- Преподавателю
- Школьному психологу
- Конспект психологического занятия «Найди клад»
Конспект психологического занятия «Найди клад»
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Джалжанова Б.Н. |
Дата | 06.01.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ГБОУ АО «Прикаспийский детский дом»
Открытое занятие на тему:
«Найди клад»
Подготовила воспитатель 6 группы
Курьянова Л.В.
Наримановский район, п.Прикасийский
декабрь 2012
Дата проведения: 10.12.12
Место проведения: классная комната
Участники: Любимова Аня
Алдишев Рунис
Алдишева Ралина
Кашуба Влад
Кашуба Настя
Солодухина Маша
Лямина Юля
Дудин Илья
Дудин Слава
Материалы и оборудование: свиток грамоты,
9 простых карандашей, 9 листов бумаги, 9 наборов цветных фломастеров или карандашей, мешочек с крышками от пластиковых бутылок, мягкая игрушка, орехи в коробочке,
Цель: сплочение участников, осознание неизмеримой ценности дружбы, снятие напряжения, создавать положительный эмоциональный фон в группе, повышать уверенность воспитанников в себе.
Задачи: формировать навыки и умения работы в команде; развивать способность осознавать и принимать собственную уникальность и неповторимость каждого человека, умение поставить себя на место другого
Ход занятия
Приветствие
Задача: подготовить участников к выполнению заданий.
Воспитатель. Необходимо поздороваться с каждым участником рукопожатием, назвать его по имени и посмотреть ему в глаза. Важно никого не пропустить.
Обсуждение: любому человеку приятно услышать свое имя и встретить доброжелательный взгляд. Контакт легче установить, если мы смотрим собеседнику в глаза.
Воспитатель. Решила я осенью разобрать чердак на даче. Дача у нас старинная, ей почти 100 лет. Среди разных ненужных вещей попался мне какой-то сундучок, а в нем - какая то карта. Пыталась я разобрать, что в ней написано, но не смогла: видно дождь залил карту и остались только фрагменты. Мы попробуем с вами вместе расшифровать таинственное послание с помощью специальных заданий. И первое задание называется «Каракули».
Игра «Каракули»
Задачи: мотивировать участников на работу, их раскрепощение.
Воспитатель. Возьмите простой карандаш в нерабочую руку и с закрытыми глазами порисуйте каракули на листе бумаги.
Рисуйте, пока не надоест. Затем откройте глаза и покрутите лист в разные стороны. Постарайтесь в своей работе угадать какой-то образ, найти что-то знакомое. Обведите эту часть цветным карандашом или фломастером. Передайте свой рисунок соседу справа - пусть теперь он постарается увидеть нечто свое в вашей работе и дорисует то, что считает нужным. Когда ваш рисунок сделает круг и вернется к вам, попробуйте оценить, нравится ли вам то, что с ним сделали. Какие чувства возникли при первом взгляде на работу? Представьте, что перед вами настоящее произведение искусства, и дайте ему название. Если что-нибудь вас не устраивает, можно изменить рисунок с помощью карандашей и красок.
Давайте устроим выставку из ваших работ. Каждый возьмет свой рисунок и с помощью скотча прикрепит его на доску. Пожалуйста, на зеленых клеящихся листочках напишите авторское название и приклейте к своему рисунку. Мы будем гулять по выставке, и на желтых клеящихся листочках желающие дадут свое название любой из этих картин.
Обсуждение. Все мы разные, у каждого свой собственный взгляд, свое видение. И это очень хорошо. Этим мы и интересны друг другу. Ведь как было бы скучно, если бы все думали и поступали одинаково.
Воспитатель двигаясь по стрелке предлагает детям выполнить следующее задание «18 умений». Число умений у каждой группы будет свое. Оно должно вдвое превышать количества участников.
Игра «18 умений»
Задачи: развивать умения видеть хорошее в каждом человеке.
Воспитатель. Кажется, я понимаю, что это значит. Для того чтобы добраться до клада, нашей команде необходимо обладать 18 умениями. Сейчас мы встанем в круг и по очереди будем хвастаться. (Если дети затрудняются, можно привести примеры таких умений: рассказывать анекдоты, предсказывать погоду, складывать бумажные самолетики, радовать своих близких, показывать фокусы, кататься на коньках, разводить костер и т.д.) Первый участник начинает: «Может быть, некоторые не знают, что я хорошо умею..., а Ваня (сосед справа) хорошо умеет...» Важное условие: не повторяться. У каждого будет свое собственное умение плюс то, которое скажет про вас другой человек. (После любого высказывания воспитатель инициирует аплодисменты и восторженные отзывы для эмоциональной поддержки и раскрепощения застенчивых участников). Обсуждение.
Легко ли было хвастаться?
Что легче: вспомнить свое умение или умение соседа?
Приятно ли было слышать про свои умения от другого человека?
Узнали ли вы что-нибудь новое друг о друге?
Воспитатель двигаясь по стрелке предлагает детям поиграть в игру «Орехи»
Игра «Орехи»
Задачи: осознать собственную уникальность и принять неповторимость каждого человека.
Количество орехов должно соответствовать числу участников. Каждый участник берет себе один орех.
Задание: в течение одной минуты надо рассмотреть свой орех и запомнить его особенности. Затем все орехи перемешиваются. После этого каждый пытается найти среди орехов свой.
Обсуждение.
Что вам помогло найти свой орех?
В толпе все люди одинаковые, как орехи, когда они лежали вместе. Чтобы разглядеть человека, нужно потратить время, присмотреться к нему. О ценности ореха судят по тому, что у него внутри. Он может быть зрелым, зеленым, гнилым, пустым, вкусным. Так и о человеке нельзя судить только по его внешнему виду. Ведь не зря говорят: «Встречают по одежке, провожают по уму». У ореха очень жесткая скорлупа. Она нужна, чтобы защитить нежное ядро. Многие люди тоже часто как бы прячутся в скорлупу, чтобы чувствовать себя в безопасности. Для того чтобы им открыться, должно пройти время.
Воспитатель двигаясь по стрелке предлагает детям поиграть в игру «Близкие знакомые»
Игра «Близкие знакомые»
Задачи: развивать наблюдательность, внимание к другому человеку.
Психолог. В игре «Орехи» вы продемонстрировали свою наблюдательность. Каждый из вас справился с заданием и смог отличить собственный орех. Теперь мне нужен самый отважный и наблюдательный человек. Он посмотрит на нас внимательно, потом повернется к нам спиной, а я буду задавать ему вопросы.
-
Кто из присутствующих самый высокий?
-
У кого из присутствующих длинные волосы?
-
Есть заколки на голове?
-
Кто одет в темные брюки?
-
Какого цвета волосы у Маши?
-
Какого цвета глаза у Славы?
-
Кто заплел сегодня косички?
- У кого сережки в ушах? и т.д.
Обсуждение: Что было вспомнить легко, а что трудно? Почему?
Воспитатель. Сейчас самое время отдохнуть и выполнить релаксационную паузу.
Волшебные туфли
Сядьте поудобнее, закройте глаза и сделайте три глубоких вдоха и выдоха...
Представь себе, что вас пригласили на праздник. Вы стоите в своей комнате и думаете, как бы вам одеться. Вы достаете все вещи, которые хотите надеть, и тут вдруг обнаруживаете в глубине шкафа пару волшебных золотых туфель. Они сверкают таким ясным и теплым светом, что вы сразу достаете их и начинаете примерять. Они сидят на ваших ногах, как влитые. И едва вы успеваете их надеть, как замечаете, что чувствуете себя теперь совсем по-другому, как будто вы стали как-то больше, значительнее и привлекательнее. И вы уверены, что в этих туфлях уже не будете смущаться, и что все остальные ребята будут восхищаться вами.
Представьте себе, что в этих золотых туфлях вы идете на праздник. Едва вы открываете дверь, как все ребята подходят к вам и здороваются с вами. Каждый хочет пожать вам руку или обнять вас. Все в один голос говорят, что они рады вас видеть. Вы проходите в комнату и оказываетесь в центре группы ребят, которые улыбаются вам и всем своим видом показывают, что вы им нравитесь. Представьте себе, что вы общаетесь с ними, и они снова и снова говорят вам о том, как они рады, что вы пришли... И как им хорошо быть с вами рядом. (15 секунд.)
Теперь представьте себе, что вы уже собираетесь уходить. Вы слышите, как остальные ребята говорят вам: "Пожалуйста, не уходи, побудь еще немного с нами". Слушайте, как они приглашают вас к себе в гости и говорят: "Я хочу, чтобы ты пришел и ко мне на день рождения... Приходи ко мне в гости, я хочу дружить с тобой... Я хочу сходить с тобой в кино." Вы улыбаетесь ребятам в ответ и договариваетесь с ними о будущих встречах. Уже уходя домой, вы слышите, как они говорят друг другу: "Мне так нравится этот человек. Как хорошо, что он пришел сюда сегодня..."
Анализ упражнения:
- Как ты себя чувствовал, когда на тебе были "волшебные туфли"?
- Как другие ребята показывали тебе, что ты им нравишься, и они хотят дружить с тобой?
- В каких ситуациях ты можешь использовать "золотые туфли"?
- Есть ли люди, которые временами говорят тебе, что ты потрясающий, классный или замечательный человек? Кто эти люди?
- Говоришь ли ты сам время от времени другим людям, что они тебе нравятся, и тебе приятно быть вместе с ними?
- Почему важно, чтобы люди хорошо к себе относились?
Воспитатель. Мы отлично сейчас потренировали свою наблюдательность и память, а значит, можем выполнять другие задания, чтобы разгадать следующую часть послания в старинной грамоте.
Игра «Ошибки»
Задачи: восстановить чувство доверия к себе, другим, к миру; развивать чувство юмора, умение поставить себя на место другого.
Воспитатель. Все мы ошибаемся. Ведь не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Но мы по-разному реагируем на свои ошибки. Кто-то злится, кто-то смеется, а кто-то остается невозмутимым.
У меня есть несколько коробок. В каждой из них лежат куклы-актеры и лист с описанием ситуации, которую вам предстоит показать, как в кукольном театре. Все сценки пока не имеют завершения. Вы в парах подумаете, как лучше решить проблему, в которую попала каждая из кукол, и покажете нам свой финал.
Возможные ситуации
Ситуация 1. После урока физкультуры Ваня заговорился со своим другом и не успел переодеться. Когда прозвенел звонок, он быстро снял футболку и надел другую. Но второпях не обратил внимания, что надел ее наизнанку. Когда же он появился в классе, ребята начали над ним смеяться.
Ситуация 2. Дима бежал по коридору школы, как вдруг из-за угла вышла учительница. Мальчик слишком поздно ее увидел, не успел остановиться и врезался в почтенную даму. К счастью, она не упала.
Ситуация 3. На первом уроке у Кати пропала ее любимая ручка. Она искала ее всюду, но не могла найти. Пришлось писать запасной. Когда на третьем уроке Катя увидела такую же ручку в руках у Тани, она, не разобравшись, крикнула: «Эта моя ручка!». Позже выяснилось, что Тане папа купил такую же ручку, а Катина ручка все это время находилась в нагрудном кармане ее собственного пиджака.
Обсуждение. Конечно, неприятно оказаться в неловкой ситуации, когда над тобой смеются. Но если из-за таких пустяков мы будем ругаться с окружающими, злиться и кричать, то сделаем себе только хуже. У нас испортится настроение, мы не сможем играть и мирно разговаривать со своими одноклассниками. Есть такое; выражение: «Только сильный человек может посмеяться над собой». Давайте постараемся быть сильными и взглянем с улыбкой на мелкие неприятности. И не забудем извиниться перед теми, кого мы по глупости или ненароком обидели.
Игра «Паутина»
Задачи: сломать барьеры общения.
Воспитатель. Мы уже успешно разгадали первую часть послания в старинной грамоте. Однако вторая часть, по-моему, более непонятная и запутанная. Чтобы разобраться с ней, нам опять нужно потренироваться. Представьте, что огромный злой паук (им буду я) заловил вас всех в свою паутину. Вы сядете в круг. А я пройду с клубком ниток и обмотаю ваши руки (иногда и талию) ниткой. (Нужно пересечь круг несколько раз, чтобы в центре появилась «паутина»). Вам нужно выбрать из числа участников самого доброго, только он сможет освободить всех. Паутина злого паука отлипнет от человека только в том случае, если его назовут ласково. Ваш спаситель возьмет клубок и начнет его сматывать. Добравшись до кого-нибудь из вас, он должен назвать ваше ласковое имя и только потом сможет распутать руки или туловище.
Обсуждение. Освободитель назвал именно то имя, которое вы ожидали, или другое?
Что чувствовал освободитель, называя каждого ласково?
Легко ли это?
Воспитатель. Вот мы и расшифровали карту и узнали, где спрятан клад. Давайте откроем сундук и посмотрим, что в нем. Ребята! Да здесь обыкновенные крышки от бутылок. Интересно, зачем их спрятали? И еще какая-то шифровка: 15Р12У23Ж14Б-РД16А. Может кто-нибудь догадался из вас? Я поняла: надо выложить буквы из крышек соответствующих цветов и сложить слово, а цифры - это количество крышек, которое мы будем использовать, чтобы построить буквы. Быть может это и есть то самое слово, которое и будет нашим кладом. Дети выстраивают слово «дружба».
Обсуждение. Ребята почему дружба является кладом?
А вы можете назвать нашу группу дружной?
А чего вам не хватает, чтобы вы всегда дружили?
История знает множество примеров, когда богатые люди в одночасье становились бедными. И если у них не было друзей, им приходилось туго. Деньги, клад могут исчезнуть, а настоящий друг всегда будет рядом: и в горе, и в радости. Поэтому я желаю вам: дружите с друг другом и не ссорьтесь по пустякам. Здесь есть еще мешочек, а вот что в нем, вы узнаете после занятия.
Рефлексия.
(Предложить детям повесить на дерево дружбы яблоки, листья в зависимости от своего настроения и отношения к занятию. На стволе этого дерева написано слово «дружба», на ветках - имена ребят).
Воспитатель. Наше занятие мы закончим упражнением «Дерево настроений». Перед вами дерево, где есть ветки с вашими именами. Я предлагаю каждому участнику выйти к доске и оценить свое настроение от нашего занятия. Если у вас отличное настроение, все игры и конкурсы понравились на занятии, вы повесите на дерево яблоко и прокомментируете свой выбор. Если настроение отличается золотой серединой и что-то вас не устроило, то надо прикрепить листочек, если настроение плохое
и занятие вам не понравилось, то делать ничего не надо, то есть настроение такое же пустое, как и голая ветка и не забыть объяснить свой выбор.
Спасибо.