- Преподавателю
- Школьному психологу
- Программа профориентационного курса Введение в специальность. Путь к профессии
Программа профориентационного курса Введение в специальность. Путь к профессии
Раздел | Школьному психологу |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кулакова Н.А. |
Дата | 24.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Кемлянская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании Методического совета школы
Протокол № ___ от _________
Утверждаю:
Приказ №____ от______________
Директор: __________ Т.П. Шестакова
Рабочая программа
курса профориентационной работы
«Введение в специальность.
Путь к профессии»
10 класс
Автор- составитель: педагог-психолог
Кулакова Н.А.
с. Кемля 2015 г.
Пояснительная записка
Выбор профессии для современного школьника несколько отличается от выбора профессии десять-пятнадцать лет назад. Сейчас на вопрос «Кем быть?» практически невозможно ответить один раз. К нему можно (и нужно!) возвращаться в течение всей жизни. Ситуация вокруг нас стремительно меняется, и, чтобы не отстать или не остановиться на месте, нужно постоянно оглядываться, переосмысливать свою деятельность, свое место в происходящем вокруг.
В связи с этим была разработана программа «Путь к профессии», реализация которой направлена на оказание помощи подростку в профессиональном самоопределении. Данная программа разработана на основе работ Я.В.Голубевой «Профессия: выбираем вместе».
Создание программы курса связано с идеей психологической поддержки подростков при решении ими одной из возрастных задач - профессионального самоопределения. Курс построен с учетом возрастных особенностей и потребностей личности в период взросления.
Программа, содержит учебный материал, актуальный и полезный не только для развития учебной мотивации и выбора профессии, но и для повседневной жизни, расширения кругозора школьников.
Основной целью данного курса является - формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.
Результаты освоения учебного предмета:
Личностные:
-
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению,
-
формирование их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции
-
формирование способности ставить цели и строить жизненные планы
-
раскрытие психологических особенностей личности;
-
подготовить школьников к осознанному выбору будущей профессии;
Метапредметные:
-
умение самостоятельно определять цели своего обучения
-
ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности
-
развивать мотивы и интересы своей познавательной и будущей профессиональной деятельности;
-
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
-
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
-
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности
-
выявление соответствия требований выбранной профессии способностям учащихся и их возможностям, состоянию здоровья;
-
сформировать у школьников качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности применительно к реализации себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях
Программа рассчитана на 34 часа. Данная программа призвана помочь учащимся, педагогам, в особенности классным руководителям, в организации содействия учащимся 10-ых классов в планировании собственной карьеры, собственного будущего.
В содержание каждого занятия включен информационный блок, вопросы или проблемы для обсуждения с учащимися, практические упражнения или несложные тестовые методики, которые сделают занятия более интересными и динамичными.
Содержание учебного предмета
-
Вводное занятие.
Цель: получение необходимой информации о профессиональных намерениях учащихся; формирование у учащихся установки на саморазвитие в рамках занятий по профориентации, создание условий для «личностного включения» учащихся в работу.
Содержание: Вводная беседа. Тренинговые упражнения «Интервью», «Ассоциации».
-
Путь к профессии
-
Ты и твоя будущая профессия.
-
Цель: дать уч-ся представление о профессиях, познакомить уч-ся с классификацией профессий по Е.А. Климову, помочь выявить способности к определенному виду деятельности.
Содержание: Беседа. Классификация профессий по А.Е.Климову. Тест «профпригодность».
-
Что влияет на выбор профессии
Цель: познакомить уч-ся с факторами, влияющими на выбор профессии (по Е.А.Климову); учить анализировать все эти факторы; формировать умение принять грамотное решение.
Содержание: Беседа, анализ факторов.
-
Мои цели. Личный профессиональный план.
Цель: введение понятия «личный профессиональный план», освоение навыков по планированию своего пути (постановка цели).
Содержание: Упражнение «Машина времени» Обсуждение результатов работы.
-
Я хочу. Интересы и склонности.
Цель: введение понятий «интерес» и «склонность»; исследовать склонности уч-ся к различным сферам профессиональной деятельности.
Содержание: Беседа. Диагностика склонностей с помощью методики Йовайши. Обработка и анализ результатов.
-
Я могу. Способности. Профессиональная пригодность.
Цель: познакомить уч-ся с видами способностей, введение понятия «профессиональная пригодность»
Содержание. Актуализация знаний уч-ся о видах способностей, о компонентах профессиональной пригодности. Тест интересов и склонностей. Обработка и анализ результатов.
-
Современный рынок труда.
Цель: ввести понятие «рынок труда»; познакомить с требованиями и состоянием современного рынка труда.
Содержание. Актуализация знаний о требованиях современного рынка труда. Упражнение «Мышеловка».
-
Характер и профессия.
Цель: показать важность влияния особенностей характера на выбор профессии.
Содержание. Введение понятий «личность», «индивидуальность», «характер». Тест на выявление акцентуации характера, обработка и анализ результатов.
-
Ошибки в выборе профессии.
Цель: проанализировать типичные ошибки и затруднения, возникающие при выборе профессии.
Содержание. Беседа. Анализ ситуаций.
2.9. Изучение профессиограмм профессий типа «Человек - человек»
Цель: изучить профессиограммы профессий типа «Человек-человек»
Содержание: Профессиограммы, презентации, сообщения, видеоролики, подготовленные учащимися
2.10. Изучение профессиограмм профессий типа «Человек - техника»
Цель: изучить профессиограммы профессий типа «Человек-техника»
Содержание: Профессиограммы, презентации, сообщения, видеоролики, подготовленные учащимися.
2.11. Изучение профессиограмм профессий типа «Человек - знаковая система»
Цель: изучить профессиограммы профессий типа «Человек - знаковая система»
Содержание: Профессиограммы, презентации, сообщения, видеоролики, подготовленные учащимися.
2.12. Изучение профессиограмм профессий типа «Человек - художественный образ»
Цель: изучить профессиограммы профессий типа «Человек - художественный образ»
Содержание: Профессиограммы, презентации, сообщения, видеоролики, подготовленные учащимися
2.13. Изучение профессиограмм профессий типа «Человек - природа»
Цель: изучить профессиограммы профессий типа «Человек-природа»
Содержание: Профессиограммы, презентации, сообщения, видеоролики, подготовленные учащимися
2.14. Профессии нашей семьи. Профессиональные династии - за и против.
Цель: выявить позицию детей по теме урока.
Содержание. Сообщения уч-ся «Профессии нашей семьи». Интервью родителей. Диалог. Обмен мнениями.
-
Профессиональная карьера
Цель: познакомить уч-ся с понятием «карьера», видами карьерного роста, путями построения карьеры, выяснить планы уч-ся на будущее
Содержание. Введение понятия «карьера», «карьерный рост». Тест «Карьерные ожидания»
-
Новое время - новые профессии.
Цель: познакомить учащихся в новыми профессиями на современном рынке труда.
Содержание. «Атлас профессий»
-
Деловой этикет
Цель: познакомить учащихся с видами общения, особенностями ведения переговоров, в частности телефонных переговоров, написания делового письма.
Содержание. Практическая работа. Деловая игра «Переговоры», «Перезвоните, вас не слышно», письменная работа «Составление делового письма»
-
Составление резюме при приеме на работу.
Цель: научить учащихся составлять резюме
Содержание: Практическая работа по составлению резюме.
2. 19. Тесты при приеме на работу.
Цель: познакомить с историей интеллектуальных тестов.
Содержание. Беседа. Тест Атмхауэра. Обработка результатов.
2.20. Азбука общения.
Цель: показать роль общения при выборе профессии, выработка коммуникативных умений и навыков.
Содержание. Беседа. Тест «Умеете ли вы слушать?». Тест «Умеете ли вы контролировать себя в общении?». Упражнение «Окно». Упражнение «Мнемические маски», «Гайд-парк»
-
Конкурентоспособная личность. Самопрезентация.
Цель: познакомить с идеальной моделью конкурентоспособной личности.
Содержание. Введение понятия «конкурентоспособная личность», «психологическое здоровье». Тест «Умеете ли Вы влиять на людей?»
-
Итоговое занятие.
-
Защита проекта «Моя будущая профессия».
-
Цель: обобщение полученных знаний и навыков по принятию решения о выборе профессии.
Содержание. Защита проектов «Моя будущая профессия». Диагностическая методика «Профессиональная готовность».
Результаты освоения курса
В результате выполнения данной программы учащиеся научатся понимать сущность и содержание следующих понятий:
-
психологические особенности личности;
-
самоопределение;
-
профессиональные интересы и склонности, способности,
-
классификация, типы и подтипы профессий;
-
профессиональная пригодность; компоненты профессиональной пригодности;
-
личный профессиональный план;
-
личность, индивидуальность, характер;
-
конкурентоспособная личность;
-
карьера;
-
рынок труда.
На основе полученных знаний обучающиеся получат возможность научиться
-
раскрывать психологические особенности своей личности;
-
выявлять способности и профессиональные интересы;
-
определять соответствие выбранной профессии своим способностям, здоровью, личностным особенностям и запросам рынка труда;
-
ориентироваться в типах и подтипах профессий;
-
составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;
-
разработать пути построения профессиональной карьеры,
-
определять карьерные ожидания;
-
вырабатывать коммуникативные умения и навыки;
-
овладеть навыками самопрезентации.
-
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Тематическое планирование учебного предмета
№ п/п
Наименование разделов и тем
Максимальная нагрузка учащегося, ч.
Из них
Теоретическое обучение, ч.
Лабораторные и практические работы, ч.
Контрольная работа, ч.
Экскурсии, ч.
Самостоятельная работа, ч.
1
Вводное занятие.
1
1
-
-
-
2
Путь к профессии
31
9
12
-
-
10
3
Итоговое занятие. Защита проекта «Моя будущая профессия».
2
-
-
-
-
2
ИТОГО
34
10
12
-
-
12
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Наименование разделов и тем
Вид занятия
Количество часов
Виды самостоятельной работы
Дата проведения занятия
Планируемая
фактическая
1.
Вводное занятие.
теоретическое
1
2.
Путь к профессии
31
2.1.
Ты и твоя будущая профессия.
теоретическое
1
тестирование
2.2.
Что влияет на выбор профессии.
теоретическое
1
2.3.
Мои цели. Личный профессиональный план.
Практическое
1
Упражнение «Машина времени»
2.4.
Я хочу. Интересы и склонности.
практическое
1
Методика Йовайши
2.5.
Я могу. Способности. Профессиональная пригодность.
Практическое
1
Тест интересов и склонностей
2.6.
Современный рынок труда.
Теоретическое
1
Анализ ситуации на рынке труда
2.7.
Характер и профессия.
Практическое
2
Тест на выявление акцентуации характера
2.8.
Ошибки в выборе профессии.
Теоретическое
1
Анализ ситуаций
2.9.
Изучение профессиограмм профессий типа «Человек - человек»
практическое
2
Сообщения учащихся
2.10.
Изучение профессиограмм профессий типа «Человек - техника».
практическое
2
Сообщения учащихся
2.11.
Изучение профессиограмм профессий типа «Человек - знаковая система»
практическое
2
Сообщения учащихся
2.12.
Изучение профессиограмм профессий типа «Человек - художественный образ»
практическое
2
Сообщения учащихся
2.13.
Изучение профессиограмм профессий типа «Человек - природа».
практическое
2
Сообщения учащихся
2.14.
Профессии нашей семьи. Профессиональные династии - за и против.
Теоретическое
1
Интервью родителей. Диалог. Обмен мнениями.
2.15.
Профессиональная карьера
Теоретическое
1
Тест «Карьерные ожидания»
2.16.
Новое время - новые профессии
Теоретическое
2
2.17.
Деловой этикет
1
2.18.
Составление резюме при приеме на работу
Практическое
2
2.19.
Тесты при приеме на работу.
Практическое
2
Тест Атмхауэра
2.20.
Азбука общения.
Практическое
2
Тест «Умеете ли вы слушать», «Умеете ли вы контролировать себя в общении», упражнение «Гайд парк»
2.21.
Конкурентоспособная личность. Самопрезентация.
Теоретическое
1
Тест «Умеете ли вы влиять на людей»
3.
Подведение итогов.
Защита проекта «Моя будущая профессия».
2
Проект «Моя будущая профессия»
ИТОГО
34
Учебно-методическое обеспечение предмета
-
Анисимова Н.П., Кузнецов И.В. Профессиональная ориентация, профотбор и профессиональная адаптация молодежи. Ярославль, 2000.
-
Герасимова, В. А. Классный час играючи. Выпуск 2 -- М.: ТЦ Сфера, 2004.
-
Гринин, Л. Е. Сочинения по литературе. Для учащихся 9-11 классов: сочинения-образцы и самоучитель по написанию сочинений. - Волгоград: Учитель, 2005.
-
Гринин, Л. Е. Сочинения. Для поступающих в вузы: самоучитель по написанию сочинений. - Изд. 4-е, перераб. - Волгоград: Учитель, 2005.-266 с.
-
Данилова, В. Как стать собой. Психотехника индивидуальности: пособие для самообразования. - Харьков: ИМП «Рубикон»; РИП «Оригинал», 1994.
-
Коротаева, Е. В. Хочу, могу, умею. - М.: КСП, 1997.
-
Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск: «Принтер», 1993.
-
Резапкина Г. В. Секреты выбора профессии: Научно-популярное издание. - М.: Генезис, 2003.
-
Резапкина Г. В. Комплектование профильных классов. Школьный психолог №2/ 2007.
-
Резапкина Г. В. Акцентуация и выбор профессии. Школьный психолог №20/2010.
-
Резапкина, Г. В. Я и моя профессия: программа профессионального самоопределения для подростков: учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов / Г. В. Резапкина. - 2-е изд. - М.: Генезис, 2004.
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
Наименование объектов, средств материально-технического обеспечения.
Количество
Примечания
Технические средства обучения
Мультимедейный проектор
Интерактивная доска
Компьютер
Электронное приложение «ПРОФИ-II».
Интернет
Д
Д
Д
Д
Д
Оборудование класса
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой. . Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий .
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
К
Д
Д
Список источников
-
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
-
Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"
План действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р). -
Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 01.12.2011, регистрационный номер 19644).
-
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ от 06.10.2009.№373 Минобрнауки России, зарегистрирован в Минюсте России 22.12.09 г., рег № 17785).
-
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ от 17.12.2010.№1897 Минобрнауки России, зарегистрирован в Минюсте России01.02.2011 г., рег № 19644).
-
Фундаментальное ядро содержания общего образования/ под. ред. В.В.Козлова, А.М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2008.
-
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения/ Основная школа. - М.: Просвещение, 2010.
-
Профессиональный стандарт педагога /Утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н.
-
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников. Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников"
-
СанПиН 2.4.2. 2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
-
Анисимова Н.П., Кузнецов И.В. Профессиональная ориентация, профотбор и профессиональная адаптация молодежи. Ярославль, 2000.
-
Герасимова, В. А. Классный час играючи. Выпуск 2 -- М.: ТЦ Сфера, 2004.
-
Гринин, Л. Е. Сочинения по литературе. Для учащихся 9-11 классов: сочинения-образцы и самоучитель по написанию сочинений. - Волгоград: Учитель, 2005.
-
Гринин, Л. Е. Сочинения. Для поступающих в вузы: самоучитель по написанию сочинений. - Изд. 4-е, перераб. - Волгоград: Учитель, 2005.-266 с.
-
Данилова, В. Как стать собой. Психотехника индивидуальности: пособие для самообразования. - Харьков: ИМП «Рубикон»; РИП «Оригинал», 1994.
-
Коротаева, Е. В. Хочу, могу, умею. - М.: КСП, 1997.
-
Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск: «Принтер», 1993.
-
Резапкина Г. В. Секреты выбора профессии: Научно-популярное издание. - М.: Генезис, 2003.
-
Резапкина Г. В. Комплектование профильных классов. Школьный психолог №2/ 2007.
-
Резапкина Г. В. Акцентуация и выбор профессии. Школьный психолог №20/2010.
-
Резапкина, Г. В. Я и моя профессия: программа профессионального самоопределения для подростков: учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов / Г. В. Резапкина. - 2-е изд. - М.: Генезис, 2004.
Интернет-ресурсы:
standart.edu.ru [Сайт Федерального Государственного образовательного стандарта];
school-collection.edu.ru [Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов];
pedsovet.su [Сайт сообщества взаимопомощи учителей];
festival.1september.ru [Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»];
bibliofond.ru [Электронная библиотека «Библиофонд»];
examen.ru [Сайт «Экзамен.ru»];
pedakademy.ru [Сайт «Педагогическая академия»];
metodsovet.su [Методический портал учителя «Методсовет»];
rusolymp.ru [Сайт Всероссийской олимпиады школьников по предметам];
uchportal.ru [Учительский портал];
методкабинет.рф [Всероссийский педагогический портал «Методкабинет.РФ»];
indigo-mir.ru [Сайт Центра дистанционного творчества];
pandia.ru [Портал «Энциклопедия знаний»];
pedsovet.org [Всероссийский интернет-педсовет];
easyen.ru [Современный учительский портал];
openclass.ru [Сетевое образовательное сообщество «Открытый класс»];
wiki.iteach.ru [Сайт кампании «Интел»];
schoolpress.ru [Портал «Школьная пресса»];
window.edu.ru [Единое окно доступа к образовательным ресурсам];
trudrm.ru/
shkolniky.ru/
festival.1september.ru/articles/549579/
festival.1september.ru/articles/580051/
festival.1september.ru/articles/565052/
profor.ru/
proforientation.ru/
find-job.ru/
rabochee-mesto.com/
rodn-i-k.narod.ru/
kto-kem.ru/
s14008.edu35.ru/http%3a/proforientator.ru
porof.ru/
cls-kuntsevo.ru/portal_proforientir/
starsheklassnik.web-vizitka.com.ua/abiturientu/kakuu-professiu-vybrat