Статья для школьного психолога по теме «Структура фантазий младших школьников»

Детские мечты являются наивными, светлыми и непосредственными, самыми добрыми и сказочными, о которых мы помним всю жизнь. И порой как это ни грустно, но сами родители порой раньше времени заставляют взрослеть своих детей, не замечая того, что зачастую навязывают детям свои детские мечты, которые не смогли воплотить в свою жизнь. Именно" родители в какой-то мере формируют детские стремления, прививая им любовь, например к спорту и ребенок мечтает стать чемпионом, или к искусству и вот он уже м... А так как устойчивые стремления строятся на развитой способности мечтать и фантазировать, то и наше исследование было направлено на изучение этих фантазий и стремлений.
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Структура фантазий учащихся 3-4 классов.

Детские мечты наивные, светлые и непосредственные, самые добрые и сказочные, о которых мы помним всю жизнь. Вы помните, о том кем хотели стать в детстве, о чем думали? О плюшевом медведе, новой кукле или велосипеде. А вы знаете, о чем мечтают сейчас, современные дети? Роботы, монстры, компьютерные игры, интернет стали новыми друзьями наших детей. А хотят они стать не милиционерами, пожарниками, космонавтами или учителями, а «крутыми дядьками» на черных джипах с толпой бритоголовых охранников за спиной, директорами, банкирами и президентами.

Ну что ж другое время, другие герои, другие желания. И порой как это ни грустно, но сами родители раньше времени заставляют взрослеть своих детей, не замечая того, что зачастую навязывают детям свои детские мечты, которые не смогли воплотить в свою жизнь. Именно родители в какой-то мере формируют детские стремления, прививая им любовь, например к спорту и ребенок мечтает стать чемпионом, или к искусству и вот он уже маленький художник или артист. Но заметьте прививать, не означает навязывать. Дайте ребенку самому научиться хотеть, самому, а не по родительской указке, а вы лишь немного очень ненавязчиво корректируйте желания ребенка и участвуйте в их исполнении, ведь в детстве все взрослые кажутся некими большими волшебниками, способными воплотить любую мечту в реальность.

А так как устойчивые стремления строятся на развитой способности мечтать и фантазировать, то и наше исследование было направлено на изучение этих фантазий и стремлений.

Практическим действием, побуждающим учащихся к раскрытию способностей фантазировать, было анонимное описание : «Если бы у меня была волшебная палочка, то я…». Это задание выполняли учащиеся третьих классов в конце учебного года. В итоге: 32 девочки привели 465 своих мечтаний и фантазий ( в среднем - 15), 38 мальчиков - 426 мечтаний (в среднем - 11). Чуть раньше учащиеся двух 4 классов классные руководители попросили выполнить то же задание, но с указанием фамилии. Итог: 18 девочек привели 158 мечтаний (в среднем - 9), 29 мальчиков - 213 мечтаний (в среднем - 7).

Фантазийные суждения в итоге были систематизированы по сферам, образующим условный иерархический кластер:

Статья для школьного психолога по теме «Структура фантазий младших школьников»





При математической и графической обработке данных мы каждую сферу (совокупность) разных уровней приняли за 100% и при разделении на сферы следующего вниз порядка, процент каждой из них можно представить в виде части от площади круга, принятого за 100%.

Статья для школьного психолога по теме «Структура фантазий младших школьников»




Когда мы видим или слышим человека, первое, что замечаем, что оставляет след в сознании - его пол. Внешность, возраст и уж тем более, профессионализм или личностные качества - это все потом. Так уж мы устроены, двуполые существа. Справедливо и обратное - когда мы на что-то реагируем, первое, что в нас начинает «говорить», так это наш пол.

Характерны достаточно выраженные гендерные различия в частотах приведенных стремлений:

- Сферы высшего уровня (Потребление и Развитие) практически равнозначно представленные у девочек, у мальчиков существенно различны: 3 к 1, преобладает сфера потребления;

- Следующий уровень: в потреблении - обеспеченность и престиж

В развитии - живое в себе и живое вокруг

равнозначно представлены в гендерных группах 3(4) : 1 с преобладанием эгоцентризма

- В подразделении собственное развитие практически равнозначно представлены в гендерных группах условия развития \ успех \чудесные способности

4 : 3 : 1

- В более дробных структурах заметно, что

А) мальчики более склонны к

- собственности 1.1.1

- наслаждению 1.1.2

- славе 1.2.1

Больше обеспокоены

- здоровьем 2.1.1.1.

- безопасностью 2.1.1.4

- учебными успехами 2.1.2.1

- профессией 2.1.2. 4 и сохранением живого

Б) девочки больше внимания уделяют:

- домашнему уюту 1.1.3

- состоянию городской среды 1.2.2

- преобразованиям 1.2.3

- дружбе 2.1.1.2

- счастью 2.1.1.3

- разным увлечениям 2.1.2.3

- языку животных 2.2.2

- домашним питомцам 2.2.3

Заключение:

У девочек более разнообразны фантазийные направления.

Девочки в большей степени по сравнению с мальчиками ориентированы не только на саморазвитие, но и на заботу о вмещающей среде и ближайшем окружении, включая домашних любимцев.

По всем данным в конструктивных стремлениях учащихся 3 классов наблюдаются единицы, указывающие на безразличие или внимание респондентов к власти.

Рассматривая результаты опроса учащихся 4 классов, давших именные ответы, можно отметить сохранение общей структуры стремлений с незначительными изменениями частотной представленности мечтаний. И в этом случае трудно сделать какие-либо заключения, т.к. очевидна неискренность выражения суждений: отсутствие разрядов «агрессия» и «безразличие», забота о городской среде более выражена, чем стремление к славе и известности и т.д.

Вывод:

  1. Именное указание ответов обедняет структуру и искажает частоту.

  2. Выполненное исследование показало пользу и актуальность опыта анонимных опросов, побуждающих развитию фантазий

  3. Несложные таблицы и графические представления в форме разработанных иллюстраций помогают учебному коллективу (учащимся, родителям, педагогам) определить акцент норм или утверждения конкретных характеристик учащихся

  4. Полагаем, что следует включить опросы «ВП» в систему мониторинга мировоззренческих аспектов личности учащихся лицея. Как то: «Цель в школе и жизни», «Наш лицей», «13 вопросов про удовольствия и риск», «Моя анкета через 25 лет».

  5. В общей стратегии лицея идет углубление в младшую школу исследовательской деятельности («Первые шаги»), что требует соответствующего развития фантазий и их формулировки.

Детям просто необходимо верить в чудо, в то, что оно может существовать не только в их воображении, но и в жизни, на самом деле и они будут непосредственными участниками этого чуда. Мечта, как своеобразный моторчик, благодаря которому мы стремимся к тому, чтобы мечта сбылась, а вера в это только усиливает эти стремления. Пока есть мечта, есть жизнь, есть стремление, есть достижения, есть сказка и широкая неподдельная детская улыбка, а она, поверьте, дорогого стоит.

Недаром Эда Ле шан в своей книге «Когда ваш ребенок сводит вас с ума» так определяет роль фантазий в развитии и жизни ребенка.

«Фантазия помогает осознать действия ребенка, понять, что творится в его душе».

«Фантазия помогает осознать и признать страхи, мысли, которые ребенок скрывает».

«Фантазии помогают пережить периоды деприваций (лишений чего-либо)».

«Фантазия - один из наиболее важных способов научиться, как вести себя в реальном мире».

«И наконец, фантазия - источник творчества».

Музалевская Инесса Ивановна, педагог-психолог

© 2010-2022