Классный час Память познакомить учащихся с основными видами памяти, помочь в развитии памяти на примере различных упражнений, игр

Раздел Школьному психологу
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Цель: познакомить учащихся с основными видами памяти, помочь в развитии памяти на примере различных упражнений, игр

Задачи: показать учащимся методы и приемы развития памяти.

Форма проведения: классный час.

Подготовительная работа: оформление буклетов с рекомендациями для учащихся, анкетирование; подготовка цикла упражнений по улучшению памяти.

Память человеку необходима для проявления души.

Блез Паскаль

Без памяти человек не может ничего изобрести, не может скомбинировать и двух идей.

Вольтер

Ход классного часа

1. Психологический настрой все ребята становятся в круг. Ведущий говорит: Меня зовут … я люблю яблоко, следующий называет слова предыдущего и свои. Так продолжается по кругу.

2. Игра «Запомни». Я показываю ребятам цветные карточки с изображением разных предметов, но запомнить нужно не то, что там нарисовано, а то, что называю я. В конце классного часа опять покажу эти карточки и ребята должны вспомнить и назвать эти предметы.

3. Вступительное слово

Добрый день уважаемые ребята! Сегодняшний классный час мне хотелось начать несколько необычно. Вот какой разговор был услышан мною, и хотелось бы вам его рассказать:

- Какое сегодня число? - спрашивает у своего друга товарищ.

- Не знаю? - отвечает тот.

- Ну, как же ты не знаешь, если у тебя в руках газета.

- А она - вчерашняя!

Этот разговор об очень важном мыслительном процессе - памяти, существование человека как человека без него невозможно.

Память - способность человека запоминать, хранить, фиксировать и узнавать всевозможные сведения. Эту способность можно назвать навыком. Она напоминает мышцу: чем активнее ее тренируешь, тем лучше она развивается. Что мешает и помогает запоминать? Во-первых, разберемся, почему у многих людей память очень плохая. На самом деле, здесь все просто: если у человека мало интересов, и он не занимается умственным трудом, то ему просто нечего запоминать - не возникает такой необходимости. Перед тем как тренировать память, эти люди должны начать вести активный образ жизни, больше читать, найти какие-нибудь увлечения. Только после этого можно будет приступать к специальным упражнениям. Проблемы с памятью накладывают серьезный отпечаток на успешность учебы. Ребенок много учит, пересказывает, но приходит на урок и - результата нет. Многие родители сетуют на то, что ребенок не может запомнить стихи, тексты для пересказа, даты и т. д. Память работает не всегда успешно и поэтому не выполняет возложенные на нее надежды.

Итак, что же такое память?

Память - это свойство головного мозга хранить и воспроизводить информацию. ПАМЯТЬ - ЭТО запоминание, сохранение, воспроизведение того, что человек увидел, услышал, потрогал, выучил.

ПАМЯТЬ обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире,
служит основой приобретения знаний, навыков умений и их использования в дальнейшей жизни. Она необходимое условие единства личности, ее целостности и самого существования человека. Как мы запоминаем? Мы воспринимаем нужную информацию, сохраняем ее и воспроизводим или вспоминаем. Память похожа на: компьютер, сундук, блокнот, диск, сейф, книгу, кассету. В памяти есть 4 важных процесса:

1. Запоминание;

2. Сохранение.

3. Забывание.

4. Восстановление.

Главным, из которых является запоминание. Запоминание того, что увидел - это зрительная память, того, что услышал - это слуховая память, того, что потрогал - это осязательная память. То, что запоминается человеком на короткий период времени - кратковременная память, а на долгий период времени - это долговременная память. Память делится на виды:

1. Непроизвольная-

процесс удержания информации происходит сам по себе.

2. Произвольная

- человек ставит перед собой задачу запоминания информации.

3. Словесно-логическая -

запоминание словесных формулировок, математических символов, теоретических положений.

4. Наглядно-образная -

запоминание наглядных и чувственных образов: звуков, лиц, цветов, природных явлений.

По длительности сохранения информации память бывает:

Оперативная - проявляется в процессе выполнения отдельных операций (рабочая смесь между кратковременной и долговременной памятью).

Тактильная (моторная)

Эмоциональная

Двигательная

4. А теперь, ребята я предлагаю вам ответить на вопросы анкеты. И мы узнаем, какая память у вас и как ее тренировать.

- Легко ли тебе заучивать стихи?

- Испытываешь ли ты трудности при пересказе прочитанного текста?

- Ты быстро вспоминаешь заученное или с трудом?

- Можешь ли ты легко вспомнить учебный материал, который вы учили давно?

- Помогают ли тебе дома тренировать твою память?

- Нужна ли тебе помощь в тренировке твоей памяти?

5. Игра «Какого предмета не хватает?»

6.Задание на развитие зрительной и слуховой памяти

автобус
озеро
банка
пальто
портрет
телефон
корабль
буква
птица
лимон

Подведение итогов заданий.
7.Памятка по развитию памяти
- Заучивайте учебный материал с желанием знать и запомнить.
- Заучивая учебный материал, рисуйте чертежи и схемы, рисунки. Это поможет быстрее вспомнить нужное задание. Многократно повторяйте заученное.
- Проверяйте свои возможности. Заучивайте небольшими порциями. Сразу большое стихотворение выучить трудно.
- Выучив небольшую часть текста, необходимо пересказать ее несколько раз.
- Запомните фразу из жизни рассеянного человека. «Он никогда ничего не забывал, ибо никогда ничего не помнил».
Вы же не хотите быть таким?
Тогда - за дело!
- Ставьте себе цель запомнить надолго.

8. Как запомнить материал?
Способы запоминания
Используйте приемы мнемотехники и способы тренировки памяти.
Мнемотехника -это искусство запоминания.
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Условием постоянной готовности памяти к запоминанию является соблюдение следующих правил:
а) мини-перерывы через каждые 40-45 мин интенсивной умственной работы;
б) большие перерывы на 15-20 мин через каждые 2-2,5 ч с физической разминкой;
в) полноценный регулярный сон;
г) ритмическое полноценное питание;
д) отказ от кофе, чая при утомлении.
Приемы мнемотехники:
в 1-й день 2-3 повторения;
во 2-й 1-2 повторения;
в 4, б, 9-й и т. д. по одному повторению.

Способ Цицерона
Представьте, что вы обходите свою комнату, где вам все хорошо знакомо.
Предметы, которые вам необходимо запомнить, расставьте мысленно по ходу вашей прогулки по комнате.
Вспомнить их вы сможете найти, опять представив себя обходящим комнату,
- предметы будут на тех местах, где вы их расположили при предыдущем «обходе».

Группировка.
Провести смысловое соотношение между словами запоминаемого списка,
например, по количеству элементов в каждом из объектов:
карандаш (похож на цифру 1),
очки (2 стекла),
люстра (3 лампочки),
стул (4 ножки),
звезда (5 лучей),
жук (6 ног).

Образование смысловых фраз из близких по звучанию слов.
Например: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»

9. Питание.

А еще следует задуматься о питании. Есть продукты, полезные для памяти

1. Цельнозерновые. Чтобы улучшить работу мозга, регулярно ешьте ростки пшеницы, отруби, а также крупу.

2. Орешки. Они богаты витамином Е, который улучшает память. Также он содержится в салатных листьях, капусте, семечках, цельнозерновых и коричневом рисе. 3. Черника. Употребляя эту ягоду, можете не сомневаться: память вас не подведет. 4. Помидоры. Это источник антиоксиданта под названием ликопен, который помогает ликвидировать свободные радикалы, негативным образом воздействующие на клетки, из-за которых развивается слабоумие. 5. Черная смородина. В ней содержится витамин С, который может сделать вас остроумным человеком с хорошей памятью. 6. Шалфей. Очень полезен для мозга, который начинает работать с двойной силой, благодаря маслу, содержащемуся в этом растении. 7. Брокколи. Этот овощ богат витамином К. Если он содержится в организме в нужном количестве, то никаких проблем с памятью и обучением быть не должно. 8. Семена тыквы. Цинк, содержащийся в них, благоприятно воздействует на мозг. Достаточно съесть всего лишь одну горсточку в день. Также семена обладают легким антидепрессивным эффектом, поэтому вы можете почувствовать улучшение настроения и самочувствия. Перед тем как узнавать, как тренировать память человека, запаситесь этими вкусными и полезными овощами.

10. Это интересно…
Люди с уникальной памятью:
Американский гражданин, Боб Петрелла, помнит абсолютно все, что произошло с ним за 58 лет жизни. Номера телефонов, дату посещения различных мест 30 летней давности и даже может рассказать поминутно, что происходило на дне рождения, когда ему было всего 5 лет.
Уникальной памятью обладал и Соломон Вениаминович Шерешевский, живший в 1886-1958 годах. Этот журналист, впервые поразил своего редактора тем, что не записывал длиннейший список поручений и адресов. Он даже не догадывался, что это необычно, для простого человека. Только после того, как редактор хотел сделать выговор Шерешевскому, было выяснено, что он может повторить все задание слово в слово. Так редактор, открыл необычайные способности у своего журналиста.
А.Македонский помнил имена всех своих воинов.

11. Ну а теперь давайте вернемся к нашим карточкам и вспомним, что на них изображено.

12. Подведение итогов классного часа. Рефлексия.

- Ребята, о чем мы сегодня говорили?

- Что вам запомнилось больше всего?

- Что полезного вы узнали?

13. В завершении нашего классного часа я хочу вам раздать памятки с рекомендациями о том, как тренировать память.

До новых встреч!























Классный час:

«Основные виды памяти. Как тренировать память».











Психолог: Белан О. В.





© 2010-2022