Психологическая игра Ледяное сердце

Сценарий психологической игры и театрального этюда разрабатывался без привлечения дополнительных источников и подразумевает   авторский статус. Занятие разрабатывалось для первоклассников,  находящихся на стадии адаптации к условиям обучения в школе и  формирования  ученического коллектива. Занятие было направлено, прежде всего, на формирование у детей  эмпатии, коммуникативных навыков. Этому способствовало акцентирование в ходе игры  на создавшуюся  проблемную ситуацию, в которую попали сказочные персонажи и условия (задания),  при решении которых возможен положительный исход проблемы.        Эта игра также имела целью  сплочение группы как классного коллектива. В ходе игры детям   необходимо было объединиться, создать настоящий командный дух  для того, чтобы совместно решить достаточно сложную задачу.  Во время проведения занятия акцент ставился на «чувство локтя, плечо друга», хотя таких слов не произносилось, но постоянно специально звучало в установках на выполнение того или иного упражнения. Дети понимали, что без их участия и поддержки  сказочным персонажам придется  трудно жить дальше.   Чтобы приблизить обыгранную в драматизации ситуацию к реальной жизни, детям предлагалось подумать и высказаться по поводу того, кому и как в настоящей жизни они могут помочь сейчас.   В качестве помощников  в проведении занятия были привлечены учащиеся, занимающиеся в созданном на базе школы психологическом театре-студии «Мы».
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Психологическая игра

«Ледяное сердце»

(тренинг для первоклассников с элементами психодрамы)



Цели игры:

Повышение адаптированности к школе (как результат социализации)

развитие у детей умения договариваться друг с другом;

формирование «чувства локтя» и «чувства плеча»;

воспитание эмпатии; коммуникативных навыков, сплочение класса как коллектива.

Задачи:

открытие ресурсов и внутренних сил в ходе выполнения заданий,

создание атмосферы эмоциональной насыщенности для возникновения эмоциональных переживаний у детей в ходе игры;

диагностика сформированности учебных навыков- действия по правилам, решения математических заданий, конструирования, навыков беглого чтения

Форма проведения: игра-драматизация (театрализованная постановка сказки «Ледяное сердце»), аналитическая беседа, коллективная творческая работа.

Участники: первоклассники

Оснащение: декорации к сказке (стена домика, яблоня, на ней -висят бумажные яблоки по номерами «1», «2», «3», «4» и конверты с заданиями с этими же цифрами с другой стороны яблони), мягкая игрушка зайца, сердечко из ткани, корзинка, цветная коробочка , цветная бумага ( из нее нужно заранее вырезать большое сердце и разрезать на «осколки» как мозаику), ножницы, бумажный силуэт человека, «спасательный круг».

Персонажи сказки: учащиеся 6 рус.класса, занимающиеся в школьном психологическом театре-студии.

-Зая- сестренка

-Лапусь- братишка

-Лиса

-Старик-лесовик

Ход занятия:

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Я очень рада встрече с вами.

Сегодня в гости к нам пришла сказка. Это сказка про Заю и Лапуся., двух маленьких зайчат - братишку и сестренку.

Но прежде, чем мы встретимся с зайчатами, давайте с вами познакомимся.

Меня зовут Тамара Михайловна. А свои имена вы напишите, пожалуйста, вот на этих цветочках, выбрав их по цвету своего настроения, с которым вы пришли на занятие. Их мы соберем в корзинку.

(дети выбирают лежащие на столе бумажные цветы, в соответствии со своим настроением и укрепляют их на бумажной корзинке)

Ведущий: Посмотрите, какая нарядная у нас получилась корзинка. В ней нет ни одного мрачного цветка. Замечательно. Давайте мы нашу корзинку укрепим на доске, и пусть она украшает сегодня ваш класс.

Ой, я, кажется, слышу песню!

( появляется Зая с маленьким зайчонком-игрушкой, укачивает ее и напевает)

Зая: Я качели привяжу, быстро раскачаю

На качели посажу маленького заю.

До свиданья- здравствуй/ 3раза

Заинька ушастый.

Я качели к облакам высоко подброшу

До свиданья, заинька, заинька хороший

До свиданья, здравствуй/ 3 раза

Заинька ушастый!

( сзади подкрадывается Лапусь. Закрывает Зае лапками глаза)

Зая: Ой, кто это? Лапусь, это ты?

Лапусь: Зая, пойдем играть.

Зая: Лапусик, мне надо зайчика укачать.

Лапусь: Зая, ну пойдем. Мне без тебя скучно.

Зая: Ну, ладно. Сейчас я только отнесу зайчика в дом. Подожди меня, Лапусь.

Лапусь: Я тут под деревом посижу. Садится за яблоней.

( с другой стороны появляется Лиса)

Лиса: Смеются, играют, песни поют. Ишь, ты, какие мы дружные. Маму свою любят, друг без друга жить не могут. А меня все избегают, дружить со мной не хотят. Говорят, что я коварная, хитрая, злая. Придумали про меня сказки, будто я колобка проглотила, петушка утащила.

Ну, подождите, я всех рассорю. Сейчас соберу все злые силы: черную зависть, лютую злобу, вражду и коварство. Разбросаю их на дорогу, и кто пройдет по ней, станет злым и коварным, завистливым и жестоким, а сердце его станет ледяным. ( уходит)

Появляется из домика Зая.

Зая: Ну, что? Пойдем играть?

Лапусь: Пойдем. ( доходят до того места, где разбрасывала злые силы лиса)

Зая: Ой, что это? Как здесь холодно! Лапусь, я замерзаю.

Лапусь: И я чувствую страшный холод. Зая, погрей меня.

Зая ( неожиданно очень грубо) Вот еще. Сам отогреешься. И вообще, отойди от меня. Ты самый противный в мире брат.

Лапусь: А ты плакса, ябеда и жадина.

Зая: А ты грубиян и хвастун. Не хочу с тобой играть.

Лапусь: А я с тобой.

Зая: Ну и иди своей дорогой.

Лапусь: А ты своей.

( уходят в разные стороны, продолжают дразниться-Лапусь- «ябеда»,

Зая-«задавака»)

( появляется Лиса)

Лиса: Эй, вы, глупые детишки, вам посылочка.

Ведущий: Лиса, во-первых, ты забыла поздороваться, а во-вторых, наши дети вовсе не глупые.

Лиса: (кривляется) Здрасьте! Посылочку-то возьмите! (Подает коробку)

Ведущий: Что это такое? Где ты это взяла?

Лиса: Это все, что осталось от тех двух противных зайчат. До свидания.

Ведущий: Ребята, случилось самое страшное. Сердца Заи и Лапуся превратились в лед.

(показываю детям сердечко из ткани, внутри которого большой осколок льда)

Давайте уберем ледяное сердце подальше и не будем к нему подходить, чтобы наши сердца тоже не стали ледяными Но что же нам делать? Как помочь зайчатам снова стать дружными?

(Появляется старик-лесовик)

Старик-лесовик: Здравствуйте, ребята. Я старик-лесовик, и я знаю, как вам помочь. Видите вот эту яблоню? Яблоки на ней не простые, а с заданиями. Выполните все задания, и ледяное сердце растает. Желаю удачи! (уходит)

Ведущий: Ребята, старик-лесовик нам подсказал, что делать, только придется пройти несколько испытаний. И если мы справимся с ними, то ледяное сердце растает, и Зая и Лапусь снова станут дружными. Согласны? Только нам тоже нужно действовать дружно, вам помогут в работе и наши сказочные герои. Согласны? Тогда вперед!

Сорвем с яблони яблоко с цифрой 1 и узнаем, какое задание нужно выполнить.

( один ребенок подходит к яблоне и находит на ней яблоко с цифрой 1. с другой стороны яблони в конверте под номером 1 читает задание.

Помогите героям из русских народных сказок найти выход в сложной жизненной ситуации»

Ведущий: Ребята, помните, лиса говорила о колобке, о петушке. А что случилось с этими героями? (колобка проглотила, петушка несколько раз обманом похищала). А вот эта иллюстрация к какой сказке? ( «Лисичка-сестричка и серый волк»). Почему волк сидит, опустив хвост в прорубь? (Лиса ему сказала, что так можно наловить рыбы). Что случилось с ним потом? ( хвост замерз, пришли за водой женщины и избили его).

Давайте, ребята придумаем, как помочь этим сказочным героям не попадать в такие трагические ситуации.

Творческое задание: дети придумывают разные советы петушку, колобку и волку, как противостоять коварству и хитростям лисы.

Ведущий: замечательно! С первым заданием вы справились, хоть оно было не простым. Можем друг друга поздравить с первой победой.

Яблочко с какой цифрой нам нужно сорвать сейчас? Правильно, с цифрой 2. Кто найдет нам такое яблоко?

(ребенок находит яблоко с цифрой 2 )

Ведущий: Посмотрите, ребята на конверте написано « «Трудное задание ». Будем выполнять трудное задание, или пропустим его и возьмем следующее яблоко? Только тогда у нас меньше останется шансов помочь зайчатам. Посовещайтесь и примите решение.

(Если дети берутся выполнить трудное задание, то находим пакет с цифрой 2 на другой стороне яблони)

Ведущий: Ребята, нам досталась книга с закладкой. Что же нам нужно сделать? Давайте откроем страницу с закладкой и прочитаем задание.

(Прочитайте советы на стр.21 и выполните задания теста)

Ведущий: На стр.21. нам предлагают послушать и обсудить несколько советов. Давайте их прочитаем, вдруг они нам пригодятся.

(Читаю главу о предосторожностях в общении с незнакомыми людьми из книги «Практическая психология. Курс выживания» с остановками и обсуждением каждого совета, затем предлагаю ответить на два вопроса теста : правила, которые нарушили сказочные герои Красная Шапочка и Маша из сказки «Три медведя»)

-Ребята, а какой совет вы бы дали этим двум девочкам: Машеньке и Красной Шапочке? (заслушиваем советы от каждой группы)

Ведущий: Отлично! Молодцы, ребята. Поздравим друг друга и с этой победой!

Сколько осталось заданий? Кто найдет нам яблоко под цифрой 3?

(Ребенок приносит яблоко с цифрой 3 и конверт с заданием)

Какое же задание нам предстоит выполнить теперь? Прочитаем.

«У этих человечков проблемы со здоровьем. Один из них постоянно простужается. Другой- быстро устает, третий- часто нервничает, бывает раздражительным и вспыльчивым. Помогите, пожалуйста, этим человечкам поправить свое здоровье. Дайте им полезные советы)

Ведущий: Ну, что, ребята, под силу нам такое задание? Видите, на этих человечках надеты спасательные круги? Когда их используют? Но нашим человечкам они пока не помогут, пока мы их не приведем в готовность. Именно на этих спасательных кругах пусть каждый из вас напишет свой совет, как укрепить здоровье.

(после работы в группе, дети делятся советами по укреплению здоровья)

Ведущий: Вот и третье задание мы с вами выполнили, давайте поздравим друг друга.

Ведущий: Ребята, вы заметили, что мы стали помогать не только Зае и Лапусю, а еще и другим персонажам. А вот в настоящей жизни кому и как надо помогать?

( выслушиваем ответы детей)

Ведущий: Ребята, от ваших теплых слов ледяное сердце не выдержало и начало таять. Ура, мы победили!

(появляются Зая и Лапусь)

Вместе: Ура! Мы снова вместе.

Зая: Лапусь, дай я тебя поцелую. Мы ведь никогда больше не будем ссориться?

Лапусь: Никогда, Зая. Пойдем играть?

Зая: Пойдем. Только сначала скажем спасибо ребятам и взрослым. Спасибо вам! Без вашей помощи мы бы не справились. До свиданья, дети, до свиданья, взрослые. (уходят)

Ведущий: Ну, что, ребята, пора и нам прощаться. Конечно, мы очень хотим узнать, понравилось ли вам это занятие? А еще мы хотим знать, чему вы сегодня научились? Интересно ли было вам вместе проходить испытания?

А кто сегодня скучал? А кому было неинтересно?

Мы очень старались, чтоб вам было нескучно и интересно. Спасибо вам за такую хорошую встречу. До свидания!

Самоанализ мероприятия:


Сценарий психологической игры и театрального этюда разрабатывался без привлечения дополнительных источников и подразумевает авторский статус.

Занятие разрабатывалось для первоклассников, находящихся на стадии адаптации к условиям обучения в школе и формирования ученического коллектива.

Занятие было направлено, прежде всего, на формирование у детей эмпатии, коммуникативных навыков.

Этому способствовало акцентирование в ходе игры на создавшуюся проблемную ситуацию, в которую попали сказочные персонажи и условия (задания), при решении которых возможен положительный исход проблемы.

Эта игра также имела целью сплочение группы как классного коллектива.

В ходе игры детям необходимо было объединиться, создать настоящий командный дух для того, чтобы совместно решить достаточно сложную задачу.

Во время проведения занятия акцент ставился на «чувство локтя, плечо друга», хотя таких слов не произносилось, но постоянно специально звучало в установках на выполнение того или иного упражнения. Дети понимали, что без их участия и поддержки сказочным персонажам придется трудно жить дальше.

Чтобы приблизить обыгранную в драматизации ситуацию к реальной жизни, детям предлагалось подумать и высказаться по поводу того, кому и как в настоящей жизни они могут помочь сейчас.

В качестве помощников в проведении занятия были привлечены учащиеся, занимающиеся в созданном на базе школы психологическом театре-студии «Мы».

Обозначенные цели достигнуты, дети активно включились в процесс спасения сказочных героев, в ходе выполнения заданий и упражнений действовали активно, дружно.

Интерес к занятию сохранялся на всем его протяжении. Также оправдал себя и зрелищный момент.

Психолог: Т.Борисова

© 2010-2022