Статья на тему: Особенности профориентационной работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Особенности профориентационной работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата.


Немаловажным направлением работы с детьми с ограниченными возможностями, а в частности с нарушением опорно-двигательного аппарата, является профориентационная работа. Трудности профессиональной ориентации таких детей связаны с несколькими вопросами, требующими разрешения:

  • Дети с ограниченными возможностями здоровья недостаточно информированы о состоянии рынка труда, содержании профессий и об образовательных услугах, предлагаемых вузами;

  • Если профессиональной ориентации детей-инвалидов уделяют некоторое внимание, то другая сторона профориентации, профессиональное самоопределение, остается в тени;

  • Службы занятости не решают проблему инвалидов.

  • Существуют психологические барьеры, препятствующие получению желаемого профессионального образования. Таким детям зачастую свойственны неадекватные способы профессионального самоопределения: отсутствие собственных профессиональных намерений в связи с состоянием здоровья, общая пассивность и другие личностные особенности. Для части таких детей характерна заниженная самооценка состояния собственного здоровья, низкий уровень притязаний, а также нежелание думать о будущем, что является своеобразным проявлением психологической защиты. Но для другой части таких старшеклассников характерна и недооценка тяжести своего заболевания, когда подросток считает себя вполне здоровым либо убежден, что вскоре полностью излечится. При этом некоторые юноши планируют реализовать себя в недостижимой по физическим возможностям профессии (летчик, геолог, спасатель и т.д.), а некоторые девушки стремятся побыстрее выйти замуж, не задумываясь о возможной трудовой деятельности.

  • Нередко у школьников с ограниченными возможностями, которые находятся на полном или частичном государственном обеспечении, формируется склонность к потребительскому отношению к жизни, отсутствие чётких перспектив будущего, снижается способность к саморегуляции. Такое отношение к собственной личности мешает ребенку успешно реализоваться.

  • Политика в отношении людей с ограниченными возможностями в течение многих лет основывалась на принципах изоляции и компенсации, не учитывая желание и потребности инвалидов быть полноценными членами общества и иметь работу.

Таким образом, существует ряд серьёзных проблем, нерешённость которых препятствует профессиональной интеграции в общество выпускников с ограниченными возможностями.

Очевидно, что в решении этой проблемы существенную роль может сыграть система организационно-методических и практических мероприятий по профессиональной ориентации и профессиональному самоопределению учащихся школы-интерната, ставящая целью не только предоставление информации о мире профессий и дающая основу профессиональной ориентации, но и способствующая личностному развитию учеников, формированию у них способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями профессии и общества в целом, помогающая развивать навыки самопрезентации и уверенного поведения, необходимые для успешной социальной и профессиональной адаптации.

Детский церебральный паралич (ДЦП) - это тяжелое заболевание, которое возникает у ребенка в результате поражения головного и спинного мозга на ранних этапах его формирования. Основным клиническим симптомом при ДЦП является нарушение двигательных функций, кроме этого у детей с ДЦП имеют место нарушения зрения, слуха, речи, интеллекта. ДЦП - сборный диагноз, требующий дополнительной расшифровки. По характеру двигательных нарушений это заболевание, на основе классификации К.А. Семеновой, может быть подразделено на пять основных форм:

1. Спастическая диплегия. Дети, страдающие спастической формой (diplgic child) имеют повышенный мышечный тонус задних и передних групп мышц ног, мышечный дисбаланс, и, как следствие этого, им сложно стоять и передвигаться. Часто патологическим процессом задействованы и руки. У 30 - 35% детей наблюдается умственная отсталость. У 70% - речевые расстройства в форме дизартрии. Спастическая форма в структуре ДЦП самая распространенная - 65% среди других форм.

2. Гемипаретическая форма стоит на втором месте после спастической. При этом типе поражения страдает либо одна из сторон тела целиком, либо одна из конечностей - рука или нога. При этой форме обычно тяжелее поражаются верхние конечности. У 20-30% детей наблюдается умственная отсталость, у 40-50% - задержка умственного развития.

3. При гиперкинетической форме у больных наблюдаются всевозможные непроизвольные движения, мешающие им осуществлять целенаправленную деятельность, и нарушения со стороны вегетативной нервной системы, такие, например, как слюноотделение, речевые расстройства.

4. Тяжёлой формой заболевания является атонически-астатическая форма, встречающаяся примерно в 5% случаев и приводящая в первую очередь к трудностям поддержания больными равновесия при стоянии и ходьбе.

5. Практически не поддаётся лечению и редкая форма заболевания - двойная гемиплегия, при которой страдают движения в верхних и нижних конечностях с обеих сторон. В основном это лежачие больные, требующие особой социальной опеки и внимания, поскольку стационарное лечение им практически не показано.

Развитие ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата в условиях соматической патологии влияет на формирование его личности, особенности взаимоотношений с родителями, сверстниками, на возможности адаптации в целом. Заболевание может исказить развитие ребенка, вызвать серьезные расстройства поведения.

Однако при правильном воспитании и обучении дети с нарушением ОДА вполне могут стать полноценными членами общества и быть активными участниками трудовой деятельности. Таким образом, в условиях школы-интерната особенно важным является такое направление работы, как профориентация. Основной (идеальной) целью профориентационной работы является постепенное формирование у воспитанников внутренней готовности самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного), актуализация профессионального самоопределения учащихся посредством расширения границ самопознания.

Задачами профориентационной работы можно считать:

1. Изучать динамическую структуру личности учащегося с целью осуществления коррекционного воздействия на её развитие и определения наиболее подходящей сферы трудовой деятельности.

2. Формировать трудовые навыки и умения, способствовать развитию творческих способностей детей.

3. Всестороннее изучать профессионально-трудовые возможности учащихся и оказывать содействие их развитию.

4. Готовить учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, оказывать содействие процессу профессионального и личностного самоопределения.

5. Содействовать формированию адаптивных механизмов, коммуникативных навыков, навыков самопрезентации и уверенного поведения воспитанников.

6. Решать некоторые личностных проблемы учащихся, как факторы, препятствующие правильному выбору профессии и успешной социально-профессиональной адаптации.

7. Развивать мотивацию самопознания, побуждать учащихся к осознанию собственных индивидуальных особенностей соотнесению их с требованиями, предъявляемыми профессией;

Профориентационная работа будет эффективной при условии включения в нее не только школьников и педагогов, но и родителей. И хотя большая часть родителей воспитанников уделяет недостаточно внимания воспитанию собственных детей, наша задача - вести просветительскую работу среди родителей. С этой целью в школе-интернате традиционно проводятся следующие мероприятия:

  • обязательные родительские собрания профориентационной направленности в выпускных классах;

  • подбор литературы с рекомендациями по выбору профессии для детей с ограниченными возможностями;

  • знакомство родителей с учебными заведениями города и Украины;

  • постоянно-действующий информационный стенд, на котором размещены рекомендации профориентационной направленности.

Такую просветительскую работу целесообразно проводить и в дальнейшем.

Планируя профориентационную работу в школе-интернате для детей с ДЦП и последствиями полиомиелита, необходимо учитывать стадии профессионального самосознания, возрастные особенности учащихся, а так же особенности развития и воспитания детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

МЛАДШАЯ ШКОЛА.

Стадия конкретно-наглядных представлений о мире профессий

Эта стадия берет свое начало в возрасте становления самосознания как такового - в 2,5-3 года и продолжается вплоть до начала подросткового возраста (10-12 лет). В процессе развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия шофера, медсестры, учителя, бухгалтера и др., основываясь на наблюдении за взрослыми. Ребенок с нарушениями опорно-двигательного аппарата часто лишен возможности этих наблюдений вследствие ограниченности его жизненного пространства. В начальной школе, когда учебно-познавательная деятельность становится ведущей, то есть определяющей развитие школьника, важно расширять его представления о различных профессиях. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, анализа сказок.

На этой стадии создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Дети-инвалиды, в силу собственных особенностей и недостаточной социализации, очень часто не имеют необходимых знаний и опыта знакомства с окружающими их профессиями. Именно поэтому очень важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем, на основе этого материала, ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно. Таким образом, расширение наглядно-образных представлений ребенка о мире профессий - одна из задач профориентационной работы с детьми-инвалидами в младшей школе. Но задача эта не единственная. У учащихся младших классов уже имеются необходимые условия для предпосылок профессионального развития личности. Поэтому требуется организация особой деятельности младших школьников, нацеленной на развитие самосознания (конкретизация и расширение системы знаний о себе, выработка позитивного самоотношения, адекватное оценивание собственных возможностей, отработка навыков эффективной саморегуляции, и др.). Это особенно актуально для детей с ДЦП, так как в связи с переживанием чувства неполноценности у ребенка возникают психогенные реакции, которые в случае гиперкомпенсации формируются в двух направлениях: пассивно-оборонительном и агрессивно-защитном. Развивая самосознание, мы не только готовим личность к профессиональному выбору, но и развиваем позитивную Я-концепцию ученика, формируем активную, целеустремленную, самостоятельную личность. Таким образом, развитие самосознания - одна из основных задач профориентационной работы в младшей школе. Следует также отметить, еще одну особенность многих детей с ДЦП - это отсутствие позитивного отношения к трудовой деятельности и несформированность трудовых навыков. Эта можно объяснить особенностью семейного воспитания детей с ДЦП: один из возможных вариантов - гиперопека, (приводит к формированию эгоцентричности, избалованности, застенчивости, эмоциональной незрелости), другая крайность - педагогическая запущенность, многие дети воспитываются в неблагополучных семьях. Таким образом, формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе - еще одна задача профориентационной работы с учащимися этого возраста.

Структура профориентационных занятий в начальных классах основывается на их возрастных особенностях. Эти особенности не являются одними и теми же для второго и для четвертого классов (занятия по профориентации нецелесообразно начинать с первого класса, так как в течение этого периода происходит адаптация не только к требованиям школы, но и к жизни в интернате). Необходимо кратко и рассмотреть эти особенности, чтобы понять обоснованность использования тех или иных методов работы. Учащиеся вторых, третьих классов при работе с каким-то понятием отмечают, прежде всего, наиболее наглядные, внешние признаки, характеризующие действие объекта (что он делает?), его назначение (для чего он?) - им еще сложно определять внутреннюю сущность предмета, отнести его к какому-то виду, подвиду. Например, «трактор» для них - это «для того, чтобы ездить в поле», «чтобы помогать копать картошку», а не «вид сельскохозяйственного транспорта». Младшеклассникам с диагнозом ДЦП особо трудно «дается» понимание и установление причинно-следственных связей (от причины он еще может вывести следствие, но от следствия - к причине - сложно). Например, вопрос: «Почему засохло растение?» гораздо сложнее, чем вопрос «Что произойдет, если растение не поливать?» Именно поэтому в процессе планирования профориентационного занятия важно учить выделять в профессии существенные, главные стороны. Сразу не все дети смогут понять, что бухгалтер - это не «тот, кто сидит за компьютером», а шофер не «тот, кто ездит на машине». Педагогу необходимо проявлять настойчивость в том, чтобы дети формулировали представление о профессии на основе существенных признаков. Например, с помощью наводящих вопросов: «Но ведь и ты сидишь за компьютером, когда играешь. Ты ведь - не бухгалтер! А кто же такой - бухгалтер. Вспомни наше занятие!» Здоровые дети в этом возрасте запоминают механически, у детей с ДЦП механическая память в большинстве случаев недостаточно развита, поэтому важно развивать осмысленное запоминание. Внимание еще неустойчиво, дети легко отвлекаются, быстро утомляются. Учитывая этот факт, необходимо основываться в планировании занятия на познавательных интересах детей, на том, что им действительно интересно. А им интересно: играть, слушать и обсуждать сказки, рисовать «свою жизнь», рассказывать о себе, фантазировать, решать кроссворды, ребусы, разыгрывать сценки, угадывать секреты, им нравится получать от учителя личную - но конкретную - похвалу и многое другое, причем смена деятельности должна присутствовать на каждом занятии, что способствует поддержанию интереса и развитию мотивации.

У ребят начальных классов только начинает складывать интерес к профессиям. Общественно-полезный труд, в котором участвуют младшие школьники, оказывает определяющее влияние на формирование их интересов. Когда младшие школьники видят и чувствуют, что их труд нужен людям, они от этого испытывают огромное удовлетворение.

Возрастные и психологические особенности младших школьников позволяют уже со 2-го класса проводить определенную работу по расширению их представлений о труде, знакомить с наиболее популярными профессиями в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания. Согласно данной программе проведение большей части занятий в младшей школе принадлежит педагогам: воспитателям и учителю. Поэтому психологу в начале учебного года целесообразно провести семинар-практикум для этой категории педагогов, на котором они должны быть познакомлены с профориентационной программой и структурой занятий в младшей школе.

СРЕДНЯЯ ШКОЛА.

Стадия профессионального самопознания

Если для младших школьников мы ставили цель создать условия для формирования первичных конкретно-наглядных представлений о мире профессий, то для учащихся 5-8-х классов ставится уже другую цель - создание условий для активного соотнесения подростками своих личностных качеств с требованиями основных профессий. Эти качества находятся еще в процессе формирования, но подросток уже может рассмотреть в своей личности такие особенности как эмоциональность, вспыльчивость, уравновешенность, стремления и зачатки интересов. Освоив определенные представления о разнообразных профессиях, школьнику необходимо их как-то использовать. Большинство подростков еще не могут реализовать себя, даже частично, в той или иной профессиональной сфере потому, что у них еще нет достаточного количества ресурсов: знаний, умений и готовности. Но у них есть сильно выраженная потребность в самопознании, обусловленная новой ведущей деятельностью - общением со сверстниками. Подросток начинает активнее сравнивать себя с другими, соотносить свои и чужие качества, его сильнее начинает волновать мнение окружающих людей. Эти особенности создают запрос на самопознание, - в том числе и на самопознание в профессиональной сфере, и все это необходимо учитывать при планировании профориентационных занятий в средней школе. На этой стадии следует обращать внимание на выявление собственных качеств, имеющих отношение к той или иной профессии, прояснение их содержания, оценке их уровня развития. К завершению этой стадии (примерно в 14-16 лет) у подростка формируются первичные ожидания от профессии и от себя в профессии. Таким образом, наряду с продолжением расширения информационного пространства школьников о мире профессий, важной задачей профориентации в средней школе является самопознание и изучение динамической структуры личности учащегося с целью осуществления коррекционного воздействия на её развитие и определения наиболее подходящей сферы трудовой деятельности. Часто ожидания подростков, воспитанников интерната, не совпадают с их возможностями и состоянием здоровья. Поэтому важной задачей профориентации в этот период является необходимость, учитывая характер заболевания и степень поражения, прийти к единому знаменателю возможностей с желанием, интересами ребенка и потребностями общества. Следующая задача - развитие общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов, а так же определение качеств характера необходимых для успешной карьеры и формирование уважительного отношения к труду.

Основное отличие профориентационных занятий в 5-8-х классах от профориентационных занятий в младшей школе заключается не только в увеличении сведений о тех или иных профессиях, но и в организации процесса, направленного на реализацию потребности в самопознании через общение. В связи с изменением общей цели меняется и структура профориентационного занятия для подростков, хотя общие компоненты и остаются: тема, цель, задачи, краткий план, используемые материалы, описание хода занятия, тем не менее, внутри самого занятия меняются акценты.
Во-первых, меняется содержание занятия. Теперь стоит задача не только представить ученикам существенные элементы профессии: содержание, орудия труда, санитарно-гигиенические и прочие условия труда, но и:

  • время профессионального развития, ограничения и профессионально важные качества, направления карьерного роста;

  • важно связать описание профессии с учебными предметами, которые преподают школьникам данной параллели.

  • немаловажен вопрос заработной платы,

  • места профессии на рынке труда,

  • имиджа профессии

  • более подробной, чем в начальных классах, истории возникновения профессии.

  • Еще необходимо представить так называемые новые профессии, которые в начальных классах детям еще сложно было воспринять.

Во-вторых, на этом этапе особую сложность представляет организация процесса самопознания на основе соотнесения собственных качеств и требований профессии к человеку. И важно понять, что в одном и том же классе могут учиться дети-инвалиды, находящиеся на разном уровне развития личности. Одни - на уровне влечений и желаний, а другие - на уровне интересов, но в подростковом возрасте и тем и другим очень нужно общаться и узнавать что-то о себе. Однако, это «что-то» у всех у них разное. Тем, кто развит только на уровне влечений и желаний - интересно узнавать о своей внешности, о своих физических качествах, своей внешней красоте, силе; а тем же, у кого личность развита на уровне стремлений или интересов, важно соотносить свои возможности, свои интересы с теми или иными профессиями.
Структура профориентационных занятий в 5-8-х классах более обусловлена потребностью подростков в общении и самопознании через общение, что необходимо отразить в процессе проектирования. Также необходимо подобрать такие задания, которые бы учли разный уровень личностного развития учащихся и позволяли подросткам реализовать потребность в общении.

СТАРШАЯ ШКОЛА.

Стадия профессионального самоопределения

К 9-10-му классам большинство подростков начинает переходить в так называемый юношеский возраст. Это выражается в смене ведущей деятельности - теперь для юношей и девушек актуальным становится учебно-профессиональная деятельность и интимно-личностное общение. Основной страх этого возраста не стать кем-то или стать не тем, кем надо. Очень важно объяснить школьникам то, что за свою жизнь человек способен освоить несколько профессий и осознание неправильного выбора не должно стать жизненной драмой. В этот период возникают вопросы, связанные с самым ближайшим будущим: куда поступать после школы, как строить свои отношения с противоположным полом, как вести себя во взрослом мире? Между тем, переход в новую жизнь подразумевает изменение отношений со своей базовой семьей, вынужденный отказ от детской позиции, что часто приводит к нежеланию делать профессиональный выбор, становиться взрослее. У воспитанников интерната для детей с ограниченными возможностями эти процессы происходят более остро, чем у обычных школьников, так как период любой адаптации они проходят гораздо медленнее и тяжелее, чем здоровые дети, постоянно живущие в семьях. Перспектива глобального изменения собственной жизни (а окончание интерната для многих из них является глобальным изменением) повышает уровень тревожности и неуверенность в себе. Такая инфантильно-тревожная установка приводит к затормаживанию развития профессионального самопознания. Именно поэтому профориентационные занятия для старшеклассников интерната обязательно включают в себя упражнения, целью которых является развитие позитивного восприятия мира и собственной личности, а также формирование и закрепление навыков уверенного поведения в социуме.

Общей целью профориентационных занятий в старших классах является создание условий для активизации профессионального самоопределения. Все занятия моделируют те или иные ситуации, связанные с профессиональным выбором: осмысление своих профессиональных мотивов, соотнесение своих возможностей с требованиями профессии и осознание имеющиеся и предъявляемых болезнью ограничений, а также анализ рынка труда. Формальная структура занятия остается прежней, но теперь акцент сделан именно на развитии компетенций, необходимых для осмысленного и обоснованного профессионального выбора. Здесь завершается процесс становления профессионального самосознания. И важно отметить, что эта стадия у большинства школьников находит свое развитие и после школы! И именно профориентационные занятия могут содействовать осмысленному выбору воспитанниками интерната своего профессионального пути.

Список использованной литературы

  1. Белова Т.В., Волошина И.А., Солнцева В.А, Щегорцев В.А. Справочник начинающего профконсультанта. - М.. 1998.

  2. Грецов А. Выбираем профессию. Советы практического психолога. - М., 2006.

  3. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб., 1999.

  4. Заломнова Н. Организация примет на работу. Психологический практикум для старшеклассников. // Школьный психолог №27-28 2003 год.

  5. Иванова Н.П., Бобылёва И.А., Заводилкина О.В. Программа диагностики готовности воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к профессиональному самоопределению. - М., 2005.

  6. Кабина Е., Радзик Т. Я в мире профессий. Тренинг для подростков. // Школьный психолог № 48 2003 год.

  7. Климов Е.А. Как выбирать профессию. - М., 1990.

  8. Климов Е.А. Психология профессионала. М., 1996.

  9. Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989.

  10. Организация профориентационной и профконсультационной работы: Учебно-методическое пособие / под ред. В.А. Щегорцева. - М., 1998.

  11. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию.- М., 1991.

  12. Пряжников Н.С. Игровой метод в профориентации. - Пермь, 1989.

  13. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. М., 2002.

  14. Пряжников Н.С., Пряжникова Е. Профконсультация: планирование жизненного пути.// Школьный психолог №2 2002 год.

  15. Резапкина Г.В. Программа профессионального самоопределения для подростков. Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. - М., 2000.

  16. Тюшев Ю. Выбор профессии. Тренинг для подростков. М., 2008.



© 2010-2022