Программа Рука помощи (родители 1-11 класс)

Психологическая  программа родительского всеобуча «Рука помощи»МБОУ «Средней общеобразовательной школы №5 с углубленным изучением отдельных предметов г. Шебекино Белгородской области», направлена на оказание профессиональной помощи  и  повышение родительской компетентности в вопросах  профилактики детского и подросткового суицида. Цель данной программы является: - повышение родительской компетентности в вопросах профилактики суицида, формирование положительной жизненной позиции, здорового образа жизни обучающихся школы.   Задачи: 1. Информирование родителей о способах выхода из затруднительных ситуаций в общении с ребенком. 2. Ознакомление родителей с психологическими возрастными особенностями детей. 3. Ознакомление родителей с рекомендациями, способствующими наиболее эффективному проведению профилактической работы с дет...
Раздел Школьному психологу
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка рабочей программы

педагога-психолога МБОУ «Средней общеобразовательной школы №5 с углубленным изучением отдельных предметов г. Шебекино Белгородской области»

родительского всеобуча «Рука помощи»

родители 1-11 класс


Пояснительная записка


Психологическая программа родительского всеобуча «Рука помощи» МБОУ «Средней общеобразовательной школы №5 с углубленным изучением отдельных предметов г. Шебекино Белгородской области», направлена на оказание профессиональной помощи и повышение родительской компетентности в вопросах профилактики детского и подросткового суицида.

Данная программа разработана на основе:

  1. Конвенции ООН о правах ребенка (ст. 6, 8, 16, 27, 28, 29, 30).

  2. Федеральной целевой программе «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007 - 2012 годы)» (с дополнениями и изменениями),

  3. Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.05.2007 г. № 280, ФЗ № 120-ФЗ № 120-ФЗ от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»,

  4. Законом Российской Федерации «Об образовании» п. 3 ст. 32 и п. 1 ст. 51,

  5. Письмо Министерства образования Российской Федерации «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков» от 26.01.2000 г. и от 29.05.2003 г.,

  6. Письмом Департамента воспитания и социализации детей Министерства образования и науки РФ от 27.02.2012 г. № 06-356 «О мерах по профилактике суицидального поведения обучающихся»,

  7. Планом мероприятий Министерства образования и науки РФ по профилактике суицидального поведения среди обучающихся образовательных учреждений на 2011 -2015 годы, утв. приказом Минобрнауки России от 26.10.2011 г. № 2537;

  8. Письма Министерства образования РФ от 26.01.2000 г. № 22-06-86; «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков»;

  9. Статьей 14 Федерального закона РФ № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;

  10. Федерального Закона № 120 от 24.06.1999г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

  11. Уголовного кодекса РФ (ст. 117 «Истязание», ст. 110 «Доведение до самоубийства», ст. 131-134 «О преступлениях сексуального характера»);

  12. Административногокодекса РФ (ст. 164 "О правах и обязанностях родителей");

  13. Плана мероприятий по реализации в 2012-2015годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2011 года №367-р ;

  14. Закона Белгородской области от 31.01.2005 N 167 (ред. от 04.10.2012) "Об ответственности родителей за воспитание детей".

Актуальность программы

Качество семейного воспитания, расширение воспитательных возможностей семьи, повышение ответственности родителей за воспитание своих детей - важнейшие проблемы современной педагогической практики. Именно этими обстоятельствами диктуется необходимость постоянного повышения уровня педагогической компетентности родителей, необходимость и актуальность организации для них различных форм образования.

Суицид - это глобальная и трагическая проблема для мирового сообщества. Согласно приводимой ВОЗ статистике Россия находиться на 1 месте среди европейских стран по свершению самоубийств детьми и подростками в возрасте от 11-16 лет. Тенденции таковы, что к 2020 году число самоубийств, по всей видимости, возрастет в полтора раза.

Основными причина совершения суицида детьми и подростками является:

- конфликтные ситуации в семьях (разводы или смерть родителей, отсутствие взаимопонимания среди детей и родителей, асоциальное поведение родителей - пьянство, прием наркотических веществ, жестокое обращения с детьми);

- конфликтные ситуации с социумом (конфликты и отсутствие понимания среди социальных контактов (сверстники, педагоги и др.), давления и применения насилия со стороны );

- употребление ПАВ (наркотиков, алкоголя и др.)

- неудовлетворенность потребностями самореализации (дезадаптация в обществе, школьная не успеваемость, проявление тревожности по поводу сдачи ЕГЭ и ГИА, материальная обеспеченность, личностные конфликты и др.)

Исходя из актуальности данной проблемы, необходимо принятие мер по профилактике суицидального поведения среди детей и подростков.

Проводимые профилактические мероприятия в общеобразовательном учреждении с обучающимися школы по профилактике суицидального поведения, не в полной мере оказывают положительные результаты в силу своих психологических особенностей:

- отсутствие контроля психоэмоционального состояния во внеурочное время;

- не полная осведомленность о внутреннем мире ребенка;

- основная направленность деятельности учреждения - повышение качества знаний обучающихся и т.п.

Следовательно, основной целью общеобразовательного учреждения становиться не только работа с обучающимися школы по профилактике суицида, но и оказание индивидуальной помощи детям и подросткам, нуждающимся в помощи и поддержке в кризисной ситуации. Создание непрерывной системы профилактики и контроля за психоэмоциональным состоянием обучающихся и повышение родительской компетентности по данной проблеме - единственный выход из сложившейся ситуации. Другим обоснованием реализации данной программы является повышение суицидов среди подростков по причине конфликтов в семье и проживания в асоциальных условиях.

Совместная деятельность семьи и школы позволит обеспечить эффективность профилактики суицидального поведения обучающихся, вывести ребенка из «группы риска», нормализовать условия его развития, сформировать необходимые навыки взаимодействия взрослых и детей, обеспечить социальную адаптацию школьников.

Цель данной программы является:

- повышение родительской компетентности в вопросах профилактики суицида, формирование положительной жизненной позиции, здорового образа жизни обучающихся школы.

Задачи:

1. Информирование родителей о способах выхода из затруднительных ситуаций в общении с ребенком.

2. Ознакомление родителей с психологическими возрастными особенностями детей.

3. Ознакомление родителей с рекомендациями, способствующими наиболее эффективному проведению профилактической работы с детьми.

4. Формирование родительской компетентности в вопросах укрепления психологического и физиологического здоровья детей.

Принципы реализации программы:

  • Принцип системности и последовательности. Программа должна реализовываться по этапам и в последовательной взаимосвязи, а также в системе отношений администрации и педколлектива школы, социального педагога, педагога-психолога, медицинских работников и других специалистов.

  • Принцип учета индивидуальных особенностей личности и жизненной ситуации (психоэмоциональный климат в семье, тип семейного воспитания, наличие или отсутствие кризисной ситуации и др.). Этот принцип ложиться в основу работы с родителями, дети которых имеют склонности и причины к совершению суицида.

  • Принцип учета возрастных особенностей. Он обеспечивает в Программе учет особенностей профилактических мероприятий с родителями в соответствии с возрастными особенностями.

  • Принцип развития. Этот принцип говорит о том, что реализация Программы должна быть направлена на позитивное развитие и формирование стойких жизненных позиций родителей и детей, обеспечивающих социальную адаптацию, укрепление детско-родительских отношений, формирование семейной позиции, здорового образа жизни.

  • Принцип связи с жизнью. Данный принцип помогает установить причины суицидального поведения детей, подобрать материал для профилактики и коррекции отклонений в поведении и психике обучающихся, чтобы он был интересным и близким к их жизни.

  • Принцип гуманности. Он позволяет в ходе реализации Программы формировать гуманное отношение родителей к детям.

  • Принцип соотнесения внешнего и внутреннего. Данный принцип разработан С. Л. Рубинштейном, который означает внешнюю обусловленность всех личностных образований человека. В Программе он реализуется в создании условий образовательной среды, которая будет оказывать корректирующее воздействие на суицидальные признаки школьников.

Теоретико-методологической основой Программы является взаимосвязь трех подходов:

● социально-психологического, выявляющего причины, лежащие в основе суицидального поведения;

● комплексного, обеспечивающего учет знаний родителей о возрастных психологических особенностях в организации воспитательной системы в семье;

● междисциплинарного, позволяющего осуществлять комплексную деятельность специалистов, сопровождающих профилактические и коррекционные мероприятия с родителями обучающихся. Эта деятельность отражает, с одной стороны, специфику решения задач коррекции нарушенного развития детей конкретным содержанием профессиональной работы медицинских работников, педагогов и психологов, а с другой - интеграцию действий формирующегося коллективного субъекта этого процесса (от осознания необходимости совместных действий к развитому сотрудничеству).

Программа рассчитана на комплексную работу с родителями обучающихся 1- 11 классов. Продолжительность программы 1 учебный год.

Этапы проведения работы родительского всеобуча

Весь учебный материал в программах компонуется вокруг центральных проблем, распределенных по разделам (классам), для обеспечения последовательности изучения воспитательных явлений, обобщения, закрепления и развития психолого-педагогических знаний родителей по проблеме детского и подросткового суицида.


  1. Первый этап - родительское образование для тех, чьи дети являются учащимися 1-4 классов.

Здесь центральными проблемами для родителей являются проблемы адаптации младших школьников к новой для них среде, а также вопросы сохранения психического здоровья ребенка и формирования у младшего школьника навыков учебной деятельности.

Главная цель на этом этапе родительского образования - заложить навыки совместной учебной деятельности родителей и детей в начальной школе, познакомить родителей с методами, приемами и формами адаптации младших школьников к условиям школы, дать представление об особенностях физического и психологического развития детей 6-10 лет.

Здесь очень важно довести до родителей, что младший школьный возраст является стадией активного накопления социального опыта. Мотив "Я хочу" отходит в этом возрасте на второй план, уступая установке "Я должен". Можно говорить, таким образом, с родителями о развитии рефлексивных способностей их детей. В рефлексии реализуется психическая активность ребенка. В младшем школьном возрасте рефлексия существует на фоне переживания таких чувств как горе, радость, стыд, гордость, вызванных личным поступком. Содержание ее - поиск линий собственного поведения. Приобретенные рефлексивные способности окажут неоценимую услугу ребенку при разрешении проблемных ситуаций при общении с педагогом и сверстниками.

Общая сензитивность к воздействию окружающих условий жизни, свойственная детству, содействует развитию адаптационных форм поведения и психических функций. Однако, у некоторых детей начинает преобладать тревожное, беспокойное, угнетенное состояние. Появляется устойчивый страх не справиться с предъявляемыми требованиями. Все это отрицательно сказывается на нервной системе школьников, порождает "уход в болезнь". Предотвратить такое развитие событий - задача родителей и педагогов в период начальной школы. Большая удача для детей, если стилем общения между ними и взрослыми будет демократический стиль, подразумевающий взаимопонимание, сотрудничество, обеспечение активной позиции, нравственных установок ребенка.

Второй этап - основное общешкольное родительское

образование (группа родителей учащихся 5-9 классов).

Для достижения максимального эффекта профилактики суицидального поведения в этой возрастной группе необходим ряд условий, соблюдаемых родителями и педагогами:

  • уважение к личности ребенка, его право на самоопределение;

  • расширение прав детей и родителей, тесное сотрудничество школы и учреждений дополнительного образования с семьей;

  • при формировании образовательной политики образовательного учреждения необходим индивидуальный подход к обучению и воспитанию, принцип диалогичности;

  • формирование ролевой идентичности подростка через предоставление ему возможности попробовать себя в различных видах деятельности, а также развитие ответственности за собственные поступки.

В результате проведения такой педагогической работы подросток учится:

  • осознавать себя как личность, индивидуальность;

  • понимать себя в сравнении с другими людьми и позитивно строить свои отношения с окружающим миром;

  • осознанно делать жизненный выбор и управлять своим поведением;

  • стремиться к самосовершенствованию, осознавая необходимость волевого самопринуждения ради достижения жизненных целей;

  • обладать сознательностью и высоким уровнем самоорганизации.

При организации работы с родителями следует учесть, что основной процент суицидов совершаются именно в подростковом возрасте. Исходя из вышеизложенного, главной целью образования родителей на этом этапе является формирование у них представления об особенностях личности подростка. На основе психолого-педагогических знаний необходимо раскрыть основные законы развития личности подростка, вооружить родителей элементарным инструментарием для осуществления мудрого воспитания своих детей и информирование родителей о способах выхода из затруднительных ситуаций в общении с ребенком, ознакомить с методами профилактики употребления ПАВ и формированию позитивных жизненных установок.

Третий этап - образование для родителей учащихся 10-11 классов. Центром обсуждения здесь становятся проблемы, свойственные старшему школьному возрасту (детям 15-18 лет): профессиональная ориентация, социализация и самореализация старшеклассников, проблемы связанные с личными взаимоотношениями юношей и девушек, психологическая подготовка к сдачи ЕГЭ.

Центральный психологический процесс юношеского возраста - развитие самосознания, которое пробуждает личность соизмерять все свои стремления и поступки с образом своего "Я". Активная жизненная позиция вырабатывается только через самостоятельные поступки и творчество. Важнейшими социальными потребностями юношества становятся потребности в общении, сопереживании, в обособлении и уединении. Взрослые должны признать, что возрасту старшеклассников свойственен многообразный творческий потенциал, стремление к интенсивному познанию, склонность к мечтанию, ярко выраженная потребность в достижении.

Программа родительского всеобуча на данном этапе включает изучение основ процесса личностного самоопределения подростка (развитие самосознания, формирование систем ценностных ориентаций, жизненных планов и др.), помощи родителям в психологической подготовке детей к сдачи ЕГЭ.

Одной из форм работы с родителями по профилактики суицида является социально- педагогическая диагностика. Социально-педагогическая диагностика с учащимися и их родителями - специалистами образовательного учреждения, в котором происходит сбор информации о влиянии на личность и социум социально- психологических, педагогических, экологических и социологических факторов в целях повышения эффективности педагогических факторов.

Целью диагностической работы с родителями является диагностика типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и к собственной семье. Результаты диагностической работы не только дают специалисту информацию о возможных неблагополучиях в системе семейного воспитания, детско-родительских отношений, но и позволяют выявить область возможных проблем в тех семьях, где дисбаланс семейных отношений еще не наступил, но уже имеются некоторые негативные тенденции.

Диагностическая работа может проводиться как групповым, так и индивидуальным методом, сообщение же результатов диагностики всегда осуществляется индивидуально Диагностическая работа с учащимися позволяет своевременно выявить группу детей с повышенным риском формирования различных вредных привычек и девиации поведения, а также особенности аномального развития детей, в следствии которых ребенок может совершить суицид.

Второй и основной формой работы родительского всеобуча является информационно-просветительская работа. Информационно-просветительская работа с родителями направлена на формирование жизнеспособной личности, гуманистически ориентированной по отношению к обществу и к себе самой, углубление и конкретизацию знаний о предупреждении суицидов совершаемые несовершеннолетними. Информационно-просветительская работа с родителями имеет целью профилактику, предупреждение возможных нарушений в семейных отношениях и семейном воспитании. С этой целью родителей необходимо знакомить с теми формами семейных отношений и семейного воспитания, которые могут приводить к негативным отклонениям в поведении детей и подростков. Информационно - просветительская работа с родителями должна быть направлена на разъяснение влияния супружеских отношений и типа семейного воспитания на развитие негативных отклонений в поведении детей и подростков. Основная форма работы класса и родителей - это родительское собрание. Другими, в том числе активными формами взаимодействия педагогов и родителей могут быть лекции, семинары, беседы, конференции, вечера вопросов и ответов, диспуты, встречи с учителями, тематические родительские собрания с привлечением специалистов (медиков, психологов, сотрудников КДН и т. д.).

Ожидаемый результат

1. Осведомленность родителей о способах выхода из затруднительных ситуаций в общении с ребенком.

2. Осведомленность родителей с психологическими возрастными особенностями детей.

3. Осведомленность родителей с рекомендациями, способствующими наиболее эффективному проведению профилактической работы с детьми.

4. Повышение уровня родительской компетентности в вопросах формирования и укрепления психологического и физиологического здоровья детей.

5. Оказание детям и их родителям помощи и поддержки в сложной (кризисной ситуации).

Формы проведения итогов реализации программы

Контроль эффективности проведения данной программы осуществляется по 2 направлениям.

1. Анализа:

- случаев суицидального проявления, среди обучающихся школы;

- процента охвата по психолого-педагогическому сопровождению детей и их семей, нуждающихся в психолого-медико-педагогической помощи и поддержки специалистами школы.

2. Мониторингового исследования:

  • "Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ) Опросник для родителей в двух вариантах - детском и подростковом, предназначен для анализа семейного воспитания и причин его нарушения. Опросник направлен на использование проблемных семей, где есть нервные дети и подростки с явными акцентуациями характера и отклонениями в поведении.

  • "Лики родительской любви" данный опросник выявляет отношения родителей к ребенку.

  • "Мера заботы" - выявление воспитательной позиции родителей применяемые к ребенку в семье.

  • Методика идентификации детей с родителями опросник А. И. Зарова исследование компетентность и престижность родителей в восприятии детей, и особенности эмоциональных отношений с родителями.

  • Методика PARI (parental attitud eresearch instrument) предназначена для изучения отношения родителей к разным сторонам семейной жизни (семейной роли, к ребенку: оптимальный эмоциональный контакт, излишняя эмоциональная дистанция с ребенком, излишняя концентрация на ребенке).

  • Опросник родительского отношения (ОРО) тест-опросник представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера личности ребенка, его поступков.

  • "Поведение родителей и отношение подростков к ним" Е. Шафер (ПОР - Подростки о родителях) назначение теста - изучение установок, поведения и методов воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте.

  • "Стратегии семейного воспитания" С помощью этого теста можно оценить стратегию семейного воспитания (стиль): авторитетный, авторитарный, либеральный и индифферентный.

  • Обследование семьи.

  • Исследование осведомленности родителей в вопросах профилактики суицида среди детей.

Тематическое планирование


п/п

Тема

родительского всеобуча

Количество часов

Форма проведения

Ответственные, взаимодействие со специалистами

1.

Первый этап

родители 1-4 классов

1.1

Диагностика родительской компетентности в вопросах воспитания и общения

1

Диагностика

Классные руководители, педагог-психолог

1.2

Адаптация обучающихся к школьному обучению

1

Лекция

Классные руководители, педагог-психолог

1.3.

Психологические особенности младшего школьного возраста

1

Беседа

Педагог-психолог

1.4

Семейное воспитание и семейные ценности

1

Лекция

Педагог-психолог, социальный педагог

1.5.

Семья без жестокого обращения к детям

1

Беседа

Классные руководители, педагог-психолог, социальный педагог, сотрудник полиции и КДН

1.6.

Психологические трудности младших школьников

1

Лекция

Педагог-психолог, врач невропатолог, психиатр

1.7.

Психолого-педагогические особенности обучающихся в период подготовки к переходу на среднее звено обучения

1

Беседа

Классные руководители, Педагог-психолог

1.8.

Тренинг повышению родительской компетентности

для родителей младших школьников


3

Тренинговые занятия

Педагог-психолог

1.9.

Диагностика родительской компетентности в вопросах воспитания и общения

1

Диагностика

Классные руководители, педагог-психолог

2.

Второй этап

родители 5-9 классов

2.1.

Диагностика родительской компетентности в вопросах воспитания и общения

1

Диагностика

Классные руководители, педагог-психолог

2.2.

Адаптация обучающихся 5 классов к переходу на среднее звено обучения

1

Лекция

Классные руководители, педагог-психолог

2.3.

Психологические особенности подросткового возраста

1

Беседа

Педагог-психолог

2.4.

Трудности подросткового возраста

1

Лекция

Классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог, сотрудник КДН

2.5.

Профилактика употребления ПАВ. Влияние употребления ПАВ на психоэмоциональное состояние подростков

1

Круглый стол

Классные руководители, педагог-психолог, подростковый врач нарколог

2.6.

Семья и школа партнеры в воспитании

1

Семинар

Администрация школы, педагог-психолог, учителя предметники, классные руководители, социальный педагог

2.7.

Профилактика подросткового суицида

1

Беседа

Педагог-психолог

2.7.

Влияние семьи на формирование жизненных установок и ценностей

1

Лекция

Педагог-психолог, социальный педагог

2.8.

Тренинг для родителей «Я и мой ребенок»

1

Тренинговые занятия

Педагог-психолог

2.9.

Психологическая поддержка ребенка в период подготовки к сдачи ГИА

1

Беседа

Педагог-психолог

2.10.

Диагностика родительской компетентности в вопросах воспитания и общения

1

Диагностика

Классные руководители, педагог-психолог

3.

Третий этап

родители 10-11 классов

3.1.

Диагностика родительской компетентности в вопросах воспитания и общения

1

Диагностика

Классные руководители, педагог-психолог

3.2.

«Стрессовые ситуации. Как помочь ребенку?»

1

Практико-ориентированный семинар для родителей


Классные руководители, педагог-психолог

3.3.

Профилактика употребления ПАВ. Влияние употребления ПАВ на психоэмоциональное состояние человека

1

Круглый стол

Классные руководители, педагог-психолог, подростковый врач нарколог

3.4.

Психологическая поддержка ребенка в период подготовки к сдачи ЕГЭ

1

Беседа

Педагог-психолог

3.5.

Тренинг для родителей «Возраст первой влюбленности»

1

Тренинговое занятие

Педагог-психолог

3.6.

Семья в воспитании современных детей

1

Беседа

Классные руководители, педагог-психолог

3.7.

Диагностика родительской компетентности в вопросах воспитания и общения

1

Диагностика

Классные руководители, педагог-психолог

Содержание программы

Программа реализуется для родителей разных возрастных категорий обучающихся поэтапно - с первых дней обучения ребенка в школе и последним годом, обеспечивающая проведение родительского всеобуча на протяжении всего периода обучения школьника.

1. Работа с родителями начальной школы (1-4 класс) - на данном этапе проводиться первичная диагностика родителей и изучение родительской компетентности в вопросах воспитания детей, сбор первичных данных о психологическом климате в семье, особенностях семейного воспитания.

С учетом возрастных особенностей обучающихся 1-4 классов работа с родителями по профилактике суицидального поведения среди школьников направлена на повышение родительской компетентности в вопросах создания условий для гармоничного развития личности обучающихся и формирования позитивной жизненной позиции, социализированности ребенка в обществе, сохранение и укрепление психологического и физического здоровья детей, эффективном усвоении программного материала, формирование ответственности родителей за воспитание и обучение детей, привлечение внимания родителей к вопросам влияния семейного воспитания и общения на формирование суицидального поведения детей, а так же проведение профилактики жестокого обращения с детьми в семьях. По окончанию курса мероприятий проводиться повторное диагностическое исследование с целью выявление динамики повышения родительской компетентности в вопросах профилактики суицидального поведения.

Программа рассчитана на 11 занятий, с продолжительностью 40-45 мин, с периодичностью 1 -2раз в неделю, в течении 1 учебного года. Рекомендуемая группа родителей обучающихся 1-4 классов - целевая аудитория класса/параллели.

В реализации занятий включено взаимодействие участников педагогического процесса:

- социальный педагог;

- классный руководитель;

- педагог-психолог.

Взаимодействие со специалистами межведомственных служб города:

- врач психиатр;

- врач невропатолог;

- сотрудник КДН.

К основными методами работы является:

- лекции;

- беседы;

- тренинговые занятия;

- групповые и индивидуальные диагностические исследования.


2. Работа с родителями обучающихся средней школы (5-9 класс) - на данном этапе проводиться повторная диагностика родителей и изучение родительской компетентности в вопросах воспитания детей, сбор данных о психологическом климате в семье, особенностях семейного воспитания.

С учетом возрастных особенностей обучающихся 5-9 классов работа с родителями по профилактике суицидального поведения среди школьников направлена на продолжение повышения родительской компетентности в вопросах создания условий для гармоничного развития личности обучающихся и формирования позитивной жизненной позиции, социализации ребенка в обществе, сохранения и укрепления психологического и физического здоровья детей, формирования навыков ведения здорового образа жизни, эффективном усвоении программного материала, формирования ответственности родителей за воспитание и обучение детей, привлечения внимания родителей к вопросам влияния семейного воспитания и общения на формирование и проявление суицидального поведения подростков, а так же формирование навыков родителей в вопросах оказания поддержки и помощи подросткам в кризисных ситуациях, самореализации в обществе и самоопределении. По окончанию курса мероприятий проводиться диагностическое исследование с целью выявление динамики повышения родительской компетентности в вопросах профилактики суицидального поведения.

Программа рассчитана на 10 занятий, с продолжительностью 40-45 мин, с периодичностью 1 -2 раз в неделю, в течение 1 учебного года. Рекомендуемая группа родителей обучающихся 5-9 классов - целевая аудитория класса/параллели.

В реализации занятий включено взаимодействие участников педагогического процесса:

- администрация школы;

- социальный педагог;

- классный руководитель;

- педагог-психолог;

- учителя предметники.

Взаимодействие со специалистами межведомственных служб города:

- подростковый врач нарколог;

- сотрудник КДН.

К основными методами работы является:

- лекции;

- беседы;

- тренинговые занятия;

- круглый стол;

- групповые и индивидуальные диагностические исследования.


3. Работа с родителями обучающихся старшей школы (10-11 класс) - на данном этапе проводиться диагностика родителей и изучение родительской компетентности в вопросах воспитания детей, сбор данных о психологическом климате в семье, особенностях семейного воспитания.

С учетом возрастных особенностей обучающихся 10-11 классов работа с родителями по профилактике суицидального поведения среди школьников направлена на продолжение повышения родительской компетентности в вопросах создания условий для гармоничного развития личности обучающихся и формирования позитивной жизненной позиции, социализации учащегося в обществе, сохранение и укрепление психологического и физического здоровья старшеклассников, формирование навыков ведения здорового образа жизни, эффективном усвоении программного материала, формирование ответственности родителей за воспитание и обучение детей, привлечение внимания родителей к вопросам влияния семейного воспитания и общения на формирование и проявление суицидального поведения школьников, а так же формирование навыков родителей в вопросах оказания поддержки и помощи подросткам в кризисных ситуациях, самореализации в обществе и самоопределении. По окончанию курса мероприятий проводиться диагностическое исследование с целью выявление динамики повышения родительской компетентности в вопросах профилактики суицидального поведения.

Программа рассчитана на 7 занятий, с продолжительностью 40-45 мин, с периодичностью 1 раз в неделю, в течении 1 учебного года. Рекомендуемая группа родителей обучающихся 10-11 классов - целевая аудитория класса/параллели.

В реализации занятий включено взаимодействие участников педагогического процесса:

- классный руководитель;

- педагог-психолог;

Взаимодействие со специалистами межведомственных служб города:

- подростковый врач нарколог.

К основными методами работы является:

- практико-ориентированный семинар для родителей;

- беседы;

- тренинговые занятия;

- групповые и индивидуальные диагностические исследования.


Программно-методическое обеспечение

В процессе реализации программы коррекционной работы могут быть использованы профилактические программы, диагностический инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога и др.

Кадровое обеспечение

Важным моментом реализации программы является кадровое обеспечение. Профилактическая работа с родителями должна осуществляться специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки в рамках обозначенной темы.

Материально-техническое обеспечение

Материально-техническое обеспечение заключается в создании надлежащей материально-технической базы, позволяющей обеспечить развивающую среду образовательного учреждения для гармоничного развития личности обучающихся.


Информационное обеспечение

Обязательным является создание системы широкого доступа обучающимся, родителей (законных представителей), родителей к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.

Список рекомендуемой литературы:

1. Абрумова А.Г. Профилактика суицидального поведения. Методические рекомендации. М., 1980.

2. Алиев И.А. Актуальные проблемы суицидологии. - Баку -1987г.,289c.

3. Арефьева Т. Социологический этюд. М., 1998. 205с.

4. Манелис Н. Психологический климат в классе // Школьный психолог, 2001, №10, 12, 16, 19.

5. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд // М.: Мысль, 1994г.,480с.

6. Красненкова И.П. Качество веры как решающий аргумент в решении проблемы преодоления сознательного суицида. // "Идея смерти в российском менталитете". - СПб: Изд-во "Русский гуманитарный христианский институт", 1999г.

7. Сладков Л.С. Плюс минус жизнь. М.: Молодая гвардия, 1990г., 269с.

8.Трегубов Л, Вагин Ю. Эстетика самоубийства. - Пермь, 1993г., 319с.

9.Осипова О.С. Девиантное поведение: благо или зло?// Социс.-1998.-№ 9.

10. Смедович С.Г. «Самоубийство в зеркале статистики»//Сицис.,1990, №4.

11. Ланцова Л.А., Шурупова М.Ф. Социологическая теория девиантного поведения// Социально-политический журнал. - 1993.-№4.

12. Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы//Социально-политический журнал.-1995.№2.

13. Горин К. Самоубийство…Убийство? // Газета "Аргументы и факты" - 1996- № 17.

14. Гуревич П.С. О жизни и смерти// Жизнь земная и последующая. Сборник. М.,Политиздат,1991.

15. Бердяев Н.О. О самоубийстве. - М., 1992.

16. Кравченко А.И. Родителям о подростках и подросткам о родителях. - М., 2002.

17. Медведева И.Я. Книга для трудных родителей. - М., 1994.

18. Тихонова Н. Российская семья в начале века: ситуация удручающая.// Воронеж, 2011.

Перечень используемых интернет ресурсов:

1. Социальные видео ролики:

  • video.yandex.ru/ Проблема подросткового и детского суицида.

  • video.yandex.ru// Суицидам НЕТ!

  • video.yandex.ru/ Профилактика суицида

  • video.yandex.ru/ Суицид и подросток

  • video.yandex.ru/ Видеоконференция: «Детский суицид: причины и последствия

  • video.yandex.ru/ Детская психология и детские суициды

  • video.yandex.ru /Подростковый суицид: А ваш ребенок думает о смерти?

  • video.yandex.ru/ О принципах профилактики суицидов

2. Сайты:

  • vashpsixolog.ru/ - Ваш психолог

  • coolreferat.com/ - Подростковый суицид

  • 5psy.ru/prezentacii/- Профилактика подросткового суицида

  • nosuicid.ru/ - Нет суицида!

  • knowledge.allbest.ru/psychology/- профилактика суицида

  • nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/ - Рекомендации родителям по профилактики подросткового суицида

  • do.gendocs.ru/docs/ - Методические рекомендации по профилактике суицидальных проявлений несовершеннолетних

  • pandia.ru/text/ - Рекомендации родителям подростков, склонных к суициду

  • testoteka.narod.ru/-Методики диагностики детско-родительских

  • nsportal.ru/shkola/materialy-dlya-roditelei/library/ - Методики диагностики детско-родительских отношений "Анализ семейных взаимоотношений".

13


© 2010-2022