Психологическая адаптация пятиклассников в школе

Для пятиклассника, приходящего в школу 1 сентября, все оказывается новым. Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства — стабильным периодом развития в жизни ребенка. Вчера он ещё был маленьким, а завтра будет солидным пятиклассником. В пятом классе ребенка ждет новая взрослая жизнь, новая система обучения: классный руководитель и учителя - предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах.   Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и ...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Афанасьевская СОШ»






Психологическая адаптация

5а класса.









Педагог-психолог: И.А. Карасаева.

08.11.2014г.











«Первый раз в пятый класс».

Для пятиклассника, приходящего в школу 1 сентября, все оказывается новым. Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства - стабильным периодом развития в жизни ребенка. Вчера он ещё был маленьким, а завтра будет солидным пятиклассником. В пятом классе ребенка ждет новая взрослая жизнь, новая система обучения: классный руководитель и учителя - предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах.

Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.

Ситуация адаптации вызывает у большинства пятиклассников повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а также зачастую - появление страхов.

Методика «Шкала тревожности» А.М. Прихожан показала, что из 13 человек очень высокий уровень тревожности имеют 2 человека: Ващук, Котова; повышенный - 1 - Тенчиков; Не свойственна тревожность 1 - Котов у остальных 9 человек - норма.

Рекомендации учителям по профилактике тревожности.

Необходимо обращать особое внимание на усвоение учебной задачи ребенком; при возникновении трудностей обязательно четкое прояснение учебного материала до тех пор, пока ребенок не поймет. Следует обратить внимание на межличностные отношения в классе, выявить лидеров, отверженных детей. Помочь детскому коллективу развиваться без серьезных конфликтных ситуаций, научить бесконфликтному общению. Учителям-предметникам проводить опрос, не нагнетая обстановку в классе. Желательно вызывать ребят по имени. При неудачном ответе ученика не одергивать, не стыдить, не упрекать, не отчитывать в присутствии всего класса. Чувство юмора хорошо помогает убрать напряжение в классе, «разбавляет» обстановку. Необходимо поддерживать ситуацию успешности. Постараться проявлять искренний интерес к каждому ученику.

Методика «Определение темперамента» Айзенка.

С самого рождения все люди отличаются друг от друга по типу темперамента, который остаётся неизменным в течение всей жизни, под влиянием обстоятельств меняются лишь черты характера.

Из 13 человек 1 сангвиник - Иванова. Такие люди не любят ссориться, предпочитая добиваться своего окольными путями. Поэтому врагов у них почти не бывает, к ним все относятся положительно. Но сангвиникам свойственна некоторая поверхностность, сложных целей добиваться они станут, предпочитая выбрать что-то не требующее усилий. Общение с сангвиником не представляет особых проблем, просто помните о его подсознательном желании всем нравиться, поэтому он будет избегать ситуаций, которые могли бы его скомпрометировать.

1 меланхолик - Сурмин. Очень уязвимые люди, обидеть их может что угодно. Обычно у них слабое здоровье, но не всегда плохое самочувствие вызвано реальными заболеваниями. Они часто ощущают себя глубоко несчастными, и поколебать это убеждение чрезвычайно сложно. Зато меланхолики как никто другой умеют сопереживать, лучшего утешителя вам не найти. Общаясь с таким человеком, необходимо учитывать его ранимость, поэтому похвалы и поощрения ему нужны больше других. А вот ругать его за постоянные жалобы совсем нельзя, так вы ещё больше повредите его состоянию.

11 холериков! Для учеников такого типа свойственно пребывание в постоянном поиске нового, они не могут усидеть на одном месте, спокойствие и стабильность слишком скучны для них. Практичная общительность, решительность и требовательность помогают холерикам добиваться многого, но бескомпромиссность и настойчивость не позволяют оставаться со всеми друзьями. Поэтому врагов и завистников у них немало. Общаясь с холериком, нужно помнить о его чрезвычайной вспыльчивости. Если он повысил голос или топнул ногой, это просто выброс эмоций, а не искренняя злость на вас.

Следующим показателем этой методики является шкала экстраверсии и интроверсии. В 5а классе 1 экстраверт - Бутырина. Экстраверты - это люди, которые ориентируются на внешний, окружающий их мир. Им нравится быть в центре внимания, много общаться. Экстраверты обычно нравятся людям, потому как всегда готовы прийти на помощь, выслушать, развеселить. Настроение всегда хорошее, они оптимисты.

12 человек - амбиверты. Это "золотая середина" между интровертами и экстравертами. Они более избирательны в общении, чем экстраверты, однако не требуют одиночества, как интроверты. Легко подстраиваются под ситуацию.

Так же в данной методике учитывается показатель эмоциональной устойчивости. Расшатанность нервной системы наблюдается у 3 учеников: Ващук, Завьялов и Рязанцев. Остальные ребята - эмоционально-впечатлительны - 10 человек.

Для того, чтобы чувствовать себя спокойнее в различных ситуациях, представляющихся тревожному и эмоциональному ребенку небезопасными, можно воспользоваться такой классической культурной техникой как талисман. Подарить определённый сувенир-талисман. Полезно напомнить о том, что люди во все времена пользовались талисманами. Их брали с собой на охоту в древние времена, их носили солдаты, уходящие на войну, да и сегодня люди, особенно нуждающиеся в успехе (летчики, спортсмены, солдаты, каскадеры) ими не пренебрегают. Первое время талисман надо брать с собой в тех случаях, когда успех практически гарантирован: тогда в добавок к ассоциациям с чем либо он "обрастет" также успокаивающими ассоциациями с удачей, успехом. Если же несколько раз подряд он окажется связан с неудачей (например, с плохо написанной контрольной в школе), то от него надо отказаться, по крайней мере, на некоторое время, пока не забудутся ассоциации с неудачами. Если в какой-либо очередной ответственной ситуации талисман окажется забыт дома, ничего страшного. Он вполне может выполнять свою защитную успокаивающую функцию и лежа дома - надо только чаще о нем вспоминать. Отнюдь не является трагедией и потеря талисмана. Она означает лишь, что его охранительная сила оказалась исчерпана - это тоже мотив, широко распространенный в культуре; быть может, ценой своего ухода талисман спасал вас от какой-то неведомой вам опасности (подобные игры с самим собой - обычная составляющая психологических техник саморегуляции).

Для успокоения большое значение имеют различные водные процедуры. Это ванны со специальными добавками - морской солью или травами (сборы трав, оказывающие успокоительное действие на нервную систему, продаются в аптеках без рецепта). Очень хорошее действие оказывает теплый душ перед сном. Очень полезны занятия спортом, особенно - плаванием. Технику «Талисман» предлагаю Наталье Геннадьевне на классный час. Нужно информировать и родителей.

У каждого из нас среди органов чувств есть ведущий, который быстрее и чаще остальных реагирует на сигналы и раздражители внешней среды. Если вы знаете к какому типу относятся ученики, вам будет легче донести до них информацию и понять, что хотят сказать вам. Методика «Ведущая модальность».

Из 13 человек 6 визуалов - Завьялов, Ващук, Пиляева, Бутырина, Донченко, Рязанцев. Такие ученики часто употребляют слова и фразы, которые связаны со зрением, с образами и воображением. Например: "не видел этого", "это, конечно, проясняет все дело", "заметил прекрасную особенность". Рисунки, образные описания, фотографии значат для данного типа больше, чем слова. Принадлежащие к этому типу люди моментально схватывают то, что можно увидеть: цвета, формы, линии, гармонию и беспорядок.

6 кинестетиков - Котова, Сурмин, Ковалевский, Богрецов, Котов, Тенчиков. Тут чаще в ходу другие слова и определения, например: "не могу этого понять", "атмосфера в квартире невыносимая", "ее слова глубоко меня тронули", "подарок был для меня чем-то похожим на теплый дождь". Чувства и впечатления людей этого типа касаются, главным образом, того, что относится к прикосновению, интуиции, догадке. В разговоре их интересуют внутренние переживания.

1 аудиал - Иванова. «Не понимаю, что мне говоришь», "это известие для меня…", "не выношу таких громких мелодий" - вот характерные высказывания для людей этого типа; огромное значение для них имеет все, что акустично: звуки, слова, музыка, шумовые эффекты.

Методика «Тест агрессивности» Л.Г. Почебута.
С низким уровнем агрессии учеников в 5а классе не наблюдается.

Средний уровень - 8 человек: Богрецов, Котов. Сурмин (предметная - срывает зло на окружающих предметах). Пиляева, Донченко, Бутырина, Тенчиков - самоагрессия (не находится в мире и согласии с самим собой). Ковалевский (вербальная - словесные оскорбления и предметная).

Высокий уровень - 5 человек: Котова (все виды агрессии! Особенно физическая - применение силы и эмоциональная - подозрительность, враждебность, неприязнь). Иванова (предметная и самоагрессия). Рязанцев (физическая и предметная). Завьялов (эмоциональная и самоагрессия). Ващук (физическая, предметная, самоагрессия).

В тех случаях, когда агрессия детей и подростков не опасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии:
- полное игнорирование реакций ребенка/подростка - весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения;
- выражение понимания чувств ребенка («Конечно, тебе обидно...»);
- переключение внимания, предложение какого-либо задания («Помоги мне, пожалуйста, помыть доску, полить цветы»);
- позитивное обозначение поведения («Ты злишься потому, что ты устал»).
Так как агрессия естественна для людей, то адекватная и неопасная агрессивная реакция часто не требует вмешательства со стороны. Дети нередко используют агрессию просто для привлечения к ним внимания. После того как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Анализируя поведение ребенка, важно ограничиться обсуждением конкретных фактов, только того, что произошло «здесь и сейчас», не припоминая прошлых поступков. Иначе у ребенка возникнет чувство обиды, и он будет не в состоянии критично оценить свое поведение. Вместо распространенного, но неэффективного «чтения морали», лучше показать ему негативные последствия его поведения, убедительно продемонстрировав, что агрессия больше всего вредит ему самому. Очень важно также указать на возможные конструктивные способы поведения в конфликтной ситуации.
Один из важных путей снижения агрессии - установление с ребенком обратной связи. Для этого используются следующие приемы:
- констатация факта («ты ведешь себя агрессивно»);
- констатирующий вопрос («ты злишься?»);
- раскрытие мотивов агрессивного поведения («Ты хочешь меня обидеть?», «Ты хочешь продемонстрировать силу?»);

- апелляция к правилам («Мы же с тобой договаривались!»).
«Самооценка».

У 7 человек нормальная адекватная самооценка: Рязанцев, Тенчиков, Бутырина, Завьялов, Ковалевский, Богрецов, Иванова. 5 человек имеют высокую самооценку: Котов, Донченко, Пиляева, Сурмин, Ващук. Котова - 1 человек - низкая самооценка.

При завышенной самооценке человек:
- приобретает комплекс превосходства («я самый правильный»), или комплекс 2-летннх («я лучше всех»);
- имеет идеализированное представление: о себе, о своих способностях и возможностях, о своей значимости для дела и для окружающих людей;
- игнорирует свои неудачи ради поддержания своего психологического комфорта;
- становится «душевно глухим», теряет обратную связь с окружающими, не прислушивается к чужому мнению;
-cвой неуспех связывает с внешними факторами, чужими происками, кознями, обстоятельствами - с чем угодно, но только не с собственными ошибками;
- к критической оценке себя со стороны других относится с явным недоверием, относя все это к придиркам и зависти;
- легко приобретает такие черты, как высокомерие, зазнайство, стремление к превосходству, грубость, агрессивность, жесткость, неуживчивость.
При заниженной самооценке человек:
- как правило, не уверен в себе, застенчив, нерешителен, чрезмерно осторожен;
- более остро нуждается в поддержке и одобрении окружающих, зависит от них;
- страдая комплексом неполноценности, стремится самоутвердиться, самореализоваться (иногда - любой ценой, что приводит его к неразборчивости в средствах достижения своих целей), лихорадочно наверстать упущенное, доказать всем (и прежде всего самому себе) свою значимость, что он чего-то стоит;
- ставит перед собой более низкие цели, чем может достигнуть;
- нередко уходит в свои неприятности и неудачи, преувеличивая их роль в своей жизни;
- слишком требователен к себе и окружающим, чрезмерно самокритичен, что приводит нередко к замкнутости, зависти, подозрительности, мстительности и даже жестокости;
- становится часто занудой, доводит окружающих мелочами, вызывая конфликты как в семье, так и в школе.
Очень многое закладывается в ребёнке в семье, для родителей я подготовила несколько советов о том, как сформировать у ребёнка адекватную самооценку.

Эти методики касались непосредственно черт характера каждого из учеников.

Теперь об учёбе.

«Уровень школьной мотивации».

С очень высоким уровнем мотивации 3 человека: Пиляева, Завьялов, Ващук. Высокий уровень мотивации у 5 человек: Бутырина, Донченко, Котова, Иванова, Сурмин. У этих детей положительное отношение к школе, есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Как правило, эти ребята легко усваивают учебный материал; полно овладевают программой, прилежны; внимательно слушают указания учителя; выполняют поручения без внешнего контроля; проявляют интерес к самостоятельной работе, всем предметам; поручения выполняют охотно; занимают благоприятное статусное положение в классе.

Средний у 4 человек: Рязанцев, Котов, Тенчиков, Ковалевский. При средних показателях школьной мотивации ребенок положительно относится к школе; понимает учебный материал; усваивает основное в программе; самостоятельно решает типовые задачи; внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний, но требует контроля; сосредоточен по интересу, готовится к урокам, поручения выполняет; дружит со многими детьми в классе.

Низкий уровень у 1 человека у Богрецова. Эти дети относятся к школе отрицательно или безразлично, посещают школу неохотно. На уроках часто занимаются посторонними делами, отвлекаются, нарушают дисциплину, а как следствие фрагментарно усваивают учебный материал. Таким образом, дети с низким уровнем по данному тесту находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. Им требуется контроль и помощь взрослых.

Учебная деятельность невозможна без мотивации. У пятиклассников ещё достаточно сильно желание хорошо учиться, так, чтобы взрослые были довольны («не огорчались и не переживали», «радовались»). В 6 классе этот мотив заметно снижается. Школьники должны уметь радоваться тому, что узнали что-то новое, поняли трудный материал, чему-то научились. Важно формировать интерес не только к содержанию, но и к процессу деятельности, анализируя при рефлексии не только результат (чему научились?), но и способы достижения результатов (что мы для этого делали?).

Для пятиклассников характерны любознательность и жажда проверки себя, потребность в активности и социально значимой деятельности. Они интересуются способами развития внимания, мышления, памяти, очень ценят наблюдательность, внимательность, умение замечать детали. В этом возрасте очень эффективны игровые упражнения с элементом соревновательности на уроках. Для познавательного развития ребенка этого возраста большое значение имеет юмор. Дети очень любят шутить, рассказывать анекдоты, которые взрослым часто кажутся несмешными, глупыми и грубыми. Важно понимать значение юмора для развития детей, быть терпимым к детским шуткам и умело использовать юмор в своих целях.

Тест на внимание и память показал следующие результаты: отличная память у 1 человека - Бутыриной, средняя у 1 человека у Ващука. У остальных - 11 человек хорошая память. Чего не скажешь о внимании. Средний уровень внимания у 3 человек - Завьялов, Пиляева, Котов. У остальных 10 человек уровень внимания низкий.

Внимание нужно развивать у пятиклассников всем учителям - предметникам. Использовать игровые формы на уроках. Например «Найди слова» а доске написаны слова, в каждом из которых нужно отыскать другое, спрятавшееся в нем, слово). Или в этой таблице спрятаны 10 названий животных.

Психологическая адаптация пятиклассников в школе.

Можно использовать упражнения «Перепутанные линии» (прослеживание взглядом какой-либо линии от ее на­чала до конца, особенно когда она переплетается с дру­гими линиями, способствует развитию сосредоточеннос­ти и концентрации внимания). «Найди отличия» и многое другое.

Немаловажное значение имеет взаимоотношение ребят между собой. Для этого проводится «Социометрия».

Явным лидером здесь является Бутырина Дарья. Предпочитаемых 9 человек: Богрецов, Донченко, Завьялов, Иванова, Котов, Котова, Пиляева, Рязанцев, Тенчиков. Пренебрегаемых 2 человека: Сурмин и Ковалевский. Отверженный - Ващук. Классный руководитель в данном классе многое делает для того, чтобы сплотить коллектив. Можно увеличить количество классных часов именно на сплочение класса. Внедрять пренебрегаемых и отверженного в дела класса, учить быть ответственнее. А Ковалевскому дать самостоятельность. Может поэтому у него статус пренебрегаемого.

В 5 классе так же как и в 1 классе проводилась методика «Домики» (болел Завьялов).

Реальное положение в классе:

- комфортное состояние и нормальная адаптация у 3 человек: Рязанцев, Тенчиков, Ващук.

- установка на преодоление препятствий - 7 человек: Донченко, Бутырина, Котов, Богрецов, Ковалевский, Иванова, Котова.

- общительность, дружеская поддержка - 1 человек: Пиляева.

- Желание добиться успехов - 1 человек: Сурмин.

Идеальное положение:

- установка на преодоление препятствий - 3 человека:Котов, Сурмин, Пиляева.

- общительность, дружеская поддержка - 1 человек: Бутырина.

- комфортное состояние и нормальная адаптация у 2 человек: Ковалевский, Иванова.

- установка на лидерство - 3 человека: Донченко, Тенчиков, Богрецов.

- отстранённость, замкнутость, тревожность - 3 человека: Рязанцев, Котова, Ващук.

Проводилась анкета «Состояние психологического климата в классе» Л.Г. Федоренко (участие приняли 10 человек: 3 болели - Рязанцев, Завьялов, Богрецов). Вопросы: нравятся ли тебе одноклассники, устраивает ли учёба в школе, как относится классный руководитель, учителя, с каким настроением идёшь в школу.

Школьник высоко оценивает психологический климат в классе. Ему нравятся одноклассники и классный руководитель - 8 человек.

Школьнику безразличен психологический климат класса, у него, вероятно, есть другая группа, где общение для него значимо - 1 человек - Котова.

Школьник оценивает психологический климат в классе как очень плохой - 1 человек - Ващук.

Анкета «О школе».

  1. Нравится ли тебе учиться в этой школе? (12 - да; 1 - нет (Ковалевский - лень));

  2. Самые любимые предметы: физкультура - 9, природоведение - 6, русский язык - 6, музыка - 5, английский, технология - 4.

  3. Самые лёгкие: физкультура, музыка, ИЗО, математика, технология.

  4. Самые трудные, в чём трудность: нет таких, физкультура (постоянно сижу), английский (трудно учить слова, сложная грамматика, не могу усвоить предмет), технология (трудно сшивать).

  5. Любимый учитель, за что нравится?: Наталья Геннадьевна (можно посмеяться с ней, добрая, ласковая, кл.рук-ль), Полина Александровна (красивая, улыбчивая), Алексей Алексеевич (за секцию, за доброту), нет таких, Ирина Александровна (хорошая), всех (каждый может помочь, поддержать).

  6. Привык ли ты к одноклассникам?: да - 10 человек, нет - 3 человека.

  7. Дружный ли у вас класс?: да - 9, нет - 4 (ссоримся, бесимся, обижаем друг друга).

Методика «Цветные письма». Цель: определение психологической комфортности учащихся на разных предметах. Результаты на диаграмме.

Проводилась анкета с родителями.

  1. Охотно ли ваш ребёнок идет в школу? как правило, охотно, с радостью - все 13 человек.

  2. Приспособился ли он к школьному режиму? абсолютно приспособился - 4; в целом, да, приспособился - 8;

  3. Переживает ли он по поводу своих учебных успехов или неудач? ( нет - 1 ; скорее да, чем нет - 3, да - 8).

  4. Часто ли ребенок делится с вами школьными впечатлениями? (делится иногда - 1; делится довольно часто - 5; всегда - 7).

  5. Каков характер этих впечатлений? ( положительных и отрицательных эмоций примерно поровну - 2; впечатления в основном положительные - 11).

  6. Сколько времени в среднем тратит ребенок на выполнение домашних заданий? От 15 минут до 3х часов.

  7. Нуждается ли ребенок в вашей помощи при выполнении домашних заданий?
    (нуждается довольно часто - 1, нуждается иногда - 11, в помощи не нуждается - 1).

  8. Как обычно ребенок преодолевает трудности в работе? ( обращается за помощью - 11 трудности старается преодолевать сам - 2).

  9. Способен ли ваш ребенок самостоятельно проверить работу, найти и исправить ошибки? (может, если побудить к этому - 11; как правило, может - 2).

  10. Часто ли ваш ребенок жалуется на одноклассников, обижается на них? ( такое бывает, но редко - 3; такого практически не бывает - 10).

  11. Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без напряжения? (скорее нет, чем да - 1; скорее да, чем нет - 12).

С учителями школы была проведена анкета «Наблюдение за учебной деятельностью и поведением учеников». Нужно было выбрать самого:

  1. Учится с интересом: Рязанцев, Бутырина, Иванова.

  2. Учится без интереса - Ващук.

  3. Спокойный, уверенный - Рязанцев, Котов, Бутырина, Котова.

  4. Тревожный, неуверенный в себе - Иванова, Богрецов.

  5. На уроке дисциплинирован - 12 человек.

  6. Не дисциплинирован - Ващук

  7. Внимателен - Котов, Бутырина.

  8. Невнимателен - Ващук, Богрецов.

  9. Сильный ученик - Рязанцев, Бутырина, Котов.

  10. Слабый - Ващук, Сурмин.

  11. Общителен - все.

  12. Нелюдим - Котов, Иванова.

  13. Неконфликтен - Донченко, Пиляева.

  14. Конфликтен - Котова, Ващук.

Признаками успешной адаптации являются: удовлетворенность ребенка процессом обучения, ребенок легко справляется с программой, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому, удовлетворенность межличностными отношениями - с одноклассниками и учителем. Все эти признаки присуще 5а классу. Доработка в основном родительская.

одителям подготовила буклет - «Рекомендации по адаптации». Ученикам «Советы пятиклассникам».

Спасибо за внимание!


© 2010-2022