Педсовет на тему: Психологический климат в педагогическом коллективе как основа эффективности учебно-воспитательного процесса

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Психологический климат в педагогическом коллективе как основа эффективности учебно-воспитательного процесса»

Эпиграф педсовета:

«Психологический климат - это когда, подобно тому, как в одном климате растение может зачахнуть, а в другом пышно расцвести, человек может использовать внутреннюю удовлетворенность и быть хорошим работником в одном коллективе и совершенно зачахнуть в другом….»

социальный психолог Ольшанский Ф.Б.

Цель: формирование оптимального психологического климата в педагогическом коллективе лицея как фактора развития личности педагога и условия эффективного образовательного процесса

Задачи:

  1. Проанализировать состояние психологического климата в педагогическом коллективе лицея.

  2. Сформировать мотивацию педколлектива на создание комфортной среды в коллективе.

  3. Выявить условия и факторы, стимулирующие создание комфортного

психологического климата в коллективе.

  1. Определить пути формирования благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе лицея, содействовать сплочению коллектива.

  2. Выработать методы и приемы по гармонизации взаимоотношений в коллективе.

Форма проведения: семинар-практикум

План проведения педсовета:

Психолог: в одном климате растение может расцвести, в другом - зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате: в одних условиях люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется, в других - коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал.

Что же такое психологический климат? Какие его основные составляющие? Что нужно нам всем сделать, чтобы каждому из нас было комфортно на работе?

Сегодня мы все вместе попробуем дать ответ на эти вопросы.

Работать мы будем в микрогруппах.

В качестве погружения в тему, и в качестве настроя на совместную, коллективную и результативную работу мы с вами выполним упражнение.

Упражнение 1 «Дерево достижений нашего коллектива». Перед вами листочки трех цветов. Если вы считаете, что достигли успехов в профессиональной деятельности, в работе - приклеиваете на «дерево» красный листочек. Если вы научились успешно общаться друг с другом в коллективе - зеленый. Если вы достигли успехов в личном плане - желтый.

Обсуждение: каких листочков на нашем дереве больше, чего достиг наш коллектив?

С помощью этого дерева достижений мы смогли увидеть достижения отдельных педагогов в единстве всего коллектива. И достижения нашего коллектива станут еще более существенными и значимыми, если в коллективе будет благоприятный психологический климат, если коллектив будет сплоченным и творческим, если коллектив педагогов станет командой единомышленников.

И для выполнения этой задачи нам сегодня предстоит выяснить сущность понятия «психологический климат», его основные составляющие и специфические особенности педколлектива.

Упражнение 2.

Для начала давайте попробуем дать определение психологическому климату. Участники микрогрупп пишут на листочках определение психологического климата. Путем ранжирования выводится общее определение.

Психологический климат в коллективе - это благоприятная психологическая атмосфера, где каждый работник данного учебного заведения чувствует себя комфортно.

Итак, что такое психологический климат? Это преобладающий в коллективе относительно устойчивый психологический настрой его членов, проявляющийся во всех многообразных формах деятельности. Климат не статичен, он видоизменяется во времени - пылко-романтическое приятие коллег или сдержанная уверенность в том, что здесь хорошо, достаточно быстро сменяются разочарованиями, пересмотром первых впечатлений. Строительство психологического климата это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива. Достаточно появиться в коллективе одному или нескольким агрессивно настроенным учителям и вся созидательная работа коллектива на протяжении многих лет может пойти насмарку.

Какие же показатели благоприятного психологического климата в коллективе существуют по - вашему мнению? Работа в микрогруппах.

Упражнение № 3. Положительные показатели психологичесого климата. (обсуждение результатов)

Психолог: В психологии предприняты попытки выделения основных показателей положительного социально-психологического климата (Е. С. Кузьмин, А. Е. Ковалев и др.). К таким характеристикам относятся:

  1. удовлетворенность членов коллектива своим пребыванием в коллективе, процессом и результатами труда;

  2. признание авторитета руководителей, совмещающих признаки формальных и неформальных лидеров;

  3. жизнеутверждающее настроение в коллективе;

  4. высокая степень участия членов коллектива в управлении и самоуправлении коллективом;

  5. сплоченность и организованность членов коллектива;

  6. сознательная дисциплина;

  7. продуктивность работы;

  8. отсутствие текучести кадров;

  9. доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу;

  10. свободное выражение собственного мнения;

  11. достаточная информированность участников о целях и задачах коллектива и состояние дел при их выполнении;

  12. высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в проблемных ситуациях;

  13. принятия на себя ответственности за состояние дел в коллективе, каждым из ее участников;

  14. доброжелательная и конструктивная критика;

  15. демократический стиль руководства;

  16. отсутствие конфликтов между собой в микрогруппах коллектива;

  17. престиж и традиции группы.

Психолог: а как же обстоят дела в нашем коллективе. С педагогическим коллективом лицея была проведена методика на определение психологического климата в коллективе и сейчас я ознакомлю вас с результатами данного исследования. (результаты диагностики)

Из полученных результатов мы с вами видим над, чем нам необходимо всем работать.

Упражнение 4.Давайте попробуем все вместе разработать план работы по нормализации психологического климата в нашем коллективе. Работа в микрогруппах.

Психолог: и в заключении предлагаю вам выполнить упражнение 5 « Богатство и многообразие».

Упражнение направленно на то, чтобы в образно-визуальной форме выявить ценность многообразия на примере данной конкретной группы.

Каждой группе выдается лист ватмана, клей и геометрические фигуры из цветной бумаги разного размера и формы. Необходимо составить картину, дать ей название и презентовать свое творение. (работа в микрогруппах)

Финализация упражнения: мы все разные, каждый из нас ценен своей неповторимостью и если мы не складываемся в единую картину, то мы остаемся только ворохом бумаги. И только при наличии положительных показателей психологического климата мы с вами можем считаться полноценным коллективом.

«В последнее время мы стали уставать не столько от работы, от общения с детьми, сколько от предательства, безудержного хамства. Ужасно, уже научились прикидывать, чего и от кого в какой ситуации ждать. И заслониться, и держать удар. Ненормальная жизнь, в которой мало на кого можно положиться, становиться нормой. Нормой становиться то, что никто никому не нужен. Каждый в глубине души ждёт сочувствия, тепла, рассчитывает на всё это, но ни с кем не хочет делиться собственным», - так говорил педагог и публицист Симон Соловейчик. А нам кажется, что эти слова в полной мере можно отнести к нашим дням, к нашему времени.

Климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Если в коллективе каждый защищен, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение.

Каждый член коллектива с благоприятным климатом уверен в себе, поскольку чувствует себя принятым, знает свои достоинства, свободен в выражении собственного мнения. Мы должны с вами помнить, что психологический климат это дел наших с вами рук.

Рекомендации педагогам по созданию благоприятного психологического климата в коллективе:

  1. Развивайте в себе такое качество, как терпимость к другим людям, коллегам, ученикам. Нетерпимость приводит к накоплению агрессии, которая в любой момент может вылиться на не в чем не повинных людей, в том числе на близких.

  2. Избегайте критиковать других, лучше действительно попытайтесь понять поведение другого человека.

  3. Учитесь снимать эмоциональное напряжение после рабочего дня; боритесь с эмоциональным выгоранием.

  4. Радуйтесь успехам своих коллег, тогда при вашем успехе, за вас будет, кому порадоваться.

  5. Избегайте ненужной конкуренции. Ставьте перед собой реальные цели.

  6. Находите время для развлечений, хобби. Встречайтесь с коллегами в неформальной обстановке - это способствует сплочению.

  7. Ведите здоровый образ жизни: не забывайте о пользе физических нагрузок, прогулках на свежем воздухе и полезной пище.

Подведение итогов педсовета.

Рефлексия (анкетирование по результатам педсовета)





© 2010-2022