Ролевая игра «Я и мое будущее»

Раздел Школьному психологу
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ролевая игра «Я и мое будущее»

Цель. Дать возможность учащимся планировать свой будущий профессиональный выбор.

Задачи. Оказание помощи старшеклассникам в их профессиональном самоопределении и построении личного профессионального плана. Выявление проблем в связи с профессиональным самоопределением и согласованностью жизненных стремлений. Формирование жизненных ценностей и создание мотивации на сознательное отношение к будущему. Воспитывать достойного гражданина государства.

Возраст участников. Учащиеся 9-11-х классов.

Оборудование:

• цветные стикеры или фигуры из цветной бумаги;

• бумага формата А4;

• фломастеры, маркеры различных цветов;

• общие особенности проявления готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению (Приложение 1)

• перечень жизненных целей (Приложение 2)


Сценарий игры.

Введение в игру.

Ведущий. Уважаемые ребята, сегодня мы проводим с вами необычную игру. У вас будет возможность представить свое будущее, попробовать спланировать его, о чем-то задуматься.

Тематическая разминка (погружение в игровую ситуацию).

Представьте себе, что вы закончили школу. 11 лет обучения в ней позади ... Какие чувства испытывает каждый выпускник? Поделитесь, пожалуйста. (Ведущий определяет с участниками их чувства).

Ведущий. Теперь я прошу вас записать свое чувство на листе бумаги.

Правила игры.

Ведущий. Каждая игра имеет свои правила. Для нашей игры я предлагаю вам следующие (ведущий объявляет правила игры, объясняет их и прикрепляет их на доску):

Здесь и сейчас

Искренность и откровенность

Принцип «Я»

Активность

Конфиденциальность

Игровое действие.

Упражнение 1 «Слепой и поводырь».

Цель. Формирование ответственности, уровня доверия; развитие эмоциональных чувств.

Группа участников разбивается по парам.

Задание. Каждой паре дается повязка. Один из участников завязывает глаза. В помещении расставляется несколько стульев - создается полоса препятствий. «Поводырь» должен провести «слепого» так, чтобы он чувствовал себя легко и свободно. «Поводырь» не имеет права говорить. Затем участники меняются ролями.

Обмен впечатлениями:

- Как вы чувствовали себя в роли «слепого», «поводыря»?

- Вел вас «поводырь» осторожно и уверенно?

- В какой роли вы чувствовали себя лучше?

Ведущий. Для того, чтобы вы никогда не испытали в жизни на себе в роль «слепого», вам нужно очень серьезно и осознанно отнестись к выбору своей будущей профессии.

Упражнение 2 «Готовность к выбору».

Цель. Ознакомление учащихся с общими особенностями проявления готовности к профессиональному самоопределению.

Учащиеся делятся на группы по 4-5 человек. Каждой группе дается лист формата А4, маркеры или фломастеры.

Задание. Запишите на листе основные особенности проявления готовности к профессиональному самоопределению (факторы, принципы, убеждения, влияющие на выбор профессии).

Каждая группа знакомит участников со своими особенностями, аргументами, убеждениями.

Ведущий предлагает ознакомиться группам с общими особенностями проявления готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению и сравнить с теми, что предложила каждая из групп (приложение 1).

Обсуждения. Ведущий организует дискуссию с обсуждением позиций учеников: что важнее - обеспечение достатка семьи, или профессиональная реализация своих способностей и т.д.

Упражнение 3 «Я и моя будущая профессия»

Цель. Дать возможность учащимся задуматься над сознательным выбором профессии.

Задание. Учащимся предлагается представить себя специалистом в профессии и закончить предложения (если ученик еще не определился, то ведущий может предложить ему какую-то из известных профессий):

"Я хочу…"

«Я могу ...»

«Я надеюсь ...»

«Я не хочу ...»

«Я мечтаю ...»

Обсуждение законченных предложений.

Ведущий. Согласно тем предложениям, которые вы записали, ваши жизненные цели - то, чего хотелось бы достичь, то, ради чего имеет смысл жить. Они могут быть очень разными. Некоторые из этих целей очень легко сочетаются с другими, некоторые противоречат друг другу. Очень часто приходится жертвовать ради самой важной цели.

Упражнение 4 «Жизненные цели»

Цель. Формирование жизненных целей и создание мотивации на сознательное отношение к будущему.

Задание. Учащимся предоставляется перечень жизненных целей и предлагается выбрать самую значимую для себя.

Обсуждения. Каждый называет значимую для него цель и выясняет свой выбор: какой смысл вкладывает, что под ней понимает, почему она является самой важной?

Подведение итогов игры.

Ведущий. Теперь я прошу вас выбрать цвет своего чувства (на столе кучками, по количеству участников, лежат стикеры или фигуры из цветной бумаги: желтый, красный, зеленый, голубой, коричневый. Ученики подходят к столу и берут тот цвет, который соответствует их чувствам).

Предлагаю вам характеристику того цвета, который вы выбрали:

желтый - превращение в профессионала,

красный - возможность работать по профессии по диплому с первичными знаниями,

зеленый - активная творческая деятельность,

голубой - устройство личной жизни,

коричневый - карьерный рост.

Выход из ролей.

Ведущий. Наша игра окончена. Вы получили реальный результат своей работы: кто-то четкую согласованность жизненных устремлений, а кто-то - несоответствие различных жизненных этапов. Какими мыслями, чувствами, впечатлениями вы хотели бы поделиться?

Возможно, в процессе игры у вас появились какие-то вопросы, желание обдумать.

И всегда помни! Если хочешь в будущем стать настоящим мастером и сделать хорошую карьеру - значит, в начале карьеры отдавай предпочтение той работе, которая дает богатый профессиональный и жизненный опыт, а не той, за которую больше платят.

Литература

Леванова Е.А., Волошина А. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия.- СПб .: Питер, 2008.- 208 с.

Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Под общей ред. Битяновой М.Р.- СПб .: Питер, 2006.-304с.

Шеховцова Л.Ф., Шеховцов А.В. Психологическое сопровождение выбора профессии в школе.- СПб: ООО Изд-во «Северо-Запад»; Ростов н / Д: Изд-во «Феникс», 2006.- 176с.


Приложение 1

Общие особенности проявления готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению:

• Четкие мотивы выбора профессии

• Профессиональные интересы

• Способность к самоанализу

• Владение информацией о мире профессий

• Адекватная самооценка

• Наличие профессионального плана

• Реализация конкретных мероприятий по овладению будущей профессией


Приложение 2

Жизненные цели:

• реализация своих творческих способностей в какой-либо области искусства или науки;

• стать выдающимся;

• самосовершенствованию;

• деятельность на благо людей, не обязательно за деньги;

• успешная профессиональная карьера;

• жизнь, наполненная яркими впечатлениями,

• обеспеченную жизнь;

• семья.

© 2010-2022