ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВО ВЗАИМОСВЯЗИ УЗКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

В конспеке представлена система работы с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития во взаимосвязи с узкими специалистами. Предлагается планирование работы с соответствии с лексическими теми логопеда.  Педагог-психолог проводит коррекционно-развивающие занятия 2 раза в неделю, группа воспитанников от 8 до 10 человек. Основной вектор своей работы  ему следует направить на развитие эмоционально-волевой и продуктивной сферы. Систему работы следует осуществлять во взаимосвязи с ро...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО- РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВО ВЗАИМОСВЯЗИ УЗКИМИХ СПЕЦИАЛИСТОВ.

Педагог-психолог

МБУ №45 «Яблонька»

Вертей Ю.А.

В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» (1989) и «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей» (1993) каждому ребенку должно быть гарантировано право на развитие, воспитание и образование с учетом его индивидуальных возможностей. Положения, отраженные в этих документах, распространяются на всех детей, в том числе и детей с задержкой психического развития. Они обеспечивают правовую защиту детства, поддержку семьи как естественной среды жизни ребенка, охрану здоровья, обеспечение воспитания, развития и образования детей, поддержку тех из них, которые наиболее в этом нуждаются.

Объективные данные, полученные при изучении здоровья подрастающего поколения в России, заставляют серьезно задуматься над проблемой усиления медицинской, социально-психологической, педагогической помощи детям, испытывающим трудности в развитии с самого раннего детства. К сожалению, число детей с задержкой психического развития не имеет тенденции к сокращению. Напротив, их количество увеличивается.

Дети с ЗПР - многочисленная категория, разнородная по своему составу. Часть из них имеет негрубые нарушения со стороны центральной нервной системы, вследствие ее раннего органического поражения. У других детей ЗПР возникает на фоне функциональной незрелости ЦНС. Соматическая ослабленность, наличие хронического заболевания также могут стать причиной отставания в нервно-психическом развитии. Неблагоприятные микросоциальные условия, психотравмирующие ситуации являются еще одной причиной ЗПР у детей.

В последнее время проблема ранней диагностики и коррекции детей все чаще поднимается как учеными, так и практиками. Действительно, многие трудности, проявляющиеся в учебе или поведении детей в школьном возрасте, имеют корни в пренатальном или постнатальном периоде развития. Диагностика этих трудностей в раннем возрасте помогает их эффективной коррекции. Полноценное проживание ребенком каждого возрастного периода подготовит его к переходу на следующую возрастную ступень, позволит сформироваться необходимым для этого психологическим новообразованиям.

В результате коррекции в раннем возрасте до 30% детей к 6 годам достигают показателей нормы, у 90% детей наблюдается стойкий положительный эффект. Причиной тому является необычайная пластичность мозга в раннем возрасте, его чрезвычайная восприимчивость к внешним воздействиям. По мнению Л.С. Выготского «то, что возникло в процессе развития ребенка как вторичное образование, принципиально говоря, может быть профилактически предупреждено или лечебно-педагогически устранено». Согласно этому положению Л.С. Выготского, чем раньше диагностированы нарушения, тем больше возможностей открывается для их коррекции и компенсации. Очевидно, что такая работа может быть эффективна только в рамках междисциплинарного подхода. Своевременно не осуществленная коррекция имеющихся отклонений у детей в раннем возрасте приводит к вторичной социально-педагогической запущенности, эмоциональным и личностным нарушениям.

С целью предупреждения вторичных отклонений в развитии и обеспечения максимальной реализации возрастного потенциала, успешной социальной адаптации и реабилитации детей с задержкой психического развития необходима своевременная организация специальных коррекционно-образовательных услуг.

В настоящее время в России наиболее распространенной формой оказания коррекционной помощи детям дошкольного возраста с задержкой психического развития является их воспитание и обучение в специальных дошкольных учреждениях и специальных группах при общеобразовательных детских садах. В специальные группы дети, как правило, попадают по направлению ПМПК в возрасте 4-х лет и старше. Дети до 4-х лет воспитываются дома или в общеобразовательных дошкольных учреждениях. Эти дети и их родители остро нуждаются в систематической консультативной и коррекционно-педагогической помощи специалистов.

Пояснительная записка

Образовательная коррекционно-развивающая программа для детей с задержкой психического развития составлена на базе Программы воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью (Авт. Баряева Л.Б., Гаврилушкин О.П., Зарин А.П.) в целях осуществления коррекционно-образовательной работы с детьми раннего возраста (с 2 до 4 лет). В соответствии с Международной статистической классификацией болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) это дети с диагнозом задержка психического развития (F-83). Программа рассчитана на один учебный год, что соответствует первому этапу Программы воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Использование программы предполагает большую гибкость. Время освоения программы строго индивидуально и зависит от целого комплекса причин, определяющих структуру нарушения у конкретного ребенка. Для детей, которые в ходе коррекционного обучения продвигаются значительно медленнее других, время освоения программы может занимать 2 года (решение принимается на основе результатов обязательного полного психолого-педагогического обследования ребенка, после обсуждения результатов обследования при участии педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, воспитателя, врача-психиатра, заключения ПМПК). В таком случае основной акцент делается на коррекционную работу с ребенком по специально сконструированной для него коррекционно-развивающей программе, входящей в рамки предлагаемого содержания, в процессе усвоения которой восполняется имеющийся «пробел».

Содержание материала данной программы построено в соответствии с принципом концентричности. Это означает, что ознакомление с определенной областью действительности от этапа к этапу усложняется, то есть тема остается, а содержание раскрывает сначала главным образом предметную, затем функциональную, смысловую, стороны, затем сферу отношений, причинно-следственных, временных и прочих связей между внешними признаками и функциональными свойствами. Кроме того, в программе прослеживаются и линейные, межпредметные связи между разделами. В одних случаях это связь тематическая, в других общность по педагогическому замыслу. Таким образом, обеспечивается повторность в обучении детей, что позволяет формировать у них достаточно прочные знания и умения.

В программе предложены организационные формы, содержание и основные методы и приемы взаимодействия взрослого и ребенка в процессе коррекционно-развивающего обучения в целях максимальной нормализации развития, обеспечения процесса социализации детей раннего возраста с задержкой психического развития. Программой определены цели и задачи воспитания и обучения детей раннего возраста с задержкой психического развития. Программа адресована специалистам, воспитывающим и обучающим детей в специализированных учреждениях: учителям-дефектологам, учителям-логопедам, педагогам-психологам.

Теоретической основой программы являются положения, разработанные в отечественной психологии Л.С.Выготским, П.Я.Гальпериным, В.В.Давыдовым, А.В.Запорожцем, А.Н.Леонтьевым, Д.Б.Элькониным и другими учеными, об общности основных закономерностей психического развития в норме и патологии, о сензитивных возрастах, о соотношении коррекции и развития, об актуальном и потенциальном уровнях развития (зоне ближайшего развития), о соотношении обучения и развития, о роли дошкольного детства в процессе социализации, о значении деятельности в развитии, о роли знака в «культурном» развитии ребенка и т. д.

Программа составлена с учетом специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития ребенка с ЗПР; ведущих мотивов и потребностей ребенка раннего возраста; характера ведущей деятельности; типа общения и его мотивов; социальной ситуации развития ребенка.

Программа включает введение, пояснительную записку, изложение содержания по направлениям коррекционно-образовательной работы.

Предлагаемое содержание основных направлений педагогической работы, условия и формы его реализации позволяют решать в единстве коррекционно-развивающие задачи, к которым относится моторно-двигательное, эмоциональное, сенсорное, умственное, социально-личностное, коммуникативное, речевое развитие ребенка. Практическая реализация этих задач осуществляется в процессе формирования механизмов предметной и игровой деятельности как ведущих видов деятельности в раннем и дошкольном детстве, продуктивных видов деятельности (рисования, конструирования), ознакомления с окружающим, развития речи, формирования элементарных математических представлений.

Все направления коррекционно-образовательной работы являются взаимосвязанными и взаимопроникающими, а задачи коррекционного обучения решаются комплексно во всех используемых формах его организации.

В программе выделены следующие разделы:

  1. Познавательное развитие.

  2. Социально-психологическое развитие.

  3. Речевое развитие.

  4. Развитие деятельности.

Программа для детей с задержкой психического развития построена в соответствии с принципами, сформулированными в психологических, нейропсихологических, педагогических исследованиях.

Программа составлена с учетом:

  • характера ведущей деятельности;

  • структуры и степени выраженности нарушения;

  • ведущих мотивов и потребностей ребенка;

  • целей дошкольного воспитания.

Построение коррекционно-развивающей программы в соответствии с указанными принципами обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка. Работа по обогащению (амплификации) общего развития детей имеет коррекционную направленность.

Работа специалистов с детьми включает три блока углубленного диагностического обследования: при поступлении ребенка (сентябрь), в конце первого периода обучения (декабрь) и в конце второго периода обучения (май). Результативность проводимой коррекционно-развивающей работы определяется данными полученными в ходе углубленных диагностических обследований специалистов и обследованием ребенка на ЦПМПК, по итогам которого:

  • дети, достигшие положительных результатов, завершают занятия в группе и получают рекомендации о дальнейшем образовательном маршруте;

  • дети, не достигшие положительных результатов, продолжают занятия в Отделе ранней помощи и по достижению 4-летнего возраста направляются:

  • на ПМПК для перевода ребенка коррекционные группы других отделов Центра;

  • на ПМПК для определения дальнейшего образовательного маршрута.

Особенностью данной программы является активное привлечение в работу родителей, что способствует повышению их психолого-педагогической компетентности. Обучение родителей (или матери) дает максимальный эффект при проведении коррекционных мероприятий. Содержание программы предполагает активное использование следующих форм работы с родителями:

  1. Консультативно-рекомендательная.

  2. Лекционно-просветительская.

  3. Организация круглых столов, детских утренников, праздников.

  4. Индивидуальные занятия с родителями и их ребенком.

  5. Проведение практических тренинговых занятий по коррекции детско-родительских взаимоотношений (на основании результатов диагностики детско-родительских отношений).

Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации. В предложенной системе работы заложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей, сбалансированное чередование специально организованных занятий и нерегламентированной деятельности.

Комплексный подход обеспечивает более высокие темпы динамики общего и речевого развития детей. Реализация принципа комплексности предусматривает взаимосвязь в работе учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога, воспитателя.

Основой перспективного и календарного планирования коррекционной работы является тематический подход. Он позволяет организовать коммуникативные ситуации, в которых педагог управляет когнитивным и речевым развитием детей. Тематический подход обеспечивает концентрированное изучение и многократное повторение материала. Концентрированное изучение темы способствует успешному накоплению речевых средств и активному использованию их детьми в коммуникативных целях, оно вполне согласуется с решением как общих задач всестороннего развития детей, так и специальных коррекционных. Концентрированное изучение материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами, так как все специалисты работают в рамках одной лексической темы.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРОВЕДЕНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

В коррекционной группе для детей раннего возраста с задержкой психического развития проводится всего 9 занятий в неделю:

  • Индивидуальные занятия учителя-дефектолога - 2 занятия, продолжительностью 15-25 минут (совместно «родитель-ребенок»).

  • Индивидуальные занятия учителя-логопеда - 2 занятия, продолжительностью 15-25 минут (совместно «родитель-ребенок»).

  • Индивидуальные занятия педагога-психолога - 2 занятия, продолжительностью 15-25 минут (совместно «родитель-ребенок»).

  • Групповые занятия учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителя-логопеда - по 1 занятию, продолжительностью 15-20 минут.

В коррекционной группе для детей раннего возраста особое внимание следует уделять сбалансированности занятий и свободного времени малышей. Дети должны получать возможность играть и отдыхать в специально организованной предметно-пространственной развивающей среде. Между индивидуальными и подгрупповыми занятиями предусмотрены перерывы (свободная игровая деятельность) продолжительностью от 5 до 10 минут. В это время специалисты осуществляют наблюдение за детьми, оказывают им необходимую помощь, становятся партнерами по играм.

1 раз в неделю проводится «Родительский час» для родителей детей коррекционных групп:

  • Консультативные встречи (по запросу).

  • Тематические лекции, круглые столы (1-2 раза в месяц).

  • Родительские собрания (3 раза в год).

  • Детские утренники (2 раза в год).

  • Диагностика и коррекция детско-родительских взаимоотношений (по плану педагога-психолога).

Индивидуальные занятия учителя-дефектолога проводятся по понедельникам и средам, групповые занятия проводятся по пятницам.

Индивидуальные занятия учителя-логопеда проводятся по понедельникам и средам, групповые занятия проводятся по пятницам.

Индивидуальные занятия педагога-психолога проводятся по понедельникам и средам, групповые занятия проводятся по пятницам.

Обучение в коррекционной группе для детей с задержкой психического развития можно условно разделить на два периода:

I период - сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.

II период - январь, февраль, март, апрель, май.

В сентябре проводится углубленное обследование психических функций и состояния речи детей, происходит адаптация детей к новым для них условиям.

Далее начинаются индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми. Вся дальнейшая работа в коррекционной группе для детей с задержкой психического развития строится на материале следующих лексических тем:

Октябрь

1-2-я недели

3-4-я недели

«Осень»

«Игрушки»

Ноябрь

1-я неделя

2-я неделя

3-4-я недели

«Части тела и лица»

«Туалетные принадлежности»

«Семья»

Декабрь

1-я неделя

2-3-я недели

4-я неделя

«Одежда»

Промежуточная диагностика

«Зима»

Январь

1-я неделя

2-я неделя

3-4-я недели

Каникулы

«Зима»

«Мебель»

Февраль

1-2-я недели

3-4-я недели

«Посуда»

«Транспорт»

Март

1-2-я недели

3-4-я недели

«Весна»

«Домашние животные и птицы»

Апрель

1-2-я недели

3-4-я недели

«Дикие животные»

Итоговая диагностика

Май

1-2-я недели

Обобщающие занятия



© 2010-2022