МЕТОДИКА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 7-9 ЛЕТ

МЕТОДИКА  ДЛЯ  ОПРЕДЕЛЕНИЯ  УРОВНЯ  УМСТВЕННОГО  РАЗВИТИЯ  ДЕТЕЙ  7-9 ЛЕТ. Предложена Э. Ф. Замбицявичене.   Методика изучения словесно-логического мышления.          Цель: методика разработана Э. Ф. Замбацавичене на основе теста структуры интеллекта Р. Ахматауэра с целью исследования уровня развития и особенностей понятийного мышления, сформированности важнейших логических операций.          Оборудование: оп росник, включающий четыре вербальных субтеста.          Описание методики: в методику ... № 1 субтест 2 субтест 3 субтест 4 субтест 1 1.9 2.6 2.0 2.6 2 2.8 2.3 2.4 3.0 3 2.7 2.7 2.2 2.1 4 2.3 2.6 2.6 2.2 5 2.6 2.4 2.4 2.6 6 2.2 2.5 2.1 3.0 7 2.8 2.3 2.5 2.8 8 3.4 2.5 2.2 2.2 9 2.8 3.0 2.2 2.4 10 2.6 2.7 2.2 2.2             Следующим шагом обработки является подсчет общей суммы балов, полученных каждым школьником по каждому субтесту и всем четырём субтестам вместе. Данные по субтестам сравнивают с максимально возможным результатом, который составляет: 1 и 2 субтест – высокий ур. -19,5 -26 балла       средний-13 –19,49           низкий – 0-12 3 субтест –       высокий ур. –17,3 -23 балла       средний-11,5 –17,29       низкий – 0-11,49 4 субтест –       высокий ур. –18,8 –25 балла      средний-12,5 –18,...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МЕТОДИКА

ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

ДЕТЕЙ 7-9 ЛЕТ.

Предложена Э. Ф. Замбицявичене.


Методика изучения словесно-логического мышления.

Цель: методика разработана Э. Ф. Замбацавичене на основе теста структуры интеллекта Р. Ахматауэра с целью исследования уровня развития и особенностей понятийного мышления, сформированности важнейших логических операций.

Оборудование: оп росник, включающий четыре вербальных субтеста.

Описание методики: в методику входят задания четырёх типов, направленные на выявления умения ребёнка осуществлять различные логические операции с вербальным материалом. Каждый субъект включает 10 заданий.

В состав первого субъекта входят задания, требующий от школьников навыков дифференциации существенных и несущественных признаков предметов и простейших понятий. По результатам субтеста можно также судить о словарном запасе школьников.

Второй субтест представляет собой словесный вариант методики исключения пятого лишнего. Результаты его проведения позволяют судить об уровне сформированности операций обобщения, абстрагирования, выделения существенных признаков предметов и явлений.

Третий субтест - задания на умозаключения по аналогии. Они требуют умственных навыков установления отношений и логических связей между понятиями.

Четвёртый субтест также направлен на исследование важнейшей для данной ступени интеллектуального развития операции обобщения.

Инструкции и порядок работы. Перед предъявлением контрольных десяти заданий каждого субтеста необходимо дать несколько тренировочных, для того чтобы ввести детей в задачу, помочь уяснить суть предстоящей иинтелектуальной работы во время выполнения контрольных заданий текст может зачитываться как самим психологом, так и детьми про себя. Наибольшие сложности у школьников обычно вызывает третий субтест. Инструкцию к нему нужно обязательно пояснить на разнообразных тренировочных упражнениях.

Обработка полученных данных. Прежде всего, каждый правильный ответ оценивается определённым балом, в зависимости от своей изначальной сложности.

1 субтест

2 субтест

3 субтест

4 субтест

1

1.9

2.6

2.0

2.6

2

2.8

2.3

2.4

3.0

3

2.7

2.7

2.2

2.1

4

2.3

2.6

2.6

2.2

5

2.6

2.4

2.4

2.6

6

2.2

2.5

2.1

3.0

7

2.8

2.3

2.5

2.8

8

3.4

2.5

2.2

2.2

9

2.8

3.0

2.2

2.4

10

2.6

2.7

2.2

2.2

Следующим шагом обработки является подсчет общей суммы балов, полученных каждым школьником по каждому субтесту и всем четырём субтестам вместе. Данные по субтестам сравнивают с максимально возможным результатом, который составляет:

1 и 2 субтест - высокий ур. -19,5 -26 балла средний-13 -19,49 низкий - 0-12

3 субтест - высокий ур. -17,3 -23 балла средний-11,5 -17,29 низкий - 0-11,49

4 субтест - высокий ур. -18,8 -25 балла средний-12,5 -18,79 низкий - 0-12,49

Общий балл сравнивают с максимально возможным баллом по данному тесту, и в соответствии с ним устанавливается уровень развития словесно-логического мышления школьников

100- баллов - высокий уровень развития

75 - 50 - баллов - средний уровень развития

49-25 - баллов - низкий уровень развития








Пробы читаются вслух экспериментатором, ребенок читает одновременно про себя.


ТЕКСТ МЕТОДИКИ.

  1. Выбери одно из слов, заключенных в скобки, которые правильно закончит начатое предложение.


1. У сапога есть… ( шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица ).

2. В тёплых краях обитает… ( медведь, олень, волк, верблюд,

тюлень ).

3. В году … (24, 3,12,4,7 ) месяцев.

4. Месяц зимы… ( сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март ).

5. Вода всегда … (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная).

6. У дерева всегда есть … (листья, цветы, плоды, корень, тень).

7. Город Казахстана … ( Париж, Москва, Лондон, Варшава, Астана ).

8.Отец старше своего сына… (часто, всегда, иногда, редко, никогда).

9.Время суток…(год, месяц,неделя,день, понедельник)

10.В Казахстане не живет ( суслик, орел, кенгуру, волк, голубь)


11.Здесь в каждой строке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Это «лишнее» слово надо найти и исключить его.

1.. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.

2. Река, озеро, море, мост, болото.

3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата.

4. Алма-аты, Астана, Москва, Павлодар, Караганда.

5. Тополь, береза, орешник, липа, осина.

6. Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат.

7. Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей.

8. Курица, петух, лебедь, гусь, индюк.

9. Число, деление, вычитание, сложение, умножение.

10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.





III. Внимательно прочитай эти примеры. В них слева написана первая пара слов, которые находятся в какой-то связи между собой

( например : лес/ деревья ). Справа - одно слово над чертой (например : библиотека ), и пять слов под чертой (например: сад, двор, город, театр, книги ). Тебе нужно выбрать одно слово из пяти под чертой , которое связано со словом над чертой (библиотека) точно так же, как это сделано в первой паре слов : ( лес/ деревья ).


1.огурец - овощ

георгин - сорняк, роса, садик, цветок, земля


  1. учитель - ученик

врач - очки, больные, палата, больной, термометр


3. огород - сад

морковь - забор, яблоня, колодец, скамейка, цветы


4. цветок - ваза

птица - клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья


5. перчатка - рука

сапог - чулки, подошва, кожа, нога, щетка


6. темный - светлый

мокрый - солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный

7.часы - времятермометр стекло, температура, кровать, больной, врач


8.машина - мотор

лодка - река, моряк, болото, парус, волна

9 стул -- деревянный

игла- острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная


10. стол - скатерть

пол - мебель, ковер, пыль, доска, гвозди


IV. Эти пары слов можно назвать одним названием,

например: брюки, платье... - одежда

треугольник, квадрат ... - фигура

Придумай название к каждой паре:

1. Метла, лопата... 6. Шкаф, диван...

2. Окунь, карась... 7. День, ночь...

3. Лето, зима... 8. Слон, муравей...

4. Огурец, помидор... 9. Июнь, июль...

5. Сирень, шиповник... 10. Дерево, цветок...


© 2010-2022