• Преподавателю
  • Школьному психологу
  • «Программа психокоррекционной работы с детьми 12-13 лет, имеющих дефицит развития личностных свойств, влияющих на формирование зависимости от психоактивных веществ»

«Программа психокоррекционной работы с детьми 12-13 лет, имеющих дефицит развития личностных свойств, влияющих на формирование зависимости от психоактивных веществ»

Ценностью данной работы является то, что работа ведётся в привычной для детей игровой форме, ребёнку не задаются вопросы о его вредных привычках, ребёнок занимается самоизучением, самосовершенствованием и группа встречается уже после коррекционной работы ещё несколько раз с целью общения (третий этап программы).
Раздел Школьному психологу
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:











«Программа психокоррекционной работы с детьми 12-13 лет, имеющих дефицит развития личностных свойств, влияющих на формирование зависимости от психоактивных веществ»





«Программа психокоррекционной работы с детьми 12-13 лет, имеющих дефицит развития личностных свойств, влияющих на формирование зависимости от психоактивных веществ»













«Программа психокоррекционной работы с детьми 12-13 лет, имеющих дефицит развития личностных свойств, влияющих на формирование зависимости от психоактивных веществ»




«Нет более полезного занятия,

чем познание самого себя»

Рене Декарт.

Находясь на современном этапе развития, образовательная система испытывает необходимость в совершенствовании подходов к профилактике зависимостей у детей и подростков. Исходя из этого, работу по данному направлению, следует строить гораздо глубже, нежели просто по сложившейся формуле: «анкетирование - этическая беседа». Современный подход выражается в изучении факторов риска (биологического, психологического, социального). Такую работу школа может проводить посредством диагностической системы по определению уровня психологического здоровья - антинаркотической устойчивости при поддержке Республиканского научно-практического центра медико-социальных проблем наркомании и дальнейшей коррекционной работе, проводимой в виде тренингов.

Первым этапом работы является компьютерная диагностика, которая определяет уровень психологического здоровья ребёнка, определяет уровень риска вовлечения в зависимость от психоактивных веществ, а также выявляет сильные и уязвимые стороны личности. Диагностика проводится с согласия родителей. На втором этапе проводится сбор информации о детях, попавших в группу риска, и формируется непосредственно группа коррекции. Третьим этапом является тренинговая работа психолога с группой учащихся, позволяющая развить те свойства и качества личности, которые сделают личность устойчивой к различного рода зависимости и повысят уровень психологического здоровья.

Ценностью данной работы является то, что работа ведётся в привычной для детей игровой форме, ребёнку не задаются вопросы о его вредных привычках, ребёнок занимается самоизучением, самосовершенствованием и группа встречается уже после коррекционной работы ещё несколько раз с целью общения (третий этап программы).

Целью данной работы было изучение структуры построения тренинговых занятий и непосредственное их планирование для детей 12-13 летнего возраста с учётом дефицита таких личностных характеристик как:

- самоидентификация;

-уверенность;

-позитивный жизненный сценарий;

-доверие;

- доступ к внутренним ресурсам - сензитивность.

В процессе изучения научной литературы было выявлено, что тренинг - это тренировка определенных навыков. С когнитивно-поведенческой позиции под тренингом понимают целенаправленную и стандартизированную последовательность действий по формированию новых навыков, т. е. научение, которое происходит в процессе систематизированной отработки заранее определенных моделей телесных и эмоциональных реакций и когнитивной перестройки с формированием адаптивных когнитивных схем, необходимых для поддержания новых эффективных паттернов поведения. Или, проще, тренинг - это обучение, сочетающее в себе как теоретическое изучение, так и практическое освоение материала. Это происходит в два этапа:

1. Формирование когнитивной основы навыка. То есть рассказ о том, «что и как» делать, и объяснение, «зачем и почему» надо делать именно так.

Часто в ходе данного этапа происходит смена старых когнитивных схем, поддерживающих неадаптивное поведение, на новые, более адаптивные.

2. Поведенческая тренировка навыка. То есть практическая отработка приобретенного навыка в предложенных тренером смоделированных или позаимствованных из жизни участников тренинга ситуаций.

Между формированием когнитивной основы и поведенческой тренировкой, а также в начале и конце тренингового процесса, выполняются психогимнастические упражнения, необходимые для демонстрации участникам того, о чем идет речь. Кроме того, психогимнастические упражнения, переключая внимание с «обсуждения» на «действие», обеспечивают сохранение работоспособности и активности участников, а следовательно, и более эффективное усвоение материала.

Тренинг не должен представлять из себя простую компиляцию психогимнастических игр и веселых историй из жизни тренера. Но он ни в коем случае не должен становиться «занудным», т. е. превращаться в монотонную лекцию. Тренинг - это тренинг. Ему, по определению, присущи динамичность и энергичность. Он подразумевает как «слушание тренера, высказывания участников и дискуссии», так и активные «игровые» действия. При этом он должен иметь внутреннюю логику и причинно-следственную связь. А поступающую от участников информацию необходимо учитывать и использовать «по теме» в тренинговом процессе.

При проведении тренинга необходимо придерживаться «золотой» середины, критериями которой будет появление у участников:

1. Ощущения «завершенности». То есть после тренинга у участников остается впечатление, что время прошло не напрасно, не впустую, даже если многое в программе было знакомо и неоднократно изучалось и практикуется в жизни. Пусть полученный объем информации будет минимален, но он будет ясен, понятен и практически доступен для использования за пределами тренинговых ситуаций.

2. Ощущения «отдыха», позитива, хорошо проведенного времени, возможно при наличии положительной усталости.

Итак, в результате тренинга участники получают новую информацию или упорядочивают старую (или убеждаются в том, что они делают «все правильно») и с положительными эмоциями завершают тренинг.

Учитывая значимость и важность психогимнастических и игровых процедур, остановимся на них подробнее.

- Участники располагаются в кругу. Удаляется один стул за пределы круга. Вначале роль ведущего исполняет тренер. Он стоит в центре круга и предлагает всем тем, кто обладает каким-нибудь общим признаком, поменяться местами (например всем, у кого есть часы на руках, и т. п.). При этом тому, кто стоит в центре круга, необходимо успеть занять одно из мест. Тот, кто останется без места, продолжает вести игру, т. е. становится ведущим.

Упражнения способствуют мобилизации как физической, так и психической активности, активизируют реакцию, внимание, наблюдательность, создают позитивный эмоциональный фон.

В конце тренинговой программы получается обратная связь, которой предшествует финальное психогимнастическое упражнение.

В ходе обратной связи от участников выясняется, что нового они узнали, что будут применять на практике, что изменят в своем профессиональном и, возможно, личном опыте. Определяется, насколько оправдались ожидания, заявленные вначале, что, по мнению участников, было значимым, что менее существенным в содержании. Кроме того, важно узнать, какие впечатления и ощущения остались от прохождения тренинга. И конечно же, в завершение участники высказывают свои пожелания.

Тренинг невозможен без тренера. Но кроме обязательного наличия одного или двух многоговорящих и играющих в игры индивидуумов в структуре каждой тренинговой программы присутствуют позиции, без выполнения которых тренинг не может называться тренингом. Это общие, традиционные для всех тренингов процедуры, которые носят характер своеобразного ритуала и образуют матрицу тренинга. То есть эти процедуры выступают структурными элементами любого тренинга. А содержательное наполнение определяется тематикой тренинга и предпочтениями тренера.

В начале процесса к структурным элементам относятся:

• знакомство, вступление и высказывание участниками их представлений о тренинговом процессе и ожиданий от тренинга;

• формулирование правил работы в тренинговой группе;

• психогимнастические упражнения («разогрев»), необходимые для мобилизации участников.

Вступление заключается в кратком рассказе о предстоящем тренинге, лаконичном информировании о его цели, задачах и форме работы. Знакомство может проходить в двух вариантах, что определяется аудиторией и предпочтениями тренера. Первый - это поочередное представление участников по кругу. Данный вариант является оптимальным в группах с преобладанием рефлексивных участников, не склонных к игровым формам работы. Второй - это игровая форма представления. И здесь у тренера самые широкие полномочия в выборе и использовании психогимнастических упражнений.

В ходе знакомства проясняются ожидания участников от тренинга, их представления о ходе тренингового процесса, определяется, имеют ли они опыт участия в других тренинговых программах, к каким результатам они привели, какие сохранились впечатления.

Правила. В любой тренинговой программе участники совместно с тренером формулируют правила работы на тренинге. Дело в том, что тренинговая группа представляет собой модель социума. А общество не может существовать, эффективно функционировать и развиваться без правил, регулирующих взаимодействие между членами коллектива, определяющих отношения между ними, а также допускающих или отрицающих возможность совершения отдельных действий, определяющих их правомерность. Разумеется, в тренинговой работе действуют общечеловеческие нормы. И к ним добавляются правила работы в группе, необходимые для структурирования группового опыта. Кроме того, формируется особая групповая культура, способствующая эффективному тренинговому процессу. Каждая группа может вырабатывать свои собственные нормы, специфичные для нее. Но есть несколько классических норм, без декларирования которых уже на первых минутах тренинга ведущему будет проблематично в дальнейшем руководить тре-нинговым процессом. Однако одного сольного озвучивания этих правил в начале тренинга недостаточно. Они будут работать лишь в том случае, если участники группы обсудили и приняли их. Ниже приводим список правил, которые, по нашему мнению, нужны для успешного тренинга.

Правило 1. Равенство. Уважительное общение в группе осуществляется на «ты». В ходу только непосредственное общение, разговоры о других участниках в третьем лице не ведутся. Все должностные регалии остаются за пределами пространства, в котором происходит тренинговое действо.

Правило 2. Активность. Предлагается активно принимать участие во всех упражнениях и высказывать свое мнение при обсуждении, ибо успех тренинга на 50 % зависит от тренера, а на 50 % - от участников!

Правило 3. Толерантность (терпимость). На тренинге собираются разные люди, и они не обязаны мыслить одинаково: каждый имеет право высказать свою точку зрения согласно своим убеждениям, но необходимо соблюдать терпимость и лояльность к высказываниям, не совпадающим с вашей точкой зрения.

Правило 4. Отказ от ярлыков. На тренингах принято высказывать свое мнение в форме обратной связи, т. е. говорить не о личности в целом, а об отдельных ее аспектах, о поведении. Таким образом мы избежим оскорблений и унижений достоинства другого человека: назвать человека «дураком» или сказать ему, что он поступил неразумно, - не одно и то же. Конструктивная обратная связь выражается в передаче своих чувств, пусть даже негативных, но по отношению к какому-то конкретному поступку или действию. Недопустимо давать глобальную оценку человеку, озвучивать отношение к личности в целом: «Мне было неприятно видеть тебя в таком свете», а не: «Ты поступил как полный идиот».

Правило 5. Конфиденциальность. Недопустимо выносить на обсуждение личную информацию об участниках группы за пределами тренинговой территории.

Правило 6. Правило «стоп». Каждый участник имеет право, ничего не объясняя, не принимать участия в каком-либо упражнении, остановить разговор, касающийся его личности.

Ниже приведены некоторые виды тренингов, направленные на развитие и совершенствования личностных характеристик, влияющих на формирование умения адаптироваться, преодолевать стрессовые ситуации, принимать самостоятельные решения.


Тренинг 1. «Так вот я какой!»

/«Самоидентификация»/

Цель: Осознание себя в этом мире, механизмов, которые управляют тобой и твоей жизнью.

Задачи:

Осознание своего Я («Я - Концепция»).

Принятие статусов «Я» и «другой».

Формирование собственной уникальности.

Проблемы:

- неудовлетворенность личностными качествами, уровнем достижений;

- нарушение социальных взаимодействий;

- неспособность быть самим собой среди других;

- признаки социальной зависимости и конформности.

Основные понятия:

«Я - Концепция»

Самоидентификация

Конфомность

Самооценка

Ход тренинга:

Упражнение 1: «Назови свое имя».

Цель: Знакомство участников тренинга, настрой, налаживание контактов.

«Сядьте, пожалуйста, в один большой круг, назовите свое имя и положительное качество (то, что вы в себе цените) на пер­вую букву имени, по кругу».

После проведения этого упражнения можно провести об­суждение: что ты ценишь в себе? Трудно ли было находить в себе хорошее качество, что ты при этом чувствовал?

Подросткам иногда трудно назвать качество на нужную букву или найти в себе положительное качество, поэтому кон­сультанту важно вовремя поддержать подростка, оказать ему по­мощь и привлечь для этого других участников группы.

Обозначение правил работы во время тренинга.

Упражнение 2: «Такой же, как и …»

Цель: Развитие умения принимать свою общность и свое различие с другими.

Инструкция: Участники становятся в круг лицом к центру. Упражнение состоит из трех частей.

Часть первая. Один из участников выходит в круг, становится лицом к соседу справа и говорит ему: «Ты такой же, как и Я. Ты и Я… (называет признаки общности)». Партнер отвечает ему аналогичной фразой, но с другим признаком общности. Затем начавший упражнение возвращается на свое место, а второй переходит к третьему партнеру и т.д., пока весь круг не вернется на исходные места. На этом первая часть упражнения закончена.

Часть вторая. Начавший игру, а затем и другие участники аналогично будут говорить друг другу фразу, начинающуюся со слов «Я отличаюсь от тебя тем, что Я…, а Ты…».

Часть третья. Аналогично первой части, но участники задают друг другу по очереди вопрос: «Почему я тебе нравлюсь?». Ответы должны быть полными и разными, а не просто: «Потому что ты хороший».

Обсуждение: Что было легче найти: сходство или различие? Что каждый чувствовал в разных частях упражнения?

Упражнение 3: «Ищу друга».

Цель: Рефлексия и инвентаризации собственных качеств, помощь возникновению продуктивных обратных связей, мотивироватнии желания самоизменений.

Вариант этого упражнения можно использовать как разогрев к дискуссии о наиболее ценимых человеческих достоинствах, о значении дружбы и о тех качествах, которые необходимо развивать в себе, чтобы быть достойным дружбы.

Инструкция ведущего:

- Любой человек, пожалуй, мечтает о том, чтобы иметь настоящего друга. Кому-то из вас наверняка уже повезло, и такой друг у вас есть. У кого-то - множество знакомых и приятелей, но трудно выбрать из них человека, которого можно было бы гордо назвать другом. А кто-то, возможно, в силу застенчивости или замкнутости чувствует себя одиноким и с горечью признается себе, что друзей у него нет. Но в любом случае настоящий друг никому не помешает.

С этого момента я становлюсь редактором особой газеты бесплатных объявлений. Она называется «Ищу друга». Каждый из вас может поместить в нашу газету объявление о поиске друга. В этом объявлении нет ограничений на количество слов или размер букв. Принимается любая форма. Вы можете изложить весь список требований к кандидату в друзья, весь набор качеств, которыми он должен обладать, а можете нарисовать его портрет. Можете рассказать о себе. Одним словом, делайте объявление таким, каким пожелаете. Следует только помнить, что объявлений о поиске друзей будет много и вам надо позаботиться, чтобы именно ваше привлекло внимание.

Возьмите листы бумаги, фломастеры - творите! Время на подготовку - десять минут.

Спустя отнесенное время, ведущий предлагает развесить листы на стенах. Подписывать их не нужно. Участники группы молча читают объявления. Каждый имеет право нарисовать красный кружок на том объявлении, которое привлекло его внимание, и он готов связаться с его подателем. Можно ограничить выбор таких объявлений, например, тремя.

Теперь можно снять листы с объявлениями. Посмотрите, отозвались ли на ваше объявление. Посчитайте количество красных кружков на ваших листах. Пусть каждый по кругу назовет одну цифру - количество доставшихся вам выборов.

Вот теперь и наступит самый важный момент игры. Ведущий предлагает обсудить вопросы:

- Чем характеризуется объявление, получившее наибольшее число заинтересованных ответов?

- Что помешало вам откликнуться на другие объявления? (Речь идет об объявлениях, не получивших ни одного выбора, - если такие окажутся.)

- Вполне вероятно, что наименьшее количество красных кружков будет на тех объявлениях, в которых подробно перечислены требования, предъявляемые к будущему другу. Естественно: нелегко соответствовать высокому запросу. Не каждый обладает такими замечательными качествами, как «преданность», «готовность все бросив, прийти на помощь», «умение хранить тайны» или «владение карате или кун-фу». И потом самое главное: в таких объявлениях ищут друга, который должен что-то давать, и ничего не предлагают взамен. Подобное потребительское отношение к другу, от которого требуется служить подателю объявления, вряд ли встретит понимание и сочувствие. Опыт показывает, что гораздо больший интерес и симпатию вызывают объявления, в которых человек предлагает то, чем он сам обладает, в общий котел дружбы, то есть он готов именно к дружеским взаимоотношениям, предполагающим желание и умение не только брать, но и давать.

Разумеется, ведущему не нужно с пафосом мудрого наставника проповедовать эти истины несмышленышам. Его задача - организовать обсуждение, дискуссию, а подростки сами сумеют прийти к тем выводам, которые уже заложены в результатах социометрии объявлений. Осознание того факта, что сильная личность ценит в дружбе именно возможность помочь другому, быть полезным для него, происходит постепенно, через анализ конкретного материала объявлении.

Достаточно плавным и логичным будет переход к обсуждению человеческих качеств, важных для подлинной дружбы. И здесь неоценимую помощь окажут те объявления, в которых уже изложены позиции участников но поводу наиболее ценных достоинств друга. Естественно, ведущему нельзя упускать возможность подвести участников группы к рефлексии и инвентаризации собственных качеств, помочь возникновению продуктивных обратных связей, мотивировать желание самоизменений.

Упражнение 4: «Мой характер».

Цель: Развитие процесса самораскрытия, собственной уникальности. Получение обратной связи.

Вводная часть. В латинском языке слово ассоциация обозначает «соединение». В данном упражнении через ассоциации участники попытаются определить характер каждого члена тренинговой группы. Обычно это очень трудно, поэто­му помощь тренера желательна, хотя бы на первоначальном этапе выполнения упражнения.

Основная часть. Тренер предлагает группе ответить на вопрос: если бы вы были предметом, то каким? Каждый участник записывает на листе бумаги этот предмет и его качест­ва, которые должны отражать его «Я», при этом не указывает своего имени.

Подведение итогов. В данном упражнении подведение итогов необычно. После выполнения задания тренер соби­рает карточки с ответами и зачитывает их группе. Все участ­ники описывают характер человека, закодировавшего себя таким образом. Желательно, чтобы участник обозначил себя, согласившись или нет с мнением остальных участников.

Упражнение 4 (второй вариант): «Работа с предметами-метафорами в группе»

Цель: Развитие процесса самораскрытия, собственной уникальности. Получение обратной связи.

Группа располагается вокруг большого числа разнообразных предметов, которые обычно играют бытовую роль. Участникам предлагается выбрать предмет из числа лежащих перед ними в центре группы. "Этот предмет должен символизировать в каком-то смысле ваше состояние и ваш опыт в данный момент". Те, кто выбрал один и тот же предмет, объединяются в малые группы.

В малой группе расскажите о том, какие именно материальные свойства данного объекта иллюстрируют или по аналогии передают эти особенности вашего личного опыта, "почему он - это вы". Следите за точностью описания. Следите за тем, чтобы именно целостность, то есть все качества и свойства предмета нашли свое отражение в психической реальности. Обязательно отметьте не только "позитивные" черты предмета, но и "негативное". Другие участники группы отмечают и сообщают свои наблюдения о том, как выполнено это задание, что было говорить легко и что сложно.

В обсуждении обратить внимание на различия проекций. После этого сделайте следующий круг обсуждения. "Что вы узнали нового о себе благодаря пользованию метафорой-предметом, какие материальные, функциональные свойства метафоры позволили вам осознать в себе это"

Упражнение 5: «Ты самый»

Цель: Умение находить отличительные уникальные черты другого.

Для этого упражнения понадобится мяч. Ребята садятся в круг. Тот , у кого оказывается мяч, бросает его другому, при этом называя его по имени и говоря следующую фразу: «Ваня ты самый….»

Заканчивает тренер фразой «Вы самые ……Поделитесь своими впечатлениями»

Тренинг 2. «Я-подарок»

/Базовые приобретения-уверенность/

Цель: Формирование активной жизненной позиции субьекта.

Упражнение №1. «Нить Ариадны»

Посадите детей в один большой круг.

Одному из них предлагается взять в руки клубок ниток и начать рассказывать о себе все то, что ему/ей придет на ум. Время на рассказ - 1 минута. Когда этот участник расскажет о себе, он зажимает конец нити в руке и бросает клубок тому, кто сидит напротив него. Следующая задача - распутать паутину. Для этого нужно возвратить клубок предыдущему участнику, называя его по имени и пересказывая его рассказ о себе.

Обозначение правил работы во время тренинга.

Упражнение № 2 «Я боюсь «.

Цель: определение рациональных и нерациональных страхов.

Ваша задача будет состоять в том, чтобы обнаружить в себе «зоны страха» и найти такие вещи, которых вы боитесь, хотя многие люди этого не боятся. Пожалуйста, попробуйте выстро­ить применительно к себе самим фразы по следующему шаб­лону:

«Я боюсь чего-то, хотя другие этого не боятся». Задача каж­дого - найти в себе минимум 3 страха.

Обсуждение. «Бывают вещи, которых действительно стоит бояться, например оголенные электрические провода, дикие' хищные животные, автомобили на большой скорости. Но быва­ют и страхи менее рациональные, например страх критики, страх успеха, страх задать вопрос преподавателю. Можем ли мы среди названных страхов найти абсолютно рациональные или абсолютно нерациональные?»

Если группа долго молчит и не находится участника, кото­рый бы начал говорить, тренер начинает с себя, открыто сооб­щая о том, чего он лично боится. Тренер активно подкрепляет высказывания каждого участника невербально или фразами: «Да, действительно, это бывает страшно, этого стоит опасать­ся» и т.п.

Обычно формулирование собственных страхов не вызывает у участников особых трудностей. Если возникают слишком боль­шие паузы, то можно предложить участникам самим называть того, кто будет говорить следующим, или бросать ему игру­шечный мячик, на котором написано «мой страх».

Факторы: базовые приобретения (уверенность)

Возраст: 12-13 лет

Источник: ПРАКТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДЛЯ ГРУППОВОЙ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ СО ВЗРОСЛЫМИ, ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ

Упражнение № 3. «Я не боюсь».

Цель: Обнаружение зон смелости, механизмов обретения уверенности.

Ваша задача будет состоять в том, чтобы обнаружить в себе «зоны смелости» и найти такие действия, совершать которые вы не боитесь, хотя многие люди этого боятся. Пожалуйста, попробуйте выстроить применительно к себе самим фразы по следующему шаблону: «Я не боюсь чего-то, хотя этого боятся и (или) не могут многие люди».

Задача каждого - произнести 3 подобные фразы.

Возможно, кто-то из вас заметил, что он боится того, чего не боятся другие участники группы. Скажите, пожалуйста, им об этом.

В случае, если группа надолго замолкает, тренер может про­износить страховочные фразы:

«Я не боюсь критики, хотя ее боятся многие люди».

«Я не боюсь выступать публично, хотя этого боятся или не могут многие люди».

После выполнения этих двух упражнений часто можно об­наружить пары участников, один из которых не боится того, чего очень боится другой. В этом случае можно использовать упражнение «Как же ты научился этого не бояться?»

Факторы: базовые приобретения (уверенность)

Возраст: 12-13 лет

Источник: ПРАКТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДЛЯ ГРУППОВОЙ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ СО ВЗРОСЛЫМИ, ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ

Упражнение № 4. « Как же ты научился этого не бояться?».

Цель: обучение способам формирования смелости.

Тренер составляет пары участников, в которых один боится того (или примерно того), чего не боится другой.

Наша задача будет состоять в том, чтобы выяснить, каким образом другой участник группы научился не бояться того, чего боимся мы. Для этого нам потребуется сформировать пары, и это мы сделаем следующим образом.

Сначала просто найдите того, кто в предыдущих упражне­ниях говорил, что он боится чего-либо, чего вы сами не боитесь. Те, для кого не нашлось пары, просто поговорите друг с дру­гом, чтобы найти такие вещи.

Теперь, пожалуйста, постарайтесь выяснить у партнера, что ему помогло или помогает не бояться.

Обсуждение. Какие способы формирования смелости мы узнали из наших диалогов? Результатом должен стать пере­чень разных способов борьбы со страхом.

Часто такие разговоры наталкиваются на то, что один из участников заявляет, что он никогда этого не боялся. В этом случае ему дается задание убедить партнера (лучше - на кон­кретных примерах), что бояться данного объекта или действия нет смысла.

Обычно проведение этого упражнения приводит к тому, что «смелому» участнику удается достаточно четко и емко сфор­мулировать те фразы, которые помогли ему справиться со страш­ной ситуацией.

Факторы: базовые приобретения (уверенность)

Возраст: 12-13 лет

Источник: ПРАКТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДЛЯ ГРУППОВОЙ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ СО ВЗРОСЛЫМИ, ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ

Упражнение № 5. «Я - подарок для человечества».

Цель: осознание собственной уникальности, самобытности.

«Каждый человек - это уникальное существо. И верить в свою исключительность необходимо любому из нас. Подумайте, в чем состоит ваша исключительность, уникальность. Подумай­те над тем, что вы действительно являетесь подарком для чело­вечества. Аргументируйте свое утверждение, например: я пода­рок для человечества, потому что я...»

Факторы: базовые приобретения (уверенность)

Возраст: 14-17

Источник: Малкина - Пых «Возрастные кризисы»

Тренинг 3. «Дотянись до звёзд»

/Новообразование-позитивный жизненный сценарий/

Цель: Формирование способности к реализации определённой линии поведения, самостоятельности и инициативности, способности к планированию.

Обозначение правил работы во время тренинга.

Упражнение № 1. «Нить Ариадны»

Посадите детей в один большой круг.

Одному из них предлагается взять в руки клубок ниток и начать рассказывать о себе все то, что ему/ей придет на ум. Время на рассказ - 1 минута. Когда этот участник расскажет о себе, он зажимает конец нити в руке и бросает клубок тому, кто сидит напротив него. Следующая задача - распутать паутину. Для этого нужно возвратить клубок предыдущему участнику, называя его по имени и пересказывая его рассказ о себе.

Упражнение № 2.«Борьба миров".

Цель: Совершенствование коммуникативных навыков.

Вводная часть. Неумение устанавливать межличностные контакты, несовершенство в определении истинного психо­логического состояния каждого члена персонала, отсутствие профессионального умения склонять людей к своей точке зрения приводят к тому, что сотрудники перестают понимать друг друга. В свою очередь это говорит о несовершенстве коммуникативно-управленческих способностей тех, кто сто­ит на различных ступеньках управленческой деятельности. Для приобретения навыков разрешения этих и других про­блем предназначено упражнение «Сотворение мира». Уча­стники тренинга неожиданно для самих себя попадают в то время, когда мир еще не создан. В их пусть не божественных руках находится судьба мироздания. Между тем в мире суще­ствует две силы: сила добра и сила зла.

Основная часть. Участники тренинга делятся на две ко­манды. В каждой команде выбирается лидер. В одной это будет Бог-творец, в другой, соответственно, - дьявол. Мы знаем, что первыми создавались: небо, звезды, планеты и, конечно же, Земля с ее природными особенностями. Силы добра и зла вступают в спор, сотворяя мир следующим обра­зом. Одну окраску, творящую все доброе, предлагает Бог со своими помощниками. Затем в только что созданное свою черную краску вносит дьявол. Происходит столкновение сил добра и демонических сил. Поочередно сотворяются небо, звезды, планеты и Земля с ее богатствами. А теперь время за животным миром. Он богат и многолик, но в силах дьявола вычеркнуть отдельные его виды или исказить их. Одному из помощников Бога дьявол предлагает названия животных, и если ему, помощнику Бога, удается изобразить за минуту это животное так, чтобы его соратники поняли, кто это, - животное остается в царстве природы. Если нет, то оно исче­зает навсегда с лица Земли. Дьявол вправе пять раз испытать силы пяти различных помощников Бога.

Наиболее сложным и ответственным делом было сотво­рение человека. Но чего больше в нем, каких качеств - положительных или отрицательных? Участники тренинга постараются это узнать. Силы добра будут называть поло­жительные качества, силы зла - отрицательные. И так по­очередно до тех пор, пока высказывания одной из сторон не исчерпываются. Если хороших черт наберется больше, то по­беда - за добродетелями человека. Если же больше отрица­тельных черт, то человечество будет отдано в руки дьявола.

Говорят, что всем нам начало положили Адам и Ева. Но каким они видели будущее, о чем мечтали, вступая в эру цар­ствования человека на Земле? Выбираются из числа участни­ков наиболее достойные (Адам и Ева), и им предоставляется слово. Они поделятся своими мечтами и планами, расскажут, насколько гармоничен и прекрасен мог бы быть мир. Все ос­тальные вправе опровергать их высказывания.

Подведение итогов. Обсуждаются вопросы: Каким образом можно улучшить личные отношения в ходе решения про­фессиональных проблем (через признание; установление индивидуальности; физическое взаимодействие; заинтере­сованность; выражение своих взглядов; готовность оказать поддержку)? Как нужно приказывать? Как воздействовать на группу? Как можно охарактеризовать человека, не умеющего влиять на людей, и наоборот?

Факторы: доступ к внутренним ресурсам (коммуникативные навыки), социальное взаимодействие, новообразования (самоидентификация, наличие позитивного жизненного сценария)

Возраст: 12-13

Источник: Шапарь В.Б. «Тренинг ведущих видов деятельности личности».

Упражнение № 3. «Когда я вырасту».

Цель: Определение жизненных приоритетов, самоидентификация.

Это упражнение позволяет подросткам задуматься о том, с какими надеждами и тревогами связано для них предстоящее превращение в мужчину (женщину), чего бы они хотели достичь в будущем. Консультант прикрепляет к большой доске фотогра­фии мужчин и женщин различных профессий. Например, муж­чины - врач, бизнесмен, учитель, спортсмен, мужчина с ребен­ком, танцор, музыкант, рабочий, каскадер, солдат, милиционер, художник, водитель, официант. Женщины - врач, медсестра, секретарь, учитель, спортсменка, женщина с ребенком, фотомо­дель, балерина, работница фабрики, официантка. У каждой кар­тинки есть номер. Участники рассматривают фотографии и оп­ределяют, чем занимаются эти люди.

«Чем занимаются эти мужчины и женщины? На кого из них ты хотел бы быть похож, когда вырастешь, чем он (она) тебя привлекает? Как ты думаешь, сможешь ли ты стать таким (такой) и что для этого нужно? На кого тебе совсем не хотелось бы быть похожим?»

При обсуждении акцентируется внимание на том, каким подростки видят свое будущее, насколько их мечты исполнимы, соизмеряют ли они свои желания со своими возможностями. Такая «примерка ролей» дает подросткам опыт в выборе направ­ления своего жизненного пути, своих приоритетов.

Факторы: новообразования (самоидентификация, позитивный жизненный сценарий)

Возраст: 12-13 лет

Источник: Малкина - Пых «Возрастные кризисы»

Упражнение № 4. «Дотянись до звезд».

Цель: осознание собственных жизненных планов, представлений о том, чего хотелось бы достичь в жизни.

«Встаньте и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха... Представьте себе, что над вами ночное небо, усыпан­ное звездами. Посмотрите на какую-нибудь особенно яркую звезду, которая связывается у вас с мечтой, желанием или це­лью... Теперь откройте глаза и протяните руки к небу, чтобы дотянуться до своей звезды. Старайтесь изо всех сил! И вы обяза­тельно сможете достать рукой свою звезду. Снимите ее с неба и бережно положите перед собой...

Теперь выберите у себя над головой другую звездочку, кото­рая напоминает о другой мечте... Потянитесь обеими руками как можно выше и сорвите эту звезду. Положите ее рядом с первой». Можно дать возможность каждому сорвать несколько звезд. Об­суждение может касаться значений некоторых желаний для под­ростков.

Факторы: новообразования (позитивный жизненный сценарий), базовые приобретения (уверенность)

Возраст: 12-13

Источник: Малкина - Пых «Возрастные кризисы»

Тренинг 4. «Особенная коммуникация»

/Базовые приобретения - доверие/

Цель: Формирование устойчивого ресурсного состояния субьекта с ощущением комфорта и уверенности при общении с окружающими.

Обозначение правил работы во время тренинга.

Упражнение № 1. «Прогноз погоды»

Каждый участник должен взять лист бумаги и карандаши и нарисовать рисунок, который будет соответствовать его/ее настроению. Каждый участник рисует состояние погоды, которое в наибольшей степени соответствует его внутреннему состоянию/настроению.

После завершения все рисунки вывешиваются на доску или стену.

Упражнение № 2. «Испуганный ежик».

Цель: приобретение механизмов социального взаимодействия, развитие коммуникативных способностей, чувства доверия к окружающему миру.

Один участник изображает испуганного ежика, свернувше­гося в клубок. Задача другого - пытаться соответствующими жестами, словами установить контакт с «ежиком», успокоить его и заслужить доверие, чтобы он развернулся.

«Кто из вас видел настоящего ежика? Вы знаете, что делает ежик, когда его пугает неожиданно появившаяся лисица или со­бака? Один из вас будет сейчас ежиком, который сильно испу­гался собаки. Другие по очереди будут подходить и успокаивать ежика. Кто из вас хотел бы быть ежиком? Ежик, свернись кала­чиком.

Представь себе, что ты еще очень маленький ежик и тебя на­пугал громкий лай собаки. А когда собака еще и ткнулась в тебя носом, чтобы обнюхать, тебе стало совсем страшно. Поэтому ты свернулся в крепкий клубочек, чтобы защитить свой носик и живот. К тебе на помощь придет мальчик или девочка, но ты не­доверчив, потому что ты еще не знаешь, кто такие люди и чего от них можно ожидать. Кто хочет успокоить ежика? Подойди к ежику, тихонько поговори с ним. Скажи ему, что, окажись ты на его месте, ты тоже испугался бы. Можешь его погладить. Если ты будешь осторожен, ежик тебя не уколет. Попытайся показать ежику, что ты к нему очень хорошо относишься, не только сло­вами, но и жестами, мимикой, прикосновениями. Успокой его - и ты увидишь, что он расслабился и раскрылся».

Затем ежиком становятся другие участники группы.

«Что вы чувствовали, когда были ежиками? А когда были людьми? Как пытались установить контакт, вызвать доверие ежика? Что было трудным? Что помогло? В каких ситуациях вы ведете себя подобно ежику? Что вам помогает установить кон­такт в реальных ситуациях?»

Факторы: базовые приобретения (доверие), социальное взаимодействие

Возраст: 9-11

Источник: Малкина - Пых «Возрастные кризисы»

Упражнение № 3.«Особенная коммуникация»

Цель: Развитие умения слушать и понимать людей, устанавливать личные и деловые взаимоотношения.

Вводная часть. Для того чтобы развить у участников тре­нинга коммуникативные способности - способности ин­дивида, которые проявляются в его общении с людьми, проводится данное упражнение. Коммуникативные способ­ности включают в себя: умение слушать и понимать людей, оказывать на них влияние, устанавливать с ними хорошие личные и деловые взаимоотношения

Основная часть. Упражнение выполняется в парах. Уча­стники должны координировать свои действия в необычной ситуации, когда один «слепой», что требует особенной ком­муникации. Зрячий участник должен не только ясно и четко выражать свои мысли, но и принимать во внимание неуве­ренность и беззащитность партнера. «Слепой» должен ори­ентироваться в основном по слуху, и каждое слово его парт­нера имеет большое значение. Например: «Сделай шаг влево, здесь стул» и т. д. Но при этом он может заявлять о своих желаниях и потребностях, которым в обычной ситуации вни­мание обычно не уделяется Например: «Давай пойдем мед­леннее... Пожалуйста, встань слева от меня... Скажи, сколь­ко мы еще должны пройти...» и т. д. Это упражнение лучше проводить не в помещении, а в парке. Каждой паре потребу­ются повязка на глаза и теннисный мяч.

Основание для выбора партнера - стремление лучше уз­нать его.

Один из партнеров надевает повязку на глаза и делает пару кругов, держа в руках теннисный мяч. Затем он как можно дальше бросает его в любом направлении. Задача зрячего - служить «слепому» проводником, чтобы тот мог найти мяч. Он не должен прикасаться к «слепому» - за исключени­ем опасной ситуации. «Слепой» тоже может разговаривать и формулировать свои пожелания.

Тренер напоминает о том, что зрячие партнеры ни на се­кунду не должны упускать из виду своих подопечных. Они отвечают за безопасность «слепых». Взаимное доверие раз­вивается только тогда, когда «слепой» уверен в постоянной поддержке партнера.

После того как «слепой» найдет мяч, партнеры меняются ролями. Можно провести упражнение несколько раз, в зави­симости оттого, каким временем располагает группа.

Подведение итогов. Каждый участник должен ответить на вопрос: чему научило его это упражнение?

Факторы: базовые приобретения (доверие), доступ к внутренним ресурсам (коммуникативные навыки)

Возраст: 12-13

Источник: Шапарь В.Б. «Тренинг ведущих видов деятельности личности».


Упражнение № 4. «Тростинка на ветру»

Цель: формирование чувство глубокого доверия к окружающему миру.

Эта игра дает великолепный опыт взаимного доверия для всех возрастных групп. Обычно каждый подросток желает хотя бы один раз оказаться в центре волшебного круга.

«Встаньте в круг очень близко друг к другу. Это не обычный круг, а волшебный. Он волшебный потому, что те, кто стоит в кругу, будут делать все для того, чтобы тот, кто стоит в центре, пережил удивительные ощущения. Кто из вас хотел бы первым встать посередине? Становись в центр, ноги поставь вместе, держись прямо. Все остальные - поднимите руки на уровне груди. Когда наш доброволец падает в вашу сторону, вы должны его поймать и осторожно вернуть в исходное положение. Воз­можно, он захочет упасть в другую сторону, и там его тоже надо поймать и вернуть в исходное положение. При этом очень важ­но, чтобы участник в центре стоял очень прямо, как будто он де­ревянный».

Дайте стоящему в центре в течение минуты попробовать сво­бодно падать в разные стороны. В конце упражнения подросток должен поделиться своими переживаниями. Затем другие участники становятся в центр крута; желательно, чтобы все участни­ки группы имели такую возможность.

« Как ты себя чувствовал в центре круга? Мог ли ты доверять кругу? Кого ты опасался? Что для тебя было самым трудным? Пробовал ли ты закрывать глаза? Что ты чувствовал, когда был частью круга? Было ли тебе трудно удерживать других? Хорошо ли вы все вместе справлялись с задачей?»

Модификация упражнения - «Поддержка» - выполняется в парах. Один участник падает спиной на руки партнера. По же­ланию падающего можно изменять расстояние между партнера­ми; во многом оно будет зависеть от степени доверия падающего участника поддерживающему.

Факторы: базовые приобретения (доверие)

Возраст: 12-13

Источник: Малкина - Пых «Возрастные кризисы»

Тренинг 5. «Цветок чувств»

/Новообразование-доступ к внутренним ресурсам (сензитивность)/

Цель: формирование высокой степени доступа к внутренним ресурсам.

Обозначение правил работы во время тренинга.

Упражнение № 1. «На что похоже мое настроение»

Цель: осознание собственного эмоционального состояния.

Это упражнение в его различных вариантах может стать тра­диционной разминкой-ритуалом в начале занятий этого блока. Оно позволяет участникам осознать свое эмоциональное состо­яние «здесь и сейчас» и выразить его в образной, символической форме. Упражнение выполняется в кругу, с мячиком, который участники перебрасывают друг другу, по очереди отвечая снача­ла на один вопрос, потом - на следующий и т. д.

«Прислушайтесь к себе. На какой цвет похоже сейчас ваше настроение?»

Варианты: «На какую погоду, (музыку, цветок, животное и т. д.) похоже ваше настроение?»

Факторы: доступ к внутренним ресурсам (сензитивность)

Возраст: 12-13 лет

Источник: Малкина - Пых «Возрастные кризисы»


Упражнение № 2. «Только вместе»

Цель: Развитие чувственного резонанса на эмоциональное состояние окуружающих.

В ходе этой игры участники получают возможность почувст­вовать то же, что и их партнер. Для этого им необходимо настро­иться друг на друга.

«Разбейтесь на пары и встаньте спиной к спине. Сможете ли вы медленно-медленно, не отрывая своей спины от спины парт­нера, сесть на пол? А теперь - сможете ли вы точно так же встать? Постарайтесь определить, с какой силой вам нужно опираться на спину своего партнера, чтобы обоим было удобно двигаться. А теперь попробуйте с другими партнерами.

С кем тебе было легче всего вставать и садиться? Что было самым трудным в этом упражнении?»

Модификация упражнения - «Позаботься о себе». Это уп­ражнение выполняется также в парах. Стоя спинами друг к дру­гу, нужно достичь максимально расслабленного собственного состояния, почувствовать свой вес и его соотношение с весом партнера.

Факторы: базовые приобретения (доверие), доступ к внутренним ресурсам (сензитивность)

Возраст: 12-13

Источник: Малкина - Пых «Возрастные кризисы»

Упражнение № 3 «Вообрази».

Цель: осознание собственной уникальности и самобытности другого, развитие сензитивности.

Каждый пишет на листе бумаги свое имя и ответы на следую­щие вопросы:

1. Какие три предмета я взял бы с собой на необитаемый остров?

2. Если бы колдун превратил меня в животное, то в какое?

3. Моя любимая пословица или поговорка -

4. Когда меня хвалят, я...

Консультант собирает ответы, перемешивает их, нумерует и зачитывает. Каждый участник отмечает у себя в тетради номер листка и свое мнение о том, чьи это ответы. Когда будут прочи­таны все ответы, зачитываются имена написавших. Проводится обсуждение. Всех ли отвечавших на вопросы ты угадал? У кого сколько совпадений? С чем связана успешность (степень зна­комства, способность чувствовать другого человека)?

Факторы: новообразования (самоидентификация), доступ к внутренним ресурсам (сензитивность)

Возраст: 12-13 лет

Источник: Малкина - Пых «Возрастные кризисы»

Упражнение № 4. «Поделись своими чувствами».

Цель: Формирование доступа к внутренним ресурсам.

«Возможность поделиться с другими людьми своими мысля­ми и чувствами помогает лучше понять самого себя. Давайте по­пробуем взяться за руки и молча, с закрытыми глазами «погово­рить» друг с другом.

Встаньте в круг в центре комнаты, поближе друг к другу. За­кройте глаза. Теперь возьмитесь за руки. Постарайтесь, не от­крывая глаз, сосредоточиться на звуках вокруг вас, пусть каж­дый сосредоточит свое внимание только на том, что слышит, что бы это ни было, пусть каждый некоторое время послушает и по­старается узнать звуки, которые до него доносятся.

Не открывая глаз, сконцентрируйте свое внимание на ладо­нях соседей справа и слева, ладонях, которых вы касаетесь. По­старайтесь понять и запомнить свои ощущения и чувства...

Теперь, по-прежнему с закрытыми глазами, разнимите руки и сосредоточьтесь каждый на своем дыхании: почувствуйте, как воздух входит и выходит через нос и рот, как движутся грудная клетка и живот при каждом вдохе и выдохе.

А теперь представьте, что в самом центре вашего существа есть маленькая частица, очень спокойная и счастливая. Не за­тронутая страхами и заботами о будущем, она пребывает там в полнейшей гармонии, в мире и счастье. До нее нельзя добрать­ся, к ней нельзя прикоснуться. Если вы пожелаете, ее можно пред­ставить в виде какого-нибудь образа - язычка пламени, драго­ценного камня или озера с гладкой и спокойной поверхностью. Наполненная глубокой умиротворенностью, радостью и спокойствием, она, эта драгоценная частица, находится в полной безопасности. Она там, глубоко в нас. Представьте теперь, что это пламя, этот драгоценный камень или озеро, находящиеся глубоко, в самом центре, в самом ядре вас, - вы сами.

Снова возьмитесь за руки. Постарайтесь вложить свои ощу­щения в ладони стоящих справа и слева от вас и одновременно ощутить те чувства, которые они посылают вам...

Откройте глаза».

Факторы: доступ к внутренним ресурсам (сензитивность, синергия)

Возраст: 12-13 лет

Источник: Малкина - Пых «Возрастные кризисы»

Упражнение№ 5. «Цветок чувств».

Цель: Развитие способности осознания собственного эмоционального состояния.

Упражнение хорошо подходит для окончания занятия в этом разделе тренинга.

«Сегодня мы анализировали много разных чувств. Вспомни­те, какие чувства вы испытали на занятии. Участникам предла­гаются вырезанные из бумаги разноцветные лепестки. Выбери­те лепестки такого цвета, который для вас связан с чувствами, которые вы испытывали сегодня, и напишите на них названия этих чувств».

Затем каждый называет свои чувства и кладет лепесток в центр круга. Таким образом, получается «цветок чувств» всей группы.

Факторы: доступ к внутренним ресурсам (сензитивность)

Возраст: 12-13 лет

Источник: Малкина - Пых «Возрастные кризисы»









Литература


  1. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник по групповой психокоррекции 2-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 443, [1] с. - (Справочник).

  2. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы. Справочник практического психолога М.: Эксмо, 2004. - 896 с.

  3. Шапарь В.Б. «Тренинг ведущих видов деятельности личности».








Заявка участника конкурса ««Учитель - Учителю- 2011»

1. ФИО участника конкурса: Бережная Анастасия Алексеевна

2. Должность: психолог

3. Место работы: ООШ № 32

4. Полное наименование образовательного учреждения, в котором работает участник конкурса: ГУ «Основная общеобразовательная школа № 32 г. Павлодара»

5. Адрес образовательного учреждения: пос.Ленинский , ул Панфилова 65

6. Телефон учреждения и участника (с указанием кода):8(7182)337291(раб), 8(7182)620465

7. Факс учреждения (при наличии):337452

8. Адрес электронной почты учреждения и участника, в котором работает участник конкурса (сайт, е-mail): [email protected]

9. Название конкурсной работы:
10. Краткая аннотация работы: В данной работе представлены теоретические вопросы, касающиеся составления тренинговых занятий и разработки занятий, направленных на коррекцию развития различных свойств личности.

11. Дополнительная информация, которую бы вы хотели сообщить о себе оргкомитету конкурса

12. Согласны ли вы на частичное размещение вашей работы, ее аннотации на сайтах конкурса и учредителей конкурса? да

Дата ___________ Подпись участника конкурса



© 2010-2022