Программа кружка Час общения

Раздел Школьному психологу
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»







УТВЕРЖДАЮ:

Директор СОШ №3

_____________Мочалова Н.В.

31 августа 2012 года



ПРОГРАММА КРУЖКА «ЧАС ОБЩЕНИЯ»

( на основе программы Филипповой Л.В, КольцовойИ.Н, Молостова Н.Ю «Я и другие»)

Программа рассчитана на 34 учебных часа.









Составитель:

Педагог-психолог

Матюшичева А.А






Программа по развитию коммуникативных навыков и эмоций у детей младшего школьного возраста (на основе программы Филипповой Л.В, Кольцовой И.Н, Молостова Н.Ю. «Я и другие».)

I.Пояснительная записка:

Данная программа «Час общения» составлена в соответствии с ФГОС начального общего образования.

Направление деятельности кружка «Час общения» - социальное.

Общение является одной из наиболее важных сфер духовной жизнедеятельности человека. Высшие психические функции ребенка, такие как память, внимание, мышление формируются сначала в общении со взрослыми и лишь затем становятся полностью произвольными. В процессе общения ребенок познает законы и нормы человеческих взаимоотношений. Правильно построенное общение - это и есть процесс воспитания и развития ребенка.

В концепции М.И. Лисиной общение выступает как особая коммуникативная деятельность, направленная на формирование взаимоотношений. Аналогичным образом понимают соотношение этих понятий и другие авторы (Г.М Андреева, К.А Абульханова - Славская, Т.А Репина, Я.Л Коломинский).

Потребность в общении с другими детьми формируется у ребенка прижизненно. Для разных этапов дошкольного детства характерно неодинаковое содержание потребности в общении со сверстниками. А.Г Рузская и Н.И Ганощенко провели ряд исследований для выявления динамики развития содержания потребности в общении со сверстниками и выяснили следующие изменения: существенно (вдвое) увеличивается количество контактов дошкольников со сверстниками, связанных с их стремлением разделить с ровесниками переживания. В то же время, стремление к чисто деловому сотрудничеству со сверстниками в конкретной деятельности несколько ослабевает.

Целью данной программы является:

Личностные цели: через создание зоны ближайшего развития способствовать психическому и личностному росту ребенка и тем самым помочь адаптироваться в группе сверстников.

Предметные цели: дать детям понятия «общение», «эмоции», «коммуникативные навыки» и учить детей делать выводы в результате совместной работы.

Метапредметные цели: развитие коммуникативных навыков и эмоций, уметь слышать и понимать других людей, учиться работать в паре, группе, выполнять различные роли.

Задачи программы:

1. Развивать способность ребенка к эмпатии, сопереживанию.

2. Развивать навыки социального поведения.

3. Способствовать уверенности в себе и развитию самостоятельности.

4. Формировать позитивное отношение к своему «Я».

5. Формировать позитивное отношение к сверстникам.

6. Учить ребенка выражать свое отношение к другим людям разными способами.

7. Сформировать чувство принадлежности к группе, помочь ребенку почувствовать себя более защищенным.

8. Развивать навыки самоконтроля.

9. Обучать формам приемлемого выражения гнева.

Особенности возраста:

Кружок «Час общения» посещают дошкольники 7-9 лет, испытывающие трудности в общении и эмоциональной сферы.

Родители и педагоги иногда не подозревают о той гамме чувств и отношений, которую переживают их дети естественно, не придают значения детским дружбам, ссорам, обидам. Между тем опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом , на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим и к миру в целом. Далеко не всегда этот опыт складывается удачно. У многих детей уже в дошкольном

возрасте складывается и закрепляется негативное отношение к другим, которое может иметь весьма печальные негативные последствия. Вовремя определить проблемные формы межличностных отношений и помочь ребенку преодолеть их - важнейшая задача педагога - психолога.

II. Общая характеристика учебного курса

В основе построения курса лежит принцип разнообразия психологических задач.

Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умения ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.

Развитие памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Развитие внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы - описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.

Развитие эмоций. Умение различать эмоциональные состояния, развитие эмоциональной устойчивости, развивать умение снимать эмоциональное напряжение, формировать положительный образ «Я», обучение навыкам самоконтроля.

Развитие коммуникативных навыков. Устанавливать доверительные отношения друг с другом, объединение группы, повышение самооценки, формирование чувства принадлежности к группе, способствовать уверенности в себе и развитию самостоятельности, формировать положительное отношение к сверстникам.

Формирование положительного образа «Я» . Помочь детям осознать свои положительные черты характера, формирование эмоционального принятия себя и других, развивать у детей навыки социальнопреемлемого поведения.

III.Описание места курса в учебном плане

Программа данного курса представляет систему коррекционно-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на один год обучения. Курс включает 33-34 занятия: 1 занятие в неделю, в первых классах - 33 занятия, во 2 классах - по 34 занятия за учебный год. Расписание занятий составляется в соответствии с "Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования СанПин 2.4.4.1251-03".


Тема

Количество часов

Развитие коммуникативных навыков и навыков общения (игры и упражнения на сплочение группы, на взаимодействие)

11

Развитие эмоциональной сферы детей (игры и упражнения на снятие психологических барьеров, эмоционального напряжения, агрессивных проявлений).

10

Тренировка памяти. Игры на развитие слуховой и зрительной памяти, задания в прописях. Рисуем по образцу.

5

Тренировка внимания и восприятия.

Задания в прописях, игры на развитие внимания и восприятия.

4

Развитие речи. Игры и упражнения на развитие речевой активности, составление рассказов и сказок.

2

.Формирование положительного образа «Я». Игры и упражнения на развитие эмпатии, сопереживания.

2

Итого

34

IV.Описание ценностных ориентиров содержания курса.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию. Умение понять другого человека с помощью невербальных средств общения: мимики , жестов.

Ценность творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

V.Планируемые результаты и формы подведения итогов:

Личностными результатами являются следующие умения:

- оценивать поступки людей и жизненные ситуации, как хорошие, так и плохие;

- умение выражать свои эмоции;

- умение снимать эмоциональное напряжение;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.

- Предметными результатами являются:

- умение детей делать выводы в результате совместной работы;

- учиться обобщать, анализировать, рассуждать на занятиях и в повседневной деятельности.

Метапредметными результатами являются:

- развитие коммуникативных навыков и эмоций;

-умение слышать и понимать других людей;

-учиться работать в паре, группе, выполнять различные роли;

- учиться выражать свое отношение к другим людям различными способами

VI.Содержание программы:

Игры на общение - способствуют доверительным отношениям детей друг с другом, объединяют детей между собой, формируют внимательное отношение к сверстникам, развивают чувство принадлежности к группе, помогают ребенку почувствовать себя более защищенным.

Игры на развитие эмоций - снимают психологические барьеры, повышают самооценку, развивают эмпатию, навыки самоконтроля, снимают агрессивные проявления, способствуют уверенности в себе и развивают самостоятельность.

Игры на школьную тему - помогают выявить школьную мотивацию, желание учиться, воспитывают культуру поведения.

Игры на формирование положительного образа «Я» - помогают детям осознать свои положительные черты характера, формируют эмоциональное принятие себя и других, развивают навыки социальнопреемлемого поведения.


Тематическое планирование.

Тема №


Задачи

Содержание

Кол-во

часов.

Занятие 1. Знакомство.

Познакомить детей с правилами общения, установить доверительные отношения друг с другом.

Приветствие.

Основная часть.

1. Ласковое имя.

Поздороваемся друг с другом

2. Правило общения.

3. Мусорное ведро

4. Разыгрывание ситуации.

Завершение.

1

Занятие 2. «Разноцветный зонтик»

Снятие психологических барьеров.

Объединение группы.

Повышение самооценки.

Развитие эмпатии.

Приветствие.

Основная часть.

Игра « Прошепчи имя»

Загадка.

Пальчиковая гимнастика «Дождик»

Игра с зонтиком.

Шум дождя (аудиозапись), музыка дождя.

Шторм

Игра «Солнышко»

Прощаются с Зонтиком (дотрагиваются до него, говорят прощальные слова).

Работа с шаблонами- нарисуй настроение.

И нам пора попрощаться.

Завершение.

Давайте встанем в круг и на прощании улыбнемся друг другу.

1

Занятие 3. «Ветерок и зонтик»

Снятие психологических барьеров.

Объединение группы.

Повышение самооценки.

Развитие эмпатии.

Снятие агрессии.

Развитие навыков самоконтроля.

Приветствие.

Основная часть.

Загадка.

Пальчиковая гимнастика «Дождик»

Игра с зонтиком.

Игра «Солнышко и Зонтик»

Игра «Как живете?»

Игра «Ветерок приглашает вас и Зонтика погулять»

Завершение.

Давайте встанем в круг и на прощании улыбнемся друг другу.

1

Занятие 4. «Прогулка в сад»

Снять психологические барьеры.

Формировать внимательное отношение к сверстникам.

Сформировать чувство принадлежности к группе, помочь ребенку почувствовать себя более защищенным

Формировать положительный образ « Я».

Развивать навыки социально преемлемого поведения.

Снятие агрессии.

Вводная часть

Приветствие.

Игра «Как живете?»

Основная часть.

Игра «Ветерок приглашает погулять»

"Воробьиные драки" (снятие физической агрессии)

Игра «Пробуждение»

Завершение.

Цветы стали веселыми и закружились в танце. Звучит музыка, дети исполняют «Танец цветов», придумывая свои движения.

Прощание.

1

Занятие 5. «Праздник в парке»

Снять психологические барьеры.

Формировать внимательное отношение к сверстникам.

Сформировать чувство принадлежности к группе, помочь ребенку почувствовать себя более защищенным

Формировать положительный образ « Я».

Развивать навыки социальнопреемлемого поведения;

Приветствие.

Дети садятся полукругом на стулья. Звучит музыка «Танец феи Драже» Чайковского. Все слушают с закрытыми глазами.

Ирга с зонтиком.

Основная часть.

Игра «Как живете?»

«Прогулка в сад.»

Игра «Карусель»

Игровое упражнение «Воздушные шары»

Заключительная часть

Делаем подарки.

Прощание.

1

Занятие 6. «Дедушка Молчок»

Формировать внимательное отношение к сверстникам.

Сформировать чувство принадлежности к группе, помочь ребенку почувствовать себя более защищенным

Формировать положительный образ « Я».

Развивать навыки социальнопреемлемого поведения.

Вводная часть.

Карусель приветствия ( Без слов )

Основная часть.

Знакомство с дедушкой Молчком.

«Моргалки».

«Жмурки».

Завершение.

Дети прощаются с дедушкой Молчком.

Прощание.

1

Занятие 7 «Путешествие в страну зеркал.»

Формировать положительное отношение к сверстникам.

Способствовать уверенности в себе и развитию самостоятельности.

Сформировать чувство принадлежности к группе, помочь ребенку почувствовать себя более защищенным.

Развивать способность ребенка к эмпатии, сопереживанию.

Формировать положительный образ « Я».

Развитие умений снимать эмоциональное напряжение.

Снятие агрессии.

Обучение навыкам самоконтроля.

Общий круг

Переходы

Основная часть.

Лабиринт.

Зеркало

«Упрямое зеркало»

Самого себя любить- игра -релаксация.

Завершение.

Прощание.

1

Занятие 8. «Путешествие в страну зеркал.»

Формировать положительное отношение к сверстникам.

Способствовать уверенности в себе и развитию самостоятельности.

Сформировать чувство принадлежности к группе, помочь ребенку почувствовать себя более защищенным.

Развивать способность ребенка к эмпатии, сопереживанию.

Формировать положительный образ « Я».

Развитие умений снимать эмоциональное напряжение.

Снятие агрессии.

Обучение навыкам самоконтроля.

Таинственный незнакомец

Основная часть.

Лабиринт

Игра « Обнималки».

Игра «Король.»

Игра «стон королевы.»

Завершение.

Полёт птицы. -релаксация.

Прощание.

1

Занятие 9. Космическое путешествие.

Формировать положительное отношение к сверстникам.

Способствовать уверенности в себе и развитию самостоятельности.

Сформировать чувство принадлежности к группе, помочь ребенку почувствовать себя более защищенным.

Развивать способность ребенка к эмпатии, сопереживанию.

Формировать положительный образ « Я».

Развитие умений снимать эмоциональное напряжение.

Приветствие.

Отправляемся в полёт.

Основная часть.

«Росток»

Коровы, собаки, кошки

«Массаж»

Завершение.

«Путешествие на голубую планету»

Рисуем на заданную тему.

Прощание.

1

Занятие 10. . Космическое путешествие.

Формировать положительное отношение к сверстникам.

Способствовать уверенности в себе и развитию самостоятельности.

Сформировать чувство принадлежности к группе, помочь ребенку почувствовать себя более защищенным.

Развивать способность ребенка к эмпатии, сопереживанию.

Формировать положительный образ « Я».

Развитие умений снимать эмоциональное напряжение.

Приветствие.

Отправляемся в полёт.

Основная часть.

«Путешествие на голубую планету»

«Испуганный ежик.»

Завершение.

«Одинокая звезда»

Прощание.

1

Занятие 11. «Хорошо ли быть злым.»

Развитие эмоциональной устойчивости в ситуациях проявления агрессии.

Формировать навыки саморегуляции поведения, контроля эмоций.

Формирование адекватной формы поведения.

Развитие умений снимать эмоциональное напряжение.

Формировать положительный образ « Я».

Учить конструктивным способам разрешения конфликта.

Формировать положительное отношение к сверстникам.

Учить ребенка выражать свое отношение к другим людям разными способами.

Приветствие.

Кукла Антошка.

Посмотрите он один, ему грустно. Давайте познакомимся с ним. Как можно познакомиться.

Основная часть.

Гневная гиена.

Разъярённая медведица.

Завершение.

Я помогаю другим.

Прощание.

1

Занятие 12

Учимся справляться с гневом.

Развитие эмоциональной устойчивости в ситуациях проявления агрессии.

Формировать навыки саморегуляции поведения, контроля эмоций.

Формирование адекватной формы поведения.

Развитие умений снимать эмоциональное напряжение.

Формировать положительный образ « Я».

Учить конструктивным способам разрешения конфликта.

Формировать положительное отношение к сверстникам.

Учить ребенка выражать свое отношение к другим людям разными способами.

Приветствие.

Основная часть.

«Выставка картин», которые у них получились с помощью цветных клякс.

Антошка предлагает поиграть в игру «Жужа»

Беседа с детьми.

Работа с текстом.

Саморегуляция.

"Возьмите себя в руки"

Игра "ЗЛЫЕ- ДОБРЫЕ КОШКИ"

Завершение.

Психолог предлагает детям нарисовать «Злость» и «Доброту».

1

Занятие 13. Что делать, если ты злишься.

Развитие эмоциональной устойчивости в ситуациях проявления агрессии.

Формировать навыки саморегуляции поведения, контроля эмоций.

Формирование адекватной формы поведения.

Развитие умений снимать эмоциональное напряжение.

Формировать положительный образ « Я».

Учить конструктивным способам разрешения конфликта.

Формировать положительное отношение к сверстникам.

Учить ребенка выражать свое отношение к другим людям разными способами.

Приветствие .

Рассматриваем рисунки на тему «Злость».

Обсуждение.

Основная часть.

Прослушивание «Музыкального момента» №2 ми бемоль С. Рахманинова.

Обсуждение.

Упражнение «Шарик.»

"Возьмите себя в руки"

Раскрашивание рисунка

Завершение.

Прослушивание классической музыки для детей.

Поделись с ближним.

Прощание.

1

Занятие 14. «Упрямые козы»»

Развитие эмоциональной устойчивости в ситуациях проявления агрессии.

Формировать навыки саморегуляции поведения, контроля эмоций.

Формирование адекватной формы поведения.

Развитие умений снимать эмоциональное напряжение.

Формировать положительный образ « Я».

Учить конструктивным способам разрешения конфликта.

Учить ребенка выражать свое отношение к другим людям разными способами.

Приветствие.

Основная часть.

Сказка «упрямые козы.»

Сказка наоборот.

Игра «Два барана»

"Уходи, злость, уходи!"

1."Возьмите себя в руки"

2. "Врасти в землю"

Завершение.

Смешной рисунок.

1

Занятие 15. «Козленок»

Развитие эмоциональной устойчивости в ситуациях проявления агрессии.

Формировать навыки саморегуляции поведения, контроля эмоций.

Формирование адекватной формы поведения.

Развитие умений снимать эмоциональное напряжение.

Формировать положительный образ « Я».

Учить конструктивным способам разрешения конфликта.

Формировать положительное отношение к сверстникам.

Учить ребенка выражать свое отношение к другим людям разными способами.

Карусель приветствия ( Без слов )

Основная часть.

Рассказ «Козлёнок»

Дети сидят на стульчиках. Инсценировку разыгрывают на столе.

Игровое упражнение «Улыбка»

Танец «Лоб ко лбу»

Завершение.

Игра « Комплименты».

Прощание.

1

Занятие 16. «Два барана

Развитие эмоциональной устойчивости в ситуациях проявления агрессии.

Формировать навыки саморегуляции поведения, контроля эмоций.

Формирование адекватной формы поведения.

Развитие умений снимать эмоциональное напряжение.

Учить конструктивным способам разрешения конфликта.

Учить ребенка выражать свое отношение к другим людям разными способами.

Карусель приветствия ( Без слов )

Основная часть.

Рассказ «Козлёнок»

Да и нет

Игра « Два Барана»

Завершение.

Работа с шаблонами.

Прощание.

1

Занятие 17.

«Ты - лев»

Развитие эмоциональной устойчивости в ситуациях проявления агрессии.

Формировать навыки саморегуляции поведения, контроля эмоций.

Формирование адекватной формы поведения.

Развитие умений снимать эмоциональное напряжение.

Учить конструктивным способам разрешения конфликта.

Приветствие.

Антошка приходит и поет песню старухи Шапокляк.

Основная часть.

Анализ конфликтной ситуации.

Игра «Угадай настроение.»

"Ты - лев!"

Завершение.

Я помогаю другим. Прощание.

1

Занятие 18.

«Управляем эмоциями»

Развитие эмоциональной устойчивости в ситуациях проявления агрессии.

Формировать навыки саморегуляции поведения, контроля эмоций.

Формирование адекватной формы поведения.

Развитие умений снимать эмоциональное напряжение. Формировать положительный образ « Я».

Учить конструктивным способам разрешения конфликта.

Приветствие.

Основная часть.

Работа с текстом.

Рассказ В. Осеевой « Отомстила»

Обсуждение.

Завершение.

"Дыши и думай красиво"

Прощание.

1

Занятие № 19

Реагирование на гнев взрослого

Развитие эмоциональной устойчивости в ситуациях проявления агрессии.

Формировать навыки саморегуляции поведения, контроля эмоций.

Формирование адекватной формы поведения.

Развитие умений снимать эмоциональное напряжение.

Учить конструктивным способам разрешения конфликта.

Приветствие.

Основная часть.

Работа с текстом.

Способы выхода из конфликтной ситуации.

Тренинг.

В. Осеева « Кто наказал его?»

Рисунок « Какой Я»

Завершение.

"Дыши и думай красиво" Прощание.

1

Занятие 20 Наши мечты.

Формировать положительный образ « Я».

Развивать навыки социальнопреемлемого поведения.

Развивать способность ребенка к эмпатии, сопереживанию.

Закрепить конструктивные способы разрешения конфликта.

Приветствие.

Основная часть.

Сказка «Лиса и заяц»

Беседа.

Игра «Цветик-семицветик»

Завершение.

Игра «Золотой ребенок»

Прощание.

1

Занятие 21

«Я и мое имя»

Способствовать установлению контакта между детьми.

Помочь детям осознать свои положительные черты характера.

Разминка

Игра «Волшебный стул»

Рисование

Упражнение на релаксацию.

Занятие 22

«Я и моя семья»

Знакомство с членами семьи, общими интересами, традициями.

Упражнение «Рисунок семьи»

Игра «Поменяйтесь местами те, у кого…»

Занятие 23

«Урок и перемена»

Выявить школьную мотивацию, желание учиться.

Беседа «Что такое урок?»

Проигрывание ситуаций.

Игра на внимание «Что можно сделать за перемену?»

Рисование «Что мне нравится в школе?»

Занятие 24

«Ученье свет, а неученье- тьма»

Укрепить желание учиться, получить знания.

Игра «Отгадай профессию»

Игра «Алфавит»

Игра «чего не стало?»

Прощание

Занятие 25

«Когда всем весело, а одному грустно»

Учить детей сопереживать друг другу, воспитывать дружелюбие, умение различать эмоциональные состояния.

Упражнение «Настроение»

Рисование

Прощание

Занятие 26

«Волшебные слова»

Воспитывать культуру поведения, использовать в речи «волшебные» слова.

Игра «Вежливые слова»

Беседа с детьми

Заключение

Занятие 27

«Наши чувства»

Создание в группе эмоционально- благоприятного фона, познакомить детей с различными чувствами и состояниями.

Упражнение «Импульс»

Упражнение «Гномы»

Упражнение «Зеркало»

Расставание «Подарим улыбку друг другу»

Занятие 28

«Радость»

Снятие психомышечного напряжения, развивать внимание, учить изображать эмоцию «радость».

Игра «Четыре стихии»

Игра «Снег»

Этюд «Цветок»

Подведение итогов.

Занятие 29

«Интерес»

Снять эмоциональное напряжение и конфликтность в группе, учить изображать эмоцию «интерес».

Игра «Путаница»

Игра «Море волнуется»

Игра «Гусеница»

Прощание «Подарим улыбку друг другу»

Занятие 30

«Обида»

Содействовать доброжелательной обстановке в группе, изучить чувство обиды.

Игра «Фотография»

Сказка «Два лисенка»

Саморасслабление

Занятие 31

«Гнев»

Снять эмоциональное напряжение, распознать эмоцию «гнев».

Игра «Отгадай, кто мы»

Игра «Кто пришел?»

Этюд «Хмурый орел»

Разыгрывание ситуаций

Занятие 32

«Я хороший- ты хороший»

Раскрыть групповые отношения, снять напряжение.

Игра «Жучок»

Игра «Дарим подарок»

Игра «Снежная королева»

Этюд «Встреча с другом»

Занятие 33

«Герои сказок»

Формировать эмоциональное принятие себя и других.

Игра «Передай клубочек»

Игра «Гадкий утенок»

Этюд «Игра с песком», «Солнце и туча»

Занятие 34

«Играем вместе»

Стимулировать детей к доброжелательному взаимодействию друг с другом.

Игра «В магазине зеркал»

Игра «Поздравляю»

Этюд «Мы- штангисты»

Прощание




VIII.Материально-техническое обеспечение:

1 Курбатов В.И. «Искусство управлять общением», Ростов-на - Дону,1997

2 Мариничева О.В. «Учим детей наблюдать и рассказывать», Ярославль,1997

3Петровский В.А. «Учимся общаться с ребенком», М, Просвещение,1993.

4 Самоукина Н.В. «Игры в школе и дома», Ярославль: Академия развития,2004.

5 Семенака С.И. «Уроки добра: коррекционно - развивающие занятия для детей 7-9 лет», М, Аркти, 2004.

6 Уханова А.В. «Развитие эмоций и навыков общения у ребенка», Санкт - Петербург, 2011.


© 2010-2022