Психокоррекционная программа для учащихся 3 класса «Лучик света»

Цель: постепенное устранение симптомокомплекса «Тревожность», по­вышение уверенности в себе, повышение самооценки у детей 3 класса.Задачи:- коррекционная – коррекция тревожного состояния в 3 классе, а так же возможные отклонения от нормы у отдельных учеников или у группы в целом;-профилактическая – профилактика тревожного состояния у учеников 3 класса;-развивающая – развитие уверенности в себе, развитие коммуникативных умений и навыков детей. В качестве критериев снятия тревожности выступают: 1. спокойное состояние ребенка.2.  отсутствие трудности сконцентрироваться на чем-либо. 3. отсутствие мышечного напряжения (например,  в области лица, шеи). 4.  ребенок не раздражителен. 5. отсутствие нарушения сна
Раздел Школьному психологу
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Психокоррекционная программа для учащихся 3 класса

«Лучик света»

1. Общая характеристика программы.

Эмоциональное благополучие подрастающего поколения - один из объектов пристального внимания школьных психологов, педагогов, родителей. Своевременная и качественная диагностика подобного неблагополучия, адекватные коррекционные меры могут уменьшить риск возникновения нежелательных тенденций в развитии личности. Одно из ярких проявлений эмоционального благополучия (тревожности) - нервный срыв. Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обусловливает поведение человека.

В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка. Подросток с повышенной тревожностью впоследствии может столкнуться с различными соматическими заболеваниями.

Психокоррекционная программа «Лучик света» разработана для детей 3 класса. Она направлена снятие тревожности детей, на создание благоприятного психологического климата в классе, диагностику и коррекцию возможных отклонений от нормы у отдельных учеников или у группы в целом, уменьшение психологической дистанции между учениками, познание учениками самих себя, повышение самооценки, придание уверенности в себе, развитие коммуникативных умений и навыков детей.

2. Методологические и теоретические основы программы.

Тревожность - состояние целесообразного подготовительного повышения сенсорного внимания и моторного напряжения в ситуации возможной опасности, обеспечивающее соответствующую реакцию на страх. Склонность индивида к переживанию тревоги, характерная низким порогом возникновения тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий. В целом тревожность - субъективное проявление неблагополучия личности.

В современной психологии принято различать «тревогу» и «тревожность», хотя еще пол века назад это различие было неочевидным. Сейчас подобная терминологическая дифференциация характерна как для отечественной, так и для зарубежной психологии Левитов Н.Д., Прихожан А.М., Спилберг Н.Д., и др. и позволяет проанализировать это явление через категории психического состояния и психического свойства.

Термин «тревожность» используется для обозначения относительно устойчивых индивидуальных различий в склонности индивида испытывать это состояние. Эта особенность напрямую не проявляется в поведении, но ее уровень можно определить исходя из того, как часто и как интенсивно у человека наблюдается состояние тревоги. Личность с выраженной тревожностью склонна воспринимать окружающий мир как заключающий в себе опасность и угрозу в значительно большей степени, чем личность с низким уровнем тревожности по Спилбергу Ч.Д., Ханину Ю.Л.

В этом статусе тревожность впервые была описана З. Фрейдом, который для описания «свободно витающей», разлитой тревожности, являющейся симптомом невроза, использовал термин, означающий в буквальном переводе »готовность к тревоге» или «готовность в виде тревоги».

В.С.Мерлин и его последователи, анализируют тревожность как обобщенную характеристику психической деятельности, связанную с инертностью нервных процессов, то есть как психодинамическое свойство темперамента.

Трактовка тревожности как личностного свойства во многом опирается на идеи психоаналитиков «новой волны» К. Хорни, Г. Салливана и др., она является следствием фрустрации межличностной надежности со стороны ближайшего окружения.

Таким образом, тревожность представляет собой фактор, опосредующий поведение человека либо в конкретных, либо в широком диапазоне ситуаций. Несмотря на то что существование феномена тревожности у психологов не вызывает сомнений, ее проявления в поведении проследить довольно сложно. Это связано с тем, что тревожность часто маскируется под поведенческие проявления других проблем, такие как агрессивность, зависимость и склонность к подчинению, лживость, лень как результат» выученной беспомощности», ложная гиперактивность, уход в болезнь и т.д.

Основные принципы:

  1. гуманизма;

  2. конфиденциальности;

  3. компетентности;

  4. ответственности;

  5. системности;

  6. реалистичности;

  7. индивидуально-дифференцированного подхода;

  8. единства диагностики и коррекции.

Ключевые понятия программы:

Группы тренинга - разновидность психотерапевтических (психокоррекционных) групп, создаваемых с целью исправления психологии и отношений людей в группе. В Г.т. решаются следующие психотерапевтические задачи: познание человеком своей психологии и поведения в общении с людьми, принятие себя таким, каков он есть, повышение степени доверительности и искренности в человеческих отношениях, снижение барьеров психологической защиты.

Дистанция психологическая - мера психологической отчужденности, отдаленности людей друг от друга, проявляющаяся в их недобром отношении друг к другу, в нежелании сближаться и устанавливать нормальные человеческие взаимоотношения.

Игра - вид активности человека, в которой он демонстрирует одно или несколько следующих качеств: ведет себя нетипичным образом (играет какую-либо роль), не принимает всерьез то, что делает, скрывает свои подлинные чувства и психологические качества, получает развлечение от того, что делает. В игре приобретается жизненный опыт, вырабатываются умении и навыки, нужные для жизни.

Климат психологический - общее состояние системы человеческих отношений, сложившихся в группе, включая отношение людей друг к другу и тому, что происходит в этой группе. Это также относительно стабильный, преобладающий в группе эмоциональный настрой.

Коммуникативные умения и навыки - умения и навыки человека, проявляющиеся в его общении с людьми. Включают в себя способности, связанные с использованием различных, вербальных и невербальных, средств общения для достижения взаимопонимания и оказания влияния на людей.

Личностная тревожность - устойчивое образование и характеризует особый тип реакций индивида в самых разнообразных ситуациях.

Открытая тревожность - сознательно переживаемая и проявляющаяся в деятельности в виде состояния тревоги.

Психолого-педагогическая коррекция - систему мероприятий, направленных на исправление недостатков психики или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия.

Ситуативная тревожность - проявляется в конкретной ситуации и связана с оценкой слож­ности и значимости деятельности, а также реальной и ожидаемой оценкой.

Скрытая тревожность - в разной степени несознаваемая, проявляющаяся либо в чрезмерном спокойствии, нечувствительности к реальному неблагополучию и даже отрицании его, либо косвенным путем через специфические формы поведения (теребление волос, расхаживание из стороны в сторону, постукивание по столу и т.д.

Социальная дезадаптация - нарушение отношений человека и нормальной жизни среди людей, в частности - ухудшение личных и деловых отношений с ними, невозможность выполнения своих обязанностей с учетом предъявленных требований.

Тревога - отрицательно окрашенная эмоция, выражающая ощущение неопределённости, ожидание негативных событий, трудноопределимые предчувствия.

Тревожность - это состояние нервно-психического напряжения, когда нейтральная ситуация воспринимается как угрожающая.

Тренинг - общий термин, при помощи которого обозначают различные методы прикладной психологии, предназначенные для формирования и развития у человека полезных привычек, умений и навыков.

3. Цели и задачи, ожидаемые результаты.

Цель: постепенное устранение симптомокомплекса «Тревожность», по­вышение уверенности в себе, повышение самооценки у детей 3 класса.

Задачи:

коррекционная - коррекция тревожного состояния в 3 классе, а так же возможные отклонения от нормы у отдельных учеников или у группы в целом;

профилактическая - профилактика тревожного состояния у учеников 3 класса;

развивающая - развитие уверенности в себе, развитие коммуникативных умений и навыков детей.

Ожидаемым результатом будет являться достижение цели программы. В качестве критериев снятия тревожности выступают:

1. спокойное состояние ребенка.

2. отсутствие трудности сконцентрироваться на чем-либо.

3. отсутствие мышечного напряжения (например, в области лица, шеи).

4. ребенок не раздражителен.

5. отсутствие нарушения сна

4. План и содержание программы.

Занятие 1.

Приветствие психологом учеников 3 класса. Краткий рассказ о том, чем примерно будут заниматься школьники на этих занятиях.

Упражнение 1. «Знакомство».

Цель: познакомиться и узнать основные качества друг друга.

Время выполнения: 10 минут.

Дети кидают друг другу мячик, сначала называют свое имя, затем по сигналу психолога - называют имя того, кому бросают мячик.

Упражнение 2. «Воздушный шарик».

Цель: снятие напряжения.

Время выполнения: 7 минут.

Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: "Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу".

Упражнение можно повторить 3 раза.

Занятие 2.

Упражнение 1. «Штанга».

Цель: расслабить мышцы рук и спины, дать возможность ребенку почувствовать себя успешным.

Время выполнения: 5 минут.

"А теперь возьмем штангу полегче и будем поднимать ее над головой. Сделали вдох, подняли штангу, зафиксировали это положение, чтобы судьи засчитали вам победу. Тяжело так стоять, бросьте штангу, выдохните. Расслабьтесь. Ура! Вы все чемпионы. Можете поклониться зрителям. Вам все хлопают, поклонитесь еще раз, как чемпионы". Упражнение можно выполнить несколько раз.

Упражнение 2. «Сосулька».

Цель: расслабление мышц рук.

Время выполнения: 6 минут.

"Ребята, я хочу загадать вам загадку:

У нас под крышей

Белый гвоздь висит,

Солнце взойдет,

Гвоздь упадет. (В. Селиверстов)

Правильно, это сосулька. Давайте представим, что мы с вами артисты и ставим спектакль для малышей. Диктор (это я) читает им эту загадку, а вы будете изображать сосульки. Когда я прочитаю первые две строчки, вы сделаете вдох и поднимете руки над головой, а на третью, четвертую - уроните расслабленные руки вниз. Итак, репетируем... А теперь выступаем. Здорово получилось!"

Занятие 3.

Упражнение 1. «Слепой танец».

Цель: развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения.

Время выполнения: 7 минут.

"Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет "слепой". Другой останется "зрячим" и сможет водить "слепого". Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку (1-2 минуты). Теперь поменяйтесь ролями. Помогите партнеру завязать повязку".

В качестве подготовительного этапа можно посадить детей попарно и попросить их взяться за руки. Тот, кто видит, двигает руками под музыку, а ребенок с завязанными глазами пытается повторить эти движения, не отпуская рук, 1-2 минуты. Потом дети меняются ролями. Если тревожный ребенок отказывается закрыть глаза, успокойте его и не настаивайте. Пусть танцует с открытыми глазами.

По мере избавления ребенка от тревожных состояний можно начинать проводить игру не сидя, а двигаясь по помещению.

Упражнение 2. «Водопад».

Цель: эта игра на воображение помогает детям расслабиться.

Время выполнения: 7 минут.

"Сядьте поудобнее и закройте глаза. 2-3 раза глубоко вдохните и выдохните. Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Но это не совсем обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове. Вы чувствуете, как расслабляется ваш лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи... Белый свет течет по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Белый свет стекает с вашей спины, и вы замечаете, как и в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной.

А свет течет по вашей груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно.

Пусть свет течет также по вашим рукам, по ладоням, по пальцам. Вы замечаете, как руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам, спускается к вашим ступням. Вы чувствуете, что и они расслабляются и становятся мягкими. Этот удивительный водопад из белого света обтекает все ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом вы все глубже расслабляетесь и наполняетесь свежими силами... (30 секунд).

Теперь поблагодарите этот водопад света за то, что он вас так чудесно расслабил... Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза". После этой игры стоит заняться чем-нибудь спокойным.

Занятие 4.

Цель: расслабление мышц тела, снятие внутреннего напряжения.

Время выполнения: 6 минут.

Упражнение 1. «Винт».

"Ребята, давайте попробуем превратиться в винт. Для этого поставьте пятки и носки вместе. По моей команде "Начали" будем поворачивать корпус то влево, то вправо. Одновременно с этим руки будут свободно следовать за корпусом в том же направлении. Начали!.. Стоп!"

Упражнение 2. «Разрывание бумаги».

Цель: снижение напряжения и снижение состояния тревоги у детей.

Время выполнения: 7 минут.

Для работы необходимо иметь старые газеты или любую другую ненужную бумагу. В начале игры психолог может, не объясняя правил, просто предложить ребенку рвать бумагу. Затем он сам берет газету и начинает ее рвать и бросать кусочки в центр комнаты, говоря при этом ребенку, что размер кусочков не важен. Если ребенок не подключается сразу к работе, его нельзя заставлять. Психолог может встать спиной к ребенку, делая вид, что не замечает его. Как правило, дети включаются в игру. Когда куча в центре комнаты становится большой, психолог предлагает ребенку поиграть с кусочками и начинает энергично подбрасывать их вверх, разбрасывать по комнате.

Занятие 5.

Цель: возможность прояснения своих чувств, внутреннее расслабление.

Время выполнения: 8 минут.

Упражнение 1. «Спрятанные проблемы».

Большинство тревожных детей склонны держать в себе тревожные переживания. Эта игра позволит ребенку проявить свои чувства, снизить уровень тревожности и подготовиться к играм второго цикла.

Для проведения игры понадобятся пустая емкость с крышкой (ящичек, коробка), фломастеры, бумага. Психолог проделывает в крышке отверстие, чтобы туда можно было просунуть небольшой лист бумаги. Затем он предлагает ребенку нарисовать, что или кто его тревожит (пугает), рассказать об этом, а потом бросить в «почтовый ящик», т.е. спрятать проблему. Если у ребенка недостаточно развиты изобразительные навыки или он отказывается рисовать, можно предложить ему рассказать о своей проблеме, затем дунуть на чистый листочек («вложить» в него проблему) и «спрятать» ее в «почтовом ящике».

После занятия можно спросить ребенка, что он хочет сделать с содержимым ящика. Если ребенок затрудняется с ответом психологу нужно предложить различные варианты: выбросить, порвать, смять, сжечь и т.д.

Упражнение 2. «Направленная визуализация».

Время выполнения: 7 минут.

Цель: дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки.

В основе этой игры лежит метод релаксации. При использовании этой игры в работе с детьми вначале необходимо применять упражнения, направленные на достижение сфокусированного внимания на фоне релаксации, а затем вызывать у ребенка зрительные образы.

При использовании этого метода ребенок получает контроль над собственным телом и чувствами, но только при условии, что он способен к последовательному выполнению простых заданий и не сопротивляется релаксации.

Ребенку предлагается расположиться в специальном, удобном кресле или на кроватке. Затем ребенка просят сконцентрироваться поочередно на каждой группе мышц (ноги, руки, тело, лицо), попеременно напрягая и расслабляя их. В конечном итоге достигается расслабление всех мышц. Хотя глубокая мышечная релаксация способствует успешному проведению направленной визуализации, на начальных этапах работы или при работе с маленькими детьми (которым трудно сохранять неподвижное положение) достаточно просить ребенка просто выполнять задания, связанные с фокусировкой внимания на разных мышечных группах. Следует учить ребенка достигать релаксации с открытыми глазами.

5. Характеристика используемого оборудования.

Оборудование в данных упражнениях используется самое простое. Например, фломастеры, бумага, коробки имеются не только в кабинете психолога, но и в любом кабинете школы. Таким образом, противопоказаний к применению программы нет.

6. Организация, формы и методы работы.

Основную часть работы выполняет школьный психолог по запросу классного руководителя или директора школы. Именно в его присутствии выполняются тренинговые упражнения. Классный руководитель и учителя-предметники выполняют оценивающую функцию. Они следят за изменениями общего эмоционального фона класса, отдельных учеников.

Основной формой работы являются тренинговые упражнения.

Методы:

- психодиагностика;

- тренинг;

- проективные методы.

7. Основные этапы работы по программе.

1) Подготовительный.

Запрос поступил от классного руководителя 3 «в» класса. Дети на уроках стали более рассеяны, беспокойны, не шли на контакт с другими детьми, стали не доверчивые. Многие родители приходили за помощью к психологу. Необходимо было за достаточно короткое время снизить уровень тревожности детей, снять возможные психологические барьеры, стабилизировать общий эмоциональный фон класса. Трудностью являлось то, что не все ученики захотели ходить к психологу на дополнительные занятия после уроков.

2) Первичная диагностика.

В качестве первичной диагностики выступали результаты наблюдений классного руководителя и учителей-предметников. А так же был проведен психологом тест школьной тревожности Филипса. Уровень тревожности у детей был очень высок, что, в принципе, не удивительно.

3) Составление типового плана работы.

Коррективы в программу могут вноситься в процессе обратной связи во время работы.

4) Реализация коррекционно-развивающих мероприятий.

Занятия проводятся каждую среду в 12.00. после окончания занятий 3 класса в кабинете психолога, куда приглашаются все желающие ученики, независимо от того, были ли они на предыдущих занятиях или нет. Количество коррекционно-развивающих занятий может более 5, если это необходимо.

5) Заключительная диагностика.

В конце 1ой или 2ой четверти психолог может снова провести методику тест школьной тревожности Филипса и сравнить показатели с теми, что были получены в процессе первичной диагностики. Так же, важными являются результаты наблюдений за классом классного руководителя и учителей-предметников.

6) Оформление результатов работы.

8. Эффективность использования программы.

Данная программа, на мой взгляд, является достаточно эффективной для учеников 3 класса. Она помогает детям стать менее тревожными, доброжелательными по отношению друг к другу, диагностировать и корректировать возможные отклонения от нормы у отдельных учеников или у группы в целом, уменьшению психологической дистанции между учениками, познанию учениками самих себя, приданию уверенности в себе, развитию коммуникативных умений и навыков детей.


© 2010-2022