РЕБЁНОК НЕ МОЖЕТ РАССКАЗАТЬ О ПРОШЕДШИХ СОБЫТИЯХ, ПЕРЕДАТЬ СВОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ. В ЧЕМ ПРОБЛЕМА И КАК ПОМОЧЬ?

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РЕБЁНОК НЕ МОЖЕТ РАССКАЗАТЬ О ПРОШЕДШИХ СОБЫТИЯХ, ПЕРЕДАТЬ СВОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ. В ЧЕМ ПРОБЛЕМА И КАК ПОМОЧЬ?

Лето - время путешествий, поездок в любимые места, отдыха. Обычно дети - активные участники летнего отдыха. Приходя в школу, многие из них приносят яркие фотографии, а вот рассказать о том, где побывали, что интересного увидели, узнали, чем занимались - не могут. Как сделать так, чтобы летний отдых обогащал представления ребенка об окружающем мире, развивал память, речь, наблюдательность?

Мы, взрослые, обычно планируем, когда возьмем отпуск, как и где будем отдыхать, как проведут лето наши дети. Каждый из нас хочет, чтобы ребенок провел лето не только с пользой для здоровья, но и узнал что-то новое, получил положительные впечатления.

Далеко не всегда увлекательный для взрослых отдых становится таким же интересным для детей. И дело не в том, что интересы взрослых и детей не всегда совпадают, просто иногда получается, что отдыхают родители и дети не вместе, а параллельно.

Начинается учебный год, ребята делятся своими впечатлениями, и картина проведенного в разных условиях лета поражает своей парадоксальностью - далеко не всегда отдых, планированный заранее, интересный, познавательный, оставляет ожидаемые впечатления в жизненном опыте ребенка. Родители, наблюдая, как скудно описывается проведенное лето их ребенком, расстраиваются - увлекательного путешествия будто и не было. А другой малыш все лето провел на даче с бабушкой и дедушкой, но зато взахлеб рассказывает о том, как надо насадить червяка на крючок, когда лучше идти на рыбалку, какую огромную рыбу они поймали с дедушкой. Складывается впечатление, что перед нами не ученик начальной школы, а бывалый рыболов. И это вовсе не означает, что каждый день ребенок ходил на рыбалку. Просто он был активным участником этого события, под руководством взрослого, но сам совершал определенные действия. Его жизненный опыт стал богаче.

Каждый человек воспринимает поступающую информацию индивидуально. Дети только учатся слушать и слышать, смотреть и видеть, наблюдать, сравнивать, запоминать. От нас, взрослых, зависит, оставит ли летних отдых желаемый след, обогатит ли детский опыт, а не от туроператора и не от туристического агентства. Важно, чтобы ребенок был не пассивным наблюдателем, а активным участником. В настоящее время для этого есть множество средств. Соблюдая простые правила, можно добиться восхитительных результатов.

Правило 1. «Подготовка». Перед каждым событием (экскурсией, походом куда-либо, рыбалкой, собиранием грибов и т. д.) познакомьте ребенка с тем, что планируется, подготовьте его к восприятию нового явления, расскажите о его особенностях. Важно создать ситуацию ожидания, когда непроизвольно он будет представлять, то, что предполагается увидеть, испытать.

Правило 2. «Документальное свидетельство». Большинство детей умеют пользоваться фотокамерой телефона, фотоаппаратом, видеокамерой и т. д. Дайте возможность ребенку сделать пару снимков, сами фотографируйте, снимайте, чтобы через какое-то время иметь возможность увидеть событие еще раз.

Правило 3. «Говорение». В процессе события оговариваем, что именно происходим, комментируем, обращаем внимание ребенка на яркие детали.

Правило 4. «Обсуждение». По следам увиденного обсуждаем, что предполагал увидеть или испытать ребенок, и что на самом деле получилось. Замечательно, если звучат слова: «Я думал… А это совсем… А он…». Это значит, что ребенок активно сравнивает свой прогноз с реальностью, анализирует разницу, ему было интересно, впечатление стало ярким, оно пополнит его опыт.

Правило 5. «Просмотр». По следам увиденного просматриваем снимки, видео, оговариваем, что изображено, отснято, какие моменты яркие, что осталось за кадром. Предложите ребенку рассказать, что именно он зафиксировал, поделиться впечатлениями со сверстниками, другими взрослыми.

Правило 5. «Архив». Систематизируйте вместе с ребенком накопленный материал, периодически возвращайтесь к нему, чтобы он сам мог рассказать о событиях, пока впечатления свежие. Постепенно они отложатся в его памяти.

Правило 6. «Тактильный опыт». Важно дать возможность ребенку потрогать, ощутить, сделать то новое, с чем сталкивается ребенок. Согласитесь, интереснее слепить из теста фигурку самому, чем читать инструкцию или наблюдать, как это делают другие.

Правило 7. «Повторение». Прежде, чем предлагать ребенку делиться впечатлениями, рассказывать о прошедшем лете, вместе вспомните, что же интересного было, расскажите то, что ожидаете услышать, вместе, освежите его воспоминания.

Правило 8. «Словарь». Поясняйте ребенку значение новых слов, многократно возвращайтесь к новым понятиям, названиям. Замечательно, если вместе с ребенком родители ведут «Дневник путешественника», занося в него эти новые слова.

Правило 9. «Сравнение». Сравнивайте новое с уже знакомым и похожим, находите совместно аналогии и различия. Тогда новое займет свое место в ряду аналогичного, установятся связи с уже знакомыми явлениями.

Соблюдая эти нехитрые правила, вы сможете сделать ребенка не пассивным наблюдателем, а деятельным партнером, а летний отдых обогатит представления ребенка об окружающем мире, будет развивать память, речь, наблюдательность.


© 2010-2022