Методические рекомендации по адаптации новеньких детей в классе Советы новичку

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Советы новичку

Помни: жизнь состоит из перемен. Большинство из них происходят к лучшему, поэтому не стоит их бояться

  • Никогда не бойся задавать вопросы.

  • Если ты чувствуешь себя одиноким и потерянным, подумай, что
    предпринять. Составь список мест, где могут собираться твои сверстники. Запишись в какой - нибудь кружок.

  • Никто не может прочесть твои мысли. Если ты будешь всегда стоять в стороне и молчать, то окружающие могут принять твою робость и нерешительность за высокомерие.

  • Не расстраивайся, если какая-то компания не примет тебя с первого дня. Продолжай попытки, и обязательно найдутся те, кто захочет с тобой подружиться.

  • Поговори об этом с родителями и с теми, кому ты доверяешь. Таким человеком может быть и твой новый учитель. Он поймет тебя и посоветует, как лучше справиться с возникшими проблемами.

  • Учись знакомиться. Если ты с кем-нибудь подружишься, попроси его познакомить тебя с другими ребятами. Чем шире круг общения, тем больше вероятность скорее найти друзей. Жизнь так устроена, что мы находим друзей везде, куда бы ни переехали.

  • Если человек переживает большие перемены в жизни, не замыкайся и не выбирай заговор молчания и упрямства. Откройся навстречу новым людям, изучай новую обстановку и не допускай, чтобы твоей жизнью управляло беспокойство.

Процесс приспособления к новому

Известно, что процесс включения новичка в коллектив может вызывать определенные трудности: новичку нужно привыкать к сложившимся в данном классе традициям, формам и содержанию коллективной деятельности, симпатиям и антипатиям

Ребенок приходит в чужой класс, где свои правила, законы, отношения. Он приходит к другому учителю, в другой кабинет, здесь все не так, как было в его прежнем классе.
Новая школа, новый класс - ребенку приспособиться к новому, подчас, очень непросто, а проблемы приживания в незнакомом коллективе могут привести его к сильнейшему нервному стрессу.

Мы имеем дело с так называемой учебной дезадаптацией ребенка - нарушением приспособленности к пребыванию в учебном заведении , что чаще всего случается именно тогда, когда ребенок попадает в незнакомый ему коллектив. Учебная дезадаптация обусловлена взаимодействием самых различных факторов: биологических, возрастных, психологических и даже социальных. Признаки этого явления совпадают с признаками сильного стресса:

  • заметное снижение работоспособности ребенка;

  • высокий уровень напряженности сердечнососудистой системы;

  • изменение функционального состояния центральной нервной системы;

  • ощутимый спад учебной активности;

  • резко возросшая утомляемость.

Случается, что на новом месте дети становятся раздражительными, грубят близким, замыкаются в себе, потому что чувствуют себя потерянно. Многим трудно привыкнуть к новой школе. Невольно ребенок сравнивает новую окружающую обстановку с прежней, и все кажется ему чужим и враждебным. Нередко возникают проблемы при знакомстве с одноклассниками: в новой обстановке дети становятся робкими и нерешительными. Их беспокоит, что о них подумают окружающие. Первое время на новом месте дети быстро утомляются. И это не удивительно: масса впечатлений, незнакомых имен и названий.

Зачастую дети не принимают ''новеньких" не потому, что те: чем-то плохи, а лишь желая продемонстрировать монолитность уже "спевшегося" коллектива. Это своего рода проверка: выстоит новичок - примем его в свои ряды, не выстоит - обзовем хлюпиком и дружно отвернемся. И дело здесь вовсе не в жестокости детей, не в их эгоизме. Это всего лишь своего рода игра "Испытание новичка". Ведь и на взрослого человека, пришедшего в незнакомый коллектив, какое-то время смотрят с опаской, не зная, можно ли ему доверять. Так чего ж удивляться детям, желая знать, можно новенького "в разведку брать" или нельзя, они просто устраивают ему экзамен

Как могут помочь педагоги


Отношение к новичкам со стороны старожилов, как правило, бывает настороженным, иногда - враждебным, редко - доброжелательным. Сами новички также пребывают в состоянии повышенной тревожности. Снять эту тревожность, помочь новичку влиться в сложившееся сообщество может классный руководитель. Для выполнения этой задачи мало просто сообщить о том, что в классе будет обучаться новый мальчик или новая девочка, что их зовут Максим или Настя, что они вместе с родителями приехали из Иркутска или Бишкека. Познакомить класс с новичком, а новичка с классом нужно более обстоятельно. И этому можно посвятить весь первый классный час. Самый нерациональный способ такого знакомства - официальный. При этом способе новичку предоставляется, например, 10-15 минут, чтобы он подробно рассказал о себе, а затем столько же времени о классе рассказывает, например, староста. Более продуктивный способ знакомства - игра. Игра - это тот вид деятельности, который позволяет снять напряжение, тревогу, агрессию, скованность, так как в игре поведение любого человека становится естественным.
По большому счету, для вхождения новичка в коллектив класса годится любая игра: от жмурок до футбола. В начальных классах, вероятнее всего, и следует, пойти по такому пути: поиграть в "третий лишний", "ручеек" или "арам-шим-шим"
Некоторые педагоги считают, что не надо заострять внимание на проблемах нового ученика: новичок сам привыкнет, постепенно вольется в коллектив. Но это совсем не правильно. Педагог может помочь новичку преодолеть трудности адаптации, сделать так, чтобы дети решили, что новичок достоин их внимания и дружелюбного расположения. Учитель может создать условия для того, чтобы дети сами приняли новенького, заинтересовались им. А этому можно и нужно способствовать. И тогда ребенок, который пришел в новый класс сможет преодолеть страх перед неизвестным и стать полноправным членом классного коллектива. Дружный коллектив учащихся теплее принимает новичка. Учитель может убедить ребят, что новичку тяжело, ему нужна помощь и поддержка. Никто еще не знает новичка, его положительных качеств, поэтому следует попытаться узнать его поближе, подружиться с ним, не делать поспешных выводов о новеньком.

С помощью специальных игр, упражнений, занятий взрослые в школе могут в значительной мере смягчить, облегчить и ускорить процесс адаптации нового ученика в классе, а также научить одноклассников проявлять понимание и сочувствие новенькому.

Что делать родителям

Когда ребенку приходится адаптироваться к новой среде, к новым географическим реалиям, новому окружению - одноклассникам и учителям- ему особо требуется поддержка родителей. Родители могут заметить перемены в поведении своего ребенка.

Если ребенок прежде всегда откровенничал о том, что происходит в школе, рассказывал о педагогах, обо всех ребятах, приводил одноклассников в гости, после уроков, бросив портфель, мчался гулять - ни на обед невозможно было его дозваться, ни за уроки засадить, а тут вдруг его как подменили: гулять не идет, за учебниками сидит допоздна, о классе, об учителях - ни слова, значит, у ребенка налицо признаки депрессии. Не следует рассчитывать, что все уладится само - собой. Не нужно забывать, что легкая депрессия может перейти в глубокую. А затяжной стресс, каковым глубокая депрессия и является, способен подтолкнуть ребенка на самые неожиданные шаги: алкоголь, наркотик, криминал, даже, самоубийство. Что бы этого не случилось с детьми - необходимо следить за их поведением, настроением, эмоциями. Даже отсутствие аппетита и нежелание смотреть по телевизору любимый мультфильм или сериал могут свидетельствовать о том, что ребенок нуждается в помощи. Прежде всего - в помощи родителей!

На что ориентировать новенького

Большое значение для привыкания ребенка к новой обстановке имеют личностные особенности самого новичка, его «открытость классу», умение установить контакт с новыми людьми. Дети любят тех, кто занят делом, с кем интересно общаться, кто интересуется другими, а не только собственной персоной. Если ученик интересуется учебой, творческой деятельностью, физической культурой - с ним будет интересно общаться; а значит, он быстрее найдет друзей.

Есть сложности в характере, которые мешают человеку легко приспособиться к коллективу.

Терпение и терпимость - это главное. Способность не раздражаться, не отвечать обидчикам оскорблением на оскорбление, умение разумно пойти на компромисс - вот то, что должен помнить ребенок во время конфликта со своими сверстниками.

Нельзя всегда и во всем соответствовать ожиданиям окружающих, нужно, считаясь с чужим мнением, все же оставаться самим собой - не потерять индивидуальность.

Школьные проблемы разрешимы - они своего рода подготовка ко взрослой жизни. Ведь после школы придется не один раз быть новичком - в вузе, в армии, на работе. Так что любое отчуждение - явление временное, важно не впадать в депрессию и сохранять веру в себя.

Нет ничего зазорного в том, чтобы обратиться за помощью к другим людям - родителям, учителям, близким друзьям. Если же проблема не разрешается так скоро, как хочется, не следует пренебрегать помощью школьного (или любого другого) психолога. У специалистов имеется много различных тестов, позволяющих определить, какие сложности в характере человека мешают ему легко приспособиться к коллективу, и методик, которые дают возможность скорректировать общение и прекратить конфликты

Список литературы:

  1. С. Казакова. Новичок в классе. Школьный психолог №29, 2002

  2. По материалам журнала «Мир семьи» Александра Лунина

  3. Рабочая книга школьного психолога. И. В. Дубровина, М. К. Акимова, Е. М.

  4. Симмонс К. Стань самим собой, - СПб:Питер.Пресс!>;-1997


Методические рекомендации по адаптации новеньких детей в классе Советы новичку

© 2010-2022