Программа профориентационного курса Введение в специальность. Путь к профессии

Раздел Школьному психологу
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Кемлянская средняя общеобразовательная школа»





Рассмотрено на заседании Методического совета школы

Протокол № ___ от _________

Утверждаю:

Приказ №____ от______________

Директор: __________ Т.П. Шестакова

Рабочая программа

курса профориентационной работы

«Введение в специальность.

Путь к профессии»

10 класс





Автор- составитель: педагог-психолог

Кулакова Н.А.












с. Кемля 2015 г.

Пояснительная записка


Выбор профессии для современного школьника несколько от­личается от выбора профессии десять-пятнадцать лет назад. Сейчас на вопрос «Кем быть?» практически невозможно ответить один раз. К нему можно (и нужно!) возвращаться в течение всей жизни. Ситуация вокруг нас стремительно меняется, и, чтобы не отстать или не остановиться на месте, нужно постоянно оглядываться, пе­реосмысливать свою деятельность, свое место в происходящем вокруг.

В связи с этим была разработана программа «Путь к профессии», реализация которой направлена на оказание помощи подростку в профессиональном самоопределении. Данная программа разработана на основе работ Я.В.Голубевой «Профессия: выбираем вместе».

Создание программы курса связано с идеей психологической поддержки подростков при решении ими одной из возрастных задач - профессионального самоопределения. Курс построен с учетом возрастных особенностей и потребностей личности в период взросления.

Программа, содержит учебный материал, актуальный и полезный не только для развития учебной мотивации и выбора профессии, но и для повседневной жизни, расширения кругозора школьников.

Основной целью данного курса является - формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.

Результаты освоения учебного предмета:

Личностные:

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению,

  • формирование их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции

  • формирование способности ставить цели и строить жизненные планы

  • раскрытие психологических особенностей личности;

  • подготовить школьников к осознанному выбору будущей профессии;

Метапредметные:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения

  • ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности

  • развивать мотивы и интересы своей познавательной и будущей профессиональной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,

  • осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

  • выявление соответствия требований выбранной профессии способностям учащихся и их возможностям, состоянию здоровья;

  • сформировать у школьников качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности применительно к реализации себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях

Программа рассчитана на 34 часа. Данная программа призвана помочь учащимся, педагогам, в особенности классным руководителям, в организации содействия учащимся 10-ых классов в планировании собственной карьеры, собственного будущего.

В содержание каждого занятия включен информационный блок, вопросы или проблемы для обсуждения с учащимися, прак­тические упражнения или несложные тестовые методики, которые сделают занятия более интересными и динамичными.















Содержание учебного предмета

  1. Вводное занятие.

Цель: получение необходимой информации о профессиональных намерениях учащихся; формирование у учащихся установки на саморазвитие в рамках занятий по профориентации, создание условий для «личностного включения» учащихся в работу.

Содержание: Вводная беседа. Тренинговые упражнения «Интервью», «Ассоциации».

  1. Путь к профессии

    1. Ты и твоя будущая профессия.

Цель: дать уч-ся представление о профессиях, познакомить уч-ся с классификацией профессий по Е.А. Климову, помочь выявить способности к определенному виду деятельности.

Содержание: Беседа. Классификация профессий по А.Е.Климову. Тест «профпригодность».

  1. Что влияет на выбор профессии

Цель: познакомить уч-ся с факторами, влияющими на выбор профессии (по Е.А.Климову); учить анализировать все эти факторы; формировать умение принять грамотное решение.

Содержание: Беседа, анализ факторов.

  1. Мои цели. Личный профессиональный план.

Цель: введение понятия «личный профессиональный план», освоение навыков по планированию своего пути (постановка цели).

Содержание: Упражнение «Машина времени» Обсуждение результатов работы.

  1. Я хочу. Интересы и склонности.

Цель: введение понятий «интерес» и «склонность»; исследовать склонности уч-ся к различным сферам профессиональной деятельности.

Содержание: Беседа. Диагностика склонностей с помощью методики Йовайши. Обработка и анализ результатов.

  1. Я могу. Способности. Профессиональная пригодность.

Цель: познакомить уч-ся с видами способностей, введение понятия «профессиональная пригодность»

Содержание. Актуализация знаний уч-ся о видах способностей, о компонентах профессиональной пригодности. Тест интересов и склонностей. Обработка и анализ результатов.

  1. Современный рынок труда.

Цель: ввести понятие «рынок труда»; познакомить с требованиями и состоянием современного рынка труда.

Содержание. Актуализация знаний о требованиях современного рынка труда. Упражнение «Мышеловка».

  1. Характер и профессия.

Цель: показать важность влияния особенностей характера на выбор профессии.

Содержание. Введение понятий «личность», «индивидуальность», «характер». Тест на выявление акцентуации характера, обработка и анализ результатов.

  1. Ошибки в выборе профессии.

Цель: проанализировать типичные ошибки и затруднения, возникающие при выборе профессии.

Содержание. Беседа. Анализ ситуаций.

2.9. Изучение профессиограмм профессий типа «Человек - человек»

Цель: изучить профессиограммы профессий типа «Человек-человек»

Содержание: Профессиограммы, презентации, сообщения, видеоролики, подготовленные учащимися

2.10. Изучение профессиограмм профессий типа «Человек - техника»

Цель: изучить профессиограммы профессий типа «Человек-техника»

Содержание: Профессиограммы, презентации, сообщения, видеоролики, подготовленные учащимися.

2.11. Изучение профессиограмм профессий типа «Человек - знаковая система»

Цель: изучить профессиограммы профессий типа «Человек - знаковая система»

Содержание: Профессиограммы, презентации, сообщения, видеоролики, подготовленные учащимися.

2.12. Изучение профессиограмм профессий типа «Человек - художественный образ»

Цель: изучить профессиограммы профессий типа «Человек - художественный образ»

Содержание: Профессиограммы, презентации, сообщения, видеоролики, подготовленные учащимися

2.13. Изучение профессиограмм профессий типа «Человек - природа»

Цель: изучить профессиограммы профессий типа «Человек-природа»

Содержание: Профессиограммы, презентации, сообщения, видеоролики, подготовленные учащимися

2.14. Профессии нашей семьи. Профессиональные династии - за и против.

Цель: выявить позицию детей по теме урока.

Содержание. Сообщения уч-ся «Профессии нашей семьи». Интервью родителей. Диалог. Обмен мнениями.

  1. Профессиональная карьера

Цель: познакомить уч-ся с понятием «карьера», видами карьерного роста, путями построения карьеры, выяснить планы уч-ся на будущее

Содержание. Введение понятия «карьера», «карьерный рост». Тест «Карьерные ожидания»

  1. Новое время - новые профессии.

Цель: познакомить учащихся в новыми профессиями на современном рынке труда.

Содержание. «Атлас профессий»

  1. Деловой этикет

Цель: познакомить учащихся с видами общения, особенностями ведения переговоров, в частности телефонных переговоров, написания делового письма.

Содержание. Практическая работа. Деловая игра «Переговоры», «Перезвоните, вас не слышно», письменная работа «Составление делового письма»

  1. Составление резюме при приеме на работу.

Цель: научить учащихся составлять резюме

Содержание: Практическая работа по составлению резюме.

2. 19. Тесты при приеме на работу.

Цель: познакомить с историей интеллектуальных тестов.

Содержание. Беседа. Тест Атмхауэра. Обработка результатов.

2.20. Азбука общения.

Цель: показать роль общения при выборе профессии, выработка коммуникативных умений и навыков.

Содержание. Беседа. Тест «Умеете ли вы слушать?». Тест «Умеете ли вы контролировать себя в общении?». Упражнение «Окно». Упражнение «Мнемические маски», «Гайд-парк»

  1. Конкурентоспособная личность. Самопрезентация.

Цель: познакомить с идеальной моделью конкурентоспособной личности.

Содержание. Введение понятия «конкурентоспособная личность», «психологическое здоровье». Тест «Умеете ли Вы влиять на людей?»

  1. Итоговое занятие.

    1. Защита проекта «Моя будущая профессия».

Цель: обобщение полученных знаний и навыков по принятию решения о выборе профессии.

Содержание. Защита проектов «Моя будущая профессия». Диагностическая методика «Профессиональная готовность».

Результаты освоения курса



В результате выполнения данной программы учащиеся научатся понимать сущность и содержание следующих понятий:

  • психологические особенности личности;

  • самоопределение;

  • профессиональные интересы и склонности, способности,

  • классификация, типы и подтипы профессий;

  • профессиональная пригодность; компоненты профессиональной пригодности;

  • личный профессиональный план;

  • личность, индивидуальность, характер;

  • конкурентоспособная личность;

  • карьера;

  • рынок труда.

На основе полученных знаний обучающиеся получат возможность научиться

  • раскрывать психологические особенности своей личности;

  • выявлять способности и профессиональные интересы;

  • определять соответствие выбранной профессии своим способностям, здоровью, личностным особенностям и запросам рынка труда;

  • ориентироваться в типах и подтипах профессий;

  • составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;

  • разработать пути построения профессиональной карьеры,

  • определять карьерные ожидания;

  • вырабатывать коммуникативные умения и навыки;

  • овладеть навыками самопрезентации.

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.













































Тематическое планирование учебного предмета



№ п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Теоретическое обучение, ч.

Лабораторные и практические работы, ч.

Контрольная работа, ч.

Экскурсии, ч.

Самостоятельная работа, ч.

1

Вводное занятие.

1

1


-

-

-

2

Путь к профессии

31

9

12

-

-

10

3

Итоговое занятие. Защита проекта «Моя будущая профессия».

2

-

-

-

-

2

ИТОГО

34

10

12

-

-

12











Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Вид занятия

Количество часов

Виды самостоятельной работы

Дата проведения занятия

Планируемая

фактическая

1.

Вводное занятие.

теоретическое

1




2.

Путь к профессии


31




2.1.

Ты и твоя будущая профессия.

теоретическое

1

тестирование



2.2.

Что влияет на выбор профессии.

теоретическое

1




2.3.

Мои цели. Личный профессиональный план.

Практическое

1

Упражнение «Машина времени»



2.4.

Я хочу. Интересы и склонности.

практическое

1

Методика Йовайши



2.5.

Я могу. Способности. Профессиональная пригодность.

Практическое

1

Тест интересов и склонностей



2.6.

Современный рынок труда.

Теоретическое

1

Анализ ситуации на рынке труда



2.7.

Характер и профессия.

Практическое

2

Тест на выявление акцентуации характера



2.8.

Ошибки в выборе профессии.

Теоретическое

1

Анализ ситуаций



2.9.


Изучение профессиограмм профессий типа «Человек - человек»

практическое

2

Сообщения учащихся



2.10.

Изучение профессиограмм профессий типа «Человек - техника».

практическое

2

Сообщения учащихся



2.11.

Изучение профессиограмм профессий типа «Человек - знаковая система»

практическое

2

Сообщения учащихся



2.12.

Изучение профессиограмм профессий типа «Человек - художественный образ»

практическое

2

Сообщения учащихся



2.13.

Изучение профессиограмм профессий типа «Человек - природа».

практическое

2

Сообщения учащихся



2.14.

Профессии нашей семьи. Профессиональные династии - за и против.

Теоретическое

1

Интервью родителей. Диалог. Обмен мнениями.



2.15.

Профессиональная карьера

Теоретическое

1

Тест «Карьерные ожидания»



2.16.

Новое время - новые профессии

Теоретическое

2




2.17.

Деловой этикет


1




2.18.

Составление резюме при приеме на работу

Практическое

2




2.19.

Тесты при приеме на работу.

Практическое

2

Тест Атмхауэра



2.20.

Азбука общения.

Практическое

2

Тест «Умеете ли вы слушать», «Умеете ли вы контролировать себя в общении», упражнение «Гайд парк»



2.21.

Конкурентоспособная личность. Самопрезентация.

Теоретическое

1

Тест «Умеете ли вы влиять на людей»



3.

Подведение итогов.

Защита проекта «Моя будущая профессия».


2

Проект «Моя будущая профессия»




ИТОГО


34




















Учебно-методическое обеспечение предмета

  1. Анисимова Н.П., Кузнецов И.В. Профессиональная ориентация, профотбор и профессиональная адаптация молодежи. Ярославль, 2000.

  2. Герасимова, В. А. Классный час играючи. Выпуск 2 -- М.: ТЦ Сфера, 2004.

  3. Гринин, Л. Е. Сочинения по литературе. Для учащихся 9-11 классов: сочинения-образцы и самоучитель по написанию сочине­ний. - Волгоград: Учитель, 2005.

  4. Гринин, Л. Е. Сочинения. Для поступающих в вузы: самоучи­тель по написанию сочинений. - Изд. 4-е, перераб. - Волгоград: Учитель, 2005.-266 с.

  5. Данилова, В. Как стать собой. Психотехника индивидуально­сти: пособие для самообразования. - Харьков: ИМП «Рубикон»; РИП «Оригинал», 1994.

  6. Коротаева, Е. В. Хочу, могу, умею. - М.: КСП, 1997.

  7. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск: «Принтер», 1993.

  8. Резапкина Г. В. Секреты выбора профессии: Научно-популярное издание. - М.: Генезис, 2003.

  9. Резапкина Г. В. Комплектование профильных классов. Школьный психолог №2/ 2007.

  10. Резапкина Г. В. Акцентуация и выбор профессии. Школьный психолог №20/2010.

  11. Резапкина, Г. В. Я и моя профессия: программа профессио­нального самоопределения для подростков: учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов / Г. В. Ре­запкина. - 2-е изд. - М.: Генезис, 2004.

Материально-техническое обеспечение учебного предмета

Наименование объектов, средств материально-технического обеспечения.

Количество

Примечания

Технические средства обучения

Мультимедейный проектор

Интерактивная доска

Компьютер

Электронное приложение «ПРОФИ-II».

Интернет

Д

Д

Д

Д

Д

Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комп­лектом стульев.

Стол учительский с тумбой. . Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий .

Настенные доски для вывешивания иллюстратив­ного материала.

К

Д

Д











Список источников

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

  2. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"
    План действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р).

  3. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 01.12.2011, регистрационный номер 19644).

  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ от 06.10.2009.№373 Минобрнауки России, зарегистрирован в Минюсте России 22.12.09 г., рег № 17785).

  5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ от 17.12.2010.№1897 Минобрнауки России, зарегистрирован в Минюсте России01.02.2011 г., рег № 19644).

  6. Фундаментальное ядро содержания общего образования/ под. ред. В.В.Козлова, А.М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2008.

  7. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения/ Основная школа. - М.: Просвещение, 2010.

  8. Профессиональный стандарт педагога /Утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н.

  9. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников. Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников"

  10. СанПиН 2.4.2. 2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".

  11. Анисимова Н.П., Кузнецов И.В. Профессиональная ориентация, профотбор и профессиональная адаптация молодежи. Ярославль, 2000.

  12. Герасимова, В. А. Классный час играючи. Выпуск 2 -- М.: ТЦ Сфера, 2004.

  13. Гринин, Л. Е. Сочинения по литературе. Для учащихся 9-11 классов: сочинения-образцы и самоучитель по написанию сочине­ний. - Волгоград: Учитель, 2005.

  14. Гринин, Л. Е. Сочинения. Для поступающих в вузы: самоучи­тель по написанию сочинений. - Изд. 4-е, перераб. - Волгоград: Учитель, 2005.-266 с.

  15. Данилова, В. Как стать собой. Психотехника индивидуально­сти: пособие для самообразования. - Харьков: ИМП «Рубикон»; РИП «Оригинал», 1994.

  16. Коротаева, Е. В. Хочу, могу, умею. - М.: КСП, 1997.

  17. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск: «Принтер», 1993.

  18. Резапкина Г. В. Секреты выбора профессии: Научно-популярное издание. - М.: Генезис, 2003.

  19. Резапкина Г. В. Комплектование профильных классов. Школьный психолог №2/ 2007.

  20. Резапкина Г. В. Акцентуация и выбор профессии. Школьный психолог №20/2010.

  21. Резапкина, Г. В. Я и моя профессия: программа профессио­нального самоопределения для подростков: учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов / Г. В. Ре­запкина. - 2-е изд. - М.: Генезис, 2004.

Интернет-ресурсы:

standart.edu.ru [Сайт Федерального Государственного образовательного стандарта];

school-collection.edu.ru [Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов];

pedsovet.su [Сайт сообщества взаимопомощи учителей];

festival.1september.ru [Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»];

bibliofond.ru [Электронная библиотека «Библиофонд»];

examen.ru [Сайт «Экзамен.ru»];

pedakademy.ru [Сайт «Педагогическая академия»];

metodsovet.su [Методический портал учителя «Методсовет»];

rusolymp.ru [Сайт Всероссийской олимпиады школьников по предметам];

uchportal.ru [Учительский портал];

методкабинет.рф [Всероссийский педагогический портал «Методкабинет.РФ»];

indigo-mir.ru [Сайт Центра дистанционного творчества];

pandia.ru [Портал «Энциклопедия знаний»];

pedsovet.org [Всероссийский интернет-педсовет];

easyen.ru [Современный учительский портал];

openclass.ru [Сетевое образовательное сообщество «Открытый класс»];

wiki.iteach.ru [Сайт кампании «Интел»];

schoolpress.ru [Портал «Школьная пресса»];

window.edu.ru [Единое окно доступа к образовательным ресурсам];

trudrm.ru/

shkolniky.ru/

festival.1september.ru/articles/549579/

festival.1september.ru/articles/580051/

festival.1september.ru/articles/565052/

profor.ru/

proforientation.ru/

find-job.ru/

rabochee-mesto.com/

rodn-i-k.narod.ru/

kto-kem.ru/

s14008.edu35.ru/http%3a/proforientator.ru

porof.ru/

cls-kuntsevo.ru/portal_proforientir/

starsheklassnik.web-vizitka.com.ua/abiturientu/kakuu-professiu-vybrat





© 2010-2022