- Преподавателю
- Школьному психологу
- Занятие по психологии МЫ ТАКИЕ РАЗНЫЕ!
Занятие по психологии МЫ ТАКИЕ РАЗНЫЕ!
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Швецова Е.Г. |
Дата | 21.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Киренска
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Ф.И.О.
Швецова Евгения Геннадьевна - педагог-психолог
Предмет:
Внеурочная деятельность
Класс:
2 в
Тип урока:
Работа с «Портфолио» по разделу «Я познаю свой мир», подраздел «Я не такой как все», с элементами тренинга
Тема урока:
Мы такие разные
Применяемая
технология:
Технология сотрудничества
Цель:
Сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия, познание себя.
Формирование УУД.
Личностные УУД:
Развитие «Я-концепции» и самооценки личности, учимся составлять адекватное представление о себе.
Познавательные УУД:
Развивать психические процессы : память, внимание, анализ, сравнение.
Коммуникативные УУД:
Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Выполнять и распределять различные роли в группе, сотрудничать.
Межпредметные
связи
Связь с предметом окружающий мир
Ресурсы:
Разноцветные ладошки 3 шт., листы бумаги 2шт+ ручки; смайлики для деления на команды; нарисованные колокольчики, инструментарий для диагностики ведущего глаза, иллюстрации «веселых полушарий» по числу детей; иллюстрация головного мозга, полушарий головного мозга; иллюстрация для тренировочного упражнения; страница «Портфолио».
Музыкальное
оформление:
Звучание колокольчиков, песня «Если друг не смеётся, ты включи ему солнце», песня «Мы такие разные…»
Организация
пространства:
Работа групповая, в парах.
Парты расставлены для работы в 2 группах, деление на группы при помощи смайликов.
Ход занятия
Организационный момент: деление на группы, рассадка.
Тема нашего занятия «Мы такие разные». Сегодня мы поработаем с «Портфолио» , будем учиться познавать себя.
-А что значит познавать себя? (глубже понимать свой внутренний мир, изучать свои особенности и способности)
1.Фаза контакта.
Цель:Установление благоприятного психологического климата в группе, разминка.
-
Игра «Разноцветные ладошки»
У меня 3 ладошки оранжевая, зеленая и синяя. Я показываю вам оранжевую ладошку - вы улыбнетесь соседу справа, я показываю вам синюю ладошку, вы по-дружески похлопаете по плечу соседа слева, а если я покажу зеленую ладошку - вы помашете мне рукой.
-
Правила работы в группе.
А сейчас вспомним правила, которые нельзя нарушать:
-
Мы активны.
-
Слушаем друг друга не перебиваем.
-
Говорим только от своего лица.
-
Если информация адресована кому-то конкретно, то обращаться напрямую к этому человеку.
-
Критиковать нельзя, если возникает потребность что-то покритиковать - дождитесь обсуждения.
-
В случае нежелания выполнять какое-либо упражнение вы можете отказаться, не объясняя причину этого, но публично заявите о своем отказе.
2.Фаза лабилизации.
Цель: Формирование активного рабочего настроя.
-
Упражнение «Поиск сходства»
Цель: Сплочение группы через нахождение сходств и различий у ее участников.
Мы все такие разные, а действительно ли это так? Каждая команда должна написать на листе черты сходства ( первая команда) и черты различия ( вторая команда) в своей группе. Выигрывает та команда, которая больше напишет сходств или различий за определенное время. Учитывается количество названных сходств и их качество.
Психологический смысл упражнения: Упражнение эффективно работает на сплочение группы, так как участники начинают более внимательно присматриваться друг к другу.
Обсуждение: Постараться подвести участников к мысли, что, хотя между ними очень много сходств, они все такие разные.
-
Упражнение «Построимся»
Цель: обучение умению распределять роли в команде, сравнивать себя с другим участником по схожим признакам.
Ход упражнения: «Теперь мы посмотрим на сколько мы различны и похожи». Задача участников - построиться в одну линию по росту. При этом нельзя разговаривать. Затем задание усложняется - им нужно построиться по месяцу рождения, по длине волос.
Психологический смысл упражнения: Участники лучше узнают друг друга, обучаются эффективному взаимодействию в команде.
Обсуждение: Трудно ли вам было выполнять это упражнение? Почему?
3. Фаза обучения. Работа с портфолио, диагностика.
Цель: Изучение себя, своего внутреннего мира, понять, что Я не такой как все. Взаимодействие в группе.
Как мы уже выяснили все мы очень похожие и очень разные. А какой орган задает программу нашим действиям, мыслям, даже поступкам? (головной мозг). Наш мозг- это наш маленький компьютер, который собирает всю информацию, поступающую к нам из окружающей среды, от наших органов, обрабатывает ее и дает нам руководство к дальнейшим действиям. Наш мозг состоит из 2 полушарий. При этом правое полушарие обслуживает левую сторону тела, т. е принимает информацию от левого глаза, левого уха, левой ноги, левой руки; а левое полушарие- правую сторону тела. Давайте узнаем, кто мы художники, (тогда у нас преобладает правое полушарие), или мыслители (преобладает левое полушарие)? А как нам это узнать? Посмотрите на страничку портфолио с которой мы сегодня поработаем. Кто может ответить? ( Нужно определить ведущий глаз, руку, ухо и ногу.)
Проверим все ли готово для работы. Нам потребуется страничка из портфолио, цветные карандаши и хорошее настроение!
Выполняя задание, наблюдаем за собой.
1 задание. Ведущая рука.
-
Давайте вспомним нашу первую игру, я показывала вам ладошки, вспомните, что нужно сделать, когда я показываю зеленую ладошку? Давайте выполним еще раз то задание (показывается зеленая ладошка). Запомните, какой рукой вы мне помахали.
-
А сейчас под музыку мы будем отбивать ладошками ритм, но есть одно условие, одна рука должна находиться сверху, а другая снизу.
-
Музыка продолжается, скрестим руки на груди и поводим плечиками
Подведем итог: какой рукой мы махали? Какая рука была сверху, когда хлопали в ладошки? Какая рука была сверху, когда скрестили руки на груди?- это и есть наша ведущая рука, возьмите в руки любой цветной карандаш и закрасьте свою ведущую руку.
2 задание. Ведущая нога
Небольшая футбольная физминутка. Встали, на первой строчке будем прыгать на одной ноге, а на второй строчке забиваем гол.
Всех соперников обгоним,
И забьем в ворота гол мы!
Подведем итог, на какой ноге мы прыгали? Какой ногой забивали гол - то и будет ведущая нога, возьмите в руки любой цветной карандаш и закрасьте свою ведущую ногу.
3 задание. Ведущее ухо.
Перед вами волшебные колокольчики (перед детьми нарисованные колокольчики). Как вы думаете, они могут звенеть? Их звон может услышать только человек с добрым сердцем. Наклонитесь к колокольчикам, попробуйте услышать их звон. (в это время по нарастающей включается звуковое сопровождение звона колокольчиков). Услышали? Значит у вас доброе сердце? А каким ухом вы слушали?- это ваше ведущее ухо, возьмите в руки любой цветной карандаш и закрасьте свое ведущее ухо.
4 задание.Ведущий глаз.
А чтобы правильно определить ведущий глаз нужно побывать на приеме у врача. Разобьемся на пары. Один врач, а второй пациент. Пациенты возьмите в руки приборы (листочки с дырочками) и посмотрите на кончик носа вашего врача. А врач внимательно смотрит, каким глазом пациент заглядывает в дырочку. Врачи, скажите, пожалуйста, свой диагноз. Поменялись ролями. Мы определили ведущий глаз, возьмите в руки любой цветной карандаш и закрасьте свой ведущий глаз.
А сейчас возьмите посмотрите на вашего веселого человечка, если у него закрашена правая сторона- правая рука, правый глаз, правое ухо, правая нога, допускается 1 левое вы - мыслители, значит у вас доминирует левое полушарие, а если закрашена левая сторона -левая рука, левый глаз, левое ухо, левая нога, допускается 1 правое - у вас доминирует правое полушарие -вы художники.
Но может быть вариант, когда у вас закрашены 2 части с права и 2 части слева - тогда у вас смешанный тип - вы можете быть и художниками и мыслителями, смотря что вы лучше разовьете.
А развивать полушария можно несложными упражнениями.
1."Ухо-нос". Левой рукой берёмся за кончик носа, а правой - за противоположное ухо, т.е. левое. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук "с точностью до наоборот".
2."Колечко". Поочерёдно и очень быстро перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний, безымянный, мизинец. Сначала можно каждой рукой отдельно, потом одновременно двумя руками.
3. Глядя на картинку, надо произнести вслух как можно быстрее цвета, которыми написаны слова.
Обсуждение: « Что нового вы сегодня узнали? Может эта информация пригодиться вам в жизни? А почему все должны быть разными? Что полезного вынесли для себя, для класса?
4. Заключительная фаза
Цель фазы: Подведение итогов, снятие напряжения
Упражнение «Подарок»
Цель: положительное завершение работы, рефлексия.
«Давайте подумаем, что мы могли бы подарить друг другу. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе.
Психологический смысл упражнения: Ритуал, позволяющий завершить работу красиво и на положительной эмоциональной ноте.
Мы подарили подарки друг другу. А сейчас подарок нашим гостям- песня «Мы такие разные»
Нет ничего прекрасней на планете,
Минуты той, когда смеются дети.
С тобой мы очень разные, но все же
Улыбками своими так похожи.
Я руку протяну тебе на встречу,
И станет наша дружба только крепче.
И пусть не огорчают расставанья.
Ведь дружбе не помеха расстояния.
Мы такие разные, в этом весь секрет
Разрисуем красками этот белый свет.
Мы такие разные, дети всей Земли
И наполнить радостью Землю мы
смогли.
Вместе соберемся- звезд улыбки
И рассмешим планету без ошибки
И вся она засветится от счастья
В погожий ясный день и день нена
стья.
Приложение
Материалы для оформления занятия.
2014г.