- Преподавателю
- Школьному психологу
- Ролевая игра «Я и мое будущее»
Ролевая игра «Я и мое будущее»
Раздел | Школьному психологу |
Класс | 9 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Свирчкова Н.В. |
Дата | 22.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Ролевая игра «Я и мое будущее»
Цель. Дать возможность учащимся планировать свой будущий профессиональный выбор.
Задачи. Оказание помощи старшеклассникам в их профессиональном самоопределении и построении личного профессионального плана. Выявление проблем в связи с профессиональным самоопределением и согласованностью жизненных стремлений. Формирование жизненных ценностей и создание мотивации на сознательное отношение к будущему. Воспитывать достойного гражданина государства.
Возраст участников. Учащиеся 9-11-х классов.
Оборудование:
• цветные стикеры или фигуры из цветной бумаги;
• бумага формата А4;
• фломастеры, маркеры различных цветов;
• общие особенности проявления готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению (Приложение 1)
• перечень жизненных целей (Приложение 2)
Сценарий игры.
Введение в игру.
Ведущий. Уважаемые ребята, сегодня мы проводим с вами необычную игру. У вас будет возможность представить свое будущее, попробовать спланировать его, о чем-то задуматься.
Тематическая разминка (погружение в игровую ситуацию).
Представьте себе, что вы закончили школу. 11 лет обучения в ней позади ... Какие чувства испытывает каждый выпускник? Поделитесь, пожалуйста. (Ведущий определяет с участниками их чувства).
Ведущий. Теперь я прошу вас записать свое чувство на листе бумаги.
Правила игры.
Ведущий. Каждая игра имеет свои правила. Для нашей игры я предлагаю вам следующие (ведущий объявляет правила игры, объясняет их и прикрепляет их на доску):
Здесь и сейчас
Искренность и откровенность
Принцип «Я»
Активность
Конфиденциальность
Игровое действие.
Упражнение 1 «Слепой и поводырь».
Цель. Формирование ответственности, уровня доверия; развитие эмоциональных чувств.
Группа участников разбивается по парам.
Задание. Каждой паре дается повязка. Один из участников завязывает глаза. В помещении расставляется несколько стульев - создается полоса препятствий. «Поводырь» должен провести «слепого» так, чтобы он чувствовал себя легко и свободно. «Поводырь» не имеет права говорить. Затем участники меняются ролями.
Обмен впечатлениями:
- Как вы чувствовали себя в роли «слепого», «поводыря»?
- Вел вас «поводырь» осторожно и уверенно?
- В какой роли вы чувствовали себя лучше?
Ведущий. Для того, чтобы вы никогда не испытали в жизни на себе в роль «слепого», вам нужно очень серьезно и осознанно отнестись к выбору своей будущей профессии.
Упражнение 2 «Готовность к выбору».
Цель. Ознакомление учащихся с общими особенностями проявления готовности к профессиональному самоопределению.
Учащиеся делятся на группы по 4-5 человек. Каждой группе дается лист формата А4, маркеры или фломастеры.
Задание. Запишите на листе основные особенности проявления готовности к профессиональному самоопределению (факторы, принципы, убеждения, влияющие на выбор профессии).
Каждая группа знакомит участников со своими особенностями, аргументами, убеждениями.
Ведущий предлагает ознакомиться группам с общими особенностями проявления готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению и сравнить с теми, что предложила каждая из групп (приложение 1).
Обсуждения. Ведущий организует дискуссию с обсуждением позиций учеников: что важнее - обеспечение достатка семьи, или профессиональная реализация своих способностей и т.д.
Упражнение 3 «Я и моя будущая профессия»
Цель. Дать возможность учащимся задуматься над сознательным выбором профессии.
Задание. Учащимся предлагается представить себя специалистом в профессии и закончить предложения (если ученик еще не определился, то ведущий может предложить ему какую-то из известных профессий):
"Я хочу…"
«Я могу ...»
«Я надеюсь ...»
«Я не хочу ...»
«Я мечтаю ...»
Обсуждение законченных предложений.
Ведущий. Согласно тем предложениям, которые вы записали, ваши жизненные цели - то, чего хотелось бы достичь, то, ради чего имеет смысл жить. Они могут быть очень разными. Некоторые из этих целей очень легко сочетаются с другими, некоторые противоречат друг другу. Очень часто приходится жертвовать ради самой важной цели.
Упражнение 4 «Жизненные цели»
Цель. Формирование жизненных целей и создание мотивации на сознательное отношение к будущему.
Задание. Учащимся предоставляется перечень жизненных целей и предлагается выбрать самую значимую для себя.
Обсуждения. Каждый называет значимую для него цель и выясняет свой выбор: какой смысл вкладывает, что под ней понимает, почему она является самой важной?
Подведение итогов игры.
Ведущий. Теперь я прошу вас выбрать цвет своего чувства (на столе кучками, по количеству участников, лежат стикеры или фигуры из цветной бумаги: желтый, красный, зеленый, голубой, коричневый. Ученики подходят к столу и берут тот цвет, который соответствует их чувствам).
Предлагаю вам характеристику того цвета, который вы выбрали:
желтый - превращение в профессионала,
красный - возможность работать по профессии по диплому с первичными знаниями,
зеленый - активная творческая деятельность,
голубой - устройство личной жизни,
коричневый - карьерный рост.
Выход из ролей.
Ведущий. Наша игра окончена. Вы получили реальный результат своей работы: кто-то четкую согласованность жизненных устремлений, а кто-то - несоответствие различных жизненных этапов. Какими мыслями, чувствами, впечатлениями вы хотели бы поделиться?
Возможно, в процессе игры у вас появились какие-то вопросы, желание обдумать.
И всегда помни! Если хочешь в будущем стать настоящим мастером и сделать хорошую карьеру - значит, в начале карьеры отдавай предпочтение той работе, которая дает богатый профессиональный и жизненный опыт, а не той, за которую больше платят.
Литература
Леванова Е.А., Волошина А. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия.- СПб .: Питер, 2008.- 208 с.
Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Под общей ред. Битяновой М.Р.- СПб .: Питер, 2006.-304с.
Шеховцова Л.Ф., Шеховцов А.В. Психологическое сопровождение выбора профессии в школе.- СПб: ООО Изд-во «Северо-Запад»; Ростов н / Д: Изд-во «Феникс», 2006.- 176с.
Приложение 1
Общие особенности проявления готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению:
• Четкие мотивы выбора профессии
• Профессиональные интересы
• Способность к самоанализу
• Владение информацией о мире профессий
• Адекватная самооценка
• Наличие профессионального плана
• Реализация конкретных мероприятий по овладению будущей профессией
Приложение 2
Жизненные цели:
• реализация своих творческих способностей в какой-либо области искусства или науки;
• стать выдающимся;
• самосовершенствованию;
• деятельность на благо людей, не обязательно за деньги;
• успешная профессиональная карьера;
• жизнь, наполненная яркими впечатлениями,
• обеспеченную жизнь;
• семья.