Программа психокоррекции для обучающихся 5-8 класса

Адаптированная коррекционная программа, составленная на основе коррекционного курса 1-4 классов для специальных коррекционных школ-интернатов VIII вида, программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов. Издательство «Автосинтез НН 2005 год». Автор составитель Л.С.Сековец. Актуальность под термином психомоторика, как правило, понимается «объективация всех форм психического отражения в совокупности управляемых двигательных действий». Известно, что у обучающихся при глубоком недоразвитии ...
Раздел Школьному психологу
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Виткуловская средняя общеобразовательная школа





Утверждаю

Директор школы_______Пронин А.А.







Адаптированная программа психокоррекционной работы педагога - психолога с учетом индивидуальной программы обучающихся

Для обучающихся 10 - 14 лет












Педагог-психолог:__________Рыжикова С.Ю.









2014 г.

Содержание





  1. Пояснительная записка

  2. ПЕРЕЧЕНЬ СРЕДСТВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

  3. ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ.

  4. Календарно тематическое планирование на 2014-2015 учебный год

  5. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  6. Литература
































Пояснительная записка

Программа составлена на основе программы по психокоррекции для специальных коррекционных школ Ивановой Е. М.
В последние годы наметился рост числа детей, имеющих тяжёлые речевые нарушения и отклонения в психическом развитии, испытывающих вследствие этого трудности в обучении. Поиск наиболее эффективных методов коррекции детей с отклонениями в психическом и речевом развитии является актуальной проблемой современной педагогики и психологии. Все чаще школьники испытывают трудности в овладении письмом, чтением, понятием числа, счетными операциями, конструктивной деятельностью и т.п. Неуспеваемость в школе часто вызывает у этой группы детей негативное отношение к учебе, к любой деятельности, создает трудности общения с окружающими, с успевающими детьми, с учителями. Все это способствует формированию асоциальных форм поведения, особенно в подростковом возрасте. Поэтому аномальное развитие психической сферы детей и, прежде всего, задержку психического развития следует рассматривать как психологическую и социальную проблему.
В нашей школе обучаются дети, по специальной коррекционной программе и для успешной адаптации к среднему звену, формирования высших психических функций и речевого развития была создана коррекционно-развивающая программа.
Коррекция имеющихся у подростков недостатков проводится индивидуально. Занятия рассчитаны на учебный год.
Продолжительность занятия 25-30 минут. Частота занятий -1 - 2 раза в неделю.
В работе с учащимися используется Типовая модель коррекции, которая основана на организации конкретных психокоррекционных воздействий с использованием различных методов: игротерапии, aPT - терапии, сказкотерапии, психорегулирующих тренировок и пр.
Целенаправленное психокоррекционное воздействие на подростков с особыми возможностями здоровья осуществляется через психокоррекционный комплекс, который состоит из четырех взаимосвязанных этапов:

1 ЭТАП: Диагностический

В диагностический этап входят диагностика эмоционального, интеллектуального развития ребенка.


2 ЭТАП: Коррекционный:

Данный этап включает в себя следующие задачи:

  • помощь подростку в разрешении психотравмирующих ситуаций;

  • формирование продуктивных видов взаимоотношений ребенка с окружающими (в семье, в классе);

  • повышение социального статуса ребенка в коллективе;

  • развитие у подростка компетентности в вопросах нормативного поведения;

  • развитие и совершенствование коммуникативных функций, эмоционально-волевой регуляции поведения;

  • создание в детском коллективе атмосферы принятия, доброжелательности, открытости, взаимопонимания.

Коррекция сфокусирована на трех составляющих:

Когнитивный блок;

Задачей когнитивного блока является: осознание подростком своих интеллектуальных, личностных и эмоциональных ресурсов.

Эмоциональный блок;

Эмоциональный блок отвечает за формирование у подростка позитивного эмоционального отношения к себе;

Поведенческий блок.

Поведенческий блок задействуется в процессе преодоления неадекватных форм поведения; развития и закрепления новых форм поведения.

3 ЭТАП: Диагностический

Оценка эффективности коррекционных воздействий, направлен на анализ изменений познавательных процессов, психических состояний, личностных реакций у учащихся в результате психокоррекционных воздействий.
4 ЭТАП: Прогностический.

Прогностический блок психокоррекции направлен на проектирование психофизиологических, психических и социально-психологических функций подростков.

ЦЕЛЬ программы: дать ребенку правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более эффективной социализации в образовательной среде и обществе.

ЗАДАЧИ:
- развитие познавательной активности обучающегося,
- формирование умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, развитие памяти, мышления, речи, воображения;

- формирование общеинтеллектуальных умений: приёмов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;
- формирование адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
- обогащение словарного запаса на основе использования соответствующей терминологии; устной монологической речи в единстве с обогащением знаний и представлений об окружающей действительности;
- психологическая коррекция поведения ребёнка
- социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения.







ПЕРЕЧЕНЬ СРЕДСТВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

Аппаратные средства

  • Компьютер - универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео -изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.

  • Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.

  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).

  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер.

Не аппаратные средства
(игры, специализированные приспособления)

  • Функционально-ориентированные игрушки и пособия (строительные конструкторы, плоские и объёмные геометрические фигуры, лото, логические кубики, пазлы и т.д.)

  • Спортивные пособия и предметы (мячи)

  • Арсенал для техники АРТ-терапии (куклы, сюжетные картинки, журналы, вырезки, альбомные листы, краски, гуашь, цветная бумага, кисти, баночки для воды, пластилин, восковые карандаши)

  • Игрушки разных материалов и размеров (пластмассовые, металлические, мягкие, картон и т.д.)

  • Тетради для творческих работ учащихся

  • Записи для релаксации и рисования: звуки природы, цветотерапия, инструментальная музыка, детские песни и т.д.









ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ.

РАЗДЕЛ 1. Коррекция когнитивных процессов

(10 часов)

Обучение приёмам действия по образцу и правилам. Коррекция внимания. Развитие произвольности психических процессов. Коррекция памяти. Коррекция мышления и мыслительных операций. Развитие внутреннего плана действий. " Развитие рефлексивных навыков "Я чувствую..."

РАЗДЕЛ 2. Коррекция социальных и коммуникативных умений

(6 часов)

Развитие коммуникации. Формирование коммуникативных действий и операций. Обучение умению согласованности коммуникативных действий с партнёрами. Обучение адекватным способам разрешения конфликтных ситуаций.

РАЗДЕЛ 3. Коррекция поведения

(9 часов)

Обучение приёмам психической саморегуляции. Обучение приёмам контроля над своими действиями. Обучение основным приёмам релаксации. Обучение ориентировке в эмоциональных состояниях. Формирование адекватной самооценки.

РАЗДЕЛ 4. Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы

(3 часа)

Основы саморегуляции. Я учусь владеть собой. Спокойствие. Дружелюбие. Послушание. Застенчивость.

Раздел 5. Диагностический (первичная, повторная диагностика)

(8 часов)

ИТОГО: 36 ЧАСОВ









ПРИНЦИПЫ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОИ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ:

  • Принцип единства диагностики и коррекции определение методов коррекции с учётом диагностических данных

  • Безусловное принятие каждого ребёнка со всеми индивидуальными чертами характера и особенностями личности.

  • Принцип компенсации - опора на сохранные, более развитые психические процессы.

  • Принцип системности и последовательности в подаче материала - опора на разные уровни организации психических процессов.

  • Соблюдение необходимых условий для развития личности учащегося: создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона.





Календарно тематическое планирование

на 2014-2015 учебный год

Темы занятий

Кол-во часов

Дата

Исследования учащихся (первичная диагностика)

4 часа

1

Методика "Векслера" (Визуальный, Практический, Математический, Языковой интеллекты)

1 час

2

Методика "Тулуз Пьерона" (Свойства внимания: концентрация, устойчивость, переключаемость, психомоторного темпа, волевой регуляции, динамики работоспособности, наличия ММД)

1 час

3

Методика "Типы Памяти" (Типы памяти и преобладающий тип)
Методика "Эталоны" (Зрительное восприятие)

1 час

4

Методика "Рисунок человека" (Когнитивные проблемы, эмоциональные особенности, сфера общения, сфера социальных отношений, сексуальная сфера, признаки возможных психических патологий)

1 час

Коррекция когнитивных процессов "Как научиться учиться"

10 часов

5

"Коррекция внимания и его свойства. Развитие произвольности психических процессов".

2 часа

6

"Коррекция мышления и мыслительных 7операций. Развитие внутреннего плана действий"

2 часа

7

"Коррекция памяти. Обучение приёмам запоминания".

2 часа

8

"Коррекция восприятия".

2 часа

9

"Развитие рефлексивных навыков"

2 часа

Коррекция социальных и коммуникативных умений
Психологический тренинг "Среди людей":

6 часов

10

Освоение приёмов активного общения "Я и другие"

1 час

11

Раскрытие качеств, необходимых для активного общения "Какой я и какие другие"

1 час

12

Знакомство с принципами хорошего слушания "Я слушаю"

1 час

13

"Обучение владению собой"

1 час

14

Отстаивание своей точки зрения и аргументации "Моё мнение"

1 час

15

"Конфликты и способы их разрешения". Отработка навыков неконфликтного поведения.

1 час

Коррекция поведения "Познавая себя и других"

9 часов

16

"Я - это я! Знаю ли я себя"

1 час

17

"Я и мои чувства"

1 час

18

"Добрым быть на свете веселей"

1 час

19

"Правда, ложь, фантазия"

1 час

20

"Учимся управлять своими эмоциями"

1 час

21

"Я тебя понимаю". Развитие чувства эмпатии. Привет, как твои дела?

1 час

22

"Настоящий друг". (Сказкотерапия)

1 час

23

"Индивидуальность или чем я отличаюсь от других"

1 час

24

"Я и Ты. Чем мы похожи".

1 час

"Коррекция эмоционально-личностной сферы"

3 часа

25

"Я учусь владеть собой". Основы саморегуляции.

1 час

"Застенчивость".

1 час

"Агрессию - под контроль. Коммуникативность".

1 час

Итоговые исследования учащихся

4 часа

Методика "Векслера" (Визуальный, Практический, Математический, Языковой интеллекты)

1 час

Методика "Тулуз Пьерона" (Свойства внимания: концентрация, устойчивость, переключаемость, психомоторного темпа, волевой регуляции, динамики работоспособности, наличия ММД)

1 час

Методика "Рисунок человека" (Когнитивные проблемы, эмоциональные особенности, сфера общения, сфера социальных отношений, сексуальная сфера, признаки возможных психических патологий)

1час

Методика "Типы Памяти" (Типы памяти и преобладающий тип)
Методика "Эталоны" (Зрительное восприятие)

1 час

Итого:

36 часов







ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Нормативные документы

  1. Закон об образовании РФ.

  2. Конвенция о правах ребёнка

  3. Федеральная программа развития образования. 2000г.

  4. Учебные стандарты школ России. М.: Прометей, 1998г.







ЛИТЕРАТУРА.



  1. Айхингер А., В. Холл "Психодрама в детской групповой терапии". -М: ГЕНЕЗИС, 2003

  2. Бабкина Н. В. Радость познания. - М.: 2000 г.

  3. Вагапова Д. X. "Риторика в интеллектуальных играх и тренингах". -М.: Цитадель, 1999.

  4. Винник М. О. "Задержка психического развития". - Ростов - на -Дону: "ФЕНИКС", 2007.

  5. Гунина Е. В. "Диагностика и коррекция мышления неуспевающих школьников". - КЛИО, 1997.

  6. Зинкевич - Евстигнеева Т. Д., Тихонова Е. А. "Проективная диагностика в сказкотерапии". - СПб "РЕЧЬ", 2003.

  7. Игры - обучение, тренинг, досуг...// Под ред. В. В. Петруссинского. В 4-х томах. - М.: Новая школа, 1994.

  8. Ильина М. В. "Чувствуем, познаём, размышляем". - М.: АРКТИ, 2004.

  9. Истратова О. Н. "Практикум по детской психокоррекции: Игры, упражнения, техники". - Ростов-на-Дону "Феникс", 2008.

  10. Карелина И. О. "Эмоциональное развитие детей". - Ярославль: "Академия развития", 2006.

  11. Кипнис М. "128 лучших игр и упражнений для любого тренинга. Как зарядить, оживить, настроить и сплотить группу". - М.: "aCT", СПб: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2009.

  12. Козак О. Н. "Путешествие в страну игр". - СПб.: "Союз", 1997.

  13. Комплексная методика психомоторной коррекции // Под ред. А. В. Семенович, 1998 г.

  14. Кряжева Н. Л. "Мир детских эмоций". - Ярославль: "Академия развития", 2001.

  15. Леванова Е. А., Волошина А. Е. "Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия". - ПИЕЕР, 2009 г.

  16. Локалова Р. П. "90 уроков психологического развития младших школьников". - М.: 1995.

  17. Любимова Т. Е. "Учить не только мыслить, но и чувствовать". -Чебоксары: "КЛИО", 1994.

  18. Никольская И. Л., Тигранова Л. И. "Еимнастика для ума" - М.: 1997

  19. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками //Под ред. Битяновой М. Р. - ПИЕЕР, 2002.

  20. Прутченков А. С. "Свет мой, зеркальце, скажи". - М.: Новая школа, 1996

  21. Ромашкова Е. И. "Игровые модели интеллектуального досуга в семье и школе". - Владимир, 1997.

  22. Руководство практического психолога: психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте //Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Академия, 1995.

  23. Семенович А. В. "Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза" - М.: ЕЕНЕЗИС, 2007 г.

  24. Семенченко П. М. "399 задач для развития ребёнка". - М.: 2000

  25. Фопелъ К. "Как научить детей сотрудничать" в 4-х томах. М.: ЕЕНЕЗИС, 2001.

  26. Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. "Психотехнические игры и упражнения в спорте". - М: КЛАСС. 2001 г.

  27. Чистякова М. И. "Психогимнастика". - М: Просвещение, 1990

  28. Шмаков С, Безбородова Н. "От игры к самовоспитанию: сборник игр-коррекций". -М: Новая школа, 1993.

ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ

  1. Журнал "Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии" schoolpress.ru jornal issues/razvitie/index.php

  2. Газета "Школьный психолог"

  3. "Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" - festival. I september.ru

  4. "Педагогическая библиотека" - pedlih.rti

  5. "Мир Психологии" - psychology.net.ru

  6. Презентации на сайте: danilova.ru







© 2010-2022