План работы с одаренными

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в МБОУ «СОШ №11».

Аннотация: На современном этапе функционирования системы работы с одарёнными детьми стало понятным, что ребенок, проявляющий незаурядные способности, демонстрирующий выдающиеся результаты в определенной области знаний, нуждается в специальных условиях своего дальнейшего развития. Данные условия должны быть направлены на удовлетворение особых образовательных потребностей, связанных с углубленной предметной подготовкой, а также сопровождением личностного развития одаренного ребенка.

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. В "Концепции модернизации российского образования" отмечается, что важной задачей системы образования является "формирование профессиональной элиты, выявление и поддержание наиболее одарённых, талантливых детей и молодёжи". Несмотря на активную позицию государства, в этом вопросе, невозможно собрать всех детей, имеющих признаки одарённости в специализированные учебные заведения, поэтому необходимо создавать условия для выявления и сопровождения одарённых детей в массовых образовательных учреждениях. Значит, создание эффективной системы работы образовательного учреждения с одарёнными детьми - это одна из важнейших задач в настоящее время.

Обществу нужны интеллектуально развитые граждане, которые в будущем смогут определять пути социально-экономического и политического развития страны. В настоящее время общество нуждается в школе, которая может подготовить делового человека, отличающегося высоким уровнем творчества и профессионализма, обладающего нравственной позицией, широтой компетенций.

Направления работы

Реализация важнейшей цели по созданию интеллектуальной элиты страны предполагает проработку как организационных, так и теоретических ее сторон. Теоретический аспект проблемы требует в первую очередь уточнения ее понятийного аппарата, поскольку то, как раскрывается понятие одаренности, определяется применение методов её идентификации и соответствующих форм работы с одаренными детьми.

В процессе изучения проблемы одарённости исследователи стали рассматривать различные её виды. Согласно современным концепциям, одарённость представляет собой класс специальных проявлений. Потому различают творческую, академическую, социальную, художественную, музыкальную, интеллектуальную, литературную, психоматорную одарённость. Кроме того, существует понятие общей одарённости, в основе развития которой лежат общие интеллектуальные способности, или способности, появляющиеся сразу в нескольких областях деятельности. (

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренность общая - высокий уровень развития общих способностей, определяющий сравнительно широкий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов. Общая одарённость является основой развития специальных способностей, но сама представляет собой независимый от них фактор.

Интеллект - совокупность способностей, которые характеризуют уровень и качество мыслительных процессов личности.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда, выдающимся достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

В настоящее время понятие "способности" является одним из наиболее широко используемых психологических понятий в сфере образования, и прежде всего образования инновационного. Однако при этом возникла существенная сложность с применением данного понятия, которое стало интерпретироваться по принципу "все или ничего". С одной стороны, к способностям стало относиться всё: вся сфера возможностей ребенка, проявлений его индивидуальности, творческого потенциала и пр. С другой стороны, понятие способностей стало перекрываться другими психологическими понятиями, такими, как уровень интеллектуального развития, уровень развития творческого мышления, индивидуальные особенности умственного развития, превращаясь тем самым в ничто, теряя свое собственное психологическое содержание.

Самый высокий уровень развития и проявления способностей обозначают понятиями "талант" и "гений".

Талант - высокий уровень способностей личности и определенной деятельности, её одаренности, когда они достигают уровня черт характера.

Гениальность - высшая степень творческих проявлений личности, выражающаяся в творчестве, имеющем выдающееся значение для жизни общества. Гений, образно говоря, создает новую эпоху в своей сфере деятельности.

С одарёнными детьми должны работать подготовленные учителя. Это люди, которые обладают определёнными педагогическими способностями, знаниями, умениями, устойчивой психикой, терпением, высокой степенью интеллектуального развития и т.д.

Н. Д. Ливитов под педагогическими способностями понимал ряд качеств, имеющих отношение к различным сторонам личности учителя, являющихся условиями успешного выполнения педагогической деятельности. Именно:

  1. Способности к передаче детям знаний в краткой и интересной форме;

  2. Способность понимать учеников, базирующаяся на наблюдательности;

  3. Самостоятельный и творческий склад мышления;

  4. Находчивость или быстрая и точная ориентировка;

Организаторские способности, необходимые как для обеспечения системы работы самого учителя, так и для создания хорошего ученического коллектива.

Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Именно это имел в виду психолог и писатель Г.Томпсон, говоря: "Способности - объяснение вашего успеха".

Разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности.
К каждому ученику - индивидуальный подход, миниминизирующий риски для здоровья в процессе обучения

Модель работы с одарёнными детьми включает в себя следующие направления:

1. Координационное .
2. Диагностическое.
3. Кадровое.
4. Развивающее.
5. Информационное.

Координационное направление:

- Организация работы педагогического коллектива.
- Обеспечение нормативно - правовой базы.
- Организация предметных кружков и клубов по интересам.
- Ресурсное обеспечение.
- Контроль и анализ деятельности.
- Формирование банка данных "одарённых детей".

Диагностическое направление:

- Формирование банка методического обеспечения для выявления одарённых детей.
- Проведение диагностики учащихся.
- Создание банка данных "одарённых детей".
- Создание системы психологического сопровождения одарённых детей.

Кадровое направление:

- Повышение квалификации педагогов.
- Повышение мотивации и компетенций педагогов (оказание методической помощи педагогам).

Развивающее направление:

- Создание образовательной среды для развития одарённых детей.
- Организация внеклассных занятий по углубленному изучению предметов.
- Создание условий для участия в олимпиадах, интеллектуально-творческих мероприятиях.
- Использование системы информационно - коммуникационных технологий.

Информационное направление:

- Привлечение внимания общественности, спонсоров, родителей к проблемам одарённых детей (реклама, создание интернет-сайта, выпуск стенгазет).
- Организация работы библиотеки.

Формы работы:

  • индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;

  • дополнительные занятия с одарёнными детьми по предметам;

  • участие в олимпиадах различного уровня;

  • проектная деятельность учащихся;

  • посещение предметных и творческих кружков, внеклассных мероприятий, клубов по интересам;

  • работа НОУиУ;

  • конкурсы, интеллектуальные игры, викторины;

  • создание детских и учительских портфолио.

Оценка результативности

Критерии

Показатели

1

Создание банка данных "Одарённые дети"

Наличие списков учащихся с различными типами одарённости, по результатам психологического тестирования и педагогического наблюдения учителей.

2

Создание портфолио каждого ребёнка из банка данных "Одарённые дети"

Повышение активности участия учащихся в различных конкурсах и как результат, увеличение числа наград.

3

Разработка и реализация программ поддержки и развития одарённых детей;

Наличие:

  • программы психолого-педагогической поддержки одарённых учеников и педагогов;

  • программ работы НОУиУ, кружков, клубов по интересам и т.д.

4

Создание системы взаимодействия с родителями учащихся, внесённых в банк "Одарённых детей";

Наличие программы работы с родителями детей из банка данных "Одарённые дети".

5

Конкурентоспособность одарённых учащихся.

Увеличение числа учащихся, участвующих в смотрах, олимпиадах, конкурсах.



Программа психолого-педагогического сопровождения образования одаренных детей в МБОУ «СОШ №11» на 2014-2015 уч.г.

Цель:

  1. Научно - психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса на основе современных психолого-педагогических технологий развития личности одаренного учащегося.

  2. Создание условий для выявления, развития и сопровождения, одаренного ребенка, реализации их потенциальных способностей, социализация и формирование целеполагания одаренного школьника на разных этапах его обучения и развития.

  3. Обучение новым педагогическим технологиям по сопровождению одаренных, через методическую работу с педагогическим коллективом (семинары, практикумы, заседания МО).

Психолого-педагогическое сопровождение в работе с педагогами

Мероприятие

1.

Организация проблемного семинара «Одаренные дети, выявление, обучение, развитие»

2.

Консультации для классных руководителей по выявлению познавательной и творческой одаренности учащихся, уточнение «банка данных» одаренных детей.

3.

Консультационно-методическая работа по сопровождению и созданию образовательного маршрута для одаренных детей

4.

Педсовет «Мониторинг качества образовательной среды»

«Психологический анализ современного урока»

5.

МО учителей «Критерии оценки труда учителя по повышению качества знаний и воспитанию нравственности учащихся»

6.

МО учителей начальных классов «Формирование учебной мотивации на уроках в школе»
Консультации для педагогов по итогам диагностик, коррекция «банка данных».

Психолого-педагогическое сопровождение в работе с родителями

Мероприятие

Сроки

Ответствен-ные

1.

Консультации для родителей «Если ваш ребенок одарен»

Сентябрь

Психолог

2.

Согласование образовательного маршрута с
родителями учащихся.

Октябрь

Педагог

3.

Информационно-психологическая брошюра «Режимные
моменты в жизни школьника»

Ноябрь

Психолог

4.

Консультация для родителей. Рекомендации по организации режима учебных и внеучебных нагрузок для одаренных учащихся.

Январь

Психолог

5.

Методический вестник «Одаренный ребенок в школе»

Март

Психолог

6.

Групповые консультации по итогам комплексных диагностик
Родительские собрания «Готовимся к конкурсным испытаниям» (для родителей 4 классов)
РС «Формирование учебной мотивации»
(2 классы)

Апрель - май

Психолог

Психолого-педагогическое сопровождение в работе с одаренными детьми

Мероприятия


Сроки

Ответственные

1.

Создание и уточнение «базы данных» с учетом академических достижений, творческих способностей учащихся, результатов школьных олимпиад.

Сентябрь
Октябрь

Педагог-психолог

2.

Согласование образовательного маршрута с учащимся

Октябрь

Руководитель МО, педагог-психолог

3.

Изучение уровня воспитанности учащихся

Октябрь

Март

Классный руководитель, педагог-психолог

4.

Посещение уроков с целью наблюдения за учащимися.

В течение года

Психолог, зам. директора.


5.

Групповые развивающие занятия по развитию креативности

Декабрь
Апрель

Педагог- Психолог

6.

1.Изучение мотивационно-потребностной сферы одаренного ребенка

2. Углубленное изучение личностных особенностей.

Апрель

Педагог-Психолог

7.

Изучение микроклимата в коллективе с целью исследования межличностных отношений.

Анкетирование по вопросам здоровьесбережения



Март

Педагог-Психолог




8.

Привлечение к участию в общешкольных мероприятиях, концертах, соревнованиях учащихся с разными видами одаренности



В течение года

Педагог- организатор, учитель физ. воспит.



9.

Привлечение к участию в конкурсах, предметных олимпиадах.



В течение года

Зам. директора, педагог-психолог, педагоги



10.

Контроль за учебно-физической нагрузкой, рациональным использованием свободного времени

В течение года

Зам. директора классные руководители



© 2010-2022