Занятие для родителей «Детская ложь. Зачем ребенку что-то выдумывать?»

  «Детская ложь. Зачем ребенку что-то выдумывать?» Цель: Повышение родительской компетентности, формирование осознанных реакций в конфликтных ситуациях с детьми у родителей группы риска. Задачи: Создание условий для переосмысления родителями ситуаций, связанных с детской ложью, отделение понятия «ложь» от других сходных ситуаций. Информирование о возрастных особенностях и причинах проявления детской лжи. Обсуждение конструктивных способов реагирования в ситуации обнаружения признаков нечестного поведения. Активизация внутренних ресурсов и ассимиляция участниками семинара, полученной информации. Условия, необходимые для создания психологической безопасности участников семинара и способствующие повышению эффективности профилактической работы: Уважение к личности и жизненному опыту участников семинара. Создание условий для переосмысления вклада взрослых в появление детской лжи Опора на ресурсы участников семинара.
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Занятие для родителей

«Детская ложь. Зачем ребенку что-то выдумывать?»


Цель: Повышение родительской компетентности, формирование осознанных реакций в конфликтных ситуациях с детьми у родителей группы риска.

Задачи:

  1. Создание условий для переосмысления родителями ситуаций, связанных с детской ложью, отделение понятия «ложь» от других сходных ситуаций.

  2. Информирование о возрастных особенностях и причинах проявления детской лжи.

  3. Обсуждение конструктивных способов реагирования в ситуации обнаружения признаков нечестного поведения.

  4. Активизация внутренних ресурсов и ассимиляция участниками семинара, полученной информации.

Условия, необходимые для создания психологической безопасности участников семинара и способствующие повышению эффективности профилактической работы:

  • Уважение к личности и жизненному опыту участников семинара.

  • Создание условий для переосмысления вклада взрослых в появление детской лжи

  • Опора на ресурсы участников семинара.


Ход занятия:

  1. Приветствие. Создание доверительной эмоциональной обстановки.

  2. Вводное слово. Объявление темы и задач. Мотивация на активное участие в занятиях.

  3. Знакомство с группой. Сбор информации о составе семей, формулирование запроса (определение личного интереса каждого участника к данной работе).

Как правило, в этот момент большинство родителей заявляют о том, что дети действительно часто обманывают, приводят примеры из недавних случаев конфликтных ситуаций с ребенком, спрашивают, как лучше поступить в этой или иной ситуации. На данном этапе лучше не вступать в детальное обсуждения конкретных случаев, предложить вернуться к ним в процессе занятия.

  1. Определение понятий, что такое ложь? Прежде чем начать разговор о том, почему детская ложь так распространена, и что делать, встретившись с этим явлением в своей семье, ведущий предлагает определиться с понятием лжи. Что каждый из нас вкладывает в это слово?

Для этого можно использовать разные виды работы, например мозговой штурм. На доске обозначается таблица из двух столбцов, в которые участникам предлагается внести как можно больше синонимов, отражающихся смысл понятия ложь и его антонимов. Записываются все предложения.

Когда списки составлены, и дополнить уже нечего, ведущий предлагает представить человека, который соответствует качествам из столбца под названием правда или честность. Встречаются ли в жизни такие люди, если «да», то легко ли им существовать в обществе, как к ним относятся окружающие. Можно порассуждать, о том, возможно ли быть абсолютно честным человеком.

Другой вариант этой работы- создание континуума на крайних полюсах которого расположены: откровенная ложь и чистая правда.


Ложь ________________________________________________________________ Правда


В этом случае родителям предлагается подумать, какие варианты могут быть между этими полюсами, и предложить каждому их ранжировать для себя по степени доступности такого поведения для самого родителя, а потом оценить все те же формы поведения в отношении ребенка.

Обсуждение

Подводя итоги данного упражнения, можно указать на то, что невозможно однозначно оценить «ложь» как только плохое или хорошее поведение, вырвав из контекста ситуации. Бывают разные случаи, когда по каким-либо причинам невозможно говорить правду. И в достаточно раннем возрасте родители начинают приучать детей к тому, что не все, не всегда и не везде можно рассказывать, а иногда и сами учат говорить неправду. Баланс между честностью и умением промолчать, преподнести свои качества и поступки в выигрышном свете и нивелировать недостатки отражает возможности социализации человека в обществе. Перекос в ту или иную сторону, как правило, затрудняет адаптацию человека в коллективе.

  1. Мини-лекция: Причины детской лжи (возможно использование презентации).

Определение: «Ложь бывает пороком лишь тогда, когда она делает зло; но когда творит добро, тогда она- великая добродетель». Вольтер.

«Ложь- это намеренное решение ввести в заблуждение того, кому адресована информация, без предупреждения о своем намерении сделать это». Пол Экман.


Разновидности детской лжи:

  • Ложь.

  • Лицемерие.

  • Фантазия.

  • Обещание.

Основные причины детской лжи

Желание понравиться:

  • Недостаток любви, внимания и ласки.

  • Отсутствие взаимопонимания.

  • Неумение общаться и строить отношения.

Страх:

  • Наказание.

  • Потерять любовь.

  • Быть непонятым.

Заблуждение:

  • Недостаток знаний.

  • Подверженность влиянию.

Кроме этого дети продолжают лгать, когда:

  • Получают какую-либо выгоду, поощрение.

  • Видят примеры лжи значимых взрослых.

  • Чувствуют собственное могущество, манипулируя взрослыми.

  • Знают, что им нечего терять...

Особенности лжи в разные периоды детства:

Маленькие дети:

  • Не всегда могут отличить правду от вымысла, часто неправильно интерпретируют события и услышанные слова.

  • Имеют бедный словарный запас и мало опыта, что приводит их к заблуждению и неправильным выводам.

  • Нуждаются в защите взрослого и чувствуют свою зависимость.

  • Очень эмоциональны, внушаемы, склонны к фантазированию.

Школьники:

  • Избегание наказания.

  • Получение выгоды.

  • Поддерживание имиджа.

  • Подражание авторитету.

Основа честности- доверительные отношения в семье. Родители - законодатели правил, регулирующих отношения в семье. Глядя на них, ребенок усваивает как надор вести себя в тех или иных ситуациях.

Правила, способствующие честным отношениям:

  • Создание положительной эмоциональной среды.

  • Доверительные отношения с ребенком.

  • Право на ошибку и возможность её исправить.

  • Своевременный пересмотр семейных правил и требований к ребенку по мере его взросления.


6. Рекомендации родителям, если они обнаружили, что ребенок их обманывает.

На данном этапе работы возможно рассмотрение конкретных ситуаций, использование ролевых игр, других интерактивных методик для выработки родителями варианта конструктивного выхода из проблемной ситуации.


Ориентировочный алгоритм действий:

  • Сообщить о том, что Вам известен факт лжи.

  • Дать возможность исправить ситуацию.

  1. Рефлексия:

  • Участники могут поделиться своими впечатлениями о полученном на занятии опыте, результатами осмысления полученной информации.

  • Обмен мнениям о завершающемся занятии, обозначение тем, интересных для данной группы на следующие встречи.

  • Заполнение анкеты.

© 2010-2022