- Преподавателю
- Школьному психологу
- Тренинг для педагогов Искусство взаимопонимания
Тренинг для педагогов Искусство взаимопонимания
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Скубий И.В. |
Дата | 26.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тренинг с педагогами
«Искусство взаимопонимания»
Цель: способствовать развитию у педагогов коммуникативных способностей.
Задачи:
- развить групповую сплоченность и эмпатию;
- отработать навыки взаимодействия в группе;
- создать доброжелательную атмосферу и сплочение в группе;
- развить взаимопонимания и заботливое отношение к близким людям.
Умение общаться с окружающими - это жизненно важное и необходимое умение для каждого человека, это ключ к созданию семейного счастья и успешной карьеры. Но, к сожалению, приметой нашего времени становится то, что многим нашим современникам виртуальная жизнь заменяет жизнь реальную, а компьютер становится лучшим другом и советчиком. Что в свою очередь мешает полноценному самовыражению человека, ограничивает его, создает барьеры в общении, искажает и обедняет жизнь.
Категория участников: педагоги
Место проведения: кабинет, зал для проведения тренингов, аудитория.
Форма проведения: групповые занятия.
Время: 30 - 50 минут.
Структура занятия:
-
Ритуал приветствия.
-
Разминка.
-
Основное содержание занятия.
-
Рефлексия прошедшего занятия.
-
Ритуал прощания.
Ход тренинга
-
Ритуал приветствия.
Здравствуйте уважаемые коллеги, я рада вас приветствовать на нашем тренинге под названием «Искусство взаимопонимания».
Умение общаться с окружающими - это жизненно важное и необходимое умение для каждого человека, это ключ к созданию семейного счастья и успешной карьеры. Сегодня на занятии мы попытаемся создать доброжелательную атмосферу и поучимся приёмам взаимопонимания.
Чтобы наше занятие было боле продуктивным, мы с вами выработаем правила работы в группе, и постараемся их соблюдать до конца тренинга. У вас есть предложение?
Правила:
1. Один говорит, остальные слушают
2. принцип искренности
3. принцип активности
4. принцип здесь
-
Разминка
Упражнение «Для приветствия»
Цель: Развитие доверительного стиля общения, создание позитивных эмоциональных установок на доверительное общение.
Ход упражнения: Участники садятся в круг и по очереди приветствуют друг друга, обязательно подчеркивая индивидуальность партнера, например: «Я рад тебя видеть, и хочу сказать, что ты выглядишь великолепно» или «Привет, ты, как всегда, энергичен и весел». Можно вспомнить ту индивидуальную черту человека, которую он сам выделил при первом знакомстве. Можно обращаться не только к конкретному человеку, но и ко всем сразу.
Во время этой психологической разминки группа должна настроиться на доверительный стиль общения, продемонстрировать свое доброе отношение друг к другу. Ведущему следует обратить внимание на способы установления контактов и в завершение упражнения разобрать типичные ошибки, допущенные участниками, а также продемонстрировать наиболее продуктивные способы приветствий.
-
Основная часть
Упражнение «Я иногда не понимаю человека».
Порой мы не понимаем, друг друга, хотелось бы выяснить, почему это происходит. Давайте каждый по кругу попробует высказаться, начиная свое высказывание с фразы «Я иногда не понимаю человека потому что…»
Легко ли вам было понять себя? Кому было тяжело при выполнении этого задания?
Упражнение «Почувствуй другого»
Цель игры: научиться понимать психологическое состояние собеседника, вербализировать их.
Участники стоят в кругу. Ведущий предлагает каждому играющему по очереди сделать какое-то движение, которое отражает его внутреннее состояние, а все остальные повторяют движение каждого 3-4 раза, стараясь при этом прочувствовать состояние другого человека.
Обсуждение: проводится с помощью ответов на вопросы:
Как вам кажется, что испытывал тот, кто демонстрировал свое движение? (Ответы сравниваются с высказыванием автора движения.)
Удается ли через повторение движения глубже проникнуть в чувственный мир человека?
Что мешает (или, напротив, помогает) этому?
Упражнение "Узнать через прикосновение"
Участники сидят по кругу. В центре круга стоит пустой стул.
Педагог-психолог: Один из вас сейчас войдет в центр круга, сядет на стул, положит руки на колени ладонями вверх и закроет глаза. Мы все в произвольном порядке будем подходить к нему, и класть свои руки ему на ладони. Сидящий на стуле должен понять, чьи это руки и сказать кто это.
Каждый раз я буду говорить «да», если подошедший будет назван правильно, и «нет» в случае ошибки. Напоминаю, что подходить мы будем в произвольном порядке, и может оказаться так, что кто-то подойдет несколько раз, а кто-то - ни разу.
Упражнение «Однажды в автобусе»
Цель: Способствует повышению групповой динамики.
Тренер делит участников на две группы и просит стать в два круга, лицом друг к другу, образуя внешний и наружный круги.
Внутренний круг - это «билетики», а наружный - «пассажиры». Каждый пассажир имеет только «свой» билетик, стоящий напротив него. В центре двух кругов стоит «заяц» - безбилетник.
По команде «поехали» круги начинают вращаться в противоположные стороны. По команде «Контролер» пассажиры начинают искать свои билетики, а «заяц» имеет право поймать любой «билетик». Пассажир, оставшийся без билета, становится «зайцем».
Упражнение «Понимание»
Цель: совершенствование умений эффективного общения, развитие коммуникативных навыков.
Ход упражнения. Одно из основных умений человека, которого мы называем общительным, заключается в способности читать мысли и чувства другого человека по глазам, по выражению лица, по позе и т.п. В какой степени эти способности развиты у вас? Давайте проверим прямо сейчас. Сейчас разделю Вас на пары.
Вам дается три минуты на то, чтобы письменно изложить, о чем он думал во время занятия ваш напарник, какие чувства испытывал и т.п.
Затем вы, обращаясь к человеку, состояние которого описали, расскажете ему о нем (о его состоянии и мыслях). Тот, чье состояние описывали, может прокомментировать этот рассказ, т.е. высказать свое мнение. Если рассказанное вами соответствует его действительным мыслям и ощущениям, он может подтвердить правильность ваших наблюдений. Или опровергнуть ваши догадки, указав при этом на допущенные вами ошибки.
Садитесь в круг. Скажите, пожалуйста, кому удалось правильно описать состояние напарника? Легко ли было? А кому было тяжело? Почему?
-
Рефлексия
Закройте глаза, и послушайте, сейчас я расскажу вам сказу метафорическую сказку «Камин».
Жил-был на свете Камин. Надежный, ладный, ответственный, а еще очень щедрый. Огромная потребность отдавать была у этого Камина. Про такого, как он, говорят: «Последнюю рубаху, не задумываясь, отдаст». Здорово, что потребность Камина совпадала с его предназначением отдавать свое тепло, согревать других. Люди в суровую морозную зиму или сырую, слякотную осень были очень рады погреться у Камина. Они были очень ему благодарны и на все лады расхваливали его.
Ах, какой хороший, какой замечательный наш Камин!
Какой он щедрый! Какой бескорыстный! Все отдает и никогда ничего не просит.
Что бы мы без него делали!
Очень такие речи Камину нравились, приятно было, когда хвалят, он даже глаза закрывал от удовольствия. И возомнил наш Камин о себе, что он такой важный, такой нужный, просто применимый. И решил он не ходить в этом году в отпуск, не отдыхать. Решил: буду топиться и день и ночь. Пусть меня еще больше хвалят. И вот пыхтит наш Камин круглосуточно, старается, себя не щадит, все греет и греет, даже не заметил, что на дворе уже лето. Жаркое лето, знойное, за окном больше тридцати градусов. А Камин все трудится, все греет. Люди взмолились:
- Уймись, отдохни, - просили по-хорошему. Но Камин не унимался. И люди стали ругать его.
- Ну что за глупый! Слов не понимает. Никого не слушает. У нас уже мозги от жары плавятся, а он все не уймется.
Обиделся Камин и в отпуск ушел.
- Странные существа эти люди, то хвалят, души не чают, то ненавидят - и, в сущности, заодно и то же дело, - думал он.
Ах, Камин, Камин... Как втолковать ему, что мало иметь желание кого-то одаривать, надо, чтобы этот кто-то имел ответное желание дары принимать.
Психолог: скажите, пожалуйста, чем мы сегодня с вами занимались на тренинге? Для чего это надо? Кто что для себя вынес? Кому было не по себе на занятии? Кто хочет поделиться своими впечатлениями?
-
Ритуал прощания
Психолог подводит итог занятию: «Каждый из нас сегодня сделал шаг к самоизменению и самопознанию. Давайте поднимемся, возьмёмся за руки, закроем глаза, почувствуем тепло, пошлем, друг другу импульс добра и радости и мысленно произносят добрые пожелания кому-либо из группы или группе в целом. Помните: «Счастье - это когда тебя понимают»
Спасибо за работу. Аплодисменты.