Методический материал Психологическое сопровождение ЕГЭ

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Психологическое сопровождение ЕГЭ

Тестирование для большой части учащихся является новым видом деятельности. Тестирование при сдаче ЕГЭ требует высокой точности заполнения документов (так как технические ошибки будут считываться компьютером как ошибки). Таким образом, учащиеся с низким уровнем интеллектуальной и моторной лабильности (а, значит, имеющие низкую способность к овладению новым видом деятельности или трудность смены двигательных стереотипов, переключения с одного действия на другое) входят в группу риска на безошибочное (технически) заполнение тестовых бланков.

Часть выпускников имеют личностные характеристики, которые, даже при хорошей подготовке по предмету, могут оказать негативное влияние на выполнение тестовых заданий ЕГЭ. Так, например, следующие факторы:

низкий уровень интеллектуальной лабильности

моторная ригидность

высокий или низкий уровень тревожности (личностной и ситуативной)

подверженность стрессу

низкий уровень мотивации достижения

неадекватная самооценка

неконструктивные навыки психологической защиты и другие

Учащиеся с высоким уровнем тревожности, фрустрации (подверженность стрессу), не владеющие конструктивными навыками психологической зашиты в ситуациях повышенной эмоциональной напряженности, при сдаче ЕГЭ гораздо более высокой, чем сдача экзамена в школе и даже (по словам ребят) вступительного экзамена в средние и высшие учебные заведения, могут иметь в условиях экзамена различного вида эмоциональные «срывы».

Проведение тренинговых занятий с учащимися «группы риска » по овладению методами эмоциональной саморегуляции, развитию моторной и интеллектуальной лабильности и т.д. могут оказать позитивное влияние на психологическую готовность учащегося при сдаче ЕГЭ.

Предварительно нами была проведена диагностическая работа с учащимися 11 классов гимназии, использовался следующий диагностический инструментарий:

  • Методика « Интеллектуальная лабильность» (В.Г. Козловой)

  • Методика «Самооценка личностной тревожности» (Спилбергер -Ханин )

  • Методика Орлова «Мотивация достижения»

Диагностируемые факторы :

Интеллектуальная лабильность. Исследование данного фактора рекомендуется с целью прогноза успешности в профессиональном обучении, освоении нового вида деятельности, трудности или хорошей способности к переобучению. Оценка данного фактора производится по количеству ошибок, допущенных при выполнении заданий теста. Высокий уровень лабильности характеризует личность, как обладающую хорошими способностями к обучению и к переобучению, т.е. к освоению нового вида деятельности. Низкий уровень лабильности соответствует личности с трудностями в переобучении, критический уровень лабильности предполагает, что человек мало успешен в любой деятельности, а особенно в деятельности требующей высокой концентрации внимания, быстроты действий, точности выполнения заданий.

Моторная ригидность (лабильность ) Изучение особенности двигательной активности позволяет охарактеризовать темп освоения человеком новых двигательных действий, легкость (пластичность) или трудность (ригидность) смены двигательных стереотипов, внесения изменения в освоенные действия.

Личностная тревожность. Это стабильное свойство личности, склонность индивида к переживанию, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги. Тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая тревожность вызывает нарушение внимания и иногда точной координации Но тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги, которая мобилизует человека.

Фрустрированность.-Эмоциональное состояние, возникающее вследствие препятствий к достижению актуальной цели. Как человек реагирует на ситуацию поражения, неудачи, повышенной ответственности, стрессу. Эмоционально-отрицательное переживание человеком какой насколько может справиться со своим состоянием. Как форма проявления подверженности психологическому - либо неудачи, утраты, крушения надежд, сопровождаемое чувством безысходность, тщетности предполагаемых усилий. Важным понятием при изучении Фрустрации является фрустрационная толерантность - устойчивость к фрустраторам, в основе которой лежит способность человека адекватно оценить фрустрационную ситуацию и предвидеть выход из нее. Характер фрустрационных реакций зависит от сложившихся у человека устойчивых форм эмоционального реагирования на жизненные трудности.

Агрессивность-одна из возможных реакций или способов психологической защиты в ответ на переживания человека или непреодолимые трудности, готовность к агрессивному поведению, в частности , направленному и на самого себя. одна из возможных реакций или способов психологической защиты в ответ на переживания человека или непреодолимые трудности, готовность к агрессивному поведению, в частности , направленному и на самого себя. Агрессивность может рассматриваться как естественное проявление природной агрессивности как необходимого механизма самосохранения и самозащиты. Агрессивность как черта формирующейся личности, не находящая возможности выражения в социально - приемлемых формах. Агрессивность как черта личности характеризуется устойчиво присущей человеку готовностью к агрессивным действиям. Агрессия - целеноправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществания людей в обществе. Агрессивность может выступать как способ психической разрядки.

Социальная ригидность-относительная неспособность к переосмыслению своего поведения, его перестройке, затрудненность выхода из приобретенной беспомощности. Высокий показатель ригидности (или низкий социальной пластичности) характеризует человека, которому будет очень сложно овладеть, а главное , применять на практике навыки и саморегуляции, и конструктивных методов психологической защиты и т.д. относительная неспособность к переосмыслению своего поведения, его перестройке, затрудненность выхода из приобретенной беспомощности. Трудность отказа человека от однажды принятого решения, способа мышления и действий. Трудности изменения характера поведения.

7.Мотивация достижения - (связаны такие свойства личности, как настойчивость и упорство) стремление человека добиваться успехов в разных видах деятельности, особенно тогда, когда его результаты сравниваются с достижениями других людей или оцениваются. Это стремление сделать все быстро и хорошо. Переживание радости , гордости при достижении результата. При высоком уровне - человек предпочитает брать на себя ответственность, соревноваться, свои успехи оценивает, как достигнутые ценой собственных усилий. Уверены в успешном исходе задуманного, им свойственны поиск информации для суждения о своих успехах, решительность в неопределенных ситуациях, склонность к разумному риску, большая настойчивость при стремлении к цели, адекватный, средний уровень притязаний, который повышают после успеха и снижают после неудачи. В ситуации соревнования и проверки способностей не теряются. При низком уровне- к своим успехам относятся как к достигнутым благодаря удачному стечению обстоятельств, счастливой случайности, будут избегать сложных заданий, так как заранее будут уверены, что не справятся, не любят деятельности, где есть соревновательность.

Результаты диагностики : Интеллектуальная лабильность. Прослеживается положительная корреляция между успеваемостью ребят и уровнем интеллектуальной лабильности. Так среди учащихся успевающих на 2 - 3 низкий и критический показатель интеллектуальной лабильности составляет 80 %, высокого уровня лабильности нет ни у одного учащегося данной группы. Среди хорошо успевающих выпускников низкий уровень лабильности имеют только 2 человека, нет в данной группе учеников с критическими показателями лабильности, тогда как высокий уровень лабильности в группе детей успевающих на 5 имеют 44 % учащихся. Низкий уровень и критический уровень(очень низкий) интеллектуальной лабильности имеют 34 % учащихся, эти ребята характеризуются низкой способностью к освоению нового вида деятельности, низким уровнем переключения внимания и умения быстро переходить с решения одних задач на другие, не допуская при этом «технических ошибок». Если эти ребята неоднократно принимали участие в тестировании, то есть тестирование не является для них новым видом деятельности -прогноз при сдаче ЕГЭ более благоприятный. .Моторная ригидность. По данному показателю учащиеся с низкой успеваемостью имеют в 8 раз чаще неблагоприятный показатель. Так среди успевающих на 4 - 5 таких учащихся 1 %, а среди успевающих на 2 - 3 8 %. Таким образом 11 % выпускников находятся в «группе риска» на технически безошибочное заполнение тестовых документов Личностная тревожность. Высокий уровень личностной тревожности имеют 18 % выпускников (личностная тревожность- стабильное свойство личности, склонность индивида к переживанию, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги.) Фрустрированность:(как форма проявления подверженности психологическому стрессу ) -высокий уровень имеют 16% учащихся. Агрессивность: (одна из возможных реакций или способов психологической защиты в ответ на переживания человека или непреодолимые трудности, готовность к агрессивному поведению, в частности, направленному и на самого себя) -высокий уровень сформированности личной агрессивности- (56%) Ригидность:(относительная неспособность к переосмыслению своего поведения, его перестройке, затрудненность выхода из приобретенной беспомощности) -высокий уровень- 45% Это те учащиеся, которым будет очень сложно овладеть, а главное , применять на практике навыки и саморегуляции ,и конструктивных методов психологической защиты и т.д.

По результатам диагностики в работе с психологом нуждаются 40% выпускников, так как такие свойства личности как тревожность, фрустрированность, интеллектуальная и моторная ригидность, эмоциональная напряженность в учебных ситуациях, безусловно может стать фактором риска при сдаче ЕГЭ. Эти учащиеся в силу своих особенностей могут показать более низкое качество и уровень своих знаний на экзаменах и поэтому, включены нами в «группу риска» Им предложена психологическая помощь в форме консультаций, групповых занятий, для которых были разработаны программы.. Для развития интеллектуальной лабильности использовались различные упражнения, повышающие уровень переключения и концентрации внимания . А также нами была разработана и опробована программа по развитию навыков конструктивных методов психологической защиты, саморегуляции и т.д.

Для оценки достоверности выдвинутой гипотезы о влиянии перечисленных выше показателей на успешность сдачи ЕГЭ и других экзаменов, а также позитивного воздействия психологической помощи в период подготовки к экзаменам, нами было проведено отслеживание успешности сдачи экзаменов учащимися «группы риска» и контрольной группы.

Анализируя личностные характеристик учащихся и результаты ЕГЭ, мы можем сделать следующие выводы

  1. Среди учащихся снизивших предварительную оценку на егэ нет выпускников со средними показателями всех рассматриваемых психологических характеристик. Хотя бы несколько показателей являются критическими.

  2. Выпускники имеющие крайние психологические характеристики по нескольким показателям (либо высокие, либо низкие показатели психологической готовности к егэ) все снизили предварительную оценку.

  3. Наличие низкого уровня тревожности или низкого уровня агрессивности являются также фактором риска снижения результатов на ЕГЭ, как и, даже в большей степени, чем противоположные высокие показатели (учащиеся с низким уровнем тревожности в1,8 раза больше снизили свою оценку, чем дети с высоким уровнем тревожности, с низким уровень агрессивности - в 1,2 раза)

  4. 58 % учащихся с низким уровнем фрустрированности снизили предварительную оценку на ЕГЭ, что возможно связано с низким уровнем мотивации достижения.

  5. Все учащиеся с высоким уровнем интеллектуальной лабильности и снизившие годовую оценку на ЕГЭ имели либо низкий уровень социальной лабильности , либо низкий уровень тревожности.

  6. Учащиеся, имеющие высокий уровень интеллектуальной лабильности и остальные диагностированные показатели в норме, не снизили оценку на ЕГЭ.

  7. Низкий уровень тревожности или эмоциональной напряженности даже при очень хороших показателях интеллектуальной и моторной лабильности являются фактором риска снижения оценки.

  8. Все учащиеся, имеющие высокий уровень моторной лабильности и снизившие результаты имели либо низкий уровень тревожности, либо низкий уровень эмоциональной напряженности.

  9. В выборке нет учащихся с высоким уровнем социальной лабильности снизивших результат на ЕГЭ.

  10. Учащиеся с высокими показателями тревожности, низким уровнем интеллектуальной лабильности, которые были включены нами в группу риска и прошли комплексный тренинг по развитию саморегуляции, интеллектуальной лабильности и др., не снизили предварительные оценки на ЕГЭ. Таким образом можно предположить, что тренинговые занятия являются эффективным средством успешной сдачи ЕГЭ для выпускников с некоторыми указанными выше психологическими характеристиками.

По результатам исследования о влиянии психологических характеристик на результаты ЕГЭ мы считаем целесообразным проводить диагностику тревожности, интеллектуальной и социальной лабильности. мотивации достижения на старшей ступени школы с организацией по результатам диагностики индивидуальной и групповой психологической работы с учащимися группы «риска» , направленной на снятие эмоциональной напряженности , развитии саморегуляции, рефлексии, а также развитие свойств внимания для повышения уровня интеллектуальной лабильности.

© 2010-2022