- Преподавателю
- Школьному психологу
- Программа Рука помощи (родители 1-11 класс)
Программа Рука помощи (родители 1-11 класс)
Раздел | Школьному психологу |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Каширина О.М. |
Дата | 23.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Разработка рабочей программы
педагога-психолога МБОУ «Средней общеобразовательной школы №5 с углубленным изучением отдельных предметов г. Шебекино Белгородской области»
родительского всеобуча «Рука помощи»
родители 1-11 класс
Пояснительная записка
Психологическая программа родительского всеобуча «Рука помощи» МБОУ «Средней общеобразовательной школы №5 с углубленным изучением отдельных предметов г. Шебекино Белгородской области», направлена на оказание профессиональной помощи и повышение родительской компетентности в вопросах профилактики детского и подросткового суицида.
Данная программа разработана на основе:
-
Конвенции ООН о правах ребенка (ст. 6, 8, 16, 27, 28, 29, 30).
-
Федеральной целевой программе «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007 - 2012 годы)» (с дополнениями и изменениями),
-
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.05.2007 г. № 280, ФЗ № 120-ФЗ № 120-ФЗ от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»,
-
Законом Российской Федерации «Об образовании» п. 3 ст. 32 и п. 1 ст. 51,
-
Письмо Министерства образования Российской Федерации «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков» от 26.01.2000 г. и от 29.05.2003 г.,
-
Письмом Департамента воспитания и социализации детей Министерства образования и науки РФ от 27.02.2012 г. № 06-356 «О мерах по профилактике суицидального поведения обучающихся»,
-
Планом мероприятий Министерства образования и науки РФ по профилактике суицидального поведения среди обучающихся образовательных учреждений на 2011 -2015 годы, утв. приказом Минобрнауки России от 26.10.2011 г. № 2537;
-
Письма Министерства образования РФ от 26.01.2000 г. № 22-06-86; «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков»;
-
Статьей 14 Федерального закона РФ № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
-
Федерального Закона № 120 от 24.06.1999г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
-
Уголовного кодекса РФ (ст. 117 «Истязание», ст. 110 «Доведение до самоубийства», ст. 131-134 «О преступлениях сексуального характера»);
-
Административногокодекса РФ (ст. 164 "О правах и обязанностях родителей");
-
Плана мероприятий по реализации в 2012-2015годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2011 года №367-р ;
-
Закона Белгородской области от 31.01.2005 N 167 (ред. от 04.10.2012) "Об ответственности родителей за воспитание детей".
Актуальность программы
Качество семейного воспитания, расширение воспитательных возможностей семьи, повышение ответственности родителей за воспитание своих детей - важнейшие проблемы современной педагогической практики. Именно этими обстоятельствами диктуется необходимость постоянного повышения уровня педагогической компетентности родителей, необходимость и актуальность организации для них различных форм образования.
Суицид - это глобальная и трагическая проблема для мирового сообщества. Согласно приводимой ВОЗ статистике Россия находиться на 1 месте среди европейских стран по свершению самоубийств детьми и подростками в возрасте от 11-16 лет. Тенденции таковы, что к 2020 году число самоубийств, по всей видимости, возрастет в полтора раза.
Основными причина совершения суицида детьми и подростками является:
- конфликтные ситуации в семьях (разводы или смерть родителей, отсутствие взаимопонимания среди детей и родителей, асоциальное поведение родителей - пьянство, прием наркотических веществ, жестокое обращения с детьми);
- конфликтные ситуации с социумом (конфликты и отсутствие понимания среди социальных контактов (сверстники, педагоги и др.), давления и применения насилия со стороны );
- употребление ПАВ (наркотиков, алкоголя и др.)
- неудовлетворенность потребностями самореализации (дезадаптация в обществе, школьная не успеваемость, проявление тревожности по поводу сдачи ЕГЭ и ГИА, материальная обеспеченность, личностные конфликты и др.)
Исходя из актуальности данной проблемы, необходимо принятие мер по профилактике суицидального поведения среди детей и подростков.
Проводимые профилактические мероприятия в общеобразовательном учреждении с обучающимися школы по профилактике суицидального поведения, не в полной мере оказывают положительные результаты в силу своих психологических особенностей:
- отсутствие контроля психоэмоционального состояния во внеурочное время;
- не полная осведомленность о внутреннем мире ребенка;
- основная направленность деятельности учреждения - повышение качества знаний обучающихся и т.п.
Следовательно, основной целью общеобразовательного учреждения становиться не только работа с обучающимися школы по профилактике суицида, но и оказание индивидуальной помощи детям и подросткам, нуждающимся в помощи и поддержке в кризисной ситуации. Создание непрерывной системы профилактики и контроля за психоэмоциональным состоянием обучающихся и повышение родительской компетентности по данной проблеме - единственный выход из сложившейся ситуации. Другим обоснованием реализации данной программы является повышение суицидов среди подростков по причине конфликтов в семье и проживания в асоциальных условиях.
Совместная деятельность семьи и школы позволит обеспечить эффективность профилактики суицидального поведения обучающихся, вывести ребенка из «группы риска», нормализовать условия его развития, сформировать необходимые навыки взаимодействия взрослых и детей, обеспечить социальную адаптацию школьников.
Цель данной программы является:
- повышение родительской компетентности в вопросах профилактики суицида, формирование положительной жизненной позиции, здорового образа жизни обучающихся школы.
Задачи:
1. Информирование родителей о способах выхода из затруднительных ситуаций в общении с ребенком.
2. Ознакомление родителей с психологическими возрастными особенностями детей.
3. Ознакомление родителей с рекомендациями, способствующими наиболее эффективному проведению профилактической работы с детьми.
4. Формирование родительской компетентности в вопросах укрепления психологического и физиологического здоровья детей.
Принципы реализации программы:
-
Принцип системности и последовательности. Программа должна реализовываться по этапам и в последовательной взаимосвязи, а также в системе отношений администрации и педколлектива школы, социального педагога, педагога-психолога, медицинских работников и других специалистов.
-
Принцип учета индивидуальных особенностей личности и жизненной ситуации (психоэмоциональный климат в семье, тип семейного воспитания, наличие или отсутствие кризисной ситуации и др.). Этот принцип ложиться в основу работы с родителями, дети которых имеют склонности и причины к совершению суицида.
-
Принцип учета возрастных особенностей. Он обеспечивает в Программе учет особенностей профилактических мероприятий с родителями в соответствии с возрастными особенностями.
-
Принцип развития. Этот принцип говорит о том, что реализация Программы должна быть направлена на позитивное развитие и формирование стойких жизненных позиций родителей и детей, обеспечивающих социальную адаптацию, укрепление детско-родительских отношений, формирование семейной позиции, здорового образа жизни.
-
Принцип связи с жизнью. Данный принцип помогает установить причины суицидального поведения детей, подобрать материал для профилактики и коррекции отклонений в поведении и психике обучающихся, чтобы он был интересным и близким к их жизни.
-
Принцип гуманности. Он позволяет в ходе реализации Программы формировать гуманное отношение родителей к детям.
-
Принцип соотнесения внешнего и внутреннего. Данный принцип разработан С. Л. Рубинштейном, который означает внешнюю обусловленность всех личностных образований человека. В Программе он реализуется в создании условий образовательной среды, которая будет оказывать корректирующее воздействие на суицидальные признаки школьников.
Теоретико-методологической основой Программы является взаимосвязь трех подходов:
● социально-психологического, выявляющего причины, лежащие в основе суицидального поведения;
● комплексного, обеспечивающего учет знаний родителей о возрастных психологических особенностях в организации воспитательной системы в семье;
● междисциплинарного, позволяющего осуществлять комплексную деятельность специалистов, сопровождающих профилактические и коррекционные мероприятия с родителями обучающихся. Эта деятельность отражает, с одной стороны, специфику решения задач коррекции нарушенного развития детей конкретным содержанием профессиональной работы медицинских работников, педагогов и психологов, а с другой - интеграцию действий формирующегося коллективного субъекта этого процесса (от осознания необходимости совместных действий к развитому сотрудничеству).
Программа рассчитана на комплексную работу с родителями обучающихся 1- 11 классов. Продолжительность программы 1 учебный год.
Этапы проведения работы родительского всеобуча
Весь учебный материал в программах компонуется вокруг центральных проблем, распределенных по разделам (классам), для обеспечения последовательности изучения воспитательных явлений, обобщения, закрепления и развития психолого-педагогических знаний родителей по проблеме детского и подросткового суицида.
-
Первый этап - родительское образование для тех, чьи дети являются учащимися 1-4 классов.
Здесь центральными проблемами для родителей являются проблемы адаптации младших школьников к новой для них среде, а также вопросы сохранения психического здоровья ребенка и формирования у младшего школьника навыков учебной деятельности.
Главная цель на этом этапе родительского образования - заложить навыки совместной учебной деятельности родителей и детей в начальной школе, познакомить родителей с методами, приемами и формами адаптации младших школьников к условиям школы, дать представление об особенностях физического и психологического развития детей 6-10 лет.
Здесь очень важно довести до родителей, что младший школьный возраст является стадией активного накопления социального опыта. Мотив "Я хочу" отходит в этом возрасте на второй план, уступая установке "Я должен". Можно говорить, таким образом, с родителями о развитии рефлексивных способностей их детей. В рефлексии реализуется психическая активность ребенка. В младшем школьном возрасте рефлексия существует на фоне переживания таких чувств как горе, радость, стыд, гордость, вызванных личным поступком. Содержание ее - поиск линий собственного поведения. Приобретенные рефлексивные способности окажут неоценимую услугу ребенку при разрешении проблемных ситуаций при общении с педагогом и сверстниками.
Общая сензитивность к воздействию окружающих условий жизни, свойственная детству, содействует развитию адаптационных форм поведения и психических функций. Однако, у некоторых детей начинает преобладать тревожное, беспокойное, угнетенное состояние. Появляется устойчивый страх не справиться с предъявляемыми требованиями. Все это отрицательно сказывается на нервной системе школьников, порождает "уход в болезнь". Предотвратить такое развитие событий - задача родителей и педагогов в период начальной школы. Большая удача для детей, если стилем общения между ними и взрослыми будет демократический стиль, подразумевающий взаимопонимание, сотрудничество, обеспечение активной позиции, нравственных установок ребенка.
Второй этап - основное общешкольное родительское
образование (группа родителей учащихся 5-9 классов).
Для достижения максимального эффекта профилактики суицидального поведения в этой возрастной группе необходим ряд условий, соблюдаемых родителями и педагогами:
-
уважение к личности ребенка, его право на самоопределение;
-
расширение прав детей и родителей, тесное сотрудничество школы и учреждений дополнительного образования с семьей;
-
при формировании образовательной политики образовательного учреждения необходим индивидуальный подход к обучению и воспитанию, принцип диалогичности;
-
формирование ролевой идентичности подростка через предоставление ему возможности попробовать себя в различных видах деятельности, а также развитие ответственности за собственные поступки.
В результате проведения такой педагогической работы подросток учится:
-
осознавать себя как личность, индивидуальность;
-
понимать себя в сравнении с другими людьми и позитивно строить свои отношения с окружающим миром;
-
осознанно делать жизненный выбор и управлять своим поведением;
-
стремиться к самосовершенствованию, осознавая необходимость волевого самопринуждения ради достижения жизненных целей;
-
обладать сознательностью и высоким уровнем самоорганизации.
При организации работы с родителями следует учесть, что основной процент суицидов совершаются именно в подростковом возрасте. Исходя из вышеизложенного, главной целью образования родителей на этом этапе является формирование у них представления об особенностях личности подростка. На основе психолого-педагогических знаний необходимо раскрыть основные законы развития личности подростка, вооружить родителей элементарным инструментарием для осуществления мудрого воспитания своих детей и информирование родителей о способах выхода из затруднительных ситуаций в общении с ребенком, ознакомить с методами профилактики употребления ПАВ и формированию позитивных жизненных установок.
Третий этап - образование для родителей учащихся 10-11 классов. Центром обсуждения здесь становятся проблемы, свойственные старшему школьному возрасту (детям 15-18 лет): профессиональная ориентация, социализация и самореализация старшеклассников, проблемы связанные с личными взаимоотношениями юношей и девушек, психологическая подготовка к сдачи ЕГЭ.
Центральный психологический процесс юношеского возраста - развитие самосознания, которое пробуждает личность соизмерять все свои стремления и поступки с образом своего "Я". Активная жизненная позиция вырабатывается только через самостоятельные поступки и творчество. Важнейшими социальными потребностями юношества становятся потребности в общении, сопереживании, в обособлении и уединении. Взрослые должны признать, что возрасту старшеклассников свойственен многообразный творческий потенциал, стремление к интенсивному познанию, склонность к мечтанию, ярко выраженная потребность в достижении.
Программа родительского всеобуча на данном этапе включает изучение основ процесса личностного самоопределения подростка (развитие самосознания, формирование систем ценностных ориентаций, жизненных планов и др.), помощи родителям в психологической подготовке детей к сдачи ЕГЭ.
Одной из форм работы с родителями по профилактики суицида является социально- педагогическая диагностика. Социально-педагогическая диагностика с учащимися и их родителями - специалистами образовательного учреждения, в котором происходит сбор информации о влиянии на личность и социум социально- психологических, педагогических, экологических и социологических факторов в целях повышения эффективности педагогических факторов.
Целью диагностической работы с родителями является диагностика типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и к собственной семье. Результаты диагностической работы не только дают специалисту информацию о возможных неблагополучиях в системе семейного воспитания, детско-родительских отношений, но и позволяют выявить область возможных проблем в тех семьях, где дисбаланс семейных отношений еще не наступил, но уже имеются некоторые негативные тенденции.
Диагностическая работа может проводиться как групповым, так и индивидуальным методом, сообщение же результатов диагностики всегда осуществляется индивидуально Диагностическая работа с учащимися позволяет своевременно выявить группу детей с повышенным риском формирования различных вредных привычек и девиации поведения, а также особенности аномального развития детей, в следствии которых ребенок может совершить суицид.
Второй и основной формой работы родительского всеобуча является информационно-просветительская работа. Информационно-просветительская работа с родителями направлена на формирование жизнеспособной личности, гуманистически ориентированной по отношению к обществу и к себе самой, углубление и конкретизацию знаний о предупреждении суицидов совершаемые несовершеннолетними. Информационно-просветительская работа с родителями имеет целью профилактику, предупреждение возможных нарушений в семейных отношениях и семейном воспитании. С этой целью родителей необходимо знакомить с теми формами семейных отношений и семейного воспитания, которые могут приводить к негативным отклонениям в поведении детей и подростков. Информационно - просветительская работа с родителями должна быть направлена на разъяснение влияния супружеских отношений и типа семейного воспитания на развитие негативных отклонений в поведении детей и подростков. Основная форма работы класса и родителей - это родительское собрание. Другими, в том числе активными формами взаимодействия педагогов и родителей могут быть лекции, семинары, беседы, конференции, вечера вопросов и ответов, диспуты, встречи с учителями, тематические родительские собрания с привлечением специалистов (медиков, психологов, сотрудников КДН и т. д.).
Ожидаемый результат
1. Осведомленность родителей о способах выхода из затруднительных ситуаций в общении с ребенком.
2. Осведомленность родителей с психологическими возрастными особенностями детей.
3. Осведомленность родителей с рекомендациями, способствующими наиболее эффективному проведению профилактической работы с детьми.
4. Повышение уровня родительской компетентности в вопросах формирования и укрепления психологического и физиологического здоровья детей.
5. Оказание детям и их родителям помощи и поддержки в сложной (кризисной ситуации).
Формы проведения итогов реализации программы
Контроль эффективности проведения данной программы осуществляется по 2 направлениям.
1. Анализа:
- случаев суицидального проявления, среди обучающихся школы;
- процента охвата по психолого-педагогическому сопровождению детей и их семей, нуждающихся в психолого-медико-педагогической помощи и поддержки специалистами школы.
2. Мониторингового исследования:
-
"Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ) Опросник для родителей в двух вариантах - детском и подростковом, предназначен для анализа семейного воспитания и причин его нарушения. Опросник направлен на использование проблемных семей, где есть нервные дети и подростки с явными акцентуациями характера и отклонениями в поведении.
-
"Лики родительской любви" данный опросник выявляет отношения родителей к ребенку.
-
"Мера заботы" - выявление воспитательной позиции родителей применяемые к ребенку в семье.
-
Методика идентификации детей с родителями опросник А. И. Зарова исследование компетентность и престижность родителей в восприятии детей, и особенности эмоциональных отношений с родителями.
-
Методика PARI (parental attitud eresearch instrument) предназначена для изучения отношения родителей к разным сторонам семейной жизни (семейной роли, к ребенку: оптимальный эмоциональный контакт, излишняя эмоциональная дистанция с ребенком, излишняя концентрация на ребенке).
-
Опросник родительского отношения (ОРО) тест-опросник представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера личности ребенка, его поступков.
-
"Поведение родителей и отношение подростков к ним" Е. Шафер (ПОР - Подростки о родителях) назначение теста - изучение установок, поведения и методов воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте.
-
"Стратегии семейного воспитания" С помощью этого теста можно оценить стратегию семейного воспитания (стиль): авторитетный, авторитарный, либеральный и индифферентный.
-
Обследование семьи.
-
Исследование осведомленности родителей в вопросах профилактики суицида среди детей.
Тематическое планирование
№
п/п
Тема
родительского всеобуча
Количество часов
Форма проведения
Ответственные, взаимодействие со специалистами
1.
Первый этап
родители 1-4 классов
1.1
Диагностика родительской компетентности в вопросах воспитания и общения
1
Диагностика
Классные руководители, педагог-психолог
1.2
Адаптация обучающихся к школьному обучению
1
Лекция
Классные руководители, педагог-психолог
1.3.
Психологические особенности младшего школьного возраста
1
Беседа
Педагог-психолог
1.4
Семейное воспитание и семейные ценности
1
Лекция
Педагог-психолог, социальный педагог
1.5.
Семья без жестокого обращения к детям
1
Беседа
Классные руководители, педагог-психолог, социальный педагог, сотрудник полиции и КДН
1.6.
Психологические трудности младших школьников
1
Лекция
Педагог-психолог, врач невропатолог, психиатр
1.7.
Психолого-педагогические особенности обучающихся в период подготовки к переходу на среднее звено обучения
1
Беседа
Классные руководители, Педагог-психолог
1.8.
Тренинг повышению родительской компетентности
для родителей младших школьников
3
Тренинговые занятия
Педагог-психолог
1.9.
Диагностика родительской компетентности в вопросах воспитания и общения
1
Диагностика
Классные руководители, педагог-психолог
2.
Второй этап
родители 5-9 классов
2.1.
Диагностика родительской компетентности в вопросах воспитания и общения
1
Диагностика
Классные руководители, педагог-психолог
2.2.
Адаптация обучающихся 5 классов к переходу на среднее звено обучения
1
Лекция
Классные руководители, педагог-психолог
2.3.
Психологические особенности подросткового возраста
1
Беседа
Педагог-психолог
2.4.
Трудности подросткового возраста
1
Лекция
Классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог, сотрудник КДН
2.5.
Профилактика употребления ПАВ. Влияние употребления ПАВ на психоэмоциональное состояние подростков
1
Круглый стол
Классные руководители, педагог-психолог, подростковый врач нарколог
2.6.
Семья и школа партнеры в воспитании
1
Семинар
Администрация школы, педагог-психолог, учителя предметники, классные руководители, социальный педагог
2.7.
Профилактика подросткового суицида
1
Беседа
Педагог-психолог
2.7.
Влияние семьи на формирование жизненных установок и ценностей
1
Лекция
Педагог-психолог, социальный педагог
2.8.
Тренинг для родителей «Я и мой ребенок»
1
Тренинговые занятия
Педагог-психолог
2.9.
Психологическая поддержка ребенка в период подготовки к сдачи ГИА
1
Беседа
Педагог-психолог
2.10.
Диагностика родительской компетентности в вопросах воспитания и общения
1
Диагностика
Классные руководители, педагог-психолог
3.
Третий этап
родители 10-11 классов
3.1.
Диагностика родительской компетентности в вопросах воспитания и общения
1
Диагностика
Классные руководители, педагог-психолог
3.2.
«Стрессовые ситуации. Как помочь ребенку?»
1
Практико-ориентированный семинар для родителей
Классные руководители, педагог-психолог
3.3.
Профилактика употребления ПАВ. Влияние употребления ПАВ на психоэмоциональное состояние человека
1
Круглый стол
Классные руководители, педагог-психолог, подростковый врач нарколог
3.4.
Психологическая поддержка ребенка в период подготовки к сдачи ЕГЭ
1
Беседа
Педагог-психолог
3.5.
Тренинг для родителей «Возраст первой влюбленности»
1
Тренинговое занятие
Педагог-психолог
3.6.
Семья в воспитании современных детей
1
Беседа
Классные руководители, педагог-психолог
3.7.
Диагностика родительской компетентности в вопросах воспитания и общения
1
Диагностика
Классные руководители, педагог-психолог
Содержание программы
Программа реализуется для родителей разных возрастных категорий обучающихся поэтапно - с первых дней обучения ребенка в школе и последним годом, обеспечивающая проведение родительского всеобуча на протяжении всего периода обучения школьника.
1. Работа с родителями начальной школы (1-4 класс) - на данном этапе проводиться первичная диагностика родителей и изучение родительской компетентности в вопросах воспитания детей, сбор первичных данных о психологическом климате в семье, особенностях семейного воспитания.
С учетом возрастных особенностей обучающихся 1-4 классов работа с родителями по профилактике суицидального поведения среди школьников направлена на повышение родительской компетентности в вопросах создания условий для гармоничного развития личности обучающихся и формирования позитивной жизненной позиции, социализированности ребенка в обществе, сохранение и укрепление психологического и физического здоровья детей, эффективном усвоении программного материала, формирование ответственности родителей за воспитание и обучение детей, привлечение внимания родителей к вопросам влияния семейного воспитания и общения на формирование суицидального поведения детей, а так же проведение профилактики жестокого обращения с детьми в семьях. По окончанию курса мероприятий проводиться повторное диагностическое исследование с целью выявление динамики повышения родительской компетентности в вопросах профилактики суицидального поведения.
Программа рассчитана на 11 занятий, с продолжительностью 40-45 мин, с периодичностью 1 -2раз в неделю, в течении 1 учебного года. Рекомендуемая группа родителей обучающихся 1-4 классов - целевая аудитория класса/параллели.
В реализации занятий включено взаимодействие участников педагогического процесса:
- социальный педагог;
- классный руководитель;
- педагог-психолог.
Взаимодействие со специалистами межведомственных служб города:
- врач психиатр;
- врач невропатолог;
- сотрудник КДН.
К основными методами работы является:
- лекции;
- беседы;
- тренинговые занятия;
- групповые и индивидуальные диагностические исследования.
2. Работа с родителями обучающихся средней школы (5-9 класс) - на данном этапе проводиться повторная диагностика родителей и изучение родительской компетентности в вопросах воспитания детей, сбор данных о психологическом климате в семье, особенностях семейного воспитания.
С учетом возрастных особенностей обучающихся 5-9 классов работа с родителями по профилактике суицидального поведения среди школьников направлена на продолжение повышения родительской компетентности в вопросах создания условий для гармоничного развития личности обучающихся и формирования позитивной жизненной позиции, социализации ребенка в обществе, сохранения и укрепления психологического и физического здоровья детей, формирования навыков ведения здорового образа жизни, эффективном усвоении программного материала, формирования ответственности родителей за воспитание и обучение детей, привлечения внимания родителей к вопросам влияния семейного воспитания и общения на формирование и проявление суицидального поведения подростков, а так же формирование навыков родителей в вопросах оказания поддержки и помощи подросткам в кризисных ситуациях, самореализации в обществе и самоопределении. По окончанию курса мероприятий проводиться диагностическое исследование с целью выявление динамики повышения родительской компетентности в вопросах профилактики суицидального поведения.
Программа рассчитана на 10 занятий, с продолжительностью 40-45 мин, с периодичностью 1 -2 раз в неделю, в течение 1 учебного года. Рекомендуемая группа родителей обучающихся 5-9 классов - целевая аудитория класса/параллели.
В реализации занятий включено взаимодействие участников педагогического процесса:
- администрация школы;
- социальный педагог;
- классный руководитель;
- педагог-психолог;
- учителя предметники.
Взаимодействие со специалистами межведомственных служб города:
- подростковый врач нарколог;
- сотрудник КДН.
К основными методами работы является:
- лекции;
- беседы;
- тренинговые занятия;
- круглый стол;
- групповые и индивидуальные диагностические исследования.
3. Работа с родителями обучающихся старшей школы (10-11 класс) - на данном этапе проводиться диагностика родителей и изучение родительской компетентности в вопросах воспитания детей, сбор данных о психологическом климате в семье, особенностях семейного воспитания.
С учетом возрастных особенностей обучающихся 10-11 классов работа с родителями по профилактике суицидального поведения среди школьников направлена на продолжение повышения родительской компетентности в вопросах создания условий для гармоничного развития личности обучающихся и формирования позитивной жизненной позиции, социализации учащегося в обществе, сохранение и укрепление психологического и физического здоровья старшеклассников, формирование навыков ведения здорового образа жизни, эффективном усвоении программного материала, формирование ответственности родителей за воспитание и обучение детей, привлечение внимания родителей к вопросам влияния семейного воспитания и общения на формирование и проявление суицидального поведения школьников, а так же формирование навыков родителей в вопросах оказания поддержки и помощи подросткам в кризисных ситуациях, самореализации в обществе и самоопределении. По окончанию курса мероприятий проводиться диагностическое исследование с целью выявление динамики повышения родительской компетентности в вопросах профилактики суицидального поведения.
Программа рассчитана на 7 занятий, с продолжительностью 40-45 мин, с периодичностью 1 раз в неделю, в течении 1 учебного года. Рекомендуемая группа родителей обучающихся 10-11 классов - целевая аудитория класса/параллели.
В реализации занятий включено взаимодействие участников педагогического процесса:
- классный руководитель;
- педагог-психолог;
Взаимодействие со специалистами межведомственных служб города:
- подростковый врач нарколог.
К основными методами работы является:
- практико-ориентированный семинар для родителей;
- беседы;
- тренинговые занятия;
- групповые и индивидуальные диагностические исследования.
Программно-методическое обеспечение
В процессе реализации программы коррекционной работы могут быть использованы профилактические программы, диагностический инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога и др.
Кадровое обеспечение
Важным моментом реализации программы является кадровое обеспечение. Профилактическая работа с родителями должна осуществляться специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки в рамках обозначенной темы.
Материально-техническое обеспечение
Материально-техническое обеспечение заключается в создании надлежащей материально-технической базы, позволяющей обеспечить развивающую среду образовательного учреждения для гармоничного развития личности обучающихся.
Информационное обеспечение
Обязательным является создание системы широкого доступа обучающимся, родителей (законных представителей), родителей к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.
Список рекомендуемой литературы:
1. Абрумова А.Г. Профилактика суицидального поведения. Методические рекомендации. М., 1980.
2. Алиев И.А. Актуальные проблемы суицидологии. - Баку -1987г.,289c.
3. Арефьева Т. Социологический этюд. М., 1998. 205с.
4. Манелис Н. Психологический климат в классе // Школьный психолог, 2001, №10, 12, 16, 19.
5. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд // М.: Мысль, 1994г.,480с.
6. Красненкова И.П. Качество веры как решающий аргумент в решении проблемы преодоления сознательного суицида. // "Идея смерти в российском менталитете". - СПб: Изд-во "Русский гуманитарный христианский институт", 1999г.
7. Сладков Л.С. Плюс минус жизнь. М.: Молодая гвардия, 1990г., 269с.
8.Трегубов Л, Вагин Ю. Эстетика самоубийства. - Пермь, 1993г., 319с.
9.Осипова О.С. Девиантное поведение: благо или зло?// Социс.-1998.-№ 9.
10. Смедович С.Г. «Самоубийство в зеркале статистики»//Сицис.,1990, №4.
11. Ланцова Л.А., Шурупова М.Ф. Социологическая теория девиантного поведения// Социально-политический журнал. - 1993.-№4.
12. Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы//Социально-политический журнал.-1995.№2.
13. Горин К. Самоубийство…Убийство? // Газета "Аргументы и факты" - 1996- № 17.
14. Гуревич П.С. О жизни и смерти// Жизнь земная и последующая. Сборник. М.,Политиздат,1991.
15. Бердяев Н.О. О самоубийстве. - М., 1992.
16. Кравченко А.И. Родителям о подростках и подросткам о родителях. - М., 2002.
17. Медведева И.Я. Книга для трудных родителей. - М., 1994.
18. Тихонова Н. Российская семья в начале века: ситуация удручающая.// Воронеж, 2011.
Перечень используемых интернет ресурсов:
1. Социальные видео ролики:
-
video.yandex.ru/ Проблема подросткового и детского суицида.
-
video.yandex.ru// Суицидам НЕТ!
-
video.yandex.ru/ Профилактика суицида
-
video.yandex.ru/ Суицид и подросток
-
video.yandex.ru/ Видеоконференция: «Детский суицид: причины и последствия
-
video.yandex.ru/ Детская психология и детские суициды
-
video.yandex.ru /Подростковый суицид: А ваш ребенок думает о смерти?
-
video.yandex.ru/ О принципах профилактики суицидов
2. Сайты:
-
vashpsixolog.ru/ - Ваш психолог
-
coolreferat.com/ - Подростковый суицид
-
5psy.ru/prezentacii/- Профилактика подросткового суицида
-
nosuicid.ru/ - Нет суицида!
-
knowledge.allbest.ru/psychology/- профилактика суицида
-
nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/ - Рекомендации родителям по профилактики подросткового суицида
-
do.gendocs.ru/docs/ - Методические рекомендации по профилактике суицидальных проявлений несовершеннолетних
-
pandia.ru/text/ - Рекомендации родителям подростков, склонных к суициду
-
testoteka.narod.ru/-Методики диагностики детско-родительских
-
nsportal.ru/shkola/materialy-dlya-roditelei/library/ - Методики диагностики детско-родительских отношений "Анализ семейных взаимоотношений".
13