение общаться с окружающими - это жизненно важное и необходимое умение для каждого человека, это ключ к созданию семейного счастья и успешной карьеры. Сегодня на занятии мы попытаемся создать доброжелательную атмосферу и поучимся приёмам взаимопонимания.

Чтобы наше занятие было боле продуктивным, мы с вами выработаем правила работы в группе, и постараемся их соблюдать до конца тренинга. У вас есть предложение?

Правила:

1. Один говорит, остальные слушают

2. принцип искренности

3. принцип активности

4. принцип здесь

  1. Разминка

Упражнение «Для приветствия»

Цель: Развитие доверительного стиля общения, создание позитивных эмоциональных установок на доверительное общение.

Ход упражнения: Участники садятся в круг и по очереди приветствуют друг друга, обязательно подчеркивая индивидуальность партнера, например: «Я рад тебя видеть, и хочу сказать, что ты выглядишь великолепно» или «Привет, ты, как всегда, энергичен и весел». Можно вспомнить ту индивидуальную черту человека, которую он сам выделил при первом знакомстве. Можно обращаться не только к конкретному человеку, но и ко всем сразу.

Во время этой психологической разминки группа должна настроиться на доверительный стиль общения, продемонстрировать свое доброе отношение друг к другу. Ведущему следует обратить внимание на способы установления контактов и в завершение упражнения разобрать типичные ошибки, допущенные участниками, а также продемонстрировать наиболее продуктивные способы приветствий.

  1. Основная часть

Упражнение «Я иногда не понимаю человека».

Порой мы не понимаем, друг друга, хотелось бы выяснить, почему это происходит. Давайте каждый по кругу попробует высказаться, начиная свое высказывание с фразы «Я иногда не понимаю человека потому что…»

Легко ли вам было понять себя? Кому было тяжело при выполнении этого задания?

Упражнение «Почувствуй другого»

Цель игры: научиться понимать психологическое состояние собеседника, вербализировать их.

Участники стоят в кругу. Ведущий предлагает каждому играющему по очереди сделать какое-то движение, которое отражает его внутреннее состояние, а все остальные повторяют движение каждого 3-4 раза, стараясь при этом прочувствовать состояние другого человека.

Обсуждение: проводится с помощью ответов на вопросы:

Как вам кажется, что испытывал тот, кто демонстрировал свое движение? (Ответы сравниваются с высказыванием автора движения.)

Удается ли через повторение движения глубже проникнуть в чувственный мир человека?

Что мешает (или, напротив, помогает) этому?

Упражнение "Узнать через прикосновение"

Участники сидят по кругу. В центре круга стоит пустой стул.

Педагог-психолог: Один из вас сейчас войдет в центр круга, сядет на стул, положит руки на ко­лени ладонями вверх и закроет глаза. Мы все в произвольном порядке будем подходить к нему, и класть свои руки ему на ладони. Сидящий на стуле должен понять, чьи это руки и сказать кто это.

Каждый раз я буду говорить «да», если подошедший будет назван правильно, и «нет» в случае ошибки. Напоминаю, что подходить мы будем в произвольном поряд­ке, и может оказаться так, что кто-то подойдет несколько раз, а кто-то - ни разу.

Упражнение «Однажды в автобусе»

Цель: Способствует повышению групповой динамики.

Тренер делит участников на две группы и просит стать в два круга, лицом друг к другу, образуя внешний и наружный круги.

Внутренний круг - это «билетики», а наружный - «пассажиры». Каждый пассажир имеет только «свой» билетик, стоящий напротив него. В центре двух кругов стоит «заяц» - безбилетник.

По команде «поехали» круги начинают вращаться в противоположные стороны. По команде «Контролер» пассажиры начинают искать свои билетики, а «заяц» имеет право поймать любой «билетик». Пассажир, оставшийся без билета, становится «зайцем».

Упражнение «Понимание»

Цель: совершенствование умений эффективного общения, развитие коммуникативных навыков.

Ход упражнения. Одно из основных умений человека, которого мы называем общительным, заключается в способности читать мысли и чувства другого человека по глазам, по выражению лица, по позе и т.п. В какой степени эти способности развиты у вас? Давайте проверим прямо сейчас. Сейчас разделю Вас на пары.

Вам дается три минуты на то, чтобы письменно изложить, о чем он думал во время занятия ваш напарник, какие чувства испытывал и т.п.

Затем вы, обращаясь к человеку, состояние которого описали, расскажете ему о нем (о его состоянии и мыслях). Тот, чье состояние описывали, может прокомментировать этот рассказ, т.е. высказать свое мнение. Если рассказанное вами соответствует его действительным мыслям и ощущениям, он может подтвердить правильность ваших наблюдений. Или опровергнуть ваши догадки, указав при этом на допущенные вами ошибки.

Садитесь в круг. Скажите, пожалуйста, кому удалось правильно описать состояние напарника? Легко ли было? А кому было тяжело? Почему?

  1. Рефлексия

Закройте глаза, и послушайте, сейчас я расскажу вам сказу метафорическую сказку «Камин».

Жил-был на свете Камин. Надежный, ладный, ответствен­ный, а еще очень щедрый. Огромная потребность отдавать была у этого Камина. Про такого, как он, говорят: «Последнюю руба­ху, не задумываясь, отдаст». Здорово, что потребность Камина совпадала с его предназначением отдавать свое тепло, согревать других. Люди в суровую морозную зиму или сырую, слякотную осень были очень рады погреться у Камина. Они были очень ему благодарны и на все лады расхваливали его.

Ах, какой хороший, какой замечательный наш Камин!

Какой он щедрый! Какой бескорыстный! Все отдает и ни­когда ничего не просит.

Что бы мы без него делали!

Очень такие речи Камину нравились, приятно было, когда хвалят, он даже глаза закрывал от удовольствия. И возомнил наш Камин о себе, что он такой важный, такой нужный, проТренинг для педагогов Искусство взаимопониманияТренинг для педагогов Искусство взаимопониманияТренинг для педагогов Искусство взаимопониманияТренинг для педагогов Искусство взаимопониманиясто применимый. И решил он не ходить в этом году в отпуск, не отдыхать. Решил: буду топиться и день и ночь. Пусть меня еще больше хвалят. И вот пыхтит наш Камин круглосуточно, стара­ется, себя не щадит, все греет и греет, даже не заметил, что на дворе уже лето. Жаркое лето, знойное, за окном больше тридца­ти градусов. А Камин все трудится, все греет. Люди взмолились:

- Уймись, отдохни, - просили по-хорошему. Но Камин не унимался. И люди стали ругать его.

- Ну что за глупый! Слов не понимает. Никого не слушает. У нас уже мозги от жары плавятся, а он все не уй­мется.

Обиделся Камин и в отпуск ушел.

- Странные существа эти люди, то хвалят, души не чают, то ненавидят - и, в сущности, заодно и то же дело, - думал он.

Ах, Камин, Камин... Как втолковать ему, что мало иметь желание кого-то одаривать, надо, чтобы этот кто-то имел ответ­ное желание дары принимать.

Психолог: скажите, пожалуйста, чем мы сегодня с вами занимались на тренинге? Для чего это надо? Кто что для себя вынес? Кому было не по себе на занятии? Кто хочет поделиться своими впечатлениями?

  1. Ритуал прощания

Психолог подводит итог занятию: «Каждый из нас сегодня сделал шаг к самоизменению и самопознанию. Давайте поднимемся, возьмёмся за руки, закроем глаза, почувствуем тепло, пошлем, друг другу импульс добра и радости и мысленно произносят добрые пожелания кому-либо из группы или группе в целом. Помните: «Счастье - это когда тебя понимают»

Спасибо за работу. Аплодисменты.

© 2010-2022