Программа профильного лагеря психологического направления «ШКОЛА первоКЛАССника»

Данная программа - это одна из инновационных  форм деятельности психолога образовательного учреждения. Основная идея - оказать содействие и помощь первоклассникам в завершении процесса адаптации к школьному обучению и развитии коммуникативных навыков. Каникулы, один из благоприятных периодов для проведения соответствующей работы. Цель программы - оказание психологической помощи младшим школьникам в социализации личности  образовательного пространства.В процессе завершения работы лагеря, ожидаютс...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «ПОМАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ВОЛЖСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

425032 с. Помары ул. Станционная, д. 3 тел. (83631) 4-87-46

«СОГЛАСОВАНО»

Начальник лагеря

________________ Средина А.Н.

«_____» ____________ 2014 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МОУ «Помарская СОШ»

_______________ Овчинникова Е.Н.

«_____» ____________ 2014 г.


Программа

профильного лагеря психологического направления

«ШКОЛА первоКЛАССника»


Автор программы:

Николаева Н.А.

педагог - психолог


2014 г.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:


  1. Титульный лист

  2. Содержание программы

  3. Визитная карточка (информационная карта программы)

  4. Пояснительная записка

  • Цели

  • Задачи

  • Принципы

  1. Содержание деятельности

  • Механизм реализации программы

  • Формы занятий

  • План работы

  1. Карта ресурсов программы

  2. Кадровые ресурсы

  3. Нормативно-правовая база

  4. Ожидаемые результаты

  5. Литература












ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

Название лагеря

Профильный лагерь психологического направления «ШКОЛА первоКЛАССника»

Тип лагеря

С дневным неполным пребыванием

Профиль лагеря

Психологический

Кадры

Учителя, педагог - психолог

Продолжительность смены

7 дней

Количество смен

Одна

Название проводящей организации

Муниципальное образовательное учреждение «Помарская средняя общеобразовательная школа»

Адрес организации

Юридический адрес:

425032 с. Помары ул. Станционная, д. 3 тел. (83631) 4-87-46

Фактический адрес:

425032 с. Помары ул. Станционная, д. 3

Телефон

(83631) 4-87-46

Источник финансирования

Местный бюджет

Полное название программы

Программа профильного лагеря психологического направления «ШКОЛА первоКЛАССника»

Автор программы

Николаева Н.А

Цель программы

Оказание психологической помощи младшим школьникам в социализации образовательного пространства

Специфика программы

Социально - психологическая направленность

Сроки проведения

с 4 июня по 11 июня 2014 г.

Возраст участников

7-10 лет

Количество детей

30

Условия размещения детей

Учебные кабинеты, кабинет педагога - психолога, библиотека

Условия участия в программе

Добровольность

Краткое содержание программы

Вся деятельность лагеря направлена на теоретическую и практическую помощь первоклассникам в социализации личности как школьника в образовательном и воспитательном процессе. Основная форма проведений занятий - тренинги, мастер-классы, коллективно - творческие дела.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В ходе социально-экономических реформ проблема адаптации человека к изменяющимся условиям стала одной из самых актуальных. В числе важных учебно-воспитательных задач школы - помощь в адаптации первоклассника и осознание себя как школьника. Образовательные учреждения проводят ряд мероприятий, направленных на решение данной проблемы. Вместе с тем, несмотря на данный факт, не все дети успешно преодолели период адаптации и социализации в образовательном учреждении.

Всё это ставит перед педагогами и психологами проблему оказания целенаправленной психолого-педагогической помощи в социализации первоклассников как личности.

Период летних каникул, наиболее благоприятный период для проведения соответствующей работы в данном направлении. Этот период как нельзя более благоприятен для совершенствования личностных возможностей, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности для развития их творческого потенциала, приобщения к ценностям культуры. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.

Организация школьных лагерей отдыха одна из интереснейших и важнейших форм работы со школьниками в летний период.

Программа профильного лагеря психологического направления для обучающихся 1-3х классов «ШКОЛА первоКЛАССника» на базе Муниципального образовательного учреждения «Помарская средняя общеобразовательная школа» на период 2013-2014 учебного года.

Программа составлена как инновационная форма работы школьной психологической службы и дополнительная программа воспитательной работы, в области всестороннего развития личности ребёнка.

Программа планируется с учётом определённой последовательности, системности и преемственности. Принцип деятельного подхода является ведущим и означает набор различных видов деятельности: познавательной, трудовой, художественной, спортивно - оздоровительной, ценностно-ориентированной и досуговой.

Программа ориентирована на младший возраст, т.е. на детей в возрасте от 7 до 10 лет.

Комплектование отряда осуществляется с учётом возрастных особенностей детей.

По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение одной лагерной смены - 7 дней.

Программа создает на территории школы лагерь-объединение детей. За время пребывания в лагере дети имеют возможность реализовать свои творческие фантазии в различных направлениях, посетив занимательные психологические тренинги, мастер - классы. Также предусмотрены следующие мероприятия: творческие, спортивные, интеллектуальные.

В форме конкретной помощи проводится социальная работа. Формируется совет лагеря, в который входят воспитатели, психолог и детский актив из числа обучающихся 3 классов.

Реализация программы проходит с помощью коммуникативных, творческих, развивающих и подвижных игр; организации коллективных творческих дел, выполнению заданий по рефлексии лагерных дел, физических коррекционных упражнений, арт-терапевтических методик.

Программа включает в себя периоды: организационный (вводный), основной тематический, итоговый период.

Цель программы - Оказание психологической помощи младшим школьникам в социализации образовательного пространства.

Для достижения поставленной цели нами были поставлены следующие задачи:

  1. Способствовать развитию основных психических функций у младших школьников;

  2. Развить творческие способности и таланты;

  3. Воспитать культуру поведения и приобщить к ЗОЖ;

  4. Формировать навыки общения и толерантности;

  5. Обеспечение профилактики детской безнадзорности в летнее время.

Принципы программы:

  1. Добровольное участие всех сторон;

  2. Соблюдение прав детей;

  3. Организация и проведение мероприятий в соответствии с нормативно-правовой базой охраны труда, жизни и безопасности участников программы;

  4. Соблюдение профессиональной этики.

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Поставленные задачи реализуются в следующих направлениях деятельности:

  1. Оздоровительное

  2. Психологическое

  3. Креативное

  4. Трудовое

  5. Культурно - досуговое

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

В реализации программы предусматривается участие учителей, специалиста (психолога) МОУ «Помарская СОШ».

Исполнение Программы осуществляется на основе договоров, заключаемых заказчиком - Учреждением «Отдел образования администрации Волжского муниципального района» и администрацией МОУ «Помарская СОШ».

Перечень мероприятий программы предусматривает решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, включая материально-техническое, методическое, кадровое и организационное обеспечение.

Планируется проведение комплекса мероприятий по созданию благоприятных условий для укрепления здоровья и организации досуга детей лагеря дневного пребывания.

Предусматривается развитие и поддержка коллектива педагогов, занимающихся организацией летнего отдыха и оздоровления детей.

Намечается проведение педагогических совещаний по итогам работы летнего лагеря, методических совещаний по накоплению, распространению и обобщению опыта организации работы летнего лагеря с дневным пребыванием.

Механизм реализации программы состоит из четырех этапов:

  1. Подготовительный этап включает:

  • Подбор кадров;

  • Комплектование отрядов;

  • Разработка документации.

  1. Организационный этап включает:

  • Знакомство;

  • Выявление и постановка целей развития коллектива и личности;

  • Сплочение отрядов;

  • Формирование законов и условий совместной работы;

  • Подготовка к дальнейшей деятельности по программе.

  1. Основной этап включает реализацию основных положений программы.

  2. Заключительный этап:

  • Подведение итогов

  • Психолого-социально-педагогический анализ;

  • Закрытие смены.

ФОРМЫ РАБОТЫ

Направления деятельности

Формы работы

Ожидаемый результат

Оздоровительное

  • утренняя зарядка

  • спортивные и подвижные

  • подвижные игры


  • Психологическая разгрузка детей

  • Развитие у детей потребности в здоровом образе жизни

Психологическое

  • Психологический тренинг, с использованием арт-терапевтических методик, активных групповых методов, дискуссии, мозгового штурма, ролевых игр направленных на самореализацию, саморазвитие, общение, взаимодействие, сплочение школьников

  • моделирование ситуаций

  • беседы


  • Развитие коммуникативных способностей, способствующих социализации первоклассников

  • Развитие у подростков готовности к социальному самоопределению, поиску жизненных ценностей

  • Развитие внимания, памяти, волевой и мотивационной сфер

  • Раскрытие способностей к взаимодействию, соучастию

  • Развитие информационно-культурной сферы детей

Креативное

  • работа творческих объединений (кружков)

  • выставки творческих

  • работ

  • выпуск информационных изданий

  • КТД

  • Создание творческой атмосферы в лагере

  • Создание условий для

  • раскрытия творческого потенциала каждого школьника

  • Развитие у школьников потребности в самообразовании, самореализации своих индивидуальных способностей

Трудовое

  • дежурство в игровых комнатах и столовой


  • Формирование общих трудовых умений и навыков

  • Воспитание трудолюбия

  • Освоение социально-трудовых ролей

  • Осознание чувства долга и ответственности за порученное дело

  • Культурно - досуговое

  • конкурсно-игровые, развлекательные, шоу - программы

  • интеллектуально-

  • познавательные игры, викторины

  • Формирование познавательной активности и творческого мышления детей

  • Расширение кругозора школьника

ПЛАН РАБОТЫ

Дата

Содержание деятельности

Мероприятия

4 июня

День открытия лагеря

1. Торжественное открытие 1 смены лагеря

«ШКОЛА первоКЛАССника»:

- приветствие начальника лагеря, ознакомление

с основными целями, задачами и ожидаемыми

результатами

2. Психологическое занятие № 1

«Куклотерапия»

3. Театр - экспромт

5 июня

День КТД

1.Утренняя зарядка по методике А.Н.Стрельниковой

2.Психологическое занятие № 2 «Кляксография»

3.Оформление информационных стендов

отрядов

6 июня

День здоровья

1.Утренняя зарядка по методике А.Н.Стрельниковой

2.Психологическое занятие № 3

«Мыслители»

3.Праздник спортивных и подвижных игр

«Народные забавы»

7 июня

День трудоголиков

1.Утренняя зарядка по методике А.Н.Стрельниковой

2.Психологическое занятие № 4

«Музыкатерапия»

3.Развлекательная программа «Полет в Предметляндию»

9 июня

День психологической разгрузки

1.Утренняя зарядка по методике А.Н.Стрельниковой

2.Психологическое занятие № 5

«Смешные страхи»

3.Конкурсная игровая программа «Скоморошина»

10 июня

День креативности

1.Утренняя зарядка по методике А.Н.Стрельниковой

2.Психологическое занятие № 6

«МастерОК!»

3.Фестиваль творчества «Мир, который нужен нам»!

11 июня

День закрытия лагеря

1.Утренняя зарядка по методике А.Н.Стрельниковой

2.Психологическое занятие № 7

«Мы молодцы»!

3.Торжественное закрытие 1 смены лагеря «ШКОЛА первоКЛАССника», подведение итогов

4. Шоу - программа «Точка»

КАРТА РЕСУРСОВ ПРОГРАММЫ

Аудитории

Применение

Источник финансирования и материальная база

Ответственные

Учебный кабинет №1

Комната

отдыха

Материальная база школы

Начальник лагеря, воспитатели, тех. персонал

Спортивная площадка

Линейка, проведение подвижных игр

Материальная база школы

Начальник лагеря, воспитатели

Актовый зал

Творческие конкурсы

Материальная база школы

Начальник лагеря, воспитатели

Учебный кабинет №2

Проведение

психологического тренинга

Материальная база школы

педагог - психолог

Школьный двор

Отрядные дела

Материальная база школы

Начальник лагеря, воспитатели, педагог - психолог

Школьная столовая

Обед

Фонд социального страхования

Заведующая пищеблоком

Комнаты гигиены

Туалеты

Материальная база школы

Начальник лагеря, воспитатели, тех. персонал


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  • Методические журналы, книги

  • Методические разработки мероприятий

  • Интернет - ресурсы

МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  • Канцтовары

  • Фотоаппарат

  • Ноутбук с проектором для просмотра видеоматериалов, акустические колонки


КАДРОВЫЕ РЕСУРСЫ

№ п/п

ФИО

Должность

Образование

Ответственные

1.

Средина А.Н.

Педагог - библиотекарь

Высшее

Начальник лагеря

2.

Николаева Н.А.

Педагог - психолог

Высшее

Психолог

3.

Султайкина М.Л.

Учитель

начальных классов

Высшее

Воспитатель

4.

Николаева Н.С.

Учитель начальных классов

Высшее

Воспитатель

НОРМАТИВНО - ПРАВОВАЯ БАЗА

Программа отвечает:

  • Декларации прав ребёнка, 1959 г.

  • Конвенции о правах ребёнка: принята генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989г - ЮНИСЕФ,1999 г.

  • Конституции РФ.

  • Гражданскому кодексу РФ.

  • Закону РФ «Об общественных объединениях» от 19/V-95г.

  • Семейному кодексу РФ от 29/XII- 95г.

  • Закону РФ «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений» от 28/VI- 95г.

  • Санитарно - гигиеническим правилам и нормам, гигиеническим требованиям к устройству, содержанию и организации режима детских лагерей с дневным пребыванием.

  • Уставу МОУ «Помарская средняя общеобразовательная школа».

  • Приказу об организации летнего отдыха детей.

  • Правилам внутреннего распорядка.

  • Положению о лагере дневного неполного пребывания.

  • Правилам по технике безопасности (ППБ, ПДД, инструкции об организации туристических походов и экскурсий и тд.).

  • Должностным инструкциям работников летних лагерей с дневным пребыванием.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Центром психологической и воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к реализации своих возможностей и укрепление здоровья.

В результате посещения профильного лагеря психологического направления для обучающихся 1-3х классов «ШКОЛА первоКЛАССника», обучающиеся смогут:

  1. Укрепить физическое и психическое здоровье детей.

  2. Способствовать социализации личности школьника.

  3. Формировать мотивационно-волевую сферу младшего школьника.

  4. Улучшить социально-психологический климат в классах.

  5. Сформировать коммуникативные умения, толерантность.

  6. Обобщить основы правильного поведения, общения, культуры, досуга

  7. Сформировать желание обучающихся находить новые нестандартные способы решения задач, применяя полученные знания и навыки.

  8. Снизить темп роста негативных социальных явлений среди детей;

ЛИТЕРАТУРА

  1. Закон РФ «Об образовании».

  2. Конвенция о правах ребенка

  3. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», 1998.

  4. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. -

М.: Просвещение, 1973.

5. Газман, О.С. В школу с игрой / О.С. Газман, Н.Е. Харитонова.-М., 1991.

6. Как создать проект: Учебно-методическое пособие / Авт.-сост. С.А.

Шургина. - Йошкар - Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт

образования», 2005.-156 с.

  1. Клюева, Н.В. программы социально-психологического тренинга / Н.В.

Клюева, М.А. Свистун. - Ярославль : Содействие, 2005.

  1. Летний оздоровительный лагерь: нормативно - правовая база

(планирование, должностные инструкции и т.д.).-изд. 2-е, испр. / сост.

Е.А. Гурбина. - Волгоград: Учитель, 2009.

  1. Психологическая профилактика и коррекционно-развивающие занятия

/ авт.-сост. Е.Д. Шваб. - Изд. 2-е. - Волгоград: Учитель, 2011. - 167 с.

  1. Рабочая книга школьного психолога / под ред. И.В. Дубровиной. - М.,

2000 г.

  1. Ратанова Т.А. Психология общая: Экспериментальная психология:

Учебник / Т.А. Ратанова, И.А Домашенко. - 3-е изд., испр. - М.:

Московский психолого-социальный институт: Флинта 2008, - 464 с.

  1. Санитарно - гигиенические правила СП 2.4.4.2599-10 от 19 апреля

2010 года.

  1. Чистякова, М.И. Психогимнастика / МИ Чистякова. - М., 2001.

  2. Эльконин, Д.М. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М., 1978.

  3. Электронный документ centercep.ru/

© 2010-2022