Упражнение для подростков

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Упражнения для подростков.

Упражнение «Цвет настроения».

Каждый участник выбирает цвет своего настроения в данный момент и бросает картонный квадратик в прорезь той полоски на коробке, которая соответствует выбранному цвету. Далее коробочка открывается, и психолог сообщает (не называя детям обозначения цветов и не подсчитывая их точное количество), с каким настроением сегодня пришли на занятие большинство ребят. Затем выясняется у участников, соответствует ли этот результат их настроению.

Упражнение «Теплый круг». Предлагается встать в круг и взяться за руки. «Почувствуйте себя частью одного целого, где у каждого свое место, своя роль и своя задача. Закройте глаза. А теперь пусть каждый мысленно пожелает всем стоящим что - ни будь хорошее, доброе, теплое. В наших силах сделать так, чтобы все почувствовали то, что мы хотим им передать что - то хорошее. И чем больше мы отдаем, тем больше к нам вернется, ведь каждый из нас - часть большого целого, большой команды».

Упражнение « Я рад с тобой общаться». Каждый протягивает руку своему соседу со словами:

« Я рад с тобой общаться, потому что ...». Так по цепочке все берутся за руки, и образуется круг.

Упражнение «Горячий стул». Каждый по очереди занимает место в центре круга, и участники отвечают на вопрос: «Какой он?», для чего они подбирают одно определение на этот вопрос. Сидящий в центре отмечает слова, которые совпали его определением, количество совпадений подсчитывается.

Методика «Твое имя». Участники встают в круг, а один, передавая мяч соседу, называет свое полное имя. Задача других - назвать, передавая мяч по кругу, как можно больше вариантов его имени (Катя, Катюша, Катерина, Катенька, Екатерина). Задание повторяется для каждого, а потом все делятся своими впечатлениями о том, что чувствовали, когда слышали свое имя.

Наше имя звучит для нас как лучшая в мире музыка. Поэтому, обращаясь, друг к другу, давайте каждый раз будем начинать это обращение с имени.

Игра «Ассоциации». Выбирается водящий, и все по очереди говорят о тех ассоциациях, которые вызывает у вас тот человек, которого выбрала группа, т. е. что он вам напоминает: растение, предмет, животное.

Игра «Ярмарка достоинств». Ученики получают листы с надписями «Продаю» и «Покупаю». Каждому предлагается на листке, под надписью «Продаю», написать все свои недостатки, от которых он хотел бы избавиться, а на листке, под надписью «Покупаю», написать достоинства, которые хотелось бы приобрести. Затем участники становятся посетителями ярмарки, они ходят и предлагают друг другу что - либо купить или что - либо продать. Затем проводится обсуждение. Какие качества продавались, а какие покупались? Почему? Необходимо подвести к выводу о том, что не надо бояться признавать свои недостатки, - это проявление мужества. От такого признания человек становится только сильнее. Достойный человек не тот, у кого нет недостатков, а тот, у кого есть достоинства.

Упражнение « Вверх по радуге».

Сидя на стульях, все закрывают глаза, делают глубокий вдох и представляют, как они взбираются вверх по радуге (преодолевая сопротивление, борясь с недостатками), а на выдохе -съезжают с неё с горки (избавляясь от недостатков). Повторить 3-4 раза.

Обсудить, что чувствовали, и объяснить участникам значение расслабления.

Объявление «Ищу друга». Каждому человеку в жизни нужен друг. Когда друзей нет, то человек пытается их обрести. Когда друзей нет, то человек пытается их обрести. Многие газеты сейчас печатают объявления тех, кто желает найти друзей или единомышленников. Мы попытаемся с вами тоже составить такое объявление. Давайте озаглавим его «Ищу друга». Вы можете немного рассказать о себе, указать свои увлечения, любимые занятия. Объявление не должно быть большим, но старайтесь писать искренне. Можно не подписывать свой текст или придумать себе псевдоним. Затем объявления собираются и зачитываются. Участники отгадывают, кто являются автором каждого объявления: если отгадывают, то дополнительно называют положительные качества автора.

Игра «Разожми кулак». Группа разбивается на пары. Один сжимает руку в кулак, другой старается разжать его. Затем партнеры меняются ролями. Обсуждаются не силовые методы, которые применялись: уговоры, просьбы, хитрость. Определяется то, какими способами каждый организует процесс общения.

Игра «Толкалки без слов». Участники свободно двигаются, касаются друг друга, постукивают, но никто не разговаривает. Затем дети делятся своими впечатлениями, тем, что дало им это упражнение.

Игра «Да и нет». Все делятся на пары. Каждый выбирает себе позицию, необходимо партнеру убедить поменять эту позицию.

Игра «Испорченный телефон». Участники по цепочке передают друг другу пословицы, которые ведущий назвал на ухо сидящему с краю учащемуся. Затем каждый из них говорит пословицу, которая передана ему с другого конца.

Игра «Пойми меня». Одновременно все участники произносят своё слово, а водящий повторяет все слова, которые удалось услышать.

Игра «Зубы и мясо».

На доске записаны качества: отзывчивый, упорный, волевой, надёжный, целеустремлённый,
добрый. Участникам предлагают выбрать качества, которых им не хватает, и записать в таблицу
- в столбик «СЕБЕ». В другой столбик - «ДРУГИМ»- записать те качества, которых не хватает,
по их мнению, окружающим людям. После того, как участники выполнят задание, психолог
сообщает, что определение «упорный», «волевой», «целеустремлённый» характеризуют сильные
стороны человека (их условно можно обозначить как «зубы»), а определения как «отзывчивый»,
«нежный», «добрый» характеризуют мягкость человека(«мясо»). При анализе, как правило,
большинство выбирают для себя сильные качества - «зубы», а другим предлагают быть мясом.
v Упражнение «Выставка»: Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза, глубоко
вдохните 3-4 раза. Представьте, что вы попали на небольшую выставку. На ней фотографии
людей, на которых вы злитесь, которые вас обидели или поступили с вами несправедливо.
Постарайтесь выбрать один портрет и вспомнить ситуацию, когда этот человек вас обижал.
Вспомните, свои чувства и мысленно скажите этому человеку всё, что хотели, или даже сделайте
все, что хотели сделать. ,; , , . ::

После упражнения происходит обмен мнениями: Какая была ситуация? Трудно ли было представить свои ощущения? Менялись ли ваши ощущения?

Игра - шутка «Пойми меня». Участники объединяются в группы по три человека,
изображая «глухого и немого», «глухого и неподвижного», «Слепого и немого». Им даётся
задание договориться о подарке другу. ^

Упражнение в кругу «Импульс». Предлагается вспомнить ситуации, когда каждый из них нуждался в помощи, испытывал чувство обиды и разочарования. Им предлагается вернуться в это состояние, затем взяться за руки в кругу. Через рукопожатие по кругу ко всем приходит «огонек поддержки». Эта поддержка адресована каждому и исходит от всех.

Упражнение на невербальную поддержку. Участники с закрытыми глазами ходят по комнате. Ведущий дотрагивается до одного из участников, а он в это время издает сигнал бедствия (8О8). Те, кто находится ближе всего, берут его за руки с двух сторон, остальные с закрытыми глазами образуют « круг защиты». Затем проводится интервью с «терпящим бедствие» - что ты чувствовал, когда по твоему сигналу к тебе подошли «спасатели»?

Упражнение «Дружелюбное требование» (рефлексия обратной связи). Предлагается высказать свое недовольство в дружелюбной форме. Все сидят в кругу, один подходит к обидчику и пытается высказать свое недовольство не обидев при этом его. Остальные слушают и предлагают свои варианты.

Игра «Что такое скрепка?» Каждый ребенок получает канцелярскую скребку и в течение 3 минут записывает все возможные варианты использования этой скрепки. Затем по жребию ученики делятся на группы по 3 - 5 человек. Каждая группа должна написать общий список вариантов использования канцелярской скрепки. На это дается 5-7 минут. Читается список, и одинаковые варианты зачеркиваются, и побеждает та группа, у которой больше всего не зачеркнутых вариантов.

Упражнение «Покажи предмет» выполняется в группах по 3 - 4 человека. Выдаются карточки с названиями «Носик чайника», «Крышка чайника», «Ручка чайника». Ребята распределяют роли и должны изобразить предмет в единой композиции, остальные должны догадаться какой предмет изображается.

Игра «Новый год в джунглях Амазонки». Знаменитые исследователи амазонских
джунглей, пригласили класс встретить Новый год вместе с ними в районе бассейна реки
Амазонки. Участники экспедиции уже ждут их. - ,;"

Перед детьми ставятся конкретные задачи:

  • Собраться в дорогу (ничего не забыть, чтобы не попасть в джунглях, в неприятную
    ситуацию])

  • Разработать маршрут движения к месту встречи. ; ^ •

  • Составить программу новогоднего праздника.

Вместе приходят к выводу, что лучше разделиться на 3 группы и каждой проработать часть общей проблемы.

Группа «Собираемся в дорогу», решает какие, вещи и предметы нужно взять с собой, какую еду или что - то ещё нужно взять с собой.

Группа «Разрабатываем маршрут» получает карту джунглей. Их задача - выбрать маршрут.

Группа «Готовим праздник» разрабатывает программу встречи нового года с полудня 31 декабря до утра 1 января.

На работу группам дается 5-20 минут, затем они представляют свой проект, задаются вопросы, вносятся дополнения. В конце подводятся итоги: готова ли группа к путешествию и хотят ли они идти куда - либо вместе.

Упражнение «Урожай». Предлагается набор последовательных картинок «Фермер» из набора теста Векслера. Каждая картина обозначена определенной буквой алфавита. Задача учащихся в том, чтобы написать в тетради столбик цифр по числу картинок и рядом с каждым номером поставить букву, обозначающую определенную картинку. Далее зачитывается последовательность цифр и обосновывается свое решение.

Упражнение «Рыбалка». Первая часть задания выполняется аналогично предыдущему заданию, но в наборе картинок Векслера теперь отображаются необходимые действия человека, собравшегося на рыбалку, и детям предлагается найти среди карточек необязательное действие и обосновать, почему без него можно обойтись. Таким образом, происходит знакомство с понятиями «существенное действие» и «возможное действие».

Разработка коллективного проекта «Как вырастить цветок». Работа в группах по 3 - 4 человека. Задача: отделить существенные действия от возможных и выстроить первые в правильном порядке. Каждая группа получает набор карточек с текстом, идентичный у всех групп. Дается 5-7 минут. Объясняется, что наборы содержат описание различных действий, относящихся к данной проблеме. Затем выдвигается представитель для презентации данного мини - проекта, выбирается наиболее удачный. Карточки: купить или подобрать горшок для цветов, подготовить грунт для посадки, подобрать место в комнате, узнать особенности для ухода, подготовить семена для посадки, утеплить окна и т. д.

Упражнение «Почта». Группа делится на мини - группы, ведущий выступает в качестве почтальона. Каждому участнику присваивается порядковый номер: У1, У2, УЗ. Важно, чтобы группы запомнили порядковый номер всех членов игры. Группы посылают друг другу послания, поэтому необходимо, чтобы на столах лежали листы.

Инструкция для всех: «У каждой группы на руках листочек, на котором нарисованы 5 геометрических фигур. Известно, что одна из фигур общая для всех, ваша задача узнать какая это фигура. Узнать это можно, отправляя и получая письма. Когда вы узнаете, что это за фигура,

перерисуйте ее на бланк для итогового ответа. Игра заканчивается тогда, когда ответ дали все группы. На работу дается 15 -20 минут». Группы должны сидеть так, чтобы участники не видели друг друга, разговаривать можно только шепотом. После выполнения упражнения проводится коллективное обсуждение: Какое поведение мешало, а какое поведение помогало искать правильный ответ? Какого типа письма были наиболее информативны? Какие ошибки совершаются участниками в процессе игры?

Упражнение «Шифровка». Класс делится на группы по 3 - 4 человека, несколько человек остаются наблюдателями. Инструкция: «Наша игра - соревновательная. Победит та группа, которая быстрее всех и точнее расшифрует текст цитаты, каждый участник получает несколько листочков, содержащих 1-2 зашифрованных слова и номер. Этот номер поможет определить место данных слов в расшифрованной фразе». Раздаются листы с зашифрованным текстом, внутри группы дети получают разные по объему задания: кто - то по 2 листочка и на каждом по одному слову, кто - то по 3 слова и т. д. Это обстоятельство ведущим не комментируется. Дети сами должны понять, что они выполнят свои индивидуальные задания в разные сроки и для общего выигрыша им необходимо помогать друг другу. По сути, выиграть может лишь та команда, которая равномерно распределит обязанности. Дети должны понять, какого типа проблема перед ними и как ее нужно решить. Каждая команда получает бланк, на котором она пишет стратегию своей работы. Задача наблюдателей следить за тем, как члены группы взаимодействуют друг с другом. После определения типа проблемы, группы приступают к выполнению задания. После выполнения задания проводится обсуждение с участием наблюдателей: К какому типу относится проблема? Как группы предполагали ее решить? Как вы теперь считаете, это был правильный выбор? Наблюдатели делятся своими наблюдениями и выводами.

Зашифрованная фраза: «Честность, щедрость, мужество, постоянство в беде и счастье, доброта и преданность - вот достоинства настоящего друга».

А

1

Н

7

Б

2

0

1

В

О

П.

2

Г

4

р.

3

Д

5

с

4

Е

6

т

5

Ж

7

У

6

3

1

ч

7

И 2

ш

1

И

3

щ

2

К

4

ы

3

Л

5

ь

4

м

6

я

5

\< 3. Игра « Самое главное». Дети делятся на группы по 3 - 4

человека. Каждая группа должна принять решение по ситуации, изложенной на карточке. Далее это решение обсуждается. Ситуации: 1. « Вы собрались в школу и решили взять с собой следующие вещи: чипсы, деньги, бутерброд, яблоко, бутылку воды, мячик, дневник. Однако в портфель помещаются только три вещи, и вам необходимо решить какие это три вещи». • 2. Вы решили переночевать у своего друга и хотите взять с собой вещи: пижаму, игрушку, чистую одежду на следующий день, зубную щетку, любимую книгу, школьную сумку. .,' 4. Вы решили ехать за границу на машине и хотите собой взять: паспорт, увлекательную книгу, подарок для друга, игрушку, воду, купальный костюм, ручку и почтовую бумагу. 4. «Играем в КВН». Игра проходит в тех же командах, что и предыдущее упражнение. Команды тянут карточки с названием типа проблемы, которую они должны придумать. Карточку другим командам показывать нельзя. Группы придумывают ситуацию и продумывают пути ее решения. Далее команды демонстрируют придуманную ими ситуацию, а остальные определяют тип проблемы и путь ее решения. Игра «Айсберг».

Инструкция: «Представьте, что вы находитесь на айсберге. Ваша задача - уместиться на нем».

На пол кладется лист бумаги такого размера, чтобы на нем свободно уместились, не прикасаясь, друг к другу все участники. После того как все встали на лист, ведущий говорит о том, что айсберг немного растаял и необходимо снова на нем разместиться и постараться выжить и подгибает лист, делая его на ] меньше. Далее лист уменьшается в 2 раза и участникам предлагается уместиться на вновь подтаявшей глыбе. Они встают плотнее, поддерживают друг друга. Ведущий напоминает о том, что задание выполнено только тогда, когда все находятся на айсберге. Далее лист сокращается до маленького размера и участникам необходимо

продержаться на нем, пока ведущий не досчитает до пяти. Так участники выполняют задание, на физическом уровне понимая суть сплоченности.

Обсуждение: Что ты чувствовал во время выполнения задания и после него? Что помогло найти решение?

Игра направлена на сплочение группы, на осознание психологической стороны сплоченности.

Групповая игра «Катастрофа на воздушном шаре». Группа делится на команды по 7 человек и в каждой определяется наблюдатель, которому дается устное, персональное задание и выдаются листы с вопросами для обсуждения.

Инструкция: «Вы находитесь на воздушном шаре, но так получилось, что обшивка на шаре начинает лопаться и шар начинает терять высоту как раз в тот момент, когда вы летите над океаном. Корзина сможет держаться на воде, но если начнется шторм, то она перевернется. Вдалеке виднеются острова и судя по всему, они необитаемые. Есть шанс спастись, если освободиться от самых ненужных вещей - и долететь до острова. Но что выбросить? Никто не знает, сколько времени придется жить на необитаемом острове, и некоторые вещи могут пригодиться. Каждый из вас сейчас получит список вещей, находящихся на воздушном шаре. Вам необходимо определить очередность выкидывания вещей. Сейчас вы работаете самостоятельно, и обсуждать ничего нельзя с соседями».

Список вещей: миски, кружки, ложки - 9 кг. ракетница с сигнальными ракетами - 6кг. Географические карты и компас - 2 кг. Консервы - 20 кг. Топоры, ножи, лопата - 12 кг. Канистра с питьевой водой - 20л. Бинты, вата, перекись водорода - 7 кг. Винтовка с запасом патронов - 30 кг. Шоколад - 10 кг. Золота, брильянты - 25 кг. Большая собака - 55 кг. Рыболовные снасти - 1 кг. Туалетное зеркало, шило, мыло, шампунь - 3 кг. Сахар, соль, набор витаминов - 9 кг. Мед. Спирт - 10 л. Наблюдатели в это время получают задание и листы с неоконченными предложениями.

Отмечать: 1. Выявляются ли в дискуссии лидеры? Кто они?

  1. Как ведут себя лидеры?

  2. Есть ли участники, на мнение которых не обращают внимание?

  3. Есть ли участники, которые умеют слушать других и учитывать их мнение?

  4. Есть ли участники, которые не делают этого?

  5. Если дискуссия зашла в тупик, постарайтесь определить для себя причины этого.

Вопросы для обсуждения: 1. На мой взгляд, лидером был в нашей группе...

  1. Если бы я был лидером в группе, то...

  2. Общее групповое решение по сравнению с моим...

  3. Если бы было принято мое решение.

  4. Мне понравилось, что при принятии решения...

  5. Больше всего мне не понравилось, что в ходе обсуждения..

  6. Игра могла бы быть интереснее, если бы...

«Каждый принял собственное решение, а теперь группа должна выработать совместное решение, но не голосованием, а единодушным согласием. Если хоть один человек против, то решение не принимается. При этом не тяните время: можете погибнуть, у вас 10 мин. Чем раньше принято решение, тем больше вещей у вас останется».

Анализ игры. Дается слово наблюдателям, которые рассказывают о том, какое задание они выполняли. Основываясь на своих наблюдениях, они предложат каждому члену группы завершить по одному неоконченному предложению. Главное условие - в полной тишине выслушать каждого, не вступая в спор или переговоры. Запомните, что здесь нет правильных ответов, все они имеют значение. Выслушав все точки зрения, пусть каждый сделает вывод: какими путями было достигнуто групповое решение.

Групповая игра «На необитаемом острове» (продолжение игры «Воздушный шар»). Необходимо, чтобы группа разделилась на те же микро группы, что и в прошлой игре, но без наблюдателей.

Инструкция: Вы почти благополучно спаслись и добрались до острова. Здесь богатый животный и растительный мир, но есть и опасности - ядовитые растения, холодная зима, возможны нападения племен с соседних островов. Сплоченной общиной вам продержаться можно, а в одиночку - почти нереально. Возможно, в ближайшие несколько лет вы не сможете вернуться в родные края. Ваша задача - создать для себя условия, в которых вы могли бы выжить. То, что с вами случилось - серьезно, тем более, что за такой срок люди иногда дичают, легкая раздражительность может повлечь за собой ярость и драки. Здесь вам нужно выжить. Для этого вы должны освоить остров, организовать хозяйство. Вам представляется полная свобода действий в рамках задания. Постарайтесь, чтобы ваше пребывание на острове, было богатым событиями. Вы смогли найти третью часть вещей, которая была выкинута в последнюю очередь, а также зажигалку с запасом жидкого газа. ;,-;•- ^ <: , Задания для участников игры:

  1. Определить, кто будет управлять общиной (1 или несколько). Как вы будете выбирать? А
    если кто - то не согласен?

  2. Наметить первоочередные дела и распределить обязанности. Кто их распределит.

  3. Решить, кто будет владеть найденными вещами: тот кто их нашел, король, все вместе.

4. Распределение результатов труда: всем поровну, больше сильным и власть имущим, или
; как-то иначе.

  1. Имеет ли право на свой участок острова тот, кто решил жить отдельно. Какой это участок:
    он его сам выберет или ему дадут.

  2. Написать свод правил острова.

По выполнении каждого задания выдается проблемная ситуация.

  1. Кто-то решил стать королем и владеть всем единолично. Он неплохой, но его поведение
    неожиданно. Как вы поступите.

  2. Как вы поступите с теми, кто откажется выполнять обязанности? Если у вас случиться
    ситуация «стрекозы и муравья»? А если муравей один, а остальные стрекозы.

  3. Трое из вас решили построить отдельные хижины, а топор один на всех. Разгорается
    драка, необходимо вмешательство. Ваше действие?

  4. Один отказался работать, вы решили его не кормить. Вопреки всеобщему решению, некто
    начал его подкармливать. Что вы будите делать по отношению к обоим.

  5. Один из вас решил жить отдельно. Ему отдали часть острова, но он начал вредить
    общине. Ваши действия.

Ролевая игра «Чудесный фрукт». Группа делится на микро группы по 3 человека, и в каждой микро группе распределяются роли: продавец на рынке, управляющий на рынке и владелец парфюмерной фабрики. Каждому дается инструкция, соответствующая его роли.

Для продавца на рынке: Ты - владелец прилавка на рынке, в центре города. Тебе необходимо продать 17 фруктов по цене 1$ за штуку. Плоды очень спелые и завтра могут быть уже не в кондиции. Ты сам за все 17 фруктов заплатил 8$. Ты очень обеспокоен, т. к. рынок скоро закроется. Но в идеале, ты хочешь продать товар как можно дороже.

Управляющий больницы: Ты заведуешь городской дет. Больницей. Тебе необходимо этот чудесный фрукт, т. к. его мякоть содержит компоненты, которые помогают спасти от смерти детей, находящихся под твоей опекой, Перед самым закрытием рынка, ты находишь прилавок, где продаются 17 ч. ф. по цене 1$ штука. Тебе нужны все 17, но в твоем распоряжении только 17 $. Ты хотел бы заплатить как можно меньше.

Владелец парфюмерной фабрики. Тебе срочно необходимо купить этот фрукт, т. к. через 2 дня в город приезжает большая группа богатых туристов. В кожуре этого фрукта содержатся ингредиенты, необходимые для очень дорогих духов, которые ты надеешься дорого продать. Если ты этого не сделаешь, то ты обанкротишься, и 10 работников станут безработными. Тебе нужны все 17 фруктов, но у тебя есть только 15 $. Ты хотел бы заплатить как можно меньше.

«Чувства животных».

Если в команде шесть человек, то они образуют три тройки. Если пять, то выдвигают одну тройку. В тройках участники договариваются, кто станет первым игроком, кто - вторым, кто третьим. Только на этом этапе они получают инструкцию ведущего. Первый игрок должен задумать любое животное, третий - любую эмоцию. После этого они «на ушко» сообщают второму игроку задуманное. А тот должен пройти по аудитории так, как движется животное, переживающее эту эмоцию. Соперникам нужно догадаться, что это за зверь и что он переживает. В этом конкурсе оценивается качество исполнения.

Игра «Ситуации с эмоциями».

Ведущий дает каждой команде карточку, на которой описана та ил иная ситуация. Действующим лицам этой ситуации практически всегда являются животные. Жирным шрифтом в каждой карточке указаны две эмоции, которые переживают персонажи. Командам поле пяти минутной подготовки необходимо инсценировать описанную в данной карточке ситуацию, не используя человеческой речи (издавать животные звуки не воспрещается). Соперники должны определить и животных, и по два для каждой ситуации эмоциональных переживаний (набор карточек см. в приложении). Можно разыграть по две или три ситуации, если позволяет время.

Игра «Выразительные лица».

Для проведения этого конкурса ведущему необходимо заготовить карточки (или специальные карты) с изображением людей, испытывающих сильные чувства. Ведущий раздаёт каждой команде по пять карт и предлагает придумать сказочную историю, в которой действовали бы эти персонажи, испытывая те самые эмоциональные переживания, которые отражены на их лицах. Нужно дать им новые имена и вводить в сюжет сказочной истории последовательно - по необходимости. На подготовку дается десять минут. Ведущий оценивает качество коллективного произведения и соответствие эмоций персонажей на карточках и в придуманной истории.

Приложение.

  1. Волк гонялся за зайцем, но не догнал его и остался голодным. Волк переживает горе, а
    заяц радуется.

  2. Две белочки решили добраться до соседнего леса, где никогда небыли, но забыли
    позвать с собой третью подружку. Их тянет в лес любопытство, а третья белочка испытывает
    обиду.

  3. Щенок убежал гулять без разрешения и радуется свободе, а его родители - взрослые
    собаки - за него тревожатся.

  4. Кукушонок, подброшенный в чужое гнездо, очень обижается на свою маму - кукушку, а
    та абсолютно равнодушна.

  5. Два ежика шли по лесу и увидели потерянные кем - то часы. Сначала они испугались
    тиканья, а потом с опаской подошли поближе и начали рассматривать находку, не понимая, что
    это такое. Эмоции - страх и стресс.

  6. Медведь случайно наступил на ежа и уколол лапу. Медведь гневается на ежика, а тот
    чувствует себя виноватым.

  7. Утки и гуси с презрением относятся к гадкому, а он не может понять, за что и очень
    удивляется.

  8. Котенок попробовал новую еду, но она ему не понравилась и даже вызвала отвращение.
    А попугай грустит, что его вообще не накормили.

Для достижения согласия необходимы серьезные переговоры, но до закрытия рынка осталось 10 мин. Затем участники выбирают, какая группа достигла наибольшего результата, т. е., в какой микро группе все смогли выполнить полученное задание с минимальными потерями.

Метафорическое упражнение «Гусиный клин». Читается эссе неизвестного автора
«Когда гуси летят в стае, размахивая крыльями, они создают подъемную силу для птиц,
следующих друг за другом. Летя клином, целая стая увеличивает дальность полета на 71%, в
отличие от ситуации, если бы птица летела одна. ;

  1. Люди, которые разделяют общее направление и чувство единства, могут достичь цели
    быстрее и проще, потому что они продвигаются к ней, помогая, друг другу. Иногда мы так
    сосредотачиваемся на себе и своей цели, что забываем об окружающих нас людях. Когда хотя бы
    одна птица выпадает из стаи, она сразу чувствует торможение и сопротивление, которыми
    сопровождается полет, быстро возвращается назад в стаю, что бы воспользоваться
    преимуществом подъемной силы, начало которой исходит от вожака стаи».

  2. Если у тебя аналогичное восприятие ситуации, ты останешься в команде с теми, кто ведет
    тебя в нужном направлении. Когда вожак устаёт, он перемещается в конец стаи, а другая птица,
    занимает ведущее положение.

  3. Умение разделить ответственность ведущего: принятия решения, преодоление
    сопротивления, налаживания взаимодействий, отсутствие страха перед трудностями - дается
    нелёгкой ценой, как в стаи, так и в команде.

  4. Мы должны быть уверенны, что наш голос поддерживается, не мешает всем остальным.
    Когда птица слабеет и падает, получив ранение, то две другие отделяются от стаи и
    сопровождают её, чтобы помочь и защитить. Они остаются с птицей до тех пор, пока та либо
    наберется сил, либо погибнет. Тогда птицы присоединятся к любой другой стае, чтобы
    продолжить полет.

  5. Если бы у людей была такая же преданность, мы бы безоговорочно поддерживали друг
    друга. : ,. . -

Игра направлена на осознание себя как части целого, на сплочение. ;

Игра «Передача чувств».

Команды выстраиваются в колонны. Необходимо заранее приготовить карточки с названиями эмоций. Примерный набор: радость, вина, обида, грусть, страх, спокойствие, отвращение, удивление, стыд и т.д. Участники оказавшиеся последними в колоннах, поворачиваются к ведущему и вытягивают одну карточку из стопки. Подумав над тем, как можно невербельно изобразить указанную в карточке эмоцию, они дотрагиваются до плеча стоящего перед ним участника. Он оборачивается и наблюдает за мимикой и пантомимой первого игрока. Далее эмоция невербально передается по цепочке. Когда эта «эмоциональная информация» достигнет впереди стоящего игрока, он быстро возвращается в хвост колонны. После того как все «правофаланговые» окажутся в конце колонны, ведущий предлагает каждому из них изобразить эмоцию, которую они получили, а затем назвать её. Ответ сопоставляется с надписью на карточке.

Упражнение «Эмоциональные загадки».

В этом конкурсе так же три серии. В первой серии каждая из команд задумывает какую-либо эмоцию из списка, заранее заготовленного ведущим. После этого команды отправляют своего представителя к команде соперников. Задача «делегата» - молча выслушать слово, задуманное соперниками, которое те сообщают ему «на ушко». «Делегаты» возвращаются к своим командам и после двух минутной подготовки невербально изображают своим соратникам задуманное слово. У каждой команды есть три попытки для угадывания. Во второй серии команды имеют право задумать вообще любое слово, имеющее отношение к эмоциональной сфере.

Тема: «Мое Я». Арт - терапевтическое занятие «Я леплю из пластилина...»

Цель: 1. Способствовать снятию мышечных зажимов.

Задачи: 1. Способствовать развитию пространственного и творческого воображения,

спонтанности в выражении чувств, двигательной и эмоциональной разрядке.

  1. Активизация творческой активности.

  2. Способствовать развитию навыков взаимодействия в малых группах.

Материалы: Пластилин, глина, листы картона формата А4, гуашь, акварель, мелки, веревки длинной 1-1,5м, аудиозаписи музыкальных композиций. .. • ;; : ,

Основные этапы:

  1. РаЗМИНКа. Предлагается выбрать кусок пластилина определённой окраски и придать
    ему подходящую форму. Далее участники объединяются в группы по цвету настроения. Каждый
    рассказывает свою историю, затем из индивидуальных работ создаётся одноцветная
    коллективная композиция. Данное упражнение особенно полезно в терапии агрессивных эмоций,
    деструктивного поведения, страхов.

  2. «Мое Я». Сложите на полу из веревки букву, с которой начинается ваше имя. Проведите
    по ней пальцами, ладонями, затем кулаками, локтями и ногами. Походите по буквам других
    участников с их разрешения. Создайте буквы с помощью своих рук, ног, тела. Попробуйте
    выполнить это задание и стоя и лёжа на полу. Объединитесь сначала в пары, затем в малые
    группы по 3-5 человек. Создайте сообща образы букв, слов. Возьмите кусочек пластилина
    определённого цвета и вылепите из него заглавную букву своего имени в образе человека.
    Упражнение направлено на развитие и коррекцию координации в пространстве, координации
    «глаза - руки», особенно при дисграфии.

Индивидуальна работа: Каждому участнику предлагается взять в руки кусок свежеприготовленной глины и прогуливаться в любом темпе, спонтанно двигаясь по кабинету разминать глину в руках, не задумываясь над результатом и предавая бесформенному куску глины какой - либо образ. Далее все перемещаются, рассматривая работы, друг друга, с целью найти созвучный образ и по этому признаку образовать пары для дальнейшей работы. Этап завершается обсуждением.

- Работа в парах: Из имеющихся фигур создаётся общая композиция, придумывается сюжет, название. Далее проходит презентация. В конце занятия участники могут дать письменную обратную связь друг другу.

3. Завершение работы. Коллективная лепка - создание единого цветного шара «Шара
настроений» из отдельных пластилиновых фрагментов. В другом варианте упражнения
инструкция может быть более конкретной: Изобразите какое- либо настроение (свои фантазии,
представления о счастье, красоте, любви); создайте образы своего Я (субличностей); с помощью
метафоры отобразите в пластилине одобряемые и не одобряемые составляющие своей персоны;

Комментарии: При лепке из пластилина образ может разрушиться, в то время как композиция из застывшей глины сохраняет форму надолго, её можно разукрасить. Работа с пластичным материалами облегчает отреагирование гнева, агрессии и тем самым снижает вероятность насильственных действий в реальной действительности. Размазывая по поверхности пластилина, используется в работе с детьми, переживающими травматические ситуации, с целью восстановления их психической чувствительности. Выражая, таким образом, свои чувства, ребёнок постепенно освобождается от страхов, и пережитое не развивается в психическую травму. Эмоционально зажатым, тревожным детям необходимы материалы, требующие широких свободных движений, включающих все тело, а не только область кисти и пальцев.

Упражнение Коллективный счет.

Участники стоят по кругу, опустив голову и не глядя, друг на друга. Необходимо называть по порядку числа натурального ряда, стараясь как можно быстрее ^&^ахыж щз больших чисел. Пгш этом должны выполняться 3 условия: участникам неизвестно кто начинает и кто называет следующее число; один участник не может начинать два числа подряд; если следующее по порядку число называют одновременно несколько участников, счет начинается с единицы. Запрещается каким - либо способом договариваться друг с другом.

Ведущий подчеркивает, что каждый должен попытаться уловит настроение каждого и решить стоит ли ему говорить или стоит помолчать. Особо подчеркивается, что чем сплоченнее группа, тем до больших чисел она доходит.

Задачи на интеллект.

Найдите правильный ответ: а) Вова, Лена и Саша сидели на скамейке. Запишите, в каком порядке (слева направо) они сидели, если Саша сидел слева от Вовы, а Лена сидела слева от 4 Саши. Ответ: Лена, Саша, Вова.

Б) Собака легче, чем жук. Собака тяжелее, чем лошадь. Кто легче и тяжелее всех? Ответ: жук -самый тяжелый, лошадь - самая легкая.

В) Чего нет ни в дыне, ни в тыкве, но есть в арбузах, помидорах и огурцах. Ответ? Буква «Р».

Г) Найдите закономерность и запишите следующее число: 8 14 22 32 44

912172433

22 15940

Конкурс сказка.

Участники делятся на несколько команд, и каждая получает по сказке, которую должна закончить при помощи наименьшего количества фраз. Повествование должно вестись от имени ? указанного персонажа с учетом его характера. Чем логичнее и короче концовка, тем - больше баллов. Время на обсуждение - 10 минут, на представление -5 минут.

Сказки:

  1. Пошел как - то Иван Царевич на охоту. Вышел на огромного медведя. Глядь в колчан: а у
    всех стрел надломлены наконечники - кто - то из скрытых врагов во дворце постарался.
    Бросился он от медведя, а бежать - то некуда: с одной стороны пропасть, с другой
    отвесная скала, - с третьей болото. А тут уже медведь приближается.

  2. Маленький Скворец давно мечтал научиться летать, но это ему никак не удавалось. И вот
    однажды, когда он уже потерял надежду, случайно вывалился из гнезда и со страха так -
    замахал крыльями, что взлетел. А когда он оглянулся вокруг, то вдруг понял...

  3. Отправилась как - то Машенька в лес по ягоды и повстречала там удивительного старика,
    который подарил ей маленькое, с виду обыкновенное зеркальце. Взглянула она в
    зеркальце, а там... . •<"' :

  4. Жила - была Канцелярская Кнопка. Как - то раз попала она в руки к злобному
    мальчишке, который стал подкладывать ее ребятам на стул. Когда они, присев на стул,
    вскакивали как ужаленные, мальчишка мерзко хохотал. Кнопке ее роль очень не
    нравилась. И вот...

  5. Жил- был Футбольный Мяч. У него была необыкновенная жизнь: в отличие от своих
    знакомых, он оказывался полезным тогда, когда его начинали бить. Да еще ногами. В
    конце концов, ему это надоело...

Один Юный Волшебник любил проказничать и совершать разные чудачества без разрешения взрослых. Тогда его мама - Волшебница взяла и сделала его стеклянным. Теперь, когда он был прозрачным, она могла сразу увидеть, если он что - то задумывал

Однажды в созвездии Лебедя.

ЦеЛЬ: 1. Развитие умения понимать друг друга и эффективно /

взаимодействовать. 2. Способствовать сплочению класса.

Ход урока:

1. Предистория. В созвездии Лебедя существуют две цивилизации,
конкурирующие друг с другом в поисках новых сырьевых ресурсов. Это
цивилизации гуситов и уткинов. Между ними существует договоренность: в случае
открытия новой планеты, на которой нет разумных обитателей, все ее богатства
достаются той цивилизации, чей звездолет первым достигнет этой планеты.

Однажды случилось так, что корабли - разведчики обеих цивилизаций независимо друг от друга обнаружили новую необитаемую планету и одновременно приземлились на ней.

Недра планеты оказались насыщены разнообразными полезными ископаемыми. Заметив, присутствие друг друга, гуситы и Уткины укрылись в своих космических кораблях, и приведя в боевую готовность свои космические корабли, приведя в боевую готовность свое боевое оружие. По - видимому вооруженного столкновения было не избежать. Вопрос в том, кто сделает первый шаг. Началось тягостное ожидание.

Однако оставался возможность мирно договориться, но между кораблями не было связи. Для того чтобы высказать свои предположения, необходимо покинуть корабль и выйти наружу. Это риск: соперники могут не сделать такого же шага, а просто уничтожить конкурентов.

Жребием определяется, какая из команд будет гуситами, а какая уткинами. Команды должны распределить между собой те обязанности, которые выполняют члены экипажа космического корабля. Выбирается капитан корабля, второй пилот, бортинженер, штурман и т.д.

2. Инструкция для игроков: Делая каждый ход, необходимо решить, как
поступить. Всего должны сделать 10 ходов. Каждый ход предполагает выбор: либо
выйти наружу, либо открыть огонь. Отражение сделанных вами шагов,
представлено на бланке. В зависимости от выборов команд складываются
различные ситуации, оценка которых в баллах приведена на карточке. За 5 минут,
отводимых на каждый ход, каждая команда должна принять решение. Если
решение за это время не принято, команда штрафуется на три балла.

Голосовать можно сколько угодно раз, но если при окончательном голосовании есть люди, поднявшие руки против, то за каждого из них команда теряет по 1 баллу. Решение команд сообщается после каждого хода. Побеждает тот, кто после 10 ходов наберет максимальное количество баллов. В процессе игры на двух каких-то ходах произойдет удвоение баллов. В соответствующее время я вам об этом сообщу. Ведущий отдает капитанам две карточки. Смысл содержания первой карточки в том, что если обе команды начинают боевые действия, они теряют по 3 балла. Если какая - то команда решает выйти для переговоров, а соперники прицельным огнем стирают их с лица земли, то погибшие лишаются 5 баллов, а стрелки по парламентерам

приобретают 5 баллов. Если же обе команды решаются попытать счастья на пути переговоров, то и те и другие получают по 3 балла.

Во второй карточке представители каждой цивилизации фиксируют решения, принимаемые командами, и текущие результаты. Такая же карточка есть и у ведущего.

У кого есть шанс улететь? В процессе принятия решения необходимо постоянно уточнять: все ли согласны со сделанным выбором? Есть ли те, кто против? Поясняется, что попадание в минус не означает выигрыш. Только накопленные баллы ведут к победе. Чем больше «-», тем меньше шансов улететь с планеты. Объясняется, что удвоение баллов удобно делать на четвертом и восьмом ходу, но ведущий может это сделать и позднее, исходя из специфики складывающейся ситуации. Как правило, к середине игры от участников обеих команд можно услышать обвинения в коварстве, агрессивности и т. д. Стратегии команд становятся известны после 10 хода, когда игроки подводят в своих карточках итоговый баланс.

3. Что выгоднее? Все садятся в круг и ведущему необходимо дать возможность всем высказаться, важно здесь помешать возникновению конфликта. Однако именно в этот момент в группе появляются проблески понимания. Необходимо команды подвести к причинам сложившейся ситуации, а также к выводу о том, что кроме игр против кого - то есть игры, когда выигрывать можно, только выбирая стратегию «вместе».

Первая карточка.

Гуситы

Уткины

Гуситы

Уткины

Открыть огонь

Открыть огонь

-3

-3

Открыть огонь

Выйти наружу

+5

-5

Выйти наружу

Открыть огонь

-5

+5

Выйти наружу

Выйти наружу

+3

+3

Вторая карточка.

№ хода

Решение гуситов

Решение уткинов

Баллы гуситов

Баллы уткинов

1


2


3


4


5


6


7


8


9


10


Игра на сплочение: «Мир хаоса».

' Способствовать сплочению группы.

1. Развитие навыков взаимодействия в группе.

  1. Развитие творческого мышления.

  2. Развитие эмпатии.

М(ИП6риШ1Ы' Для проведения игры необходимы два помещения: в одном проходит погружение в игровую ситуацию, во втором разворачиваются основные испытания. Необходима карта мира Хаоса, пазлы к данной карте, карточки с заданиями, яйцо - талисман, письменные принадлежности.

Количество участников: Оптимальное количество 15-25 человек и 2 ведущих. ;>> Время: 1-2 часа

Ход проведения урока:

Введение в игру. Выключается свет, звучит тревожная музыка. Участники игры, держась за руки, входят в затемненное помещение, где горят свечи. Детей встречают жрецы, разрушенного мира Гармонии, в черных балахонах. Игроки становятся полукругом вокруг ведущих. На стене висит карта разрушенного мира.

Првдистория. «Вы попали в мир, называемый миром Хаоса. Когда - то этот край процветал, повсюду звучал звонкий смех, все жили в гармонии и дружбе. Но произошла катастрофа, и этот мир был разрушен, люди утратили ценности и смысл. С тех пор здесь поселился мир Хаоса. Смелые странники приходят сюда, чтобы восстановить потерянные ценности и вернуть миру гармонию. Но, увы, их попытки до сих пор не увенчались успехом. Вы видите карту этого мира, она до сих пор не восстановлена. Мир ждет новых героев, готовых вступить в борьбу с миром Хаоса». Далее у группы ведущий спрашивает о том, уверенны ли они в том, что справятся с испытаниями и каждого человека в группе просят назвать его качество и качество группы, которое поможет им, справится с трудностями (возможно групповое обсуждение).

«И тогда, испытания будет зависеть от смелости и решительности каждого из вас. Если вы справитесь с проблемной ситуацией, то вы получаете кусочек карты, на котором написана какая -либо ценность разрушенного мира Гармонии. Если нет, то кусочек остается в руках слуг мира Хаоса. Сейчас вы получаете талисман- символ мира Гармонии: яйцо. Человек, готовый взять на себя ответственность за хранение этого талисмана, напишите на нем своё имя. Берегите этот талисман. Слуги хаоса могут охотиться за ним. Если талисман пропадает, то вам придётся пройти ещё более суровые испытания или навсегда остаться в мире Хаоса. Выберете из своих рядов того, кто будет хранителем. Пусть он оставит своё имя».

Участники выбирают хранителя талисмана. Жрецы торжественно вручают ему яйцо и просят хранителя оставить на нем свой автограф. В ходе игры хранитель может меняться, но каждый участник, обязующийся хранить талисман, пишет своё имя на яйце. В том случае, если игра проводиться не первый раз, то участники получают бутылку с записками тех, кто играл ранее.

«Те, кто шел этим путем до вас, оставил свои наставления. Прочтите их. Может быть, опыт предшественников сослужит вам добрую службу».

Гаснут свечи. Звучит музыка. Игроки, взявшись за руки, покидают помещение и переходят туда, где разворачиваются основные события. В ходе испытаний игроки получают пазлы с заранее написанными качествами, которые могут проявить участники при выполнении задания. Например, если участники решают какую - нибудь интеллектуальную задачу, то на кусочке карты может быть написано: «дружелюбие», «смелость», «взаимопомощь». После окончания испытания игроки получают пазл, на котором нет надписи. В этом случае им предлагается самостоятельно заполнить его, вспомнив какое качество помогло им справиться с заданием.

Игроки не справляются с заданием, они не получают пазл. После игры они в полной темноте под звуки музыки вновь попадают в то помещение, где игра началась.

Ведущий: «Вам пришлось преодолеть немало препятствий. На этом трудном пути были и красивые победы, были, увы, и поражения. Расскажите о том, что было для вас самым важным. Участники по очереди рассказывают о своих впечатлениях от игры. Теперь мы подошли к самому волнующему моменту. Вам предстоит заполнить карту тем кусочками, которые вы сумели добыть в ходе испытания. Участники наклеивают пазлы на карту разрушенного мира. Просим хранителя талисмана передать яйцо на хранение жрецам мир гармонии. Вы достойно справились с поставленной перед вами задачей. Но как видите на карте ещё много пустых мест. Мир Гармонии не восстановлен. Мы надеемся, что за вами придут следующие храбрецы, рискнувшие бросить вызов миру хаоса. Оставьте для них свои записи, которые помогут им преодолеть трудности».

Участники получают письменные принадлежности, бумагу. Записки запечатывают в бутылку и передают жрецам мира Гармонии.

«На этом ваше пребывание в мире Хаоса закончено. Вы не можете далее оставаться здесь. Мы просим вас покинуть этот мир. Желаем вам сохранить в памяти тот опыт , который вы получили».

Ледокол.

Цели: Способствовать сплочению группы.

Задачи: 1. Способствовать развитию группового единства.

  1. Увеличить степень самосознания и знания о других.

  2. Развитие эмпатии. »

Ход работы:

Инструкция для группы: Это упражнение поможет вам больше узнать друг о друге. Если сейчас мы друг другу чужие, то к концу занятия это изменится. Я буду задавать вопросы, а каждый член группы должен будет на них ответить. Внимательно слушайте каждый ответ, ведь каждый участник группы - уникальная и неповторимая личность. Вопросы: 1. Ваш любимый фильм?

  1. На какое животное каждый из вас считает себя похожим и почему?

  2. Расскажите о лучшем дне в вашей жизни?

  3. Каковы лучшие воспоминания в вашей жизни?

  4. Какое огорчение было самым сильным в вашей жизни? -~.

  5. Чем бы вам хотелось заниматься через пять лет?


  1. Назовите одну причину, по которой вам хочется находиться в данной группе и
    одну причину, по которой вам не хочется находиться в данной группе?

  2. Назовите одно ваше качество, которое нравиться другим людям и одно качество,
    которое не нравиться другим людям?

  3. Ваш любимый эстрадный исполнитель?


  1. Ваше любимое время года и почему?

  2. Какому члену в нашей группе труднее всего рассказать о себе?

  3. Человек, о котором я сегодня узнал больше всего, это...

  4. Человек, который больше всего не/ понравился мне в нашей группе, это...

14. Человек, с которым я больше всего времени мог бы провести времени на
необитаемом острове, это... Почему?

пространство, необходимое для драматизации. Репетиции не нужны. Возможно спонтанность и импровизация.

Обсуждение: Участники садятся в круг. Важно, чтобы каждый участник рассказал о своих чувствах и переживаниях, связанных с работой, о том опыте (негативном или позитивном), который он получил. Через драматизации подростки «примеривают» различные маски и роли, получая в психологически защищенной конфликтной обстановке тот опыт, который им пригодиться в жизни. Через обсуждение происходящего они учатся проигрывать свои переживания и принимать переживания других.

Комплекс занятий на развитие толерантности.

Воспитываем терпимость. Толерантность к проявлению чувств другими людьми.

Цели: 1. Осознание отличия картины мира другого человека от нашей картины мира. 2. Признание права другого быть непохожим на нас. Понимание ценности чувств другого человека и необходимости бережного к ним отношения.

Ход занятия:

Вводная часть. Упражнение «Гончарная мастерская». Участники рассаживаются по кругу, ведущий просит их закрыть глаза, сосредоточиться на своих ощущениях и представить гончарный круг, который вращается в определённом ритме, подчиняясь, их желаниям... Он может крутиться быстрее или медленнее...

Ведущий. Оглянитесь, посмотрите мастерскую, в которой вы находитесь. Глаза открывать не надо: представьте все мысленно. Достаточно ли в ней света, инструментов? Какие ощущения вы испытывали, когда взяли глину в руки? Почувствовали ли вы отдачу глины, её тепло, влажность, податливость, упругость, мягкость? Какие чувства вы испытывали, когда лепили? Что получилось? Как изменились ваши чувства, после того как работа была закончена? Что вы теперь испытываете? Удалось ли вам реализоватьпервоначальную идею? Каково ваше отношение к результату труда? Что с ним можно делать, каково будет его применение?

После выхода из состояния релаксации происходит обсуждение возникших чувств, фиксируется многообразие возникших образов.

Основная часть. Ведущий предлагает заняться настоящей лепкой, причем «глиной» будут выступать другие участники. Выполняющий упражнение станет не гончаром, а скульптором. Учащиеся обсуждают, чем скульптор отличается от гончара.

Метафора «Скульптор и глина». В одной сказочной стране у короля Творца и королевы Музы родилась дочка. Все ожидали, что она поразит мир своей красотой, но вопреки всем прогнозам родилась Глина. Родители ее очень любили, старались защитить от людской молвы и поэтому никому не показывали. Они холили ее и лелеяли, но вот пришло время ее выдавать замуж. Много скульпторов приходило во дворец, надеясь заполучить ее руку и сердце. Однако все они получали отказ от отца Глины.

- Почему ты всех их отвергаешь, - спрашивала Муза Творца, - ведь в каждом из них есть и фантазия и вдохновение. Женихи готовы их подарить нашей дочери.

Да, - отвечал мудрый король, - у каждого скульптора есть и фантазия и вдохновение, но ни один из них не любит Глину. Они не видят ее, а замечают только собственную значимость и талант, и поэтому не будет дочери радости в таком союзе.

15'

  1. Человек в этой группе, который получает огромное удовольствие от жизни...

  2. Человек в этой группе, о котором мне бы хотелось узнать больше, это...

  3. Человек в этой группе, который немного меня пугает, это... Почему?

  4. Что бы я хотел получить от этой группы?

Комментарии: Упражнение хорошо для новых групп, которые только начинают работать, а также для тех групп, в которых много новых участников. Возможно также использование данного упражнения для того, чтобы немного замедлить движение группы, в которой работа была слишком интенсивной.

За маской трудного подростка...

Первое Занятие. «Упражнение маски». Перед началом работы ведущий рассказывает о символическом значении маски.

Ведущий. В русских обрядах маски представляют магическую силу тех зверей, которых они изображают. Африканские маски какие-либо внутренние качества. В мифическом мире Греции маска символизирует трагическую или комическую природу персонажа в театре. В Италии каждый театральный персонаж имел свою маску и свою функцию. На римских сатурналиях люди обменивались одеждами и масками с целью обмена своими социальными ролями. Оттуда пришли в другие страны карнавалы, маскарады, где маска является непременным атрибутом.

Затем психолог предлагает каждому подростку, самому сделать маску. Главное, чтобы маска отражала его «внутренний мир», характеризовала его.

На листе бумаги рисуется овал по размеру лица подростка, определяются места для глаз и рта. Затем с помощью красок, карандашей, журналов и других материалов маска раскрашивается.

При изготовлении маски, нет каких либо правил: подросток должен сам придумать, её и изобразить на бумаге.

Обсуждение. Маску необходимо вырезать и одеть на лицо. Затем маска «оживает». Психолог спрашивает, что «ожившая маска» хотела бы сказать. Каждой маске предоставляется время для выступления. После этого группа делиться на пары, и внутри каждой пары происходит обмен масками. Надев на себя маску партнера, подросток повторяет слова своего партнера. «Хозяин» маски должен сказать о том, что он чувствует, когда видит свою маску и слышит её слова. Затем тоже действие совершает второй партнер.

Например, представляя свою маску, Артур (14 лет) говорил: «Она называется - не очень плохой парень». Для других у меня больше хороших сторон, чем для себя. Я часто бываю зол, у меня бывают всплески настроения, и людям кажется, что у меня что-то не так. Где хорошее там более светлые места. Кира (13 лет) « Я маска. У меня есть две стороны. Красная сторона помимо любви отражает страсть ярость. Черный цвет - это темное страшное во мне. Иногда я сама этого боюсь. Вторая сторона - цветочки и бабочки в душе. Тогда мне хорошо - это гармония». Работа с масками интегрирует Я - образы подростка. Через оценку других и самооценку идет принятие себя.

Завершение. Участники сидят в кругу. «Закончим сегодняшний день тем, что, бросая по очереди мяч друг другу, будем говорить о сильных сторонах того, кому бросаем мяч. Мяч должен побывать у каждого».

Второе занятие. Драматизация с масками. Сейчас каждый из вас возьмёт

в руки свою маску, которую изготовили на прошлом занятии. Мы уже знакомы с ними. Ваша задача сейчас - придумать историю, в которой будут задействованы эти маски, а затем проиграть эту историю. В сюжете и драматизации обязательно должны быть задействованы все маски. Время на это задание 30 минут. Психолог не помогает придумывать историю. Они должны сами решить, кто будет сценаристом, кто режиссером, возможно это будет групповое решение задачи. Когда история будет готова можно помочь участникам в случае необходимости организовать

И в один прекрасный день во дворце появился скульптор, который на первый взгляд ничем не отличался от своих предшественников.

Зачем ты пришел - спросила Глина. - Ты тоже, как и другие, хочешь жениться на мне и получить в наследство наше королевство, чтобы люди называли тебя творцом, как сейчас называют моего отца?

Мне не важно, как будут меня называть, мне не нужен титул Творца, я пришел, потому что люблю твою пластику.

Ты что, смеешься надо мной? Я же бесформенная глина. Нет, я вижу твою чудесную пластику и люблю ее.

Вот достойный скульптор, - сказал Творец, - он смог увидеть в еще бесформенной Глине пластику и красоту, а значит, в их союзе обязательно родится гармония.

Упражнение «Скульптор и глина». Группа делится на пары - скульптора и глину. После того как скульптура будет закончена, скульптор должен найти себе место в собственной скульптуре. При этом оба первых участника становятся глиной для третьего участника, тоже выступающего в роли скульптора и т. д.

При обсуждении задаются скульптору вопросы: Нравится ли тебе твоя скульптура?

Какое чувство важное для тебя, она вызывает?

Как ты думаешь, все ли участники твоей скульптуры чувствовали себя уютно? Кто из участников на твой взгляд точнее всего передал твое чувство? Что ты чувствовал, когда следующий скульптор менял твою скульптуру?

Глине: Какие чувства ты испытывал?

Кем приятнее быть - глиной или скульптором?

Как изменились твои ощущения от собственной скульптуры, после того как ее переделал другой скульптор?

В какой скульптуре ты чувствовал себя наиболее уютно?

Какая скульптура тебе понравилась больше всего?

Хотелось бы тебе теперь внести изменения в свою скульптуру?

Итоговое обсуждение: На что должен ориентироваться скульптор - на
собственную идею или свойства, особенности глины? .....',

Можно ли достичь гармонии этих компонентов творчества? ,

Как разглядеть пластику в еще не оформившейся глине?

Тема: Отношения с другими.

Пожалуй, главное, что хотелось бы донести до сознания учащихся среднего звена, что терпение - это сила. Но сила, ограниченная и отточенная красотой. Почему? Очень часто при разговоре с учащимися среднего звена сталкиваешься с понятиями «перевертышами». Это когда качество, заслуживает уважения, считается ненужным довеском из бабушкиного сундука. Например, стыд, основу развития совести, начинают именовать «комплексом» или «слабость». В этот же «сундук» попадают благородство, выдержка и терпение. Терпение - это труд. Терпение - это сияющий алмаз лучших человеческих накоплений: любви благородства, снисходительности к другим, требовательности к себе,

чувствительности, тактичности, внимательности, сочувствия, принятия многообразия, умение тонко разбираться в ситуации, верности своим идеалам и уважения к чужим, устремленности, преданности.

Не случайно Платон утверждал: « Основа всякой мудрости - терпение». Искусство строить отношения с людьми многими древними мыслителями признавалось самым сложным. Для того чтобы начать разговор с детьми, можно использовать шуточный тест. На доску выписывается:

100% - 100%, 50% - 50%, 30% - 30%, совсем не знаю - совсем не могу.

Вначале ребятам предлагается оценить знания о своем внутреннем мире. На сколько процентов они его знают? Далее предлагается следующий вопрос: Кто из вас может, не прибегая ни к каким искусственным методам, только с помощью воли и знаний из дуба сделать березу, из ромашки сосну, из травы шиповник, из липы сирень? Как правило, все ответы попадают в раздел «совсем не могу». Тем более мы не можем изменить по своему желанию внутренний мир другого человека. Да и куда его менять? Во что его превращать, если мы свой знаем плохо? Единственное, что мы можем сделать, - это учитывать все особенности проявления этого мира. Ведь приходя в лес, мы не хватаем пилу и не пытаемся спилить все, что нам нравится. Мы понимаем всю несуразность наших желаний. Но вот в общении мы напрочь забываем об уникальности мира другого человека, пусть даже не понятного нам. Вместо пилы мы начинаем использовать свой язык, приклеиваем «этикетки», «ярлыки». Эта проблема касается нашего класса, нашей нации. А как быть с другими народами, где люди говорят на других языках? У них своя культура. Что нам делать в этом мире многообразия? Далее беседа строится в зависимости от ответов детей.

Тема: Устойчивость и изменчивость.

Занятие проводится на природе. Внимание детей обращается на деревья, на то, что с ними происходит. Они продолжают служить людям, поглощая углекислый газ. В этих деревьях есть сила, которая может преодолевать многие природные катаклизмы: морозы, дожди, сильные ветра, засуху. Что происходит с другими растениями? Хвойные деревья сохраняют свои листочки - иголочки и при этом не погибают, а представьте, что стало бы с березой, которая рискнула бы остаться с листьями и живительной влагой на зиму? Она погибла бы. Поэтому чуткость, чувствительность имеют очень большое значение. Ко всему вышесказанному можно добавить лишь одну формулу: «Человек - царь зверей». Царь - это человек, владеющий многими вещами и человек, который является частью природы. Значит, он владеет силами, которые могут сопротивляться обстоятельствам и которые могут помочь ему чутко разобраться в изменяющихся ситуациях. Но эти силы хранятся в нашем внутреннем мире, и только один ключ может дать нам возможность развить эти силы. « Ключом» можно обозначить человеческие качества, а в частности терпение. Далее разговор продолжается об этом качестве.

Тема: Общее благо.

Читается притча « Молчание». Будда проходил как - то мимо одной деревни, в которой встретил своих противников. Они принялись его оскорблять горячо и злобно. Он слушал молча и очень спокойно. И из - за этого спокойствия им стало как - то не по себе. Возникло неловкое чувство: они оскорбляют человека, а он слушает их слова как музыку. Один из них обратился к Будде:

В чем дело? Ты что, не понимаешь, что мы говорим?

Именно при понимании, возможно, такое глубокое молчание, - ответил Будда. - Приди вы ко мне лет десять назад, я бы бросился на вас. Тогда не было понимания. Теперь я понимаю. И из - за вашей глупости я не могу наказывать себя. Ваше дело решать, оскорблять меня или нет, но принимать или нет ваше оскорбления - в этом моя свобода. Вы не можете мне их навязать. Я от них отказываюсь; они того не стоят. Можете их забирать себе.

Почему многие Учителя человечества учили своих учеников терпению? Почему мы сами умеем его проявлять? В чем различие между знанием и пониманием?

Для наглядности приводится пример знания и понимания. Все знают о надписи на пачке с сигаретами: «Минздрав предупреждает: курение опасно для здоровья», а понимают ее смысл только те, кто не курит. Значит, понимание ведет к определенному действию. Понимание позволило Будде подойти к «глубокому молчанию». Из истории известно, что все Учителя в основу своих деяний полагали принцип Общего Блага, т. е. учитывали, что на земле живут разные люди, а не только свой народ. Где мы можем увидеть это Общее Благо в притче, если Учителя окружают не его сторонники? У людей всей планеты есть физические тела. И хотя мы отделены друг от друга, все же можно говорить о всеобщей физической материи. У нас у всех есть чувства и мысли. Это более тонкая материя по отношению к нашим телам. Можно говорить о тонкой всеобщей материи.

Далее проделывается небольшой эксперимент. В одном из дальних углов класса открывается небольшой пузырек с духами. Через некоторое время ребята начинают чувствовать аромат и отмечают это.

Воздух обладает особым свойством передавать и распространять запахи. Как вы думаете, тонкая психическая материя обладает такими же свойствами? Современная наука нашла взаимосвязь между духовным состоянием человечества и явлениями природы. Чем больше на земле войн, конфликтов, ненависти, злобы, зависти, тем чаще возникают землятресения, ураганы, вулканические извержения, эпидемии. Известно, что определенные вирусы, бактерии существуют постоянно. Это жизнь, а чтобы жизнь начала развиваться, нужны условия. Пока неизвестно, как это происходит, но это взаимосвязано. Еще Иоанн Златоус говорил об этом. Существует в народе поговорка: «Что в народе, то и в погоде».

Получается, что Будда учитывал эту сторону жизни. Мы пользуемся неким Общим Резервуаром, а возвращаем туда либо «благовония», либо «тяжелые запахи». Наши чувства могут принести либо благо, либо разрушение, поэтому Будда и не стал принимать оскорбления. Общий источник остался чистым.

Поэтому наше с вами внутреннее равновесие дает здоровье не только нам, но и оберегает от зла всю планету.

У нас в школе есть армянские дети, которые были вынуждены выехать из своей страны. Были у нас и негативные проявления по отношению к ним со стороны родителей. Как - то одна мама сказала: «Понабрали здесь одних чёрных». А дети потом в классе разносили как кривой звук её слов: «Негры, негры».

Большое значение имел общий настрой преподавателей. И если в семье продолжала кипеть злоба, то в школе активно боролись с ней. Мы показали нашим учащимся насколько армянские дети сильнее нас. Им нужно выучить незнакомый им язык, уметь говорить на нём. А мы не знаем по-армянски ни слова.

Это был длительный воспитательный процесс. А недавно на одном занятии сын той самой женщины, которая ругалась, вдруг вступился за армянского мальчика перед одиннадцатиклассницей. Он сказал: «Ты оскорбляешь его язык» (Девочка передразнивала). Общие усилия дали свои плоды. Для учителей эти дети были не учениками, какого - то класса, а нашими. Все интересовались их успехами, неудачами, а дети отвечали добрыми улыбками.

Разминка. Коллективный счет.

Участники стоят по кругу, опустив голову и не глядя, друг на друга. Необходимо называть по порядку числа натурального ряда, стараясь как можно быстрее добраться до больших чисел. При этом должны выполняться 3 условия: участникам неизвестно кто начинает и кто называет следующее число; один участник не может начинать два числа подряд; если следующее по порядку число называют одновременно несколько участников, счет начинается с единицы. Запрещается каким - либо способом договариваться друг с другом.

Ведущий подчеркивает, что каждый должен попытаться уловит настроение каждого и решить стоит ли ему говорить или стоит помолчать. Особо подчеркивается, что чем сплоченнее группа, тем до больших чисел она доходит. :{

Задачи на интеллект.

Найдите правильный ответ: а) Вова, Лена и Саша сидели на скамейке. Запишите, в каком порядке (слева направо) они сидели, если Саша сидел слева от Вовы, а Лена сидела слева от ; Саши. Ответ: Лена, Саша, Вова.

Б) Собака легче, чем жук. Собака тяжелее, чем лошадь. Кто легче и тяжелее всех? Ответ: жук -самый тяжелый, лошадь - самая легкая.

В) Чего нет ни в дыне, ни в тыкве, но есть в арбузах, помидорах и огурцах. Ответ? Буква «Р».

Г) Найдите закономерность и запишите следующее число: 8 14 22 32 44

9 12 172433

22 15940

Конкурс сказка.

Участники делятся на несколько команд, и каждая получает по сказке, которую должна закончить при помощи наименьшего количества фраз. Повествование должно вестись от имени • указанного персонажа с учетом его характера. Чем логичнее и короче концовка, тем - больше баллов. Время на обсуждение - 10 минут, на представление -5 минут.

Сказки:

  1. Пошел как - то Иван Царевич на охоту. Вышел на огромного медведя. Глядь в колчан: а у
    всех стрел надломлены наконечники - кто - то из скрытых врагов во дворце постарался.
    Бросился он от медведя, а бежать - то некуда: с одной стороны пропасть, с другой
    отвесная скала, - с третьей болото. А тут уже медведь приближается...

  2. Маленький Скворец давно мечтал научиться летать, но это ему никак не удавалось. И вот
    однажды, когда он уже потерял надежду, случайно вывалился из гнезда и со страха так
    замахал крыльями, что взлетел. А когда он оглянулся вокруг, то вдруг понял...

  3. Отправилась как - то Машенька в лес по ягоды и повстречала там удивительного старика,
    который подарил ей маленькое, с виду обыкновенное зеркальце. Взглянула она в
    зеркальце, а там...

  4. Жила - была Канцелярская Кнопка. Как - то раз попала она в руки к злобному
    мальчишке, который стал подкладывать ее ребятам на стул. Когда они, присев на стул,
    вскакивали как ужаленные, мальчишка мерзко хохотал. Кнопке ее роль очень не
    нравилась. И вот...

  5. Жил- был Футбольный Мяч. У него была необыкновенная жизнь: в отличие от своих
    знакомых, он оказывался полезным тогда, когда его начинали бить. Да еще ногами. В
    конце концов, ему это надоело...

Один Юный Волшебник любил проказничать и совершать разные чудачества без разрешения взрослых. Тогда его мама - Волшебница взяла и сделала его стеклянным. Теперь, когда он был прозрачным, она могла сразу увидеть, если он что - то задумывал

Задания:

1. Ученик 7 класса написал в контрольной работе: «Паукообразные живут на суше, потому что у них нет жабр». Учитель нашел ошибочным его суждение, но как исправить ошибку? Написать правильно:

• «У них нет жабр, т.к. живут на суше».

ч • «Что от чего зависит - строение организма от среды или наоборот, выбор среды в I

_,.? зависимости от строения органов».

• «Нет, не так! Подумай». /

  1. Человек разглядывает портрет. «Чей это портрет вы рассматриваете» - спрашивают у него. Он
    отвечает: «В семье я рос один, как перст, один. И все тот, кто на портрете, - сын моего отца. Вы
    не ослышались, Все верно - сын!» Чей портрет разглядывает человек? Ответ: Свой портрет.

  2. У меня две монеты на общую сумму 15 копеек. Одна из них не пятак. Что это за монеты?
    Ответ: 10 и 5.

  3. Какая будут буква между Ж. и П.? Ответ: И.

  4. Сложить 4 треугольника из 6 спичек.

Упражнение для подростков

6. Провести через 4 точки три прямые линии, не отрывая карандаша от линии, так, чтобы карандаш вернулся в исходную точку.

Решение не в плоскости, а в пространстве.

Упражнение для подростков

7. Сколько весит крокодил? Крокодил и павиан весят 2 бочки и диван.

Павиан без крокодила весит 2 корзинки ила. Ровно 6 корзинок ила весит черная горилла. Две гориллы весят три бочки ила. И все та же обезьяна весит ровно полдивана. Сколько весит крокодил в пересчете на горилл? Ответ: 1 крокодил 3 гориллы. Вес крокодила определяется так: 12 корзинок ила. 1 бочка весит 4 корзины ила. 2 бочки - 8 корзинок ила. 8 + 12 = 20. 20

- 2 = 18. 18: 6 = 3. Один крокодил весит 3 гориллы.

8. Кто преступник?

Исчезло ровно 2 тысячи 56 копеек.

- Кого вы подозреваете?

- Не знаю, - ответил кассир. Я пересчитывал деньги, и вдруг лампа дневного света погасла. Я
встал на стол и дотронулся до лампы, но от сильного ожога я пошатнулся и упал, а деньги
исчезли.

- Я обвиняю вас в краже - сказал инспектор, - потому что...
Ответ: Лампа дневного света не может обжеч.

9. Столбик чисел закрывается бумагой, и затем последовательно открываются числа, начиная с
верхнего. Предлагается быстро их складывать и назвать итог. 1000 - 40 - 1000 - 30 - 1000 - 20 -
1000 - 10 = 4.100. Как правило, 8 - 9 из 10 называют сумму чисел равную 5000. Почему?

10. Сравнивая информацию в верхних клетках и в нижних, найдите в ней логическую связь. Это
даст возможность заполнить пустую клетку.

2

5

10

Б

д

9

Ответ: В пустой клетке должна быть буква «И», т.к. Цифры вверху соответствуют местам -:: букв алфавита.

рука

нож

Лук

ж

м

9

Ответ: «М» - рука - женского рода, •

нож - мужского рода, лук - мужского рода.

11. Анаграммы. Вариант 1. Из каждой пары приведенных слов путем перестановки букв нужно составить название крупного города. Все буквы должны быть использованы.

  1. Мера + ноль (Монреаль).

  2. Мак + сад (Дамаск).

  3. Жар + пи (Париж).

  4. Сом + ква (Москва).

  5. Нил + лат (Таллин).

Вариант 2. Из приведенных слов путем перестановки букв можно составить название * животного, птицы или растения. 1) Лира + гол = горилла

• 2) Фа + жир = жираф

  1. Липа + нота = антилопа

  2. Фа + гном + ил = фламинго.

  3. Кожа + ворон - жаворонок.


  1. Составление предложений. Предлагаются 3 слова не связанные между собой по смыслу.
    Например: озеро, медведь, карандаш. Необходимо составить как можно больше предложений,
    которые включали бы эти слова

  2. Поиск общего. Предлагаются два слова, практически не связанные друг с другом. За 10
    минут необходимо написать как можно больше общих признаков для этих предметов. Например:
    консервная банка и чашка.

  3. Поиск предметов, обладающих сходными признаками. Называется какой - либо
    предмет. Необходимо за 5 минут написать как можно больше предметов, сходных с названным.
    Например: стрекоза - самолет, бабочка, птица.

  4. Поиск предметов по заданным признакам. Предлагается назвать предметы, которые
    объединяют в себе выполнение двух противоположных функций, дверь - открывается и
    закрывается, выключатель - свет включается и выключается.

  1. Построение сообщения по алгоритму: факт - причины - повод - сопутствующее событие

- аналоги и сравнения - последствия. Можно также использовать алгоритм, предложенный
Цицероном: кто - что - где - чем - зачем - как - когда.

17. Упражнение на развитие вербального мышления. За короткий период времени
предлагается составить как можно больше слов из букв, входящих в слово «аплодисменты».

18. Пропусти число. Предлагается посчитать по кругу вслух, причем числа, содержащие 3 или
делящиеся на 3 произносить нельзя. Вместо этого нужно сделать хлопок. Время 3 мин.

19. Знаем ли мы пословицы? Каждому участнику предлагаются пословица, измененная, или
правильный ее вариант. Произнести ее необходимо правильно. Например: Закончил отдыхать,

гуляй смело. Готовь сани зимой, а телегу летом. Делу - время, потехе - день. Сначала начинай, а потом подумай. Пар кости ломит.

20. «Кто быстрее?» Предлагается как можно быстрее и точнее какую-нибудь букву в любом тексте. Успешность оценивается по времени количеству ошибок. Для тренировки переключения и распределения внимания предлагается вычеркивать 1 букву вертикальной, а другую горизонтальной линией

Одинаковые листочки.

Занятия для учащихся 1- го класса.

В начальных классах мы используем окружающую нас природу. Это удивительное естественное произведение искусства - лес. Он просто кладезь для психологических наблюдений и исследований. Осенью мы с детьми идем в лес. Во время одной из таких прогулок ребятам даётся такое задание -найти два одинаковых листочка, упавших с одного дерева (специально выбираются одиноко стоящее). Дети пытаются найти. Приносят одни другие. Мы внимательно их рассматриваем. У одного форма не очень похожа, у других разные оттенки цвета, у третьих «хвостик» не так загнут, прожилки другие. В конце концов, дети немного устают, энтузиазм снижается. И тогда мы собираемся вместе. Задаются вопросы:

  • Почему природа даже на одном дереве не создала одинаковых листьев?

  • Хорошо это или плохо, что на одном дереве растут разные листочки, хотя на первый взгляд
    они кажутся одинаковыми?

Дальше работа может идти, как подсказывает педагогу воображение. Это может быть сочинённая вместе сказка. Или только её начало.

Тайны души

Занятия для учащихся 2-4 классов.

Заранее готовятся на отдельных листочках (по количеству детей) следующие схемы:

Упражнение для подростков

Схема 1

Эти схемы нужно подписать, причем в начале беседы эти схемы не раздаются:

  1. Качества, способствующие росту души;

  2. Качества, мешающие росту души.

Психолог. Скажите, ребята, могли бы мы с вами сейчас изучать морские и космические красоты, если бы не было людей, которые проникли в тайны морей и космоса? Благодаря таким людям мы можем увидеть на экранах телевизоров эти удивительные царства природы. Вот и мы сегодня попытаемся открыть одну тайну - нашей души. А открытая изученная тайна помогает людям жить. Вот вам первая загадка. Почему к одному человеку хочется подойти, дружить с ним, а к другому нет? После высказываний раздаются листочки со схемами. Даётся время на их рассмотрение. На вопрос: «Зачем это?» психолог отвечает: «Это позволит нам открыть одну тайную. Скажите, сколько времени нам потребуется, что - бы построить дом?»

Ответ ребят. -

Психолог. Действительно не один день и не один месяц. А сколько времени понадобиться, что бы построить необычный дом? Такой, который нельзя потрогать руками. Но который можно почувствовать? Так вот, этот незримый дом мы строим внутри себя, порой даже не зная об этом. Для чего? Вы все знаете, что у человека есть душа. Я нарисую её в виде звёздочки.

Психолог рисует на доске 1 схему.

Возможно, кто - то из вас слышал, что про человека говорят: «У него большая душа» или «Человек широкой души». В чем здесь дело? Неужели душа может расти? Оказывается да. В этом и

кроется секрет. Вот посмотрите. Вокруг « души» рисуют «кирпичики». Что бы вырастить цветок, за ним нужно ухаживать, приложить немало труда. И здесь мы должны трудиться. Для роста нашей души потребуются «кирпичики - качества», которые не дадут душе замёрзнуть на «морозе». А что может быть для души «морозом»? Об этом поговорим чуть - чуть позже. А сейчас давайте подумаем, какие качества нужны для того, чтобы построить этот незримый дом. Вот здесь внизу самый главный «кирпичик», который помогает любое дело выполнять тщательно и старательно, не жалея времени. Какое это качество? Психолог по мере ответов подводит их к выводу, что это терпение. Записываем это качество в «кирпичик». А какие качества помогают росту души? Затем преподаватель просит написать детей качества в оставшихся «кирпичиках» и разукрасить их.

Рассмотрим теперь вторую схему. Построить этот дом, мы уже говорили, непросто, не только из-за того, что он невидимый, но ещё и потому, что нам так часто хочется на обиду ответить обидой, на обзывание обзыванием. На нас внезапно нападает жадность или вдруг мы почему - то решаем, что мы лучше других. Много разных препятствий нас поджидают. И что же происходит с нашим домом? Ответ: он разрушается. А если мы не хотим чтобы наша «звёздочка» потеряла свет, яркость, мы должны начинать трудиться заново, исправлять свои ошибки. Какие же свойства мешают росту души? Свойство записываются в «кулачках».

Вот здесь и кроется ответ на наш вопрос. Это позволяет нам объяснить, почему возле одних людей нам «тепло», а возле других «холодно». Дети делятся своими наблюдениями.

Получается вот что, человек, который часто ругается, злится, обижается, ненавидит кого-то, разрушает «кирпичики - качества». Его душа не может набраться сил для выроста. Она становится маленькой и не может делиться своим теплом в полную силу. Такой человек вырастает физически очень большим, а душа его остается очень маленькой и холодной. Поэтому и не тянутся к нему люди, холодно возле него. Этот душевный труд должен происходить в нас постоянно. Например, невозможно убрать в своей комнате на всю жизнь. Каждый день, мы должны строить этот дом и испытывать уже укрепившиеся качества.

Что подсказали деревья. Занятия для учащихся 3 - 4-х классов.

Детям предлагается найти два одинаковых дерева - таких, чтобы у них совпадало всё: Цвет, форма, порода дерева, высота положение веток. Затем подводим итоги путешествия.

А можно ли было выполнить это задание? Посмотрите друг на друга. Есть ли среди вас похожие друг на друга? А поднимите руку те, кто сам сделал хоть одну часть своего тела: ухо или ресничку, глаз или рот...

Таких нет. Вот видите как интересно. Среди нас нет похожих друг на друга. Никто из нас не сделал ни одну часть своего тела. Да и растем мы не от своего желания. Но тогда почему мы обзываем друг друга? Порой зло смеёмся друг над другом только потому, что у нашего товарища не такие глаза, уши, волосы, рост цвет кожи. Кто - то не совсем правильно говорит слова. Имеем ли мы, хоть какое -то право на такие отношения? Кто из вас может похвастаться, что он сам выбрал, среди какого народа ему родиться? И уж если мы являемся хозяевами своей страны, то какие мы? Обладаем ли мы добрым и гостеприимным сердцем?... Когда мы с вами шли по лесу, то старались подметить окружающею нас красоту. Ответьте, пожалуйста, на такие вопросы: «Почему окружающая нас красота не живёт в цас? Почему она не пропитывает, не насыщает нас? Почему мы иногда совершаем некрасивые поступки?

© 2010-2022