Занятие по предпрофильной подготовке Внимание и память в профессиональной деятельности

Раздел Школьному психологу
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Занятие №16

Класс: 9-й

Тема: Значение внимания и памяти в профессиональной деятельности

Цель: познакомить учащихся с отдельными видами памяти и внимания

определить свой уровень развития памяти и отдельных свойств внимания

определить роль внимания и памяти в профессиональной деятельности человека

Оборудование:

тесты на определение устойчивости и концентрации внимания: «Корректурная проба», «Найди спрятанные слова»;

тесты на определение уровня развития смысловой, механической слуховой, зрительной памяти.

Ход занятия

  1. Организационное начало

  2. Вступительное слово

  3. Информирование (презентация)

  1. Виды внимания

- произвольное внимание - это внимание, связанное с сознательно поставленной целью, с волевым усилием.

- непроизвольное внимание - это внимание, не связанное с волевыми усилиями, поток психической энергии направлен как бы сам по себе без предварительного намерения.

2) Свойства внимания:

  • Устойчивость;

  • Колебания внимания;

  • Переключаемость;

  • Распределение;

  • Объём;

3)Память - это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком его опыта.

Виды памяти:

По длительности запоминания:

- кратковременная

- долговременная

По органам чувств:

- слуховая;

- зрительная;

- осязательная;

- обонятельная;

- вкусовая.

По способам запоминания:

- смысловая;

- механическая.

По характеру психической активности:

- музыкальная;

- двигательная;

- ассоциативная;

- эмоциональная;

- образная;

- вербально-логическая и др.

Практическое задание. Тест «Корректурная проба» - 10мин.

Тест «Найди спрятанные слова»

Методика «Изучение вербальной памяти на числа»

Методика изучения слуховой вербальной памяти и способов запоминания (попарное воспроизведение слов)

Выводы: 1. Мой уровень развития внимания___________________________

2. Мой уровень развития вербальной зрительной памяти

На слова ________________

На числа________________

  1. Мой уровень развития вербальной слуховой механической памяти

На слова________________

На числа________________

смысловой памяти________

  1. В каких профессиях предъявляются повышенные требования к развитию зрительной, слуховой памяти. Запиши в тетради.

  2. Какие профессии требуют повышенного уровня внимания и внимательности от работника.

Памятка «Как развивать внимание»

  1. Приучай себя работать правильно в самых разнообразных условиях и даже в шумной и отвлекающей обстановке.

  2. Упражняйся в одновременном наблюдении нескольких объектов.

  3. Тренируйся в переключении внимания с одних объектов на другие

  4. Тренируй свою способность к сосредоточению. Чем более ты собран. Тем более внимателен.

  5. Следуй принципу «надо», а не «хочу». Чередуй лёгкие и трудные дела, интересные и неинтересные. Это поможет развивать не только внимание, но и волю.

Памятка «Как развивать память»

  1. Научись концентрировать внимание.

  2. Тренируй зрительную память, пытаясь перед сном как можно ярче представить детали дневных впечатлений.

  3. Тренируй слуховую память: учи наизусть стихи, отрывки из прозаических произведений.

  4. Подчёркивай и выделяй главное в изучаемом материале.

4.Рефлексия занятия.













Методика «Изучение вербальной памяти на числа»

Описание методики

Данная методика предназначена для выявления объема вербальной памяти на числа в зависимости от способа восприятия стимульного материала. Методика может проводиться как в группе, так и индивидуально.

Стимульным материалом являются три набора двузначных чисел по 12 в каждом (см. Приложение). Эксперимент проводится в три серии.

В первой серии эксперимента испытуемому предлагается карточка с 12 двузначными числами, которые он должен запомнить. Время экспозиции - 30 секунд.

Инструкция: «Сейчас я покажу Вам набор двузначных чисел на короткий срок. Вы должны постараться его запомнить, а по истечении времени записать все числа, которые удастся вспомнить».

Во второй серии экспериментатор предъявляет испытуемому для запоминания другой набор двузначных чисел на слух. После прочтения всех чисел, испытуемый записывает все, что запомнил. Время предъявления набора - 30 секунд.

Инструкция: «Сейчас я прочту Вам набор двузначных чисел. Вы должны постараться запомнить их на слух, а затем записать все числа, которые удастся вспомнить».

В третьей серии экспериментатор читает числа, а испытуемый записывает их под диктовку. После окончания записи всех 12 чисел он воспроизводит их на чистом листе. Время предъявления набора - 30 секунд.

Инструкция: «Сейчас я буду читать Вам двузначные числа, а Вы будете записывать их под диктовку. После окончания этой работы, Вы должны будете вспомнить и записать все числа, которые удастся вспомнить».

Обработка результатов

Ответы испытуемого сравнивают с исходными данными (см. Приложение). Подсчитывается количество правильно воспроизведенных чисел в каждой серии, затем производится их сравнение.

Интерпретация результатов

После сравнения результатов испытуемого в трех сериях эксперимента делается вывод о преобладающей роли того или иного анализатора в запоминании вербального материала.

Литература

  1. Гришин В.В., Лушин П.В. Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процессе. - М., 1990.

  2. Лабораторный практикум по психологии человека. Часть 1. Диагностика познавательных способностей: Метод. Рекомендации /сост. Н.П. Ансимова, Е.Г. Заверткина, Н.Г. Рукавишникова. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2002.

  3. Практикум по общей психологии /Под ред. А.И. Щербакова. - М.: Просвещение, 1979.

  4. Практикум по общей и экспериментальной психологии /Под ред. А.А. Крылова. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1987.

  5. Практикум по психологии /Под ред. А.Н. Леонтьева, Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: Изд-во МГУ, 1972.

  6. Практические занятия по психологии /Под ред. А.В. Петровского, М: Просвещение, 1972.



Приложение

1 ряд - 73 67 91 43 81 62 32 27 53 35 17 94

2 ряд - 71 58 35 82 61 47 97 21 19 34 72 46

3 ряд - 51 13 88 37 94 26 17 49 65 73 29 32

Методика изучения слуховой вербальной памяти и способов запоминания (попарное воспроизведение слов)

Описание методики

Данная методика предназначена для выявления уровня развития слуховой вербальной памяти у школьников. Она представляет собой экспериментальную пробу, позволяющую судить о степени развития смысловой и механической вербальной памяти. Методика может проводиться как в группе, так и индивидуально.

Стимульный материал методики представляет собой два набора слов по 10 пар в каждом. В первом наборе слова связаны между собой по смыслу, во втором - не связаны. Эксперимент проводится в два этапа:

  1. Экспериментатор зачитывает пары слов из первого набора. Испытуемому предлагается их запомнить. После первого прочтения экспериментатор читает первое слово каждой пары, а испытуемый воспроизводит второе. Воспроизведение слов может быть устным (при индивидуальном обследовании), либо письменным (при групповом). После первой попытки экспериментатор вновь читает слова парами, испытуемый старается запомнить то, что не удалось с первого раза. Затем вновь повторяется воспроизведение вторых слов в ответ на первые. Так продолжается до полного заучивания всех 10 пар слов. Перед каждой попыткой воспроизведения испытуемый прослушивает весь стимульный ряд слов.

  2. Экспериментатор проводит аналогичную работу со вторым набором слов, не связанных по смыслу. Чаще всего на этом этапе ученику требуется больше времени для полного заучивания всех слов.

Инструкция (для группового проведения): «Сейчас вы будете запоминать пары слов. Я прочитаю вам слова парами, вы должны постараться их запомнить. Затем я буду читать первое слово каждой пары, а вы будете записывать второе. Если вы не можете вспомнить какое-то слово, ставьте прочерк. После первой попытки я еще раз прочитаю слова парами, вы должны проверить свои ответы, отметить правильные, ничего не записывая, и постараться запомнить все еще раз. Затем я опять буду читать первые слова каждой пары, а вы снова записывать все вторые слова, которые сможете вспомнить. Такая процедура будет продолжаться до полного заучивания. Первые слова каждой пары записывать не надо.

После каждой попытки вы должны закрыть все написанное до этого и каждый раз вспоминать заново».

После проведения эксперимента с первым набором слов испытуемому говорят, что аналогичную работу сейчас нужно будет повторить со вторым набором слов.

Инструкция (для индивидуального проведения): «Сейчас Вы будете запоминать пары слов. Я буду читать Вам слова парами, а Вы должны постараться их запомнить. Затем я буду читать первое слово каждой пары, а Вы будете называть второе. После первой попытки я еще раз прочитаю слова парами, а Вы постараетесь запомнить все еще раз. Затем я опять буду читать первые слова каждой пары, а Вы снова будете вспоминать вторые слова. Такая процедура будет продолжаться до полного заучивания всех пар слов».

После проведения эксперимента с первым набором слов испытуемому говорят, что аналогичную работу сейчас нужно будет повторить со вторым набором слов. В процессе выполнения задания испытуемым, экспериментатор фиксирует его ответы в протоколе.

Обработка результатов

Подсчитываются следующие показатели:

  1. Количество проб, потребовавшихся испытуемому для полного запоминания всех пар слов в каждой серии эксперимента.

  2. Количество слов, правильно воспроизведенных в каждой пробе в двух сериях эксперимента.

Интерпретация результатов

Показателем уровня развития вербальной памяти является количество проб, потребовавшихся учащемуся для полного запоминания. Чем меньше это количество, тем выше уровень развития памяти.

Здесь же необходимо сравнить результаты первой и второй серии эксперимента. Если испытуемый быстро запомнил слова из первого набора, но гораздо хуже из второго, то, вероятно, что он заучивал слова, не связанные по смыслу механически. Скорее всего, он не владеет мнемическими приемами, помогающими заучивать не связанный по смыслу материал. Если испытуемый одинаково быстро запомнил оба набора слов - это является показателем высокого уровня сформированности смысловой вербальной памяти, с использованием мнемотехнических приемов (ассоциативное связывание слов, близких по звучанию, противоположных по смыслу, использование зрительных образов и т.д.). Если испытуемому плохо давалось запоминание как первого, так и второго набора слов, то, вероятно, он вообще не владеет приемами смыслового запоминании, а применяет только механическое заучивание.

Дополнительным показателем осмысленности запоминания и степени владения испытуемым мнемическими приемами служит динамика запоминания, которая определяется по количеству слов, воспроизведенных в каждой пробе (здесь оценивают только слова, не связанные по смыслу). Как только испытуемый начинает самостоятельно связывать слова между собой, используя те или иные приемы, эффективность запоминания резко возрастает. Если увеличение количества слов от одной пробы к другой идет очень медленно, это свидетельствует о том, что их запоминание идет механически.

Литература

  1. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. М., «Флинта», 1998.

  2. Лабораторный практикум по психологии человека. Часть 1. Диагностика познавательных способностей: Метод. Рекомендации /сост. Н.П. Ансимова, Е.Г. Заверткина, Н.Г. Рукавишникова. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2002.

  3. Практикум по общей психологии /Под ред. А.И. Щербакова. - М.: Просвещение, 1979.

  4. Практикум по общей и экспериментальной психологии /Под ред. А.А. Крылова. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1987.

  5. Практические занятия по психологии /Под ред. А.В. Петровского, М: Просвещение, 1972.




Приложение

Набор 1 Набор 2

Кукла - играть Жук - кресло

Лампа - вечер Синица - сестра

Груша - компот Рыба - пожар

Паровоз - ехать Шляпа - пчела

Корова - молоко Ботинки - самовар

Чернила - тетрадь Мухомор - диван

Снег - зима Компас - клей

Бабочка - муха Графин - петух

Книга - учитель Спичка - обувь

Щетка - зубы Терка - море







© 2010-2022