Урок психологии Дом наших отношений

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Белая СОШ»




Большая психологическая игра:

«Дом наших отношений»




Педагог-психолог

МОУ «Белая СОШ»

Климентьева Ия Владимировна



п. Средний


Цель: сплочение коллектива.

Задачи:

  • анализ степени сплоченности коллектива, выявление проблемных зон в личностном развитии учащихся (для психолога);

  • расширение знаний детей друг о друге;

  • активизация размышлений учащихся о значимости бесконфликтного общения в классе;

  • развитие навыков сотрудничества;

  • формирование ресурсов к поддержанию положительного микроклимата в коллективе;

  • развитие у школьников гордости за свой коллектив;

  • развитие самопознания.

  • развитие речи, обогащение словарного запаса.

Оборудование:

  • Шаблон дома, выполненный из картона (размер: 50см. на 70см.).

  • Камни (галька мелкая) по количеству участников игры.

  • Нарисованные дверь, два окна, труба.

  • Карточки (характеристики благоприятного психологического климата в коллективе).

  • Чистые листы бумаги, фломастеры, клей.

Ход игры

I. Орг. момент. Представление ведущего. Объяснение целей занятия.

Психолог: Сегодня занятие посвящено вам, вашему классу и каждому в отдельности. Результатом нашего занятия должен стать построенный ДОМ.

II. Предоставление информации.

Наш дом - это не только наша крепость, но и наш внутренний мир. Это наши представления об уюте и комфорте, интересах и увлечениях, привычках и вкусах. Говорят, что в собственном жилище человека и стены лечат. Но они не только лечат - они, прежде всего, вселяют в человека уверенность, навевают ощущение защищённости. Знакомая обстановка, привычная ситуация - очень важны для каждого человека. Кстати,давайте вспомним, за какое качество мы ценим своих друзей: мы хорошо их знаем, мы привыкли к ним, мы уверены в них. А наш дом - это именно наш друг, в котором мы уверены, свой уголок - свой простор.

Психолог вместе с детьми вспоминает известные пословицы:

"В гостях хорошо, а дома лучше","Свой дом - не чужой: из него не уйдешь"," И мышь в свою норку тащит корку","Стены в доме помогают".

Психолог: Дом - не только место, где человек живет, работает и отдыхает, но и место общения. И каждый человек относится к общению по-своему. Именно это мы и обсудим сегодня.

III. Основная часть.

Психолог: Из каких материалов строят дома?

Ответы детей (дерево, камни, бетон).

Психолог: Ребята, при первом соприкосновении камень - холодный, но если его немного подержать в руках, он согреется и сам начнет отдавать тепло. Каждый из вас летом чувствовал, как за день камень нагревается и вечером становится очень теплым и некоторое время сохраняет тепло.

Строительство дома

Фундамент.

Психолог: Строительство дома начинается с закладки фундамента. От фундамента зависит крепость строения. В жизни для фундамента используется бетон, камни, каменные блоки.

Психолог: Ребята, что можно считать фундаментом хороших отношений в коллективе?

Мы для строительства нашего дома понимания и дружбы будем использовать камни, посмотрите какие.

Задание (приложение): в группах школьникам необходимо определить, какие карточки можно использовать для закладки «фундамента» дома отношений. Ответы детей обобщаются в общей работе. Таким образом, создается "фундамент" из карточек-шаблонов на доске, «негативные» карточки выбрасываются.

Ответы детей обобщаются, психолог подводит детей к тому, что в основе "строительства" крепких отношений и благоприятного климата в коллективе можно считать общие интересы, увлечения, похожие человеческие качества.

Стены.

Психолог: Молодцы, вы хорошо справились с первым заданием, теперь нам предстоит выстроить каркас нашего дома - стены, крышу. Какую функцию выполняют стены и крыша в доме? Правильно, защищают от ветров, ураганов, словом, разрушений. Что может разрушить хорошие отношения в коллективе?

Ответы детей: обиды, ссоры, сплетни, злословие, оскорбления, наговоры и т.д.

Психолог выкладывает камни-шаблоны по контуру ДОМА, называя качества характера, либо особенности поведения, которые помогут сохранить комфорт и спокойствие в коллективе. Сверху устанавливается «крыша».

Например, дружелюбие, толерантность, улыбка, приветствие, умение прощать, умение помнить хорошее, ум.

Важно следить за тем, чтобы как можно большее количество детей приняло активное участие в выполнении этого задания.

Окна.

Психолог: Вы прекрасно выполнили такое сложное, но важное задание, но все же чего-то не хватает в доме. Отгадайте загадку.

Загадка: Стоит бычище, проклеваны бочища (дом и окна).

Ответы детей: не хватает окон и двери.

Психолог: Окна - это глаза на мир. Посмотрите, какие разноцветные, яркие мы будем создавать наши окна.

Задание: Выберите понравившуюся вам цветную карточку, напишите на ней фломастером своё лучшее качество или увлечение, наклейте на шаблон окна. (Задание выполняется по группам, два-три окна по количеству групп, окна заранее нарисованные - тоже шаблоны: квадраты из бумаги, можно нарисовать шторы, горшки с цветами).

Скажите, почему предыдущие камни были похожи по цвету, а здесь я предлагаю вам разноцветные камушки-"кирпичики"?

Психолог подводит детей к тому, что хотя и есть много общего между людьми, но каждый человек - личность - индивидуальная, неповторимая (как эти разноцветные камушки)! Ребята, чтобы понять других людей, чтобы они были для нас интересны, нужно понять свою индивидуальность, уникальность, быть самому себе интересным. И сейчас мы поговорим о том, чем каждый из вас интересен, в чем ваша неповторимость: это может быть ваше хобби, какие-то черты характера, ваши таланты и способности.

Задание: Продолжите фразу:"У меня лучше всего получается…" (Передаётся «волшебный микрофон»).

Каждый ребенок по очереди высказывается.

Задание выполняет каждый ребенок. Когда окна "созданы", психолог обращает внимание детей на то, что получилось очень красиво, но все же не единое целое.

Психолог: Ребята, мы с вами одна команда, может, и окно нам сделать одно? Подумайте, как это можно сделать?

Психолог наблюдает за происходящим: как будет происходить объединение окон. Обязательно найдется ребенок, который возьмет инициативу на себя, другие дети будут реагировать по-разному. Главная идея в том, чтобы этот процесс происходил с согласия всех членов коллектива мирно, доброжелательно.

При выполнении данного задания можно включить веселую музыку.

На данном этапе работы психолог выстраивает взаимодействие детей по собственному усмотрению и в соответствии с особенностями класса, группы.

Игра "Все мы - некоторые - один я":

Встаньте те, кто сегодня пришёл в школу (выбирается признак общий для всех).

Встаньте те, у кого длинные волосы (выбирается признак присущий некоторым).

Встаньте те, кто в красной кофте (выбирается индивидуальный признак).

О ком в народе так говорят:

Упрям, как ……. (осел)

Хитер, как ……. (лиса)

Труслив, как ……(заяц)

Колючий, как ……(ежик)

Дверь.

Психолог: Молодцы, но ДОМ наш все еще не закончен. (Дверь).

Загадка: По сеням и так и сяк, а в избу никак (дверь).

Психолог: Дверь - это наши контакты. Через дверь входят и выходят гости со своими радостями и горестями. В школьной жизни вам приходится общаться не только со своими одноклассниками, но и с учителем, детьми из других классов, с родителями и другими людьми. В жизни могут возникать различные ситуации. Вам предлагается помочь разобраться в некоторых таких жизненных ситуациях. Каждая группа получит своё задание. (Звучит спокойная музыка).

Задание по группам: психолог раздает карточки, на которых описаны различные школьные ситуации. После обсуждения дети высказывают свою точку зрения. Психолог наблюдает, настраивает на доброжелательное взаимодействие.

Ситуация 1

Одноклассник пригласил на день рождения. Там соберется не очень интересная компания, идти не хочется, но вы боитесь обидеть друга. Как поступите? Если откажетесь, то, как объясните свой отказ?

Ситуация 2

В вашем классе принято дарить подарки на день рождения. Вы получаете подарок от одноклассника, который вам не нравится или обиден для вас.Ваши действия.

Ситуация 3

Ваши одноклассники обвиняют вас в поступке, который вы не совершали. Вы пытаетесь объяснить, что обвинение ложно.

Общее обсуждение.

благоприятного психологического климата в коллективе.

5. Труба и печь.

Психолог: - Продолжаем строить ДОМ.

Загадки: Зимой все ест, а летом спит; тело теплое, а крови нет (печь), спит Арина, рот разиня (печная труба).

Психолог: Ребята, а какую роль выполняет труба в доме? Правильно, через нее выходит дым, вредный для жизни и здоровья человека. В доме есть печь, которая согревает жителей этого дома, тепло остается в помещении, рядом с людьми, а все вредное (угарный газ) выходит наружу.

Психолог: В отношениях между людьми можно увидеть похожее: хорошее мы храним, бережем, а все плохое, неприятное выбрасываем, забываем, прощаем.

Психолог выкладывает трубу (вырезанную из цветного картона) рисует на доске дым "колечками".

IV. Заключительная часть.

Рефлексия занятия. Упр. "Тепло камня"

Психолог раздает детям по камушку - мелкой гальке.

Психолог: Ребята, в начале занятия мы узнали некоторые свойства камней. Подержите этот камушек в руках, согрейте его в своих ладонях, и вспомните полностью наше занятие, подумайте, о чем мы говорили, запомните свое состояние, чувства дружбы, поддержки, внимательности друг к другу. Положите камушек в коробку с хорошим пожеланием или поделитесь впечатлением о сегодняшнем занятии. Что узнали нового на занятии? Что поняли на занятии?

Что понравилось на занятии? Что не понравилось?

Обсуждение эмоций, мыслей по игре.

Вывод: " Итак, дом, жилище, квартира - не только место, где человек живет, работает и отдыхает, но и место общения. И каждый человек относится к домашнему общению по-своему. Ребята, вот к чему мы стремились, стоя Дом понимания и дружбы, вот к чему должны стремиться в построении отношений друг с другом"!

Используемая литература:

Даль В.И. Пословицы русского языка. - М.: Эксмо, Изд-во ННН, 2006.

Коломинский Я.Л. Социальная психология школьного класса: Науч.-метод. Пособие для педагогов и психологов./ Я.Л.Коломинский. - Мн.: ООО "ФУАинформ", 2003-312с.

Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во "Речь", 2000.



ПРИЛОЖЕНИЕ.







ДРУЖЕЛЮБИЕ




УМЕНИЕ ПРОЩАТЬ



ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ




СОВМЕСТНЫЕ ДЕЛА



РАДОСТЬ ЗА УСПЕХ




СОПЕРЕЖИВАНИЕ



СОЧУВСТВИЕ




ПОМНИТЬ ХОРОШЕЕ



УЛЫБКА




ТЕРПИМОСТЬ




ПРИВЕТСТВИЕ




ВРАНЬЁ




ВЗАИМОПОНИМАНИЕ




ДРАКИ



ДОБРЫЕ СЛОВА




ОСКОРБЛЕНИЯ



ЖИЗНЕЛЮБИЕ




ОБИДЫ




ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ




ССОРЫ



УМ




СПЛЕТНИ



© 2010-2022