Конспект коррекционно-развивающего занятия по формированию УУД на тему Путешествие в удивительный мир растений

Изменения, происходящие в современной социальной жизни, вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания. Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ранее действующая система образования. Вполне естественно, что возникли определенные проблемы в обучении и воспитании нынешнего молодого поколения. Остановимся на некоторых из них: · замещение дошкольных видов деятельности занятиями учебного типа. Сюжетно- ролевая игра не занимает...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект коррекционно-развивающего

занятия (в рамках внедрения ФГОС НОО)

педагога-психолога МБОУ «Знаменская СОШ» Дроновой А.Н.



Ф.И.О. педагога-психолога Дронова Александра Николаевна

Класс (группа) 1

Тема занятия «Путешествие в удивительный магазин растений»

Цель занятия: сформировать УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные)

Задачи занятия:

- установить контакт с обучающимися;

- обеспечивать условия для благоприятной атмосферы;

- настроить детей на совместную деятельность, побуждение желания сотрудничать друг с другом;

- содействовать развитию ведущих познавательных процессов (внимания, памяти, мышления);

- способствовать мелкой моторики рук и межполушарного взаимодействия.

Условия проведения: школьный кабинет.

Материально- техническое обеспечение: оборудование, стимульный, раздаточный материал и пр. доска, проектор, картинка элементы печки, разноцветные ленточки, ключ, пластилин, доски для лепки, крупа (горох, рис или перловка, гречка, пшено),шаблоны бабочек, презентация.

При написании конспекта занятия на каждом из его этапов необходимо отразить цели и задачи деятельности педагога-психолога и учащихся, методы и способы достижения поставленных целей, основное содержание соответствующих этапов, организацию работы на каждом из этапов с учетом реальных особенностей класса (группы), в котором проводится данное занятие. В содержании конспекта следует делать описание упражнений, методические рекомендации по их выполнению, продолжительности выполнения, а также организационно-методическое обеспечение реализации задач занятия: деление на подгруппы, дозирование, контроль и пр.

1. Вводная часть

1.1. Организационный момент:

  • Цели и задачи, которые педагог-психолог хочет достичь на данном этапе занятия:

- установить контакт с обучающимися;

- сплотить детей в коллектив;

- установить доверительные, дружеские взаимоотношения в классе;

- снять напряжение;

- настроить детей на совместную деятельность.

  • цель, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе занятия, сообщение задач и особенностей выполнения заданий:

- познакомиться с темой нашего занятия;

- подарить друг другу хорошее настроение;

- настроиться на активную, сосредоточенную работу

  • Методы: словесный, наглядный

  • содержание данной части занятия *

Деятельность педагога-психолога

Деятельность учащихся

Продолжительность

Примечания

Психолог организует детей.

-Здравствуйте, ребята. Давайте начнём наше занятие с улыбки.

-Вам нужно по очереди улыбнуться своим соседям, которые слева и справа от вас, очень важно при этом смотреть друг другу в глаза.

-Сегодня мы с вами отправимся в далёкое путешествие в одно очень удивительное место, где нас ждут приключения.

-Вам интересно узнать и посмотреть, что это за загадочное место?

- Ну, раз это место загадочное, тогда отгадайте загадку: «Дышит, растёт, а ходить не может».

-Какие вы умнички! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в удивительный магазин растений.

Дети становятся, в круг берутся за руки.

- принимают предложение.

- каждый по очереди «дарит» улыбку своим соседям слева и справа, при этом смотрят друг другу в глаза.


-Ребята хором отвечают.

-Отгадывают, что это растение.

5 минут





-Если ученики затрудняются отгадать, тогда на слайде или доске представляется ребус (ра картинка сКонспект коррекционно-развивающего занятия по формированию УУД на тему Путешествие в удивительный мир растенийтенае ние).

2. Основная часть:

  • цели и задачи, которых педагог-психолог хочет достичь на данном этапе занятия:

-сформировать УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные);

- развивать память, мышление, внимание;

- снять напряжение;

- развивать умения следовать указаниям взрослого, сплочение коллектива;

-развивать мелкую моторику рук;

-развивать межполушарное взаимодействие;

- коррекция недостатков развития познавательных процессов.

  • цель, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе занятия, сообщение задач и особенностей выполнения заданий:

- сконцентрировать внимание на протяжении всего занятия;

-продуктивно работать;

- научиться планировать действия;

- научиться сотрудничать друг с другом в поиске решения задачи, затем принять компромиссное решение.

  • Дидактические методы: наглядные, иллюстративные, игровой метод, включающий соревновательный элемент, словесные с опорой на наглядность и без опоры на наглядность;

  • Практические методы, которые носят игровой характер.

  • Формы: игровая, работа в паре.

• описание содержания данной части занятия*.

Деятельность педагога-психолога

Деятельность учащихся

Продолжительность

Примечания

- А, как вы, думаете, на чём мы туда доберёмся?

- А доберёмся мы туда необычным способом.

- Вспомните, какие необычные средства передвижения используют герои сказок?

- Верно, Емеля передвигался на печи. И мы тоже доберёмся на печи. А какой формы бывает печь (смотрим на слайде)?

Задание 1 «Собери печь»

- Нам для путешествия сказочный персонаж Емеля, одолжил на время свою печь. На ней мы и отправимся в путешествие. Но, вот беда нашу волшебную печку разобрал по кирпичикам вредный Леший.

- Вредность его заключалась в том, о чём говорится в записке от Лешего.

-Кто хочет прочитать её вслух?



-Вам нужно в течение 1 минуты собрать печь. Выходите к столу.

- Молодцы, ребята!

Смотрите, какая замечательная печь получилась. Ну что теперь пора отправляться в путь.

Задание 2 «Дорога в магазин»

Вот мы стоим у дверей, магазина растений, только он закрыт на замок, но нам нужен ключ.

-Перед вами ленточки, каждый из вас должен развязать только один узелок, но будьте внимательны.

-Посмотрите, на ленточки, как вы думаете, в каком порядке нам нужно их развязать?

-Правильно, мои хорошие, достаньте ключ, пожалуйста.



Задание 3 «Запомни растения»

-Мы открыли двери магазина и сейчас можем увидеть, какие растения здесь продаются. Ребята посмотрите на растения постарайтесь запомнить их.

1. Что за растения продаются в магазине?

2.Во что посажены цветы?

3.Какой цвет горшка у самого необычного кактуса?

4. Кто знает название цветка, который сейчас цветёт?

5. Каким она цветом?

6. Сколько всего плетущихся цветов?

-Молодцы, ребята, вы очень внимательны и очень наблюдательны, умнички.

Задание 4 «Школа растений»

- Цветы магазина тоже ходят в школу и первого сентября у них начались занятия. Только кактус не пошел в школу, потому что он еще маленький и пойдет в первый класс только в следующем году. Что такое школа и зачем туда ходят, кактус еще не знает.

- Ребята давайте объясним кактусу, какие правила поведения в школе существуют.

-Какие вы молодцы, все правила поведения рассказали без труда.

Задание 5 «Постучи в волшебную дверь»

- Есть еще одно место, где мы с вами не успели побывать. Это волшебная поляна. Ее двери тоже закрыты и попасть туда мы сможем, постучав в дверь поляны, используя определенную комбинацию, шифр, воспроизводимый с помощью рук (комплекс на развитие межполушарного взаимодействия «кулак - ребро - ладонь» выполняется по 8 раз правой, левой рукой и обеими руками одновременно).

-Давайте постучим в дверь сначала правой рукой, затем левой рукой и двумя руками одновременно.

Молодцы, двери поляны открылись.

Кто живет на этой поляне, вы узнаете отгадав загадку: «Над цветком порхает, пляшет, веерком узорным машет».

- Совершенно верно, на поляне живут бабочки.

Задание 6 «Волшебный дождь»

Вчера в магазине растений прошел дождь, ребята, а вы когда-нибудь слышали, как начинается дождик?

-Предлагаю прямо здесь, в этой комнате послушать, как начинается дождь. Постучите указательным пальцем правой руки по раскрытой ладошке левой руки так дождик только начинает. Вот дождик усиливается, и с неба падают уже две капли дождя.

Задание 7 «Наряди бабочку» (работа в паре)

Дождь смыл пыльцу с крыльев бабочек и теперь их совсем не видно, они выглядят неярко, у них нет былой красоты, бабочки плачут. Давайте, им поможем вернуть красоту и радость, согласны?

- Сейчас я поделю вас на пары, каждая пара будет украшать свою бабочку, используя пластилин и крупу.

-Ребята, а какие крылья у бабочки? Правильно, у бабочки крылышки одинаковые: на них одинаковые узоры, одинаковые цвета. Вы должны помнить это, работая вместе. Но каждый из вас делает свое крылышко.

-Получилось ли у вас выполнить задание?

-Какие были трудности?

Задание 8 «Сосчитай пчёл»

-Ребята, кроме бабочек каких насекомых вы ещё видите на поляне?

-Абсолютно правильно-это пчёлы.

-Вчера на поляне прошёл дождь и все пчёлы спрятались в ромашках. Продавец забыл сколько пчёл опыляет цветочки на волшебной поляне.

-Давайте поможем ему сосчитать пчёл на поляне.

-Предполагаемые ответы детей(на автобусе, на поезде, на машине, на самолёте)

-предполагаемые ответы учащихся (Баба-Яга- в ступе, на метле, Емеля на печи и др.)


- Ребята называют формы (прямоугольная, квадратная)



-Выходит первоклассник(ца) читает вслух задание в записке от Лешего.

Содержание записки:

«Дорогие, детишки, если вы хотите попасть в удивительный магазин растений, вы должны продемонстрировать свою находчивость и смекалку, ваша задача быстро, верно и дружно собрать волшебную печь».

-Выходят к столу, становятся вокруг него и собирают картину печи.

-Ученики рассаживаются на места.



- Отвечают по цветам радуги- каждый(красный) охотник (оранжевый)желает (жёлтый) знать (зелёный) где (голубой) сидит (синий) фазан (фиолетовый).

-Ребята договариваются, как это лучше сделать и определяют порядок, в котором они будут развязывать узелки.



-Школьники смотрят на экран и запоминают растения, и другие детали в течение 30 сек., затем отвечают на вопросы.

Цветы.

В цветочные горшки.

Коричневый.

Герань.

Красная.

3.




- Учащиеся объясняют о правилах поведения в школе.





-Ученики выполняют задание.


Отвечают - это бабочка.


Хором отвечают: да-да-да


Первоклассники повторяют.

Барабанят двумя пальцами по ладошке.

Ответы детей: пчёл

- Согласны.


-Одинаковые.

-Выполняют работу в парах.


Ответы учащихся.




-Дети считают пчёл, называют количество- 5.

25 минут


-Психолог задаёт наводящий вопрос.

-Снова задаёт вопрос.

Развитие мышления.

На столе заранее заготовленные элементы печки

( разрезанная картинка по квадратикам).




-Психолог может повторно прочитать записку.


развитие мелкой моторики, формирование регулятивных УУД коммуникативных УУД.

Связанные в узелки разного цвета, цвета радуги.

Если затрудняются, тогда психолог даёт подсказку: обратите ваше внимание на цвета.

Если снова не угадали снова подсказка: по легенде, этот ключ от магазина растений был создан мастерами, которые живут на радуге.

Развитие памяти, внимания.


Заранее заготовить ребусы и загадки. В случае затруднений дополнительно, загадать.


Формирование личностных УУД.





- Развитие межполушарного взаимодействия.

Психолог сначала показывает как правильно нужно выполнить, затем вместе с детьми выполняет и в конце ребята сами.



развитие умения следовать указаниям взрослого, сплочение коллектива.

психолог показывает, что нужно делать.




Если затрудняются, психолог показывает слайд с изображением бабочки.

Когда ребята заканчивают украшать бабочек, их прикрепляют на заранее заготовленную поляну, сделанную из ватмана и цветной бумаги.

Развитие внимания.

-Ребятам нужно сосчитать, сколько пчёл на поляне.

На слайде пчёлы, спрятанные в ромашках.

2.1. Разминка :

  • цели и задачи, которых педагог-психолог хочет достичь на данном этапе занятия:

- снять мышечное напряжение;

- применить физкультминутку для сохранения здоровья учеников.

  • цель, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе занятия, сообщение задач и особенностей выполнения заданий:

- слушать внимательно взрослого;

- выполнять требования психолога;

-сосредоточить внимание на задании;

- снять мышечное напряжение.

Метод: словесный

Форма: игровая

  • описание методов мотивирования (стимулирования) активности учащихся:

- поощрение призами, похвала.

  • описание содержания данной части занятия *

Деятельность педагога-психолога

Деятельность учащихся

Продолжительность

Примечания

-Встаньте, пожалуйста. На мгновенье представьте, что вы семена цветов, а я продавец которому директор магазина дал задание посадить поляну цветов во дворе.

-Сейчас вы должны изображать действия, которые услышите в моём рассказе и вы должны делать то, что делают цветы.

- Догоговорились?

«Посадил продавец семена цветов в клумбе. Погода стоит прекрасная, дождик прошёл, солнышко пригревает. А вот и росточки появились. Мир увидели, испугались, сжались, посмотрели по сторонам, подняли голову вверх видят солнышко лучистое, улыбнулись, расслабились. Вдохнули полный стебель и листья воздуха, выдохнули, хорошо. Растут цветочки ни по дням , а по часам. Всё выше и выше становятся к солнышку тянутся. Радуется продавец такой красоте, не налюбуется . Поливает их, ухаживает за ними. Наконец- то выросли цветочки. Растут они и радуются».

-Все встают.



-Хором отвечают: да-да-да.

-Дети присели.

-Немного привстали.

- Присели снова, обняли себя, напрягли всё тело.

-Смотрят в одну сторону, затем в другую и вверх подняли голову.

- Улыбнулись, расслабили тело, приподнялись.

- Глубоко вдохнули и выдохнули.

- Поднимаются выше, выше и встают в полный рост.

5 минут



Психолог подсказывает, выполнение действий.

3. Заключительная часть

3.1. Подведение итогов занятия, рефлексия предполагает:

  • цели и задачи, которых педагог-психолог хочет достичь на данном этапе занятия:

- развивать рефлексию, расслабить детей в конце занятия, дать детям позитивный опыт общения;

-узнать, что понравилось и запомнилось с занятия, что нового узнали, чему научились;

- дать детям возможность высказаться по поводу прошедшего занятия, сделать общий вывод, формировать умение давать оценку своему состоянию, настроению.

  • цель, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе занятия, сообщение задач и особенностей выполнения заданий:

- развитие самоконтроля и адекватной самооценки.

Метод: словесный

Форма: игровая

  • описание методов мотивирования (стимулирования) активности учащихся:

- поощрение призами, похвала.

• описание содержания данной части занятия*.

Деятельность педагога-психолога

Деятельность учащихся

Продолжительность

Примечания

-Вот и подходит к концу наше путешествие.

-Ребята, а какие цветы вы запомнили?

- Что вам больше всего понравилось?

-Какие задания вызвали у вас трудности?

- Что для вас было новое и необычное в занятие?

- Ребята у вас на партах лежат разноцветные флажки, вам нужно себя оценить. Внимание, красный цвет- это «5»,

голубой- «4»,

коричневый- «3»,

чёрный- «2».

-Поднимите, тот цвет, который вы сегодня заработали.

-Молодцы, ребята! Вы очень хорошо справились со всеми заданиями. Похвалим себя за сегодняшнюю работу.

-Правой рукой гладим себя по голове от затылка ко лбу, левой круговыми движениями живот.

-Ну, вот и всё пора возвращаться домой. Спасибо вам за участие, до свидания, ребята! До новых встреч.

Ответы первоклассников.




-Дети выбирают цвет и поднимают флажок вверх.


- Ученики повторяют движения .

-До свидания.

5 минут



Заранее на партах обучающихся лежат разноцветные флажки.

Показывают психологу выбранный цвет (самооценка).

Психолог выполняет вместе с детьми.


© 2010-2022