Психологическое здоровье учащихся. Учёт индивидуальных и возрастных особенностей

При прочих характеристиках здоровьесберегающих технологий работы актуальным именно для психологической службы   становится понятие психологического здоровья школьников. Прежде всего, учет возрастных и психофизиологических особенностей школьников. Система работы обучения и воспитания с учетом индивидуальных природных особенностей каждого ученика дает основание полагать, что каждый ученик будет легче усваивать программный материал, а значит и нормально развивается интеллектуально, соответственно ...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ ШКОЛЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ.

При прочих характеристиках здоровьесберегающих технологий работы актуальным именно для психологической службы становится понятие психологического здоровья школьников.

Прежде всего, учет возрастных особенностей школьников.

Начальная школа. Основная задача: научить учиться, сформировать внутреннюю позицию школьника

Подросток. 3 глобальные задачи подросткового кризиса:

  1. Отделение от родителей и физическое, и эмоциональное

(как правило, сначала отвергают все родительские ценности, установки, апотом берут необходимые. Должно быть лишь несколько правил для подростка 1,2,3. На остальное просто не обращать внимания. Если зажимать- ответная реакция: агрессия.

  1. Обнаружение своего пола. Мама как женщина, отец как мужчина и пробуют взаимоотношения с противоположным полом. Учить дружить, отстаивать свою точку зрения.

Если есть семейные проблемы-могут замыкаться в себе, либо уход в тусовки.

  1. Открытие мира других людей. Кто я? Кто они?

Закономерности: снижение мотивации (6-8 классы); переориентация на сверстников

Ненорма: побеги, криминал, алкоголь..

Подросток сродни новорожденному. Поэтому необходимо понимать и принимать чувства подростка.

Продолжая тему предыдущей практики работы с детьми с учетом психофизиологии: развитие правого или левого полушарий, ведущего канала восприятия: зрительного, слухового или кинестетического хотелось бы остановиться на дифференциации учащихся по типу нервной системы и предложить некоторые рекомендации для индивидуальной работы с учащимися на уроке в зависимости от типа нервной системы.

Педагогическая практика постоянно сталкивается с тем, что дети существенно различаются друг от друга по таким характеристикам, как

работоспособность, сосредоточенность, переключаемость, отвлекаемость внимания, скорость восприятия, запоминания, узнавания, актуализации знаний, скорость мыслительной деятельности

динамические особенности эмоционально-волевой сферы.

Многочисленные исследования показывают, что индивидуальные вариации данных особенностей обусловлены прежде всего природными факторами - и основными свойствами нервной системы (слабая или сильная нервная система) и лабильность (быстрая переключаемость) или инертность (медленная, слабая переключаемость).

Различают

слабый и инертный тип

слабый и лабильный

сильный и инертный

сильный и лабильный

Такие свойства нервной системы, как сила и слабость, характеризуют функциональную выносливость, работоспособность человека. Нервные клетки при сильной нервной системе выдерживают длительное и концентрированное возбуждение, не уставая. Нервные клетки при слабой нервной системе быстро истощаются и переходят в тормозное состояние, особенно при сильных раздражителях.

Важную роль играют скоростные реакции на стимулы. Быстрая реакция определяется как лабильность нервной системы, а медленная - как инертность.

Игнорирование природных особенностей приводит к тому, что многие учащиеся вынуждены обучаться в таких условиях, когда, например, способы преподавания, темп прохождения учебного материала не соответствуют их индивидуальным возможностям. Так, если учитель, имея дело с медлительным, инертным учеником, будет навязывать ему те приёмы и способы работы, которые свойственны быстрому, лабильному, то положительного результата не будет.

Известно, что большая доля психологических конфликтов и даже нервных срывов вырастает на почве несоответствия человека предъявляемым к нему требованиям.

В отношении учебной деятельности школьников всё сказанное означает, что все психически здоровые дети могут успешно учиться в школе, успешно развиваться, однако это осуществимо при условии, если каждый умеет использовать в учёбе сильные стороны своих психофизиологических особенностей. Только в этом случае основные свойства нервной системы не будут влиять на школьную успеваемость и на уровень умственного развития.

Но как обстоит дело в школе? Можно ли утверждать, что успеваемость абсолютно не связана с характером индивидуально-типологических особенностей учащихся?

Выявлено, что среди сильных и лабильных учащихся больше тех, кто хорошо учится, чем среди слабых и инертных.

Так, например, лабильные учащиеся выглядят более способными, чем инертные, только потому, что условия обучения, воспитания таковы, что они в большей степени соответствуют природным особенностям лабильных, а у инертных должна происходить выработка особых форм организации деятельности, которая позволит им повысить свои скоростные возможности.

Остановимся на тех учебных ситуациях, в которых возникают трудности с учащимися со слабой нервной системой:

1. Длительная напряженная работа; слабый быстро устает, теряет работоспособность, начинает допускать ошибки, медленнее усваивает материал.

2. Ответственная, требующая эмоционального, нервно-психического напряжения самостоятельная, контрольная или экзаменационная работа с ограничением времени.

3. Работа, когда задается неожиданный вопрос и требуется устный ответ (для слабого вообще благоприятнее ситуация письменного ответа, чем устного).

4. Работа после неудачного ответа, оцененного отрицательно.

5. Работа в ситуации, требующей отвлечения ( на реплики учителя, на вопрос другого ученика).

6. Работа в ситуации, требующей распределения внимания или его переключения с одного вида на другой (н-р, когда во время объяснения учитель одновременно ведет опрос учащихся по прошлому материалу, привлекает разнообразный дидактический материал: карты, слайды, учебник, предлагает делать записи в тетради, отмечать на карте, следить по учебнику…)

7. Работа в шумной, неспокойной обстановке.

8. Работа после резкого замечания, после ссоры с одноклассником..

9. Работа у вспыльчивого, несдержанного педагога.

10. Ситуация усвоения большого по объему и разнообразного по содержанию материала.

Между тем, зная индивидуальные черты своих учеников, педагог может применять специальные приемы, облегчающие их учебную деятельность.

Полезными для учеников со слабой нервной системой будут следующие правила:

1. Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него, нужно дать ученику достаточно време­ни на обдумывание и подготовку.

2 Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.

3. Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.

4. Лучше всего не заставлять отвечать новый, только что ус­военный на уроке материал, следует отложить опрос на сле­дующий урок, дав возможность ученику позаниматься дома.

5. Путем правильной техники опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. п.) нужно формировать у ученика уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться; эта уве­ренность поможет ему в экстремальных, стрессовых ситуациях экзаменов, контрольных, олимпиад и т. д.

6. Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он и сам болезненно относится к ним.

7. Во время подготовки ответа нужно дать время для про­верки и исправления написанного.

8. Следует в минимальной степени отвлекать ученика, ста­раться не переключать его внимание, создать спокойную, не нервозную обстановку.

А теперь перечислим ситуации, в которых у инертных учащихся возникают особые затруднения:

1. Когда учитель предлагает классу задания, разнообразные по содержанию и способам решения.

2. Когда учитель подает материал в достаточно высоком темпе и не ясна последовательность вопросов, обращенных к классу.

3. Когда время работы ограничено и невыполнение в срок грозит отрицательной оценкой.

4. Когда требуется частое отвлечение (на реплики учителя, ответ или вопрос другого учащегося).

5. Когда требуется переключение внимания с одного вида работы на другой.

6. Когда оценивается продуктивность усвоения материала на первых порах его заучивания.

7. Выполнение заданий на сообразительность при высоком темпе работы.

8. Когда учитель задает неожиданный вопрос и требует бы­строго ответа.

В указанных ситуациях в одних случаях у учащихся с силь­ной, а в других с лабильной нервной системой изначально суще­ствуют преимущества перед слабыми и инертными. Подобный круг требований близок их природным особенностям и их при­вычкам, естественным проявлениям. Слабые и инертные уча­щиеся действовать в таких ситуациях сообразно своим природ­ным возможностям не могут, поскольку динамические особен­ности их нервной системы, с одной стороны, и формы построения учебных ситуаций - с другой, вступают в противоречие друг с другом.

При работе с инертными учениками нужно особое внимание обращать на следующие моменты:

1. Не требовать от них немедленного включения в работу: их активность в выполнении нового вида заданий возрастает по­степенно.

2. Следует помнить, что инертные не могут проявлять высо­кую активность в выполнении разнообразных заданий, а неко­торые вообще отказываются работать в такой ситуации.

3. Не нужно требовать от инертных учеников быстрого из­менения неудачных формулировок, им необходимо время на обдумывание нового ответа; они чаще следуют принятым стан­дартам в ответах, избегают импровизации.

4. Поскольку инертные ученики с трудом отвлекаются от предыдущей ситуации (например, от дел, которыми они были заняты на перемене), не следует проводить их опрос в начале урока.

5. Нужно избегать ситуации, когда от инертного требуется быстрый устный ответ на неожиданный вопрос; инертным необ­ходимо предоставить время на обдумывание и подготовку.

6. В момент выполнения заданий не следует их отвлекать, переключать внимание на что-либо другое.

7. Нежелательно заставлять инертного ученика излагать но­вый, только что пройденный материал, следует отложить его опрос до следующего раза, дав возможность позаниматься дома.

Это, конечно, не означает, что у сильных и лабильных учащихся не существует трудностей в обучении. Ситуации с соблюдением шаблонов, строг.последовательность.

То же самое относится к таким видам учебной деятельности, где необходима систематизация, планирование проверка выполняемой работы. По-видимому, полезно cпeциально тренировать учащихся с сильной нервной системой в таких видах деятельности, поскольку им недостает тщательно в выполнении заданий, умения планировать свою деятельное осуществлять регулярный контроль за учебными действия Для учащихся с сильной, а также для учащихся с лабильной нервной системой представляют определенные трудности учебные ситуации, требующие однообразной монотонной работы таких ситуациях они часто прибегают к различным способ чтобы разнообразить свою деятельность: отвлекаются от дел разговаривают с соседями, задают вопросы им и учителю и т. Естественно, это не способствует повышению эффективное учебной деятельности, однако улучшает их психическое состояние, настроение. Тем не менее современные условия организации учебного процесса, то есть особенности приемов и методов обучения, работы учителя с классом таковы, что они в целом соответствуют динамическим способностям сильных и лабильных.

Ученики со слабой, а также ученики с инертной нервной системой в школе чаще всего оказываются в менее выгодном положении, и успешность их деятельности зависит от того, насколько удалось им выработать и прочно овладеть приемам приспособления к требованиям деятельности.

В чем будет заключаться тактика учителя при использова­нии данных об индивидуальных свойствах нервной системы ка­ждого из учеников?

Так как качества нервной системы даны нам от природы, то «сражаться» с ними - непродуктивный путь. Но и только адап­тировать свою тактику к этим особенностям недостаточно. Важ­но учить школьников учитывать их в своей учебной деятельно­сти и активно компенсировать особенности нервной системы, вызывающие затруднения в процессе обучения, тем самым по­могая им успешно реализовываться и в неблагоприятных ситуа­циях.

При работе с новым материалом учителю необходимо учи­тывать индивидуальные различия, строить план урока, какие-то его части в зависимости от особенностей типов нервной систе­мы. При повторении и закреплении изученного, отработке навыков и умений следует развивать компенсаторные механизмы.

Таким образом, система работы обучения и воспитания с учетом индивидуальных природных особенностей каждого ученика дает основание полагать, что каждый ученик будет легче усваивать программный материал, а значит и нормально развивается интеллектуально, соответственно возрасту, что в свою очередь означает психологический комфорт и спокойствие (основные показатели психического здоровья).


© 2010-2022